Выполнение контракта на поставку ЗРС С-400 в Индию идет по графику
Самое знаковое соглашение в истории военно-технического сотрудничества Москвы и Нью-Дели

Ситуация с распространением коронавируса не отразится на графике выполнения военных контрактов между Россией и Индией, в частности, на поставках зенитных ракетных систем С-400. Об этом заявил в интервью ТАСС посол Индии в Москве Бала Венкатеш Варма. «Все ключевые контракты будут выполняться, я не ожидаю никаких проблем», – подчеркнул дипломат, отвечая на соответствующий вопрос.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

Ранее в интервью «Российской газете» посол Индии особо отметил: «У нас нет никаких сомнений, что С-400 – лучшая зенитная ракетная система в мире. Индия рада, что в ее Вооруженных Силах будет С-400, произведенная в России».

Напомним, что контракт на поставку в Индию ЗРС С-400 стоимостью $5,43 млрд. был подписан во время визита президента России Владимира Путина в Индию в 2018 г. Данный контракт стал наиболее значимым итогом девятнадцатого ежегодного российско-индийского саммита. Это самое крупное и самое знаковое соглашение за всю многолетнюю историю военно-технического сотрудничества Москвы и Нью-Дели. Ожидается, что контракт на поставку С-400 будет полностью выполнен в 2025 г.

ИНДИЯ СТАЛА ТРЕТЬИМ ЗАРУБЕЖНЫМ ПОКУПАТЕЛЕМ СИСТЕМ С-400 ПОСЛЕ КИТАЯ И ТУРЦИИ

Индия уже сделала первый взнос в размере $850 млн. за системы С-400 «Триумф» и хочет, чтобы Россия ускорила график их поставок, сообщала в ноябре 2019-го  влиятельная индийская газета The Economic Times, ссылаясь на осведомленные источники.

Республика Индия все активнее демонстрирует свои амбиции как ведущая мировая держава. Страна, которую на протяжении десятилетий называли то лидером Индийского субконтинента, то сверхдержавой Азии, в период нахождения у власти премьер-министра Нарендры Моди во весь голос впервые заявила о своей глобальной миссии. Однако по мере того как «геополитическая капитализация» Индии растет, увеличиваются и риски, связанные с ее безопасностью.

В настоящее время идет активная дискуссия о том, куда движется ведущая держава Южной Азии под руководством премьер-министра Нарендры Моди – лидера нового типа и по своему темпераменту, и по своему менталитету, и по своему видению современного мира. После того как в мае 2014 г. Нарендра Моди вступил в должность премьера, он обратился к дипломатам своей страны с призывом все более активно позиционировать Индию в качестве самодостаточной державы-лидера, а не просто противовеса между главными центрами силы, каковым она оставалась на протяжении десятилетий.

В реализации этого стратегического плана нынешнее индийское руководство исходит из двух постулатов.

Во-первых, из того, что рост экономики и обеспечение национальной безопасности Индии в условиях глобализации невозможны без все более активного участия в решении общемировых проблем. Нью-Дели осознает, что пассивность в этом вопросе может дорого обойтись стране.

Контракт на поставку в Индию ЗРС С-400 был подписан во время визита президента России Владимира Путина в Нью-Дели в 2018 году.

Во-вторых, при ведении многосторонних переговоров Индия должна учитывать международную политическую иерархию – твердо добиваясь своего, проявлять при этом гибкость и стремиться к разумному компромиссу.

Решение этих стратегических задач в области внешней и оборонной политики, осуществляемое в «эпоху Моди», состоит не только в том, чтобы добиться реформы Организации Объединенных Наций и постоянного места Нью-Дели в Совете Безопасности ООН. Само по себе место за почетным столом Совбеза мало что сможет дать Индии, если страна не модернизирует те принципы, на которых строится ее внешняя политика и политика в области безопасности, и не сможет нейтрализовать те множащиеся риски и угрозы, которые способны осложнить движение вперед «индийского слона».

Окончательно избавив индийскую дипломатию от оборонительного подхода, Нарендра Моди сегодня пытается утвердить ее наступательную роль как одного из мировых центров, опираясь на растущий экономический и военно-технический потенциал своей страны.

Интерес индийской стороны к С-400, разумеется, далеко не случаен. В мире идет активная гонка вооружений, и такие крупные игроки как Китай и Пакистан (которые рассматриваются в качестве вероятных противников Индии) активно наращивают свои военные возможности. Китайский и пакистанский ракетный потенциал совершенствуется с каждым годом – по всей линейке баллистических и крылатых ракет малой и средней дальности. Пекин и Исламабад также наращивают ударные возможности национальных ВВС. Да и в целом в мире неспокойно. В этих условиях создание надежной системы противовоздушной обороны с опорой на лучшие в мире дальнобойные системы С-400 разработки и производства Концерна ВКО «Алмаз – Антей» – абсолютно естественный и закономерный выбор для Индии.

Следует отметить, что Индия приняла решение приобрести российские ЗРС С-400 вопреки санкционным угрозам США, что свидетельствует о твердой решимости Нью-Дели следовать независимым курсом в международной политике и оснащать свои Вооруженные Силы лучшим в мире оружием, а также об огромном значении, которое придается отношениям с традиционным стратегическим партнером – Россией.

«Особо привилегированное стратегическое партнерство» – именно так официально сегодня именуются российско-индийские отношения. СССР и Индия самым тесным образом сотрудничали по множеству направлений, в том числе по линии ВТС. При этом Индия никогда не входила в так называемую советскую сферу влияния, играя ключевую роль в Движении неприсоединения. Тем не менее именно благодаря СССР произошло становление современных Вооруженных Сил страны и ее военной промышленности.

В то же время отношения Индии с США до 1990-х гг. были прохладными, и индийцы, например, прекрасно помнят значительную поддержку, оказанную СССР в период кризиса в Восточном Пакистане (сегодня – Бангладеш) в 1971 г. и последующей войны с Пакистаном, и одновременно фактически враждебную позицию по отношению к Индии, занятую тогда США. В 1990-х гг., с прекращением существования СССР и проведением масштабной либерализации индийской экономики, внешняя политика Нью-Дели стала многовекторной.

Создание надежной системы противовоздушной обороны с опорой на лучшие в мире дальнобойные системы С-400 разработки и производства Концерна ВКО «Алмаз - Антей» - абсолютно естественный и закономерный выбор для Индии.

В области ВТС сегодня, помимо России, Индия активно сотрудничает с целым рядом государств – США, Израилем, Францией и пр. Тем не менее доля военной техники и оборудования советского и российского производства в ВС Индии составляет по-прежнему порядка 70%, а сотрудничество Москвы и Нью-Дели вышло на новый уровень.

Нередко высказывается мнение о том, что в сфере военно-технического сотрудничества Индия развернулась от России в сторону других стран, однако подписанный контракт по С-400 со всей очевидностью его опровергает. Россия делится с Индией самыми передовыми технологиями Военно-техническое сотрудничество остается одним из основных элементов особо привилегированного стратегического партнерства России и Индии. Совокупный объем контрактов в сфере ВТС между странами с 1960 г. превысил $65 млрд., а портфель заказов с 2012 по 2020 гг. – $49 млрд.

Как отмечает эксперт из индийского исследовательского центра Observer Research Foundataion (ORF) Раджешвари Раджагопалан, ВТС является одним из ключевых факторов, определяющих динамику отношений Москвы и Нью-Дели. «Во-первых, Россия остается единственным партнером, готовым предоставлять Индии критические технологии. Во-вторых, укрепляющееся стратегическое партнерство России и Китая влечет за собой серьезные последствия в области безо­пасности для Индии», – пишет Раджагопалан, отмечая, что, несмотря на диверсификацию своих оборонных поставок, Россия по-прежнему доминирует, так как порядка 70% вооружения ВС Индии – советского/российского происхождения.

С-400 – ЛУЧШИЙ ВЫБОР СРЕДИ ДАЛЬНОБОЙНЫХ ЗРС С ПРОТИВОРАКЕТНЫМИ ФУНКЦИЯМИ

Концерн ВКО «Алмаз – Антей», выполняющий контракт на поставку ЗРС С-400 в Индию, по праву является сегодня флагманом оборонно-промышленного комплекса России. Это одно из крупнейших интегрированных объединений, здесь трудятся около 130 тысяч человек. Продукция Концерна состоит на вооружении более чем в 50 странах мира.

За последние несколько лет введены в эксплуатацию два новых завода: в Кирове (Кировское машиностроительное предприятие) и в Нижнем Новгороде (Завод имени 70-летия Победы). Завершен масштабный проект по созданию Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) Концерна ВКО «Алмаз – Антей» в Санкт-Петербурге.

Консолидирован интеллектуальный, конструкторский и производственный потенциал всех организаций, входящих в интегрированную структуру Концерна, и обеспечен последовательный и неразрывный процесс: от создания идеи до разработки перспективного опытного образца и выпуска готового конкурентоспособного изделия специального или гражданского назначения.

С-400 была принята на вооружение ВС РФ весной 2007 г., а 6 августа того же года первый полк, оснащенный этой ЗРС, заступил на боевое дежурство в районе подмосковного города Электросталь.

Объективно С-400 – лучший выбор среди дальнобойных ЗРС с противоракетными функциями. Средства данной системы предназначены для высокоэффективной защиты важнейших политико-административных, экономических и военных объектов.

«Четырехсотка» создавалась как система зенитного ракетного прикрытия дальнего действия и средней дальности от средств воздушно-космического нападения различных типов: самолетов, беспилотных летательных аппаратов, стратегических крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых летательных аппаратов в условиях активного боевого и радиоэлектронного противодействия.

За исключением межконтинентальных баллистических ракет, практически весь спектр средств воздушно-космического нападения является теми целями, по которым система должна работать с высокой эффективностью. При этом не только по точечным объектам, но и по группам таких объектов на достаточно больших площадях. Поэтому в данной системе реализованы зонные характеристики, то есть максимальные дальние границы зоны поражения по аэродинамическим целям – до 400 км, высоты поражения – 30 км. Решается задача перехвата баллистических ракет на дальности свыше 60 км. Все это выгодно отличает систему от аналогов.

С-400 может применяться в дневное и ночное время, в любых погодно-климатических и физико-географических условиях. Все процессы боевой работы системы полностью автоматизированы: обнаружение, трассовое сопровождение, распределение целей, захват, сопровождение и опознавание, выбор типа ракет и их подготовка к пуску, пуск, захват и наведение ракет на цели, оценка результатов стрельбы.

Входящие в состав «четырехсотки» ЗУР имеют вертикальный старт, оснащены комбинированными системами наведения – инерциальной с радиокоррекцией на маршевом и среднем участках, системой активного радиолокационного самонаведение на конечном участке траектории.

С-400 изначально построена с возможностью реконфигурирования смешанного боекомплекта зенитных управляемых ракет. В отличие от систем предыдущего поколения здесь имеются: зенитные управляемые ракеты дальнего действия, ракеты средней дальности, ракеты малого калибра, относящиеся к категории средней дальности и предназначенные для борьбы с наиболее массовыми, легко уязвимыми целями на рубежах до 150 км.

Используемые в составе С-400 самоходные пусковые установки (СПУ) обеспечивают транспортировку, подготовку и пуск любых типов ракет, входящих в состав системы. При этом на тяжелой СПУ может устанавливаться до четырех стандартных транспортно-пусковых контейнера (ТПК), в каждом из которых может быть размещено по одной или по четыре ракеты. В свою очередь, на облегченной СПУ может быть размещен блок из 12 малогабаритных ракет в одинарных ТПК. Время развертывания средств системы из походного состояния и приведения их в боевую готовность составляет пять минут.

Входящие в состав «четырехсотки» ЗУР имеют вертикальный старт, оснащены комбинированными системами наведения – инерциальной с радиокоррекцией на маршевом и среднем участках, системой активного радиолокационного самонаведение на конечном участке траектории.

Следует также отметить, что принципы построения и разветвленная системы связи позволяют интегрировать С-400 в различные уровни управления не только ВКС, но и других видов Вооруженных Сил. В целом, по сравнению с системами ПВО предыдущего поколения, ЗРС С-400 обладает значительно большими тактико-техническими возможностями, обеспечивая более чем двукратный рост эффективности боевого применения.

Важнейший аспект – высокая помехозащищенность С-400, которая обеспечивается реализацией практически всех известных на сегодняшний день и хорошо апробированных методов.

Еще один интересный момент – возможность пространственного подавления. Это автокомпенсация помех, воздействующих на навигационные средства, причем многоканальная. Здесь реализовано решение задачи адаптивной селекции имитирующих помех дезинформирующего типа. Наиболее эффективно применение этих помех к ракетам и локационным средствам предыдущих поколений. Ценное системное свойство С-400 – возможность поражать непосредственно постановщики активных помех, входящие в ту обширную зону, которую система отслеживает. Это должно заставить противника задуматься, стоит ли ему вообще применять источники помех, потому что они довольно легко поражаются.

Следует отметить высокую огневую производительность С-400, поскольку существует возможность быстрого автоматического захвата целей на сопровождение. Все базовые циклы при отражении массированных ударов производятся автоматически.

Отметим эксплуатационную группу характеристик. Во-первых, в С-400 сохранилось очень ценное качество, какое имелось в системах предыдущего поколения – быстрое время свертывания-развертывания, в течение пяти минут, что позволяет оперативно решив боевую задачу свернуться и передислоцироваться на другое место с помощью тех автомобильных шасси, которые перевозят средства системы.

Следует также иметь ввиду, что набор радиолокационных средств, который имеется в составе С-400, позволяет решать поставленные боевые задачи полностью автономно.

При этом есть возможность интегрировать средства передачи данных С-400 в любую другую систему ПВО, которая будет согласована с инозаказчиком для обмена данными и построения интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны. Достаточно согласовать протокол обмена – цифровые интерфейсы позволяют настраивать аппаратуру в очень короткий промежуток времени.

У С-400 весьма высокие характеристики по надежности. В течение всего цикла производства ЗРС С-400 есть возможность модифицировать и модернизировать практически все ее составные части. Поиск неисправности и каких-либо вышедших из строя элементов, что возможно в условиях внешнего воздействия или же при жестких условиях эксплуатации, занимает очень короткое время, поскольку эта задача решается автоматически.

Что касается использования системы С-400  в различных условиях окружающей среды, то температура эксплуатации – в диапазоне от -50 до +50 °С.

Гарантируется боеспособность ракет, которые хранятся в ТПК, до 10 лет, без дополнительных проверок и настроек. В целом гарантийный срок их службы свыше 20 лет, а в некоторых случаях – 25 лет, в зависимости от условий эксплуатации и ряда других аспектов.

Единственным аналогом, который имеет хоть какое-то приближение к системе С-400, является американский ЗРК Patriot, модернизированный по программе РАС 3. Тем не менее, по ряду характеристик эти системы отличаются весьма существенно. В частности, по дальней границе зоны поражения С-400 значительно превосходит Patriot РАС 3, у «четырехсотки» очень короткое время развертывания и свертывания при выполнении и после выполнения боевых задач.

У С-400 есть возможность, при необходимости, подъема антенных постов локационных средств на мобильные и быстро разворачиваемые вышки, чего нет у зарубежных систем.

Покупатель С-400 может гарантированно рассчитывать на сервисное обслуживание данных ЗРС на протяжении всего их жизненного цикла. Ведь Концерн ВКО «Алмаз – Антей» имеет самостоятельное право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении послепродажного обслуживания ранее поставленной продукции военного назначения, поставки ЗИП, комплектующих изделий, продления сроков службы, ремонта, модернизации и утилизации, а также в отношении обучения иностранных специалистов проведению таких работ.

Как отметил индийский военный эксперт, главный редактор военно-стратегического журнала FORCE Правин Сони, «С-400 в воен­ном отношении имеет критическое значение для Индии. Индия закупила пять полковых комплектов, или 40 пусковых установок, и порядка тысячи ракет. Интересно, что 70% приобретенных ракет обладают очень большой дальностью (400 км). Радар С-400 с дальностью обнаружения целей 600 км и обзором на 360 градусов способен одновременно отслеживать 70 целей. С-400 – это не улучшенная версия зенитной системы С-300, которую предлагали Индии в 1998 г., а система с совершенно другими  технологиями, радарами и ракетами. Хотя сделка по С-400 не предполагает трансфера технологии или оборонных офсетов, Россия согласилась создать сервисную инфраструктуру в Индии, поможет интегрировать С-400 с собственной индийской системой ПВО Akash, ускорит поставки, несмотря на загруженность заказами и рассмотрит возможность продажи Индии проходящей в настоящее время испытания системы С-500, способной сбивать находящиеся на низкой орбите спутники».

Известный индийский военный эксперт, журналист Аджай Шукла, со своей стороны, отмечает в газете Business Standard, что с принятием на боевое дежурство ЗРС С-400 возможности ВВС Индии по защите национального воздушного пространства значительно повысятся. «На фоне сократившегося числа эскадрилий ВВС (31 вместо предполагаемых 42) возможности С-400 имеют первостепенное значение, – указывает Шукла. – Помимо нехватки самолетов-истребителей, сеть РЛС Индии, которая в идеале должна моментально обнаруживать взлеты истребителей ВВС Пакистана с их баз, обладает недостаточным радиусом обзора, в ней есть пробелы. Когда С-400 вступят в строй, ситуация с индийской ПВО улучшится. К тому времени у ВВС будут все запланированные 272 истребителя Су-30МКИ, первая эскадрилья Rafale и две эскадрильи Tejas».

По мнению экспертов, для Нью-Дели идеальным вариантом было бы в дополнение к С-400 закупить затем и другие новейшие российские комплексы ПВО – «Викинг» средней дальности и «Тор» малой дальности. Созданные одним разработчиком – Концерном ВКО «Алмаз – Антей» – они могут быть интегрированы с С-400 в целях формирования комплексной эшелонированной системы воздушно-космической обороны Индии.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS