Португалия начинает переговоры о покупке КС-390
Правительство Португалии уполномочило Министерство национальной обороны провести начальные переговоры с бразильской компанией Embraer о закупке пяти военно-транспортных самолетов KC-390 для ВВС страны.
Потенциальное соглашение будет включать опцион еще на один самолет. Планируется, что KC-390 поэтапно заменят американские C-130H Hercules, состоящие на вооружении 501-й эскадрильи ВВС, размещенной на авиабазе «Монтижу».
В течение ближайших трех месяцев Португалия сформирует комиссию в составе представителей министерств экономики и финансов, науки, технологий и инноваций во главе с министром национальной обороны Хосе Альберто Азередо Лопесом, которая проведет с Embraer переговоры о сроках, технических и финансовых условиях покупки. Комиссия также согласует график поставки.
Решение Португалии имеет важное значение для Embraer, поскольку до настоящего времени компания заключила твердый контракт на поставку KC-390 только с ВВС Бразилии, хотя письма о намерении ранее были подписаны с оборонными ведомствами Колумбии, Чили, Чехии и Аргентины.
Министры обороны Бразилии и Португалии подписали декларацию о намерениях, предусматривающую участие Лиссабона в программе разработки KC-390 в 2010 г.
Обсуждаются поставки С-300
Россия и Сербия обсуждают вопрос о поставках зенитных ракетных систем С-300, сообщил РИА «Новости» директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев.
«В настоящее время сербские партнеры выражают заинтересованность в поставках С-300», – отметил руководитель ФСВТС.
Ранее со ссылкой на руководство Сербии сообщалось, что речь идет о поставках Белграду двух дивизионов ЗРС С-300 и полкового командного пункта.
Может быть и «МиГи»
Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о намерении приобрести именно новые, а не бывшие в эксплуатации истребители, как это предполагалось ранее.
По его словам, соответствующие переговоры будут проведены с тремя компаниями: Lockheed Martin (F-16), Saab (JAS 39 Gripen) и РСК «МиГ» (МиГ-29 или МиГ-35). Проведение переговоров поручено группе экспертов, которую возглавит министр обороны Красимир Каракачанов.
При этом надо отметить, что в начале июля 2017 г. Красимир Каракачанов заявлял, что правительство Болгарии не начнет переговоры о приобретении новых истребителей, пока специальная парламентская комиссия не завершит расследование дела по подозрению в коррупции при заключении предыдущей сделки по ремонту авиационной техники. А в июне он же говорил о переговорах по приобретению истребителей Gripen или Eurofighter Typhoon – не упоминая о самолетах российского и американского производства.
То есть позиция руководителей Болгарии по вопросу приобретения самолетов постоянно меняется, и пока сложно даже предположить, чем закончится эпопея по закупке восьми многоцелевых истребителей для ВВС страны. Однозначным, пожалуй, можно считать лишь установку Минобороны Болгарии о том, что соответствующий контракт стоимостью около $870 млн. будет заключен только при условии достижения договоренности о рассрочке платежей по крайней мере на восемь лет.
Завершается строительство первой зарубежной военной базы КНР
По информации китайского информационного агентства «Синьхуа», в Джибути завершается строительство базы материально-технического обеспечения ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – первой военной базы Китая, расположенной за пределами страны.
База будет использоваться ВМС НОАК для проведения различных миссий в Африке и Западной Азии, включая миротворческие операции, доставку гуманитарной помощи и борьбу с пиратством.
Группа кораблей китайского флота уже отправилась к берегам Джибути.
Эта небольшая африканская страна занимает чрезвычайно важное географическое положение: ее побережье выходит на Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом. Пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, так как через него пролегает морской путь из Европы в Восточную и Южную Азию, а также Австралию.
В Джибути располагаются военные базы США, Германии, Италии, Испании.
Австрия хочет отказаться от «Еврофайтеров»
Австрия планирует с 2020 г. поэтапно отказаться от эксплуатации истребителей Eurofighter Typhoon на фоне углубляющихся разногласий с консорциумом из четырех стран-производителей этих самолетов по вопросам стоимости обслуживания и боевой эффективности машин.
По информации австрийских СМИ, Вена в феврале 2017 г. начала судебное разбирательство против Airbus Defense & Space и Eurofighter по поводу предполагаемого мошенничества и обмана, связанного с приобретением 15 истребителей на сумму около 2 млрд. евро ($2,28 млрд.) в 2003 г. Airbus и Eurofighter отрицают обвинения. Иски также предъявлены британской BAE Systems и итальянский Leonardo.
Причиной скандала стали утверждения о том, что положительное решение вопроса о покупке «Еврофайтеров» Австрией было принято за взятку в размере около 100 млн. евро. Парламентская комиссия Австрии продолжает свое расследование по данному делу.
Руководство Австрии также неудовлетворенно низкими характеристиками полученных в 2005-2008 гг. самолетов и высокой стоимостью их технической поддержки (оценивается примерно в 80 млн. евро в год). По расчетам австрийского оборонного ведомства, парк из 15 Eurofighter Typhoon Tranche 1 в течение следующих 30 лет потребует затрат в размере от 4,4 до 5,1 млрд. евро. Согласно отчету специальной комиссии Минобороны, созданной в марте 2017 г. во главе с командующим ВВС Бригом Карлом Грубером, замена «Еврофайтеров» на другие истребители обеспечит потенциальную экономию в размере от 100 млн. до 2 млрд. евро в период до 2049 г.
В настоящее время ВВС Австрии помимо пятнадцати истребителей Eurofighter Typhoon имеют на вооружении также 18 устаревающих учебно-тренировочных самолетов Saab 105, которые эксплуатируются с 1970 г. и также требуют замены.
Комиссия сделала вывод о том, что с 2020 г. Австрия может перейти на однотипный парк из 15 одноместных и трех двухместных новых многофункциональных истребителей.
Спешная модернизация
Министерство обороны Индии одобрило выделение 24 млрд. рупий ($371 млн.) на проведение модернизации 693 боевых машин пехоты БМП-2/2K «Саратх» Сухопутных войск страны к стандарту БМП-2M.
Детали проекта пока не раскрываются, однако известно, что модернизация включает оснащение БМП современными интегрированными системами управления огнем с усовершенствованными тепловизионными прицелами для ведения боевых действий ночью. Совет по оборонным закупкам (DAC) выбрал для реализации программы модернизации государственные компании Bharat Electronics Limited (BEL) и Ordnance Factory Board (OFB), которая в 1987-2007 гг. вело лицензионную сборку БМП-2.
Источники Jane’s Defence Weekly в промышленности заявили, что, отдав предпочтение OFB и BEL, Министерство обороны нарушило процедуру приобретения продукции оборонного назначения, которая требует заключать подобные соглашения на конкурсной основе. По информации представителей СВ, контракт на модернизацию БМП-2 был отдан двум государственным компаниям «волевым решением» без испытаний заказчика и проверки разработанной OFB/BEL системы управления огнем. Следует также учитывать, что программа модернизации БМП-2 в Индии не может начаться уже около семи лет и военные хотели наконец закрыть этот вопрос в возможно более короткий срок – в течение ближайших 2-3 лет.
По заявлению ряда индийских специалистов, под давлением командования СВ Министерство обороны игнорировало предложения нескольких частных индийских компаний, которые разработали свои варианты модернизации БМП-2. Некоторые из потенциальных подрядчиков участвуют в затянувшейся процедуре приобретения перспективной боевой машины пехоты FICV (Future Infantry Combat Vehicles) и рассчитывали провести проверку новых технологий в рамках модернизации БМП-2.
У Хорватии появились деньги для замены МиГ-21
Министерство обороны Хорватии направило запросы о предложениях на поставку истребителей пяти странам: США, Израилю, Греции, Республике Корея и Швеции.
12 новых машин должны заменить в ВВС страны самолеты МиГ-21бис/УМ, из которых в настоящее время в летном состоянии остаются лишь три МиГ-21бис и один учебно-тренировочный МиГ-21УМ.
В случае первых трех потенциальных поставщиков, речь идет о бывших в употреблении F-16, у двух последних Хорватию интересуют учебно-боевой самолет FA-50 производства компании Korea Aerospace Industries и JAS 39 Gripen от Saab соответственно.
Полученные предложения будут тщательно изучены в течение нескольких месяцев, исходя из ряда критериев. В частности, это технические характеристики самолетов, возможность заключения межправительственного соглашения, стоимость продажи и предложения по промышленному сотрудничеству. Хорватия рассчитывает заключить контракт на базе межправительственного соглашения и развивать сотрудничество не только с компанией-поставщиком, но и с руководством страны, где она размещается, в расчете на инвестиции в хорватскую экономику.
На текущий момент планируется, что первый истребитель будет поставлен к концу 2020 г.
МО Хорватии пытается приобрести истребители для замены своих устаревших и находящихся не в лучшем техническом состоянии МиГ-21 на протяжении последних 10 лет. Основной проблемой является отсутствие достаточных финансовых средств для закупки современных истребителей. Ранее по этой причине решено было модернизировать 12 МиГ-21 на Украине, однако результат не устроил хорватских военных. В последнее время ситуация меняется. Оборонный бюджет на 2017 г. Загреб увеличил на 9% – до 4,4 млрд. кун ($670 млн.). Кроме того, президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович объявила, что к концу 2017 г. правительство представит стратегию увеличения расходов на оборону с 1,23% ВВП в 2017 г. до 2% к 2024 г.
Проверенный в Сирии Т-90 – нарасхват
По информации помощника президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимира Кожина, Россия и Ирак подписали крупный контракт на поставку Багдаду танков Т-90.
Примечательно, что США 19 декабря 2016 г. объявили о возможной продаже Ираку дополнительной партии из 175 ОБТ M1A1 Abrams и 150 бронемашин на базе HMMWV M1151A1 на сумму около $3 млрд.
Вполне вероятно, что от этих планов иракскому руководству пришлось отказаться (ввиду высокой стоимости американской техники) и сделать выбор в пользу российского предложения, в том числе и за счет того, что Т-90 хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях в Сирии.
При этом контракт стоимостью $28,2 млн. на поставку M1151A1 состоялся.
Ранее Ирак получил из США более 140 танков M1A1 Abrams из которых, по крайней мере, 28 штук были повреждены или уничтожены в ходе боев с боевиками Исламского государства (организация, запрещенная в РФ).
Владимир Кожин упомянул также о «большом запросе» Кувейта на покупку Т-90. Следует отметить, что согласно опубликованным ранее данным, Кувейт планирует приобрести 146 модернизированных ОБТ Т-90МС/МСК. Кстати, оценивая количество танков, которые намерен приобрести Кувейт, косвенно можно сделать вывод о том, что заказ Багдада гораздо больше.
В феврале 2017 г. глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на выставке IDEX-2017 заявил, что Россия подписала крупный контракт на поставку Т-90МС в одну из стран Ближнего Востока, а в ближайшее время планируется подписать еще один контракт. С большой долей вероятности можно утверждать, что говоря о подписанном контракте, Мантуров имел в виду Ирак, а говоря о планируемом к подписанию контракте – Кувейт.
Следует также отметить, что, по информации IHS Jane's, Вьетнам подтвердил подписание контракта с Россией на закупку 64 танков
Т-90С/СК. О существовании этого соглашения ранее также стало известно из открытых источников.
Румыния покупает ЗРК Patriot
Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Румынии в рамках программы «Иностранные военные продажи» семи батарей ЗРК Patriot. Полная стоимость соглашения может составить $3,9 млрд.
Ранее правительство Румынии обратилось к США с запросом о приобретении комплексов Patriot «Конфигурация 3+» (с ракетами MIM-104E GEM-T), позволяющих поражать баллистические цели.
Как отмечается в уведомлении Госдепа, данная продажа повысит обороноспособность Румынии и соответствует целям, поставленным перед НАТО. Бухарест будет использовать ЗРК в качестве средства сдерживания региональных угроз. Patriot станут частью эшелонированной интегрированной системы ПВО, в состав которой также войдут недавно поставленные Румынии истребители F-16. Приобретение комплексов ПВО стало возможным благодаря увеличению Бухарестом военных расходов до уровня 2% ВВП.
С прицелом на F-35
ВВС Германии планируют принять решение о замене устаревающих истребителей-бомбардировщиков Tornado к середине 2018 г.
Рассматриваются два альтернативных варианта: начать самостоятельную программу разработки нового самолета или приобрести имеющийся на рынке истребитель. Выбор варианта будет зависеть от оценки того, как долго Tornado смогут еще оставаться в строю.
При этом, по информации пресс-секретаря МО Германии, одним из многих изучающихся вариантов является приобретение американского многофункционального истребителя F-35. По мнению экспертов, такой вариант вызовет жесткое сопротивление в Германии, прежде всего со стороны профсоюзов в оборонной промышленности, настаивающих на разработке собственных вооружений и военной техники.
Тем не менее в мае командование ВВС Германии обратилось к США с просьбой провести «секретный инструктаж» по истребителю F-35 в рамках «углубленной оценки доступных на рынке решений». В настоящее время в ВВС Германии имеются 64 истребителя-бомбардировщика Tornado IDS и 29 разведчиков/самолетов РЭБ Tornado ECR.
Китайская «Радуга» – в серии
Китайская государственная ракетно-космической корпорация CASC приступила к летным испытаниям серийной версии БЛА CH-5 («Радуга»).
По информации главного инженера проекта БЛА CH-5 Ши Вена, разработчики выполнили ряд модификаций после начала испытаний опытного образца для улучшения боевых возможностей серийного БЛА.
Как заявлено, размах крыла БЛА составляет 21 м, грузоподъемность – до 1000 кг, продолжительность полета – 60 ч, дальность полета – более 10000 км. CH-5 сможет применяться и для решения гражданских задач, включая разведку полезных ископаемых, защиту морских ресурсов, поддержку операций по ликвидации последствий стихийных бедствий, охраны правопорядка на море. Компания намерена продолжить летные испытания CH-5 с целью дальнейшего совершенствования его характеристик.
Разведывательно-ударный средневысотный БЛА большой продолжительности полета (MALE) CH-5 впервые был продемонстрирован в ноябре 2016 г. в ходе авиасалона Airshow China 2016. Он предназначен для ведения разведки, патрулирования, целеуказания и нанесения ударов по наземным целям. Опытный образец БЛА выполнил первый полет в августе 2015 г.
Акцент – на самолеты БПА
Малайзия перенесет на более поздний срок программу стоимостью $2 млрд. по закупке истребителей и сделает акцент на приобретении самолетов базовой патрульной авиации, чтобы противостоять растущим угрозам со стороны «Исламского государства» (ИГ – организация, запрещенная в РФ).
По мнению руководства Малайзии, приобретение самолетов БПА сейчас является более актуальной задачей, поскольку они обеспечат надлежащий контроль за судоходством в прибрежной зоне, что будет иметь решающее значение в борьбе с ИГ.
Таким образом, продолжение тендера по закупке 18 новых истребителей для замены парка МиГ-29N больше не является приоритетным для военного ведомства страны. Поэтому в ходе авиасалона МАКС-2017 генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко и представитель ВВС Малайзии подполковник Фадзар Мохт Бин Сухада подписали соглашение о продлении контракта на послепродажное обслуживание самолетов МиГ-29N до апреля 2020 г.
А между российско-малазийским совместным предприятием ATSC и «Рособоронэкспортом» на МАКС-2017 был подписан меморандум по проекту модернизации малазийских МиГ-29N.
Париж отчитался об экспорте оружия
Правительство Франции опубликовало ежегодный отчет об экспорте продукции военного назначения (ПВН) в 2016 г.
Согласно отчету объем экспортных заказов в минувшем году составил 13,94 млрд. евро ($15,88 млрд.), снизившись на 17,6% по сравнению с результатом 2015 г. (16,93 млрд. евро).
Объем ежегодных экспортных заказов Франции увеличивался невысокими темпами в период 2012-2014 гг., после чего, в том числе за счет продажи истребителей Rafale Египту и Катару, значительно вырос в 2015 г. Результаты 2016 г. отражают дальнейшие успехи Dassault Aviation (соглашение на поставку Rafale Индии), а также другие важные достижения (продажа вертолетов H225M стоимостью 1,07 млрд. евро Кувейту).
Индия в 2016 г. стала крупнейшим партнером Франции в сфере ВТС со стоимостным объемом заказа в 7,99 млрд. евро. Значительная доля продаж приходится на страны Ближнего Востока (1,936 млрд. евро), включая Саудовскую Аравию (764,4 млн. евро), Египет (623,9 млн. евро) и Объединенные Арабские Эмираты (323,9 млн. евро). В числе основных покупателей французского вооружения также названы Сингапур (646,6 млн. евро), Канада (446,5 млн. евро) и Австралия (351,9 млн. евро).
В дополнение к «Рафалям»
Представители оборонных ведомств Индии и Франции приступили к переговорам по вопросу приобретения Нью-Дели 31 находящегося на хранении истребителя-бомбардировщика Jaguar, которые в 2005 г. были сняты с вооружения французских ВВС.
Переговоры носят закрытый характер, но судя по имеющейся информации, речь идет не о продаже, а о безвозмездной передаче самолетов.
ВВС Индии начали получать истребители-бомбардировщики англо-французской разработки Jaguar в 1979 г. В 1981 г. началась их лицензионная сборка на заводе государственной индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
В настоящее время индийские ВВС имеют 130 машин этого типа в одноместной и двухместной версиях и остаются единственными в мире эксплуатантами таких самолетов.
Компания HAL начала модернизацию двухместных «Ягуаров», оснащая их бортовым радиоэлектронным комплексом навигации и управления вооружением DARIN III. Пока модернизированы три опытных образца. Всего в течение трех лет планируется усовершенствовать около 60 самолетов Jaguar, что позволит продлить сроки их эксплуатации на 20 лет. Полученные французские самолеты, по всей видимости, будут использоваться как источник запчастей. Желание Индии получить списанные французские истребители-бомбардировщики на фоне заключения контракта на 36 многофункциональных истребителей Rafalt (вместо 126 по первоначальным условиям тендера) объясняется сохраняющимся некомплектом самолетов в строевых частях ВВС, который, по мнению Нью-Дели, представляет угрозу национальной безопасности страны. Париж же надеется на продолжение закупок «Рафалей» – не исключено, что в скором времени начнется обсуждение вопроса о покупке Индией еще 18 дополнительных машин этого типа.
Отсутствие «Вертолетов России» в Топ-100 Defense News – пример недобросовестной конкуренции
Отсутствие холдинга «Вертолеты России» в рейтинге крупнейших оборонных компаний мира по версии Defense News является примером недобросовестной конкуренции и информационных манипуляций с целью принизить позиции одной из ведущих мировых вертолетных компаний.
Об этом в интервью РИА «Новости», заявил директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.
Накануне Defense News опубликовал очередной ежегодный мировой рейтинг компаний Топ-100 по итогам 2016 г., куда не вошел холдинг «Вертолеты России».
«Возникает закономерный вопрос: как так могло получиться, что холдинг «Вертолеты России», который на протяжении последних пяти лет стабильно входил в список 30 крупнейших оборонных компаний в мире, а в прошлом году занял 25-ю строчку рейтинга
Top-100 Defense News, вдруг в нынешнем году внезапно «выпал» оттуда», – сказал Игорь Коротченко.
Директор ЦАМТО напомнил в этой связи, что, согласно финансовой отчетности холдинга по стандартам МСФО, выручка «Вертолетов России» от реализации продукции военного назначения (ПВН) в 2016 г. составила $2,995 млрд., общая выручка – $3,633 млрд., а доля ПВН в структуре общей выручки – 82%. «Таким образом, холдинг «Вертолеты России» должен быть в первой тридцатке рейтинга 100 крупнейших оборонных предприятий мира между американской компанией Bechtel и британской Backbock», – отметил Игорь Коротченко.
По его словам, очевидно, что вся эта ситуация призвана спасти имидж западных производителей вертолетной техники, которые в последнее время проиграли несколько крупнейших тендеров в целом ряде стран, выбравших продукцию «Вертолетов России».
Самую высокую позицию среди российских компаний – 11-е место – третий год подряд занимает Концерн ВКО «Алмаз – Антей»: за прошлый год компании удалось заработать $7,4 млрд. долл., следует из рейтинга Defense News. На 14-й позиции – Объединенная авиастроительная корпорация (плюс два пункта к прошлогоднему рейтингу, оборонная выручка – $5,6 млрд. долл.), замыкает тройку лидеров среди российских компаний корпорация «Тактическое ракетное вооружение», которая разместилась на 32-й строчке рейтинга (плюс пять позиций к рейтингу прошлого года, $2,8 млрд. долл.).
Лидерами рейтинга стали Lockheed Martin ($43,4 млрд. оборонной выручки, позиция за год не изменилась), второе место занял Boeing ($29,5 млрд., позиция за год не изменилась), третье – BAE Systems ($23,6 млрд.). Defense News составляет ежегодный рейтинг мировых оборонных предприятий на основании информации из открытых источников, ежегодных отчетов компаний, а также на основании данных, которые предоставляют изданию сами компании.