Турецкие конкуренты САУ Caesar
Турецкие компании MKEK и Aselsan разрабатывают 155-мм САУ на колесном шасси.
САУ представляет собой размещенную в кормовой части автомобиля с колесной формулой 6x6 артиллерийскую часть буксируемой 155-мм гаубицы Panter разработки компании MKEK, которая с 1990-х гг. состоит на вооружении ВС Турции.
Проект MKEK получил название Yavuz, проект Aselsan – KMO.
Оба проекта очень похожи. Максимальная боевая масса новой колесной САУ должна составить 20-25 т. При переводе артсистемы в боевое положение расположенный в ее кормовой части орудийный сошник опускается на грунт для обеспечения устойчивости СГ при выстреле. Для увеличения скорострельности и снижения нагрузки на расчет гаубицы оснащены бросковым досылателем снарядов. Максимальная скорострельность орудия – 6 выстрелов в минуту.
MKEK уже провела начальные испытания своей САУ.
Aselsan намерена оснастить САУ разработанной специалистами компании компьютеризированной системой управления огнем, интегрированной с инерциальной навигационной системой.
Проекты реализуются как для участия в конкурсе СВ Турции, которые планируют покупку новой 155-мм/52 самоходной колесной артиллерийской установки, так и в связи с ростом спроса на рынке на СГ такого типа. Так, Сухопутные войска Франции проводят замену буксируемых и гусеничных артиллерийских систем самоходной гаубицей Caesar на шасси с колесной формулой 6x6.
У колесных артиллерийских систем имеется как существенные преимущества перед их гусеничными аналогами, включая более низкие эксплуатационные затраты и большую стратегическую мобильность, так и ряд недостатков. Среди них называют низкую защищенность расчета, недостаточную проходимость, возможность транспортировки относительно небольшого количества выстрелов. Для примера, возимый боекомплект немецкой гусеничной САУ PzH2000 составляет 60 боеприпасов и необходимое количество модульных зарядов, а у СГ Caesar – только 18 выстрелов. Предполагается, что возимый боекомплект турецких САУ Yavuz и KMO составит 21 выстрел.
FGFA: контракт на ОКР почти подготовлен
По информации издания India Times, практически завершена длившаяся несколько лет подготовка контракта на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) в рамках проекта создания истребителя пятого поколения для ВВС Индии (FGFA – Fifth-Generation Fighter Aircraft).
Как сообщил источник India Times в правительстве, контракт будет подписан во второй половине 2017 г.
На вопрос о том, связывает ли Индия подписание контракта по ОКР с полномасштабной передачей технологий, пожелавший остаться неназванным чиновник заявил, что обе стороны являются соразработчиками и Индия будет иметь равные права в отношении полученных технологий.
3 января в ходе пресс-конференции в Нью-Дели министр обороны Индии Манохар Паррикар также заявил, что второй раунд переговоров по ОКР практически завершен за исключением некоторых вопросов. В частности, индийская сторона рассчитывает получить права интеллектуальной собственности на этапе проведения ОКР, чтобы в дальнейшем производить и поставлять самолеты на экспорт. «Два-три месяца не имеют большого значения для проекта на срок 10-15 лет», – сказал в январе Манохар Паррикар.
В 2007 г. Индия и Россия подписали межправительственный договор по проекту FGFA. В декабре 2010 г. был заключен контракт стоимостью $295 млн. на проведение эскизного проектирования, однако затем переговоры по заключению контракта на ОКР сильно затянулись.
JF-17B совершил первый полет
Судя по опубликованным фотографиям, 27 апреля в Китае начались летные испытания двухместной учебно-боевой версии легкого многоцелевого истребителя JF-17B Thunder.
Самолет совместно разрабатывается китайской корпорацией Chengdu (CAC) и Pakistan Aeronautical Complex (РАС).
Официальная церемония начала сборки первого опытного образца двухместного JF-17B состоялась на предприятии САС в городе Ченгду (Китай) ровно за год до первого полета машины – 27 апреля 2016 г.
От одноместного варианта JF-17B отличается большими размахом крыла (9,5 м против 8,5 м) и длиной (14,5 м против 14,2 м), а также несколько модифицированной носовой частью.
Планируется, что первоначально будут построены три JF-17B, два из которых получат ВВС Пакистана. По информации Китайской национальной аэротехнологической импортно-экспортной корпорации (CATIC), в портфель предложений которой также включен JF-17, участие в программе испытаний двухместного самолета обеспечит возможность ускорить интеграцию на борт дополнительных вооружений. Кроме того, учебно-боевая машина позволит потенциальным покупателям проводить испытания JF-17 и подготовку пилотов на реальном истребителе, а не на тренажере. Истребитель JF-17 был разработан совместно Китаем и Пакистаном и серийно изготавливается компанией РАС. На первом этапе в 2007-2008 гг. пакистанские ВВС получили восемь JF-17, собранных в Китае, в 2009 г. началось серийное производство машины на территории Пакистана, где сейчас производится 58% компонентов самолета. В общей сложности Исламабад намерены приобрести около 150 JF-17 в трех версиях.
Embraer готовится передать ВВС Бразилии первые KC-390
По информации компании-разработчика Embraer, ВВС Бразилии получат два военно-транспортных самолета KC-390 в 2018 г.: первый серийный самолет, сборка которого уже завершена, будет поставлен в первом квартале, второй – во втором квартале.
В 2019 г. компания планирует передать заказчику еще три машины.
Embraer также сообщила, что предполагает подписать первый экспортный контракт на поставку KC-390 до конца 2017 г. Ранее письма-обязательства о закупке этих ВТС были подписаны с военными ведомствами Колумбии, Чили, Португалии, Чехии и Аргентины. Потенциальный портфель заказов на KC-390 составляет 60 ед., включая 28 для ВВС Бразилии, 12 – для Колумбии, по шесть – для Чили, Португалии и Аргентины и две – для Чехии.
Программа создания KC-390 реализуется совместно компанией Embraer и ВВС Бразилии с 2009 г. Первый опытный образец машины поднялся в воздух в феврале 2015 г., второй – в апреле 2016 г. В настоящее время оба опытных образца находятся на авиабазе «Афонсос» в Рио-де-Жанейро и будут переданы ВВС после завершения поставок серийных самолетов.
KC-390 – самый крупный самолет, когда-либо построенный бразильской авиастроительной промышленностью.
Под давлением США
Под давлением Вашингтона Вооруженные Силы Намибии вынуждены отменить контракт на сумму $11,7 млн. с китайской компанией Poly Technologies, предусматривавший поставку боеприпасов и запасных частей для самолетов ВВС Намибии.
Сославшись на действующие против нее санкции, Министерство финансов США заблокировало платеж в адрес Poly Technologies, который Намибия пыталась провести через Банк Нью-Йорка.
Намибия приобрела у Poly Technologies большую часть корабельного состава и оборудования для своих ВМС, а также восемь истребителей F-7NM, 12 учебно-боевых самолетов K-8 Karakorum и два вертолета Z-9.
В 2013 г. Poly Technologies, принадлежащая государственной китайской корпорации China Poly Group, попала под американские санкции якобы за продажу запрещенного вооружения Ирану, Северной Корее и Сирии. Соединенные Штаты утверждали, что продажи Китаем оружия нарушают международные соглашения, направленные на сдерживание разработки и распространения оружия массового поражения. Китай опроверг эти утверждения и назвал санкции необоснованными.
«Хищник» по-саудовски
Саудовский Научно-технологический центр имени короля Абдул-Азиза (KACST) объявил о разработке стратегического ударного беспилотного летательного аппарата «Сакр-1» (Saqr-1).
Как сообщило официальное информационное агентство королевства Саудовская Аравия, президент KACST принц Турки бин Сауд бин Мухаммед аль-Сауду подчеркнул, что при разработке БЛА используются самые современные технологии, в частности система спутниковой связи Ka-диапазона.
Дальность полета «Сакр-1» превышает 2500 км. БЛА может нести ракеты и бомбы с лазерной системой наведения. Крейсерская высота полета аппарата – 6000 м, он может находиться в воздухе около 24 часов.
ВВС Бангладеш купили Су-30?
По информации ресурса BDmilitary.com, позиционирующего себя крупнейшей в интернете площадкой, посвященной Вооруженным Силам Бангладеш, компания «Рособоронэкспорт» заключил с ВВС Бангладеш контракт на поставку восьми истребителей Су-30СМЭ с опционом еще на четыре самолета.
BDmilitary.com ссылается на анонимный источник в госкорпорации «Ростех», согласно которому контракт был одобрен 27 апреля 2017 г. Генеральным директоратом оборонных закупок Бангладеш по результатам открытого тендера. Контракт включает техническую поддержку поставляемых самолетов, а также обучение летного и технического персонала.
Официального подтверждения информации о подписании такого соглашения пока не имеется.
О том, что Бангладеш собирается обновить авиапарк своих ВВС, стало известно в прошлом году. Выступая 8 декабря 2016 г. в парламенте, министр юстиции Анисул Хак заявил, что правительство планирует приобрести восемь многоцелевых боевых самолетов по проекту MRCA (Multi-Role Combat Aircraft) в течение 2016-2017 финансового года. В январе 2016 г. министр государственного управления Саед Ашрафул Ислам также говорил о намерении правительства закупить самолеты MRCA для защиты независимости и суверенитета страны.
Парк состоящих на вооружении ВВС Бангладеш истребителей F-7BGI (вариант лицензионного МиГ-21 китайского производства) должен быть постепенно снят с вооружения, а эскадрилья штурмовиков A-5IIIA (глубокая модернизация МиГ-19 производства КНР) будет выведена из эксплуатации в ближайшие годы, что требует срочной покупки новых истребителей.
В 2011 г. бывший командующий ВВС Бангладеш заявил, что начиная с 2014 г. большая часть имеющихся истребителей устареет. Срок эксплуатации 57% парка истребителей превышает 20 лет. Наиболее современные истребители – восемь МиГ-29, поставленных из России в 1999 г.
Следует также отметить, что Бангладеш в 2014 г. заключила контракт на приобретение 16 учебно-тренировочных самолетов Як-130, которые «Рособоронэкспорт» в последнее время предлагает зарубежным заказчикам в рамках пакетного решения на поставку многофункциональных самолетов российского производства.
В целом ВВС Бангладеш рассчитывают приобрести от 20 до 32 истребителей в течение следующих 13-15 лет в соответствии с требованиями принятого в 2010 году 20-летнего плана модернизации ВВС.
Подписан контракт на производство САУ K9 Vajra-T
Индийская компания Larsen & Toubro объявила о подписании с южнокорейской Hanwha Techwin (ранее – Samsung Techwin) контракта на производство для Сухопутных войск Индии 155-мм/52 самоходных гаубиц K9 Vajra-T, разработанных на базе южнокорейского проекта САУ K9 Thunder.
Этот проект стал победителем индийского тендера на поставку самоходных гусеничных гаубиц, объявленного в январе 2011 г. Стоимость 100 приобретаемых САУ составляет около $646 млн., поставки должны быть быть завершены в течение трех лет. Larsen & Toubro будет не только собирать САУ K9 Vajra-T в Индии, но и обеспечит их обслуживание в ходе эксплуатации. Предполагается, доля индийских комплектующих в производстве составит не менее 50%, включая 13 основных подсистем САУ.
Латинская Америка интересуется Ми-17
Мексика планирует закупить в России новую партию вертолетов Ми-8/17, сообщил агентству «РИА Новости» начальник управления департамента маркетинговой деятельности АО «Рособоронэкспорт» Александр Денисов в ходе выставки FAMEX 2017, прошедшей в Мексики.
«Вертолеты типа Ми-17 активно используются в мексиканских силовых структурах – Министерстве национальной обороны, Министерстве морского флота и Национальной полиции, мексиканская сторона планирует закупить в России новую партию таких вертолетов и сейчас изучает подготовленные нами предложения», – сказал Александр Денисов.
Касаясь в целом ситуации в Латинской Америке, он отметил, что «Рособоронэкспорт» готов к поставкам вертолетной техники государствам этого региона. Александр Денисов сказал, что в ответ на ранее полученные запросы от Парагвая и Чили на вертолеты «Ансат», этим странам переданы коммерческие предложения. В поставках Ми-17 заинтересована и Боливия, там также уже изучают российские предложения. С Колумбией обсуждается модернизация вертолетов Ми-17В-5.
Британские фирмы помогут Турции создать истребитель
Британская компания Rolls-Royce и турецкая Kale Group объявили о создании совместного предприятия для разработки авиадвигателей, в том числе силовой установки для турецкого проекта перспективного истребителя TF-X.
СП получило название TAEC Ucak Motor Sanayi, 51% акций в нем принадлежит Kale Group, 49% – Rolls-Royce.
Как заявил вице-президент Kale Group Осман Окья, первый полет самолета в рамках проекта TF-X планируется на 2023 г. К этому времени турецко-британское СП должно разработать двигатель и начать его серийное производство к 2030 г. – если именно оно будет выбрано для оснащения самолета TF-X двигателем второго этапа. Мотор планируется разработать «с нуля», Турция будет обладать правами интеллектуальной собственности на него.
В мае 2015 г. турецкое правительство опубликовало запрос об информации в рамках программы создания истребителя TF-X, который с 2030-х гг. должен стать заменой для состоящих на вооружении в настоящее время самолетов F-16. В декабре 2015 г. партнером турецкого ОПК по программе TF-X была выбрана компания BAE Systems.
Болгария выбирает БМП
Компания General Dynamics European Land Systems (GDELS) официально презентовала представителям Вооруженных Сил и военной промышленности Болгарии колесную боевую машину пехоты семейства Piranha.
БМП с колесной формулой 8х8 оборудована соответствующим стандартам НАТО дистанционно управляемым модулем вооружения с 30-мм пушкой, противотанковым ракетным комплексом и интегрированной системой связи и обмена информацией.
Ранее МО Болгарии сообщило о планах приобретения 238 колесных БМП для оснащения трех батальонных тактических групп одной механизированной бригады (100 боевых и 138 вспомогательных ББМ, включая инженерные, командно-штабные, санитарные машины, ББМ для подразделений РХБЗ, ПВО и др.).
В конце 2016 г. финская компания Patria также представляла ВС Болгарии свою машину семейства AMV.
Турция приобрела Super Mushshak
В рамках проходившей в Стамбуле выставки IDEF 2017 Турция подписала c пакистанской государственной компанией Pakistan Aeronautical Complex (РАС) контракт на закупку 52 учебно-тренировочных самолетов Super Mushshak.
В октябре 2013 г. Секретариат оборонной промышленности МО Турции опубликовал запрос о предложениях на поставку ВВС 52 УТС основной подготовки, предназначенных для замены устаревших итальянских SF-260. РАС в числе других компаний подала свое предложение по поставке Super Mushshak и одержала победу в конкурсе.
Super Mushshak представляет собой усовершенствованную версию шведского УТС Saab MFI-15 Safari, документация на который была приобретена PAC в 1980-е гг. Разработка УТС Super Mushshak, оснащенного двигателем мощностью 260 л.с., началась в 1995 г., первый полет состоялся 1996 г. На вооружение ВВС Пакистана самолет был принят в 2001 г. Пакистанские ВВС получили 50 машин этого типа, их также приобрели ВВС Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Омана, Катара, Нигерии.
Турция станет первой страной НАТО, на вооружение которой будут приняты пакистанские УТС Super Mushshak.
Филиппинам нужно российское оружие
Филиппины заинтересованы в поставках из России стрелкового оружия, высокоточных ракет, вертолетов и самолетов, заявил президент страны Родриго Дутерте в интервью российским СМИ.
«Мы просто сражаемся с мятежниками, такими же, какие раньше были в России. Это просто немногочисленные бандиты, сеющие хаос. Их не так много, и для борьбы с ними не всегда нужна тяжелая техника. Но нужны разведданные, нужно высокоточное оружие. А у нас таких технологий нет», – сказал Родриго Дутерте.
Переговоры по Су-35
Делегация «Рособоронэкспорта» во главе с заместителем генерального директора компании по экспорту вооружений Сергеем Гореславским провела переговоры с министром обороны Индонезии по актуальным проектам в сфере ВТС, прежде всего – по приобретению Джакартой партии истребителей Су-35.
Проект закупки Индонезией Су-35 уже прошел несколько обязательных процедурных этапов, за исключением утверждения Группой ассамблеи по оценке закупки (Sidang Tim Evaluasi Pengadaan – TEP).
Министр обороны Индонезии пояснил, что Группа TEP для принятия решения ждет от Министерства торговли подтверждения эффективности сделки.
Индонезийские официальные лица в апреле 2016 г. провели переговоры с представителями госкорпорации «Ростех» по вопросу офсетных обязательств (компенсационного пакета) с российской стороны на сумму $570 млн. с учетом того, что Джакарта приобретет восемь Су-35 на сумму $1,14 млрд. (офсет – 50% от суммы сделки).
В контексте компенсационного пакета за покупку истребителей Индонезия предложила России перечень встречных закупок из 35 видов экспортной продукции, среди которых изделия из древесины, химическая продукция, приборы и электроника, драгоценные металлы, обработанный кофе, обработанная рыба, креветки, морские водоросли и др. Пока российская сторона выразила желание приобрести только продукты каучукового производства.
Амбициозный план Саудовской Аравии
Правительство Саудовской Аравии объявило об образовании нового оборонно-промышленного конгломерата Saudi Arabian Military Industries (SAMI) для реализации плана по увеличению к 2030 г. закупок ВВТ, произведенных национальным военно-промышленным комплексом, с 2 до 50% от потребности силовых структур королевства.
В рамках этой задачи SAMI поручено создать совместные предприятия с зарубежными и национальными производителями вооружений.
В состав компании войдут четыре бизнес-единицы: «Воздушные системы» (Air Systems), «Наземные системы» (Land Systems), «Стрелковое вооружение и ракеты» (Weapons & Missiles), «Военная электроника» (Defence Electronics).
Компания SAMI создана Общественным инвестиционным фондом Саудовской Аравии, который находится в ведении Совета по экономическим вопросам страны и должен быть полностью государственным.
SAMI поставила перед собой амбициозные цели: по планируемому выпуску военной продукции к 2030 г. выйти на объем производства в сумме 14 млрд. риалов ($3,7 млрд.), по экспорту – на сумму 5 млрд. риалов, по инвестициям в научные исследования и разработки – на сумму более 6 млрд. риалов, численность персонала увеличить до 40 тыс. человек и войти в число 25 ведущих мировых гигантов военной промышленности.
В настоящее время оборонная промышленность Саудовской Аравии состоит только из семи компаний и двух научно-исследовательских центров, на долю которых приходится 2% от закупок Министерства обороны и других силовых ведомств. При этом оборонные расходы королевства являются третьими по объему в мире после США и Китая.
Франция получила первую партию немецких винтовок
Генеральная дирекция по вооружениям МО Франции (DGA) приняла первую партию из 400 новых штурмовых винтовок HK416F.
HK416F разработки компании Heckler & Koch была выбрана Францией на конкурсной основе в рамках программы «Индивидуальное оружие будущего» (Arme individuelle du futur – AIF) для замены автоматических винтовок FAMAS, состоящих на вооружении с конца 1970-х гг. В настоящее время в войсках имеется около 400 тыс. винтовок FAMAS в версии F1 и в модифицированном варианте G1. Их производство завершилось в 2000 г.
Первая поставка винтовок HK416F выполнена спустя восемь месяцев после подписания DGA в сентябре 2016 г. контракта стоимостью 168 млн. евро ($188 млн.) с компаниями Heckler & Koch SAS France и Heckler & Koch GmbH.
Контракт предполагает поставку 117 тыс. винтовок HK416F под стандартный патрон НАТО 5,56x45 мм, а также 10767 40-мм подствольных гранатометов HK2969F. Сухопутные войска Франции получат 93080 единиц, из них 54575 укороченных винтовок со стволом длинной 280 мм и 38505 «стандартных» с 370-мм стволом, адаптированным для крепления подствольного гранатомета.
HK416F является адаптированной к требованиям французских ВС версией винтовки HK416, первоначально разработанной компанией Heckler & Koch специально для американского рынка. Она в основном повторяет конструкцию американской М16, с важным отличием – газоотводная автоматика приводится в действие газовым поршнем с коротким рабочим ходом, что делает это оружие более надежным по сравнению с базовой конструкцией Юджина Стонера.