Первый F-35A для Израиля
Компания Lockheed Martin объявила о выкатке первого многоцелевого истребителя пятого поколения F-35A Lightning II, предназначенного для ВВС Израиля.
Министерство обороны Израиля в октябре 2010 г. заказало в рамках программы «Иностранные военные продажи» первые 19 многоцелевых истребителей F-35A стоимостью $2,75 млрд. Поставка первых двух самолетов из данной партии запланирована на декабрь 2016 г. Все самолеты будут поставлены в 2018 г.
Самолеты второй партии закупаются двумя траншами. 22 февраля 2015 г. МО Израиля подписало второй контракт стоимостью 2,82 млрд., предусматривающий поставку 14 F-35А. Второй транш в составе 17 ед. планируется заказать в 2017 г. В этом случае общее количество F-35 на вооружении ВВС Израиля возрастет до 50 ед. Из них к 2021 г. будут сформированы две эскадрильи, которые планируется разместить на авиабазе «Неватим».
Самолеты израильского заказа сходны с F-35A, поставляемыми США для других стран-партнеров по программе F-35, однако отличаются небольшой модификацией программного обеспечения и установкой нескольких изготовленных Израилем компонентов авионики. Со стороны Израиля в программе F-35 участвуют компании Israel Aerospace Industries (производит узлы крыла), Elbit Systems (нашлемные системы отображения информации 3-го поколения для всех F-35) и Elbit Systems-Cyclone (композитные элементы центроплана).
В конечном итоге ВВС Израиля рассчитывают приобрести 75 самолетов F-35, часть из которых может быть поставлена в версии с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35C.
Новый израильский боевой робот
Компания Israel Aerospace Industries (IAI) разработала новую наземную дистанционно управляемую машину (ДУМ) RoBattle LR3, представляющую собой маневренную систему для ведения боевых действий и материального обеспечения.
ДУМ разработана для применения в подразделениях тактического звена, выполняющих в пешем порядке различные задачи, включая ведение разведки, защиту конвоев, создание ложных целей, организацию засад и нанесение ударов.
RoBattle LR3 является новейшим представителем разработанного IAI семейства дистанционно управляемых машин, оборудованных модульным «комплектом роботизации», включающим средства управления аппаратом, системы навигации, средства картографирования, датчики и боевые системы.
Система может выполнять задачи автономно в нескольких режимах и комплектоваться как колесами, так и гусеницами в зависимости от требования заказчика. Покупатель может оборудовать RoBattle LR3 различной полезной нагрузкой, включая манипуляторы, средства ведения разведки, РЛС, дистанционно управляемые системы вооружения. Масса ДУМ – 7 т, масса транспортируемой полезной нагрузки – 3 т. Конструкция обеспечивает возможность независимого подъема каждого колеса в интервале 1,2 м, что позволяет преодолевать различные препятствия. В режиме «засада» автономность RoBattle LR3 составляет до 12 ч.
Аппарат может быть вооружен разработанным компанией General Robotics легким дистанционно управляемым модулем вооружения Pitbull массой 50 кг, оснащенным датчиками обнаружения огня противника и РЛС, способной обнаружить цель в любое время суток. Это позволяет открыть ответный огонь при обстреле в течение нескольких секунд в случае подтверждения цели оператором.
ДУМ в настоящее время проходит испытания в ВС Израиля. Их планируется завершить до конца года, после чего машина может быть принята на вооружение.
По заказу ОАЭ
Польская компания Rosomak S.A. отгрузила 40 боевых бронированных машин AMV с колесной формулой 8х8 для Вооруженных Сил Объединенных Арабских Эмиратов.
В январе 2016 г. финская компания Patria объявила о заключении с командованием ВС ОАЭ контракта на поставку 40 машин AMV. Детали соглашения засекречены. Известно, что производство бронемашин было возложено на предприятии Rosomak S.A, изготавливающего эти ББМ по лицензии.
По информации польских источников, стоимость соглашения составила около $41 млн. Контракт также включает опционы на дополнительную поставку до 50 ББМ в различных версиях, в том числе в удлиненном варианте.
Машины изготовлены в версии, не обладающей возможностью преодоления водных преград и отличающейся повышенной защитой от огня стрелкового оружия и мин по сравнению с базовой версией.
Как сообщалось, на первом этапе были изготовлены три бронемашины, оснащенные дистанционно управляемыми модулями вооружения с 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. Тем не менее, судя по фотографиям погрузки ББМ, основная партия не была оснащена боевыми модулями.
«Хаммеры» усилят «Железными кулаками»
Командование Сухопутных войск (Армии) США выбрало легкую версию системы активной защиты Iron Fist разработки компании Israel Military Industries (IMI) в рамках программы создания модульной системы активной защиты MAPS.
Эта система (Iron Fist Light Configuration – IF-LC) предназначена для установки на любые БМП, БТР и бронеавтомобили, включая HMMWV.
По заявлению IMI, система Iron Fist позволяет обеспечить защиту бронемашины в секторе 360 град. при обстреле с малой дальности как на открытой местности, так и в городских условиях. В состав системы входят РЛС и электрооптический/ИК датчик, обеспечивающие комплексное формирование картины окружающей обстановки. Датчики и бортовой компьютер позволяют быстро обнаружить и идентифицировать угрозу. Если она представляет собой сложную управляемую ракету – будут задействованы методы создания помех. Против неуправляемых снарядов, например, гранат РПГ, снарядов безоткатного орудия, задействуются снаряды-перехватчики, которые взрываются в непосредственной близости от угрозы, выводя ее из строя ударной волной и не инициируя боевую часть.
Система будет производиться совместно с компанией General Dynamics Ordnance and Tactical Systems. Закупки и интеграция систем на бронетехнику СВ США начнется в течение двух лет.
Проект на четверть века
Министерство обороны Японии выпустило запрос об информации в рамках перспективного проекта по формированию парка японской истребительной авиации в середине XXI века.
Оборонное ведомство рассчитывает получить информацию о трех альтернативных вариантах: создание нового типа истребителя, модификация имеющегося или импорт готового образца.
Цель программы состоит в замене существующего парка истребителей F-2 – лицензионного варианта американского F-16C, производящегося компанией Mitsubishi Heavy Industries (MHI).
Японское оборонное ведомство в поисках данных относительно нового истребителя не использует стандартный для проведения конкурсного отбора термин «запрос на получение информации», однако явно указывает на желание получить новые технологии и концепции.
Общая стоимость программы приобретения около 100 истребителей нового поколения оценивается в $40 млрд.
По информации агентства Reuters, запрос был направлен местным компаниям и американским Boeing и Lockheed Martin. Предварительно проект получил наименование F-3, а главным подрядчиком проекта станет MHI.
Многообещающий полет
В ходе визита в Швецию командующий ВВС Индии Аруп Раха совершил полет на истребителе JAS 39D Gripen.
Визит высокопоставленного индийского военачальника состоялся после недавнего заявления главы индийского отделения Saab Яна Вайдершторма о том, что шведская компания предложила Индии истребитель версии JAS 39E в рамках инициативы «Сделано в Индии», предусматривающей передачу технологий и локализацию производства.
Предложение последовало за недавним заявлением министра обороны Индии Манохара Паррикара о том, что к марту 2017 г. из короткого списка претендентов будет выбран один боевой самолет для организации лицензионного производства. В настоящее время ВВС Индии оценивают предложения о лицензионном производстве самолетов F-16V от Lockheed Martin, F/A-18E/F от Boeing и EF2000 Typhoon от Eurofighter.
«Хищник» с длинными крыльями
Компания General Atomics Aeronautical Systems Inc (GA-ASI) объявила о проведении испытательного полета БЛА Predator B/MQ-9 Reaper с увеличенным крылом (Big Wing), в ходе которого аппарат установил новый рекорд продолжительности полета.
В ходе вылета Predator B Big Wing находился в воздухе 37,5 ч. Компания намерена продолжить испытания для проверки БЛА в различных режимах полета и определения максимальной продолжительности нахождения в воздухе.
Разработанная на собственные средства компании версия Big Wing отличается увеличенным на 4 м размахом крыла и внутренними топливными баками большего объема. При этом продолжительность полета, как ожидается, в итоге будет увеличена до 42 ч (к базовой версии Predator – 27 ч). Крылья БЛА оснащены винглетами, которые повышают точность автоматической посадки. Predator B Big Wing может выполнять взлет и посадку с более короткой ВПП, оснащен противообледенительной системой.
Увеличенными крыльями будет оснащаться и разрабатывающаяся в настоящее время версия БЛА – «сертифицируемый» Predator B (Certifiable Predator B). Этот аппарат должен соответствовать европейским нормам летной годности. В General Atomics рассчитывают, что его вывод на рынок Старого Света позволит существенно нарастить продажи беспилотников.
Спрос на секонд-хенд
Как заявил в ходе аэрокосмической выставки ILA 2016 представитель компании Lockheed Martin, Вьетнам и Республика Корея рассматривают возможность приобретения бывших в употреблении противолодочных самолетов из наличия ВС США.
Вьетнам присматривается к базовой патрульной машине P-3 Orion, а Корея – к палубной S-3 Viking.
Противолодочные самолеты необходимы Ханою и Сеулу для противостояния растущей военной мощи Китая и Северной Кореи.
По словам представителя Lockheed Martin, в ближайшие несколько месяцев Вьетнам должен направить официальный запрос на приобретение от четырех до шести самолетов БПА P-3 Orion. Такая сделка стала возможна благодаря полному снятию американской администрацией эмбарго на поставку оружия Вьетнаму.
В случае заключения контракта, находящиеся на хранении списанные P-3 Orion будут восстановлены. Самолеты получат новые крылья, боевую систему и противолодочное вооружение. Стоимость одного самолета с учетом нового оборудования может составить $80-90 млн.
В свою очередь, Республика Корея, в дополнение к восьми недавно модернизированным самолетам P-3, рассматривает возможность приобретения 12 ед. S-3 Viking, выведенных из эксплуатации в 2009 г.
Противники проекта справедливо считают, что S-3 полностью устарел, но командование ВМС РК утверждает, что поставка S-3 обойдется бюджету существенно дешевле, чем покупка новых самолетов. По их информации, списанные ВМС США «Викинги» хранятся в законсервированном состоянии и полностью готовы к применению.
«Золотой орел» летит к белоголовым орланам
Компания Lockheed Martin успешно провела в Республике Корея первый испытательный полет модернизированного УТС Т-50А, предлагаемого на тендер ВВС США по созданию нового учебно-тренировочного самолета T-X.
T-50 Golden Eagle был разработан совместно компаниями Korea Aerospace Industries (KAI) и Lockheed Martin. Отличиями модификации T-50A от базовой южнокорейской версии являются: система дозаправки топливом в полете, интегрированная система обучения, открытая архитектура БРЭО и кабина пилотов пятого поколения.
Самолеты T-X предназначены для замены УТС T-38 и будут использоваться для обучения пилотов истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Предполагается, что ВВС США заключат контракт с победителем тендера по проекту T-X в 2017 г. В марте ВВС США объявили, что задержат один из ключевых этапов тендера на три месяца для уточнения деталей требований. Таким образом, выпуск запроса о предложениях отложен до конца декабря. Как заявлено, в результате всех задержек выбранный по данному проекту новый самолет достигнет состояния полной оперативной готовности на два года позднее изначально запланированного графика – в 2034 г. Дата достижения начальной готовности к применению остается неизменной – 2024 г.
Как ожидается, в конкурсе также примут участие консорциумы Northrop Grumman/BAE Systems с самолетом Hawk T2/128, Raytheon/Alenia Aermacchi с самолетом M-346 Master, Textron c учебной версией недавно разработанного легкого штурмовика Scorpion. Заявил о своем участии и консорциум Boeing/Saab, однако пока не известно, какой самолет эти фирмы предполагают выставить на тендер.
По заявлению Lockheed Martin, T-50A готов к производству, кроме того, это единственный самолет в программе T-X, который соответствует всем требованиям ВВС США и может быть поставлен согласно графику. На текущий момент KAI поставила заказчикам более 100 самолетов T-50, общий налет которых превышает 100 тыс. часов.
Британия тоже модернизирует танки
Компания BAE Systems объявила о формировании консорциума Team Challenger 2, который предложит МО Великобритании программу продления срока эксплуатации (Life Extension Program – LEP) танков Challenger 2.
Руководство реализацией программы осуществляет Организация по закупке и обслуживанию оборонной продукции (DE&S) британского МО.
Помимо BAE Systems, свои услуги DE&S предлагают General Dynamics Land Systems UK, Lockheed Martin UK, Krauss-Maffei Wegmann, Rheinmetall, CMI Defence и RUAG Defence.
При этом General Dynamics Land Systems UK вошла и в состав Team Challenger 2. Также этот консорциум объединяет компании General Dynamics Mission Systems – International, Leonardo-Finmeccanica, Moog, QinetiQ и Safran Electronics.
Целью программы LEP является замена устаревшего оборудования в конструкции ОБТ Challenger 2 и продление срока эксплуатации танков до 2035 г. Предполагается модернизировать 227 ОБТ. Оман, закупивший 38 машин этого типа, получил статус наблюдателя в программе LEP.
Серийное производство танков Challenger 2 велось в 1993-2002 гг. на заводах компании Vickers Defence Systems (сейчас – BAE Systems Land & Armaments) в Ньюкасл-апон-Тайн и Лидсе, которые сейчас закрыты. В общей сложности было изготовлено 446 танков и машин на их базе. BAE Systems обладает большей частью прав на интеллектуальную собственность по танку Challenger 2, изготавливает запчасти для него и уже выполняла работы по модернизации этих машин. Поэтому шансы консорциума Team Challenger 2 одержать победу в конкурсе чрезвычайно высоки.
Как ожидается, Challenger 2 получит модернизированную система управления огнем, новые прицелы наводчика и командира, новые приводы пушки, современное оборудование рабочего места командира.
В последнее время командование ВС ведущих стран НАТО выражает обеспокоенность старением танкового парка с учетом необходимости противостояния находящемуся в разработке российскому ОБТ Т-14 на платформе «Армата». Франция и Германия уже реализуют программы модернизации своих ОБТ.
Франция наращивает экспорт
Согласно данным опубликованного отчета Минобороны Франции, объем экспортных контрактов на продукцию военного назначения в 2015 г. увеличился на 108% по сравнению с 2014 г. и достиг 16,8 млрд. евро (в 2014 г. – 8,1 млрд. евро).
Большая часть контрактов в 2015 г. (76,4%), как и в предыдущие два года, пришлась на страны Ближнего Востока, с которыми были подписаны соглашения общей стоимостью 12,8 млрд. евро. При этом львиная доля закупок пришлась на Катар и Египет, которые заказали ВВТ на 6,8 млрд. и 5,4 млрд. евро соответственно. В частности, обе страны заключили контракты на поставку истребителей Rafale, а Египет заключил соглашение на поставку многоцелевого фрегата FREMM и двух ДВКД класса Mistral, которые первоначально предназначались для ВМФ РФ.
На страны Северо-Восточной Азии пришлось 7,5% объема французских контрактов, на Европейский союз – 5,5%, на Южную Азию – 3% и Юго-Восточную Азию – 2,8%.
Первый полет УТС
На предприятии компании HAL в Бангалоре в присутствии министра обороны Индии Манохара Паррикара состоялся первый официальный полет нового турбовинтового УТС начальной и основной подготовки HTT-40 (Hindustan Turbo Trainer-40).
Первый неофициальный полет состоялся 31 мая. На текущий момент выполнено 7 полетов.
Командование ВВС Индии с недоверием относится к этой разработке HAL. Ранее ВВС блокировали финансирование программы HTT-40, заявив, что самолет слишком дорог и не соответствует предъявляемым требованиям. HAL продолжила программу, направив на нее 3,5 млрд. рупий собственных средств. Для завершения разработки потребуется еще 2 млрд. рупий.
В свою очередь, командование ВВС рассчитывает приобрести 107 УТС PC-7 Mk.2 швейцарской компании Pilatus в дополнение к 75, приобретенным в 2012 г. на сумму 37,7 млрд. рупий.
HAL рассчитывает сертифицировать HTT-40 в 2018 г.
Пушки для «Железного волка»
Министерство национальной обороны Литвы объявило о прибытии в страну первых двух 155-мм самоходных гаубиц PzH 2000 (Panzerhaubitze 2000), приобретенных из состава ВС Германии.
В соответствии с условиями подписанного в сентябре 2015 г. контракта, ВС Литвы получат 21 самоходную гаубицу из состава ВС Германии. Из них 16 будут применяться в боевых операциях, две использоваться для обучения личного состава, еще три станут источником запасных частей. Литва также получит 26 бронированных командирских машин M577V2 и 6 БРЭМ BPZ2. Полностью поставка должна быть завершена к 2019 г.
Представители Вооруженных Сил Германии уже провели обучение группы военнослужащих ВС Литвы методике технического обслуживания и применения поставленной техники. После обучения в Германии литовские инструкторы передадут свой опыт коллегам в Литве.
Предполагается, что техника будет поставлена пехотной бригаде «Железный волк». Входящий в состав бригады артиллерийский дивизион им генерала Ромуальдаса Гедрайтиса в настоящее время вооружен 105-мм гаубицами M101 с дальностью стрельбы 11 км, полученными из состава ВС Дании. PzH 2000 способны поражать цели на максимальной дальности 40 км.
Первый заказчик Т-90МС?
По информации китайского интернет-ресурса Sina, Вьетнамская народная армия рассматривает возможность приобретения партии из 28 российских танков Т-90МС с опционом на 200 единиц.
Вследствие ограниченности оборонного бюджета Вьетнам долгое время не покупал новые танки, отдавая приоритет обновлению корабельного состава ВМС и авиационного парка ВВС.
На вооружении Сухопутных войск Вьетнамской народной армии состоит, по разным оценкам, от 1300 до 3000 танков советского и китайского производства, включая легкие плавающие ПТ-76 и Тип 63. Учитывая то, что в составе Полевых войск имеются всего две танковые бригады, отдельный танковый полк и три механизированных дивизии с танковым полком, большая часть бронетанковой техники ВНА находится на хранении. Самые совершенные танки в ВС Вьетнама – советские Т-62, коих в ВНА числится около 200.
Соседний с Вьетнамом Китай обладает несравнимо более совершенным парком БТТ, начал закупку современных танков и Таиланд. Поэтому желание Ханоя обновить танковый парк представляется вполне своевременным. А с точки зрения выбора поставщика, решение страны обзавестись продукцией «Уралвагонзавода» гораздо более рационально, чем метания Таиланда от украинского ХКБМ имени А.А. Морозова до китайской NORINCO.