Первый полет второго KC-390
Бразильская компания Embraer приступила к летным испытаниям второго опытного образца самолета ВТА KC-390.
Параллельно были начаты испытания по открытию и закрытию хвостовой рампы в полете и двери для высадки парашютистов на первом летном образце KC-390.
Программа создания KC-390 реализуется совместно Embraer и ВВС Бразилии на основании соответствующего соглашения о партнерстве, подписанного в апреле 2009 г. В мае 2014 г. стороны подписали контракт на поставку в течение десяти лет 28 самолетов KC-390.
Первый опытный образец KC-390 выполнил первый полет 3 февраля 2015 г. Однако из-за прекращения ВВС Бразилии выплат по контракту, что привело к задолженности в размере около $300 млн., компания Embraer вынуждена была приостановить программу летных испытаний. Полеты возобновились только 26 октября после достигнутого сторонами в августе соглашения о возобновлении платежей и полного погашения задолженности в течение четырех лет. На текущий момент налет первого опытного образца превысил 100 часов. Сборка второго образца завершилась в марте 2016 г.
По информации Embraer, сертификацию самолета планируется начать во второй половине 2017 г., а поставки KC-390 ВВС Бразилии должны начаться в первой половине 2018 г. – на два года позднее, чем планировалось первоначально. Причиной существенного отставания проекта от графика является сокращение финансирования оборонных программ из-за экономических проблем в стране.
«Двину» поставили на гусеницы
Эфиопия модифицирует часть состоящих на вооружении зенитных ракетных комплексов С-75 в самоходный вариант, размещая пусковые установки на шасси танков T-54/55.
Фотография одного из танков с установленной на него ПУ была опубликована в качестве иллюстрации к репортажу о посещении президентом автономии Пунтленд (Сомали) эфиопской компании Gafat Armament Industry, входящей в состав принадлежащей ВС страны корпорации METEC.
ЗРК С-75 состоят на вооружении ВС Эфиопии с 1970-х гг.
Модификация ЗРК С-75 – самая сложная работа, которая была выполнена эфиопской оборонной промышленностью до настоящего времени. Самоходные ПУ обеспечат возможность оперативного развертывания С-75 в районах с неразвитой дорожной сетью.
Впервые такой вариант модернизации продемонстрировали Революционные Вооруженные Силы Кубы в 2006 г. Помимо мобильных ПУ и станций наведения ракет СНР-75 комплекса С-75, в РВС имеются и комплексы С-125, также установленные на шасси танков T-54/55 (ПУ и СНР-125). Не исключено, что в реализации этих проектов принимали участие специалисты КНДР, поскольку в июле 2013 г. в Панаме было задержано судно, транспортировавшее компоненты кубинских ЗРК С-75, С-125 и истребителей МиГ-21бис в Северную Корею. МИД Кубы тогда заявил, что устаревшие системы были направлены в КНДР для восстановления и будут возвращены на Остров Свободы.
Эфиопия также поддерживает тесные связи с КНДР. Согласно одному из опубликованных в 2010 г. документов Wikileaks, в 2008 г. США пытались оказать давление на Эфиопию с целью отказа от сотрудничества. Как было заявлено, ВС Эфиопии поддерживали связи с КНДР, поскольку их услуги дешевы и позволили развить возможности национального ОПК.
На текущий момент достоверная информация о причастности КНДР к программе модернизации С-75 отсутствует. Еще одним потенциальным партнером эфиопского ОПК является Китай, который в прошлом также разработал пусковую установку С-75 на гусеничном шасси.
Обширные планы Сингапура
Сингапур на фоне роста военной мощи соседних государств рассматривает возможность замены большей части имеющегося вооружения за счет закупки новых образцов ВВТ.
Как заявил министр обороны Нг Енг Хен в ходе дебатов в парламенте страны при обсуждении бюджета, оборонное ведомство Сингапура изучает возможность закупки тактических транспортных вертолетов для замены устаревших CH-47D Chinook, транспортных самолетов для замены C-130, а также морских патрульных самолетов для замены Fokker 50.
Выбор нового вертолета будет сделан в ближайшее время в рамках тендера по замене парка AS332 Super Puma.
Рассматривается возможность закупки нескольких новых типов беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, по имеющейся информации, к концу текущего десятилетия Сингапур планирует закупить многофункциональные истребители пятого поколения F-35 (скорее всего, F-35В – с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), а также носители для них – многоцелевые корабли, тип которых еще не определен. Предполагается, что новая авианесущая платформа (Joint Multi Mission Ship) будет использоваться как десантный вертолетоносец и тактический авианосец. Новые многоцелевые корабли должны заменить ДВКД класса Endurance. Сингапурская компания ST Marine в прошлом году продемонстрировала модель корабля такого типа.
Индонезия получила первые модернизированные «Леопарды»
Вооруженные Силы Индонезии приняли первые восемь из 61 заказанного в декабре 2012 г. ОБТ Leopard 2RI.
В соответствии с заключенным в 2012 г. контрактом стоимостью около 216 млн. евро Индонезия должна получить из наличия ВС Германии 42 ОБТ Leopard 2A4, 61 ОБТ Leopard 2RI, 42 модернизированных боевых машин пехоты Marder 1A3 и 11 единиц специальной техники (БРЭМ Buffel, бронированные инженерные машины Kodiak и мостоукладчики AVLB).
В настоящее время все 42 танка Leopard 2A4 с дополнительно установленной системой кондиционирования воздуха, а также БМП Marder 1A3 и специальные машины уже поставлены.
Помимо установки системы кондиционирования, модернизация танков к версии Leopard 2RI предусматривает замену электрогидравлической системы управления пушкой более эффективной, полностью электрифицированной, оснащение рабочего места водителя камерой заднего обзора, установку вспомогательной силовой установки. Гладкоствольная 120-мм пушка L/44 и система прицеливания модифицируются с целью обеспечения возможности стрельбы программируемым фугасным снарядом DM11.
«Нашшаб» для спецназа
Как стало известно в ходе выставки SOFEX 2016, Иордания к концу года планирует завершить испытания разработанной совместно с Россией и Белоруссией легкобронированной машины с дистанционно управляемым боевым модулем в составе четырех гранатометов РПГ-32 «Нашшаб».
Машина предназначена для подразделений специального назначения.
Проект реализуется тремя компаниями. За вооружение отвечает российское НПО «Базальт», по лицензии которого в Иордании производится РПГ-32 «Нашшаб», белорусское УП «НТЦ «ЛЭМТ» БелОМО» разработало интеллектуальный прицел 1П81 для гранатометных комплексов типа РПГ-32 «Нашшаб» по заказу иорданской стороны, иорданская компания Jadara Equipment and Defence Systems отвечает за интеграцию и испытания всего комплекса. Легкобронированное шасси с колесной формулой 4х4 предоставило Конструкторское бюро имени короля Абдаллы II (KADDB).
Счетверенная установка РПГ-32 с новым прицельным комплексом, которая получила обозначение RPG-32 QUAD-1, уже испытана. Тестирование системы на колесном шасси планируется завершить к концу года.
CV90 заменят BVP-1/2?
Британская компания BAE Systems и чешская VOP CZ заключили соглашения о совместном участии в программе замены парка БМП-2 ВС Чехии. В качестве замены предлагается БПМ CV90.
BAE Systems предлагает чешскому партнеру совместное производство БПМ CV90 с передачей технологий.
VOP CZ обладает опытом проектирования, производства, сборки и обслуживания бронетехники. Именно завод VOP изготавливал БМП-1/2 по советской лицензии для ВС ЧССР (под обозначением BVP-1/2).
Как ожидается, процедура выбора замены для БМП-2 займет около двух лет. В настоящее время БМП данного типа остаются на вооружении 71-го и 72-го механизированных батальонов 7-й механизированной бригады СВ Чехии.
Планы Эр-Рияда
Королевство Саудовская Аравия (КСА) в соответствии с планом Vision 2030 намерена к 2030 г. на 50% локализовать производство вооружения и военной техники.
По информации Jane’s Defence Weekly, основной акцент будет сделан на усилении потенциала уже существующих предприятий по производству бронетехники, запасных частей и боеприпасов, а также на оказанию услуг по обслуживанию и ремонту.
В тексте плана Vision 2030 указано, что в настоящее время оборонная промышленная база ограничивается только семью компаниями и двумя научно-исследовательскими центрами, на долю которых приходится лишь 2% оборонных средств страны, направляемых на закупку военного оборудования и услуг. При этом оборонные расходы королевства являются третьими по объему в мире после США и Китая.
Саудовская Аравия в первом квартале 2017 г. планирует создать оборонный холдинг под надзором Общественного инвестиционного фонда, который сосредоточит усилия на инвестировании в оборонную промышленность страны и контроле расходования средств. Совет директоров холдинга будет состоять из шести саудовцев и трех зарубежных экспертов.
В настоящее время в Саудовской Аравии реализуется офсетная политика, предусматривающая компенсационную квоту в размере как минимум 35% от стоимости контракта через прямые, полупрямые или косвенные проекты в королевстве (при этом стоимость контракта должна превышать $106 млн. (400 млн. риалов)). Но в соответствии с обычной мировой практикой объемы офсетных программ составляют не менее 50% от стоимости контракта на приобретение ВВТ.
Исходя из опыта предыдущих попыток диверсификации экономики КСА, эксперты Jane’s скептически относятся к данному плану. Наглядным примером является недавняя попытка наладить производство компонентов и сборку истребителей EF2000 Typhoon в сотрудничестве с Великобританией, которая потерпела неудачу.
В настоящее время в число основных проектов, которые королевство считает «локомотивами» развития своего ОПК, входят участие в строительстве фрегатов по американскому проекту LCS (Littoral Combat Ship), а также работа с украинским ГП «Антонов» по производству военно-транспортного самолета Ан-132D – перелицованной версии Ан-32.
Решительный отказ
Как сообщает ВВС со ссылкой на источник в Госдепартаменте США, Вашингтон не намерен субсидировать продажу ВВС Пакистана восьми новых истребителей F-16.
Это означает, что Пакистан должен будет заплатить за самолеты более $700 млн., что в 2,5 раза превышает первоначально оговоренную сумму. Эксперты сомневаются в возможностях Пакистана полностью оплатить покупку, что ставит ее под угрозу.
Данное решение принято из-за отказа Конгресса США одобрить финансирование соглашения. Ряд американских законодателей обвинили Пакистан в недостаточно активной борьбе с исламистскими группировками и в поддержке террористических отрядов, дислоцирующихся в Северном Вазиристане. Кроме того, против продажи активно возражало руководство Индии, с которой в последние годы США активно развивают военно-техническое сотрудничество.
По заявлению анонимного представителя Госдепа США, администрация Барака Обамы выступает за продажу истребителей, поскольку полагает, что это соответствует национальным интересам США. Тем не менее для реализации соглашения Исламабад должен будет полностью оплатить стоимость F-16.
Потенциальная поставка Пакистану в рамках программы «Иностранные военные продажи» восьми самолетов F-16C/D block 52 (двух одноместных и шести двухместных) была одобрена Госдепом в феврале 2016 г. Полная стоимость соглашения оценивалась в $699,04 млн. Первоначальная договоренность предусматривала выплату Пакистаном около $270 млн. и финансирование оставшейся суммы в рамках американской программы помощи «Иностранное военное финансирование».
Эмираты ставят на «Энигму»
Компании BAE Systems и Emirates Defense Technology (EDT) подписали соглашение на продолжение разработки 155-мм САУ на базе гаубицы M777 для Вооруженных Сил Объединенных Арабских Эмиратов. В качестве самоходной платформы EDT предоставит для проекта свою боевую бронированную машину Enigma.
Модель такой САУ была впервые представлена в ходе выставки IDEX 2015. Судя по ее внешнему виду, предполагается, что ствол гаубицы с противооткатными приспособлениями будет закреплен на специальной ферме, которая в походном положении располагается сверху ББМ. При этом корпус машины Enigma остается таким же, как и в варианте бронетранспортера, с задней аппарелью. Для стрельбы ферма с орудием опускается с упором на грунт. Стрельба должна вестись против направления движения ББМ. По всей видимости, расчет САУ и боезапас должны располагаться внутри машины.
Новая система будет значительно легче и мобильнее в сравнении с имеющимися на вооружении ВС ОАЭ самоходными гаубицами M109 и G6-45. К примеру, южноафриканская колесная САУ G6-45 имеет боевой вес около 49 т. Буксируемая M777 весит 4,1 т, вес ББМ Enigma, как ожидается, составит около 28 т.
В настоящее время самоходной версии M777 не существует. BAE Systems вела разработку такого проекта по требованиям британской армии на шасси высокомобильного транспортера Supacat HMT 800, однако проект был отменен в 2007 г.
Примечательно, что в начале 2013 г. было объявлено о планах ОАЭ инвестировать около $200 млн. в оборонный сектор экономики Сербии с акцентом на совместную разработку 155-мм самоходной гаубицы на базе Nora B-52 и управляемых ракет ALAS. Принимая во внимание подписание соглашения между BAE Systems и EDT, можно предположить, что сербский проект дальнейшего развития не получил.
Лондон первым купит европеизированного «Хищника»
Министерство обороны Великобритании объявило о решении приобрести в рамках программы «Протектор», упомянутой в «Стратегическом обзоре в области обороны и безопасности» (SDSR-2015), средневысотный БЛА большой продолжительности полета «сертифицируемый» Predator B (Certifiable Predator B – CPB) компании General Atomics Aeronautical Systems Inc (GA-ASI). Королевские ВВС стали первым заказчиком этого БЛА.
По заявлению представителя МО Великобритании, переговоры об условиях контракта с компанией GA-ASI и МО США уже начались. Выполнение контракта начнется в сентябре 2016 г. Планируется, что ВВС Великобритании получат первые БЛА к 2020 г. Примерно на эти сроки запланировано снятие с вооружения 10 имеющихся БЛА MQ-9 Reaper. Завершение поставок намечено на конец октября 2023 г., всего, по данным Jane’s, британские ВВС получат 20 аппаратов CPB.
Закупка пройдет без проведения конкурса в рамках программы «Иностранные военные продажи». Ожидается, что ее стоимость составляет 415 млн. фунтов стерлингов ($607 млн.), однако окончательная цена контракта может измениться, поскольку переговоры по нему пока не завершены.
По заявлению Министерства обороны, БЛА CPB является единственным аппаратом, соответствующим ключевым требованиям программы «Протектор». В частности, данный БЛА может получить британский военный сертификат типа, применяться в гражданском воздушном пространстве, а также может быть поставлен в установленный срок. Разработка БЛА CPB ведется на базе MQ-9 Reaper (также известен под обозначением Predator B). Главная цель проекта – создание БЛА, который соответствовал бы европейским нормам летной годности и мог бы эксплуатироваться в воздушном пространстве государств Старого Света вблизи населенных пунктов и гражданских авиалинии. Планируется, что сертификация CPB по этим стандартам будет завершена в 2017 г. CPB получит планер повышенной прочности, усовершенствованное программное обеспечение, новую наземную станцию управления. Планируется увеличить максимальную продолжительность полета, которая должна превысить 40 часов (у MQ-9 Reaper – 27 часов). В компании General Atomics рассчитывают, что создание такого БЛА позволит существенно нарастить продажи в Европе.
Не выбрали индийское
Министр обороны Индии Манохар Паррикар в письменном ответе депутату верхней палаты индийского парламента подтвердил намерение приобрести для войсковой ПВО ЗРК малой дальности по программе QRSAM (Quick Reaction Surface to Air Missiles) у иностранного подрядчика.
Такое решение принято, поскольку разработанный национальным ОПК ЗРК Akash не соответствует предъявленным Сухопутными войсками ВС Индии требованиям.
Министр также подтвердил, что одним из двух финалистов конкурса является версия израильского ЗРК SPYDER. Второй финалист пока не назван.
Третий по счету с 2007 г. тендер потенциальной стоимостью $1,6 млрд. на поставку ЗРК малой дальности был объявлен в 2012 г. и предусматривает поставку 54 пусковых установок и 1485 ракет для оснащения двух полков. В течение 2013-2014 гг. СВ Индии провели испытания ЗРК BAMSE, предложенного шведской компанией Saab, SPYDER израильской Rafael и «Тор-M2KM» российского Концерна ВКО «Алмаз – Антей».
Создание ЗРК Akash велось с 1980-х гг., первые испытания ракет комплекса состоялось в 1990 г. Максимальная дальность стрельбы ЗРК Akash составляет 25 км, высота – 5500 м.
В 2008-2009 гг. СВ Индии отказались от закупки этого ЗРК, однако вскоре после принятия решения о постановке на вооружение ВВС восьми дивизионов Akash, руководство Минобороны убедило командование Сухопутных войск согласиться укомплектовать два зенитных ракетных полка мобильной версией этого ЗРК, 96% компонентов которого производятся в Индии. ВВС Индии официально приняли этот комплекс на вооружение в июле 2015 г., но в 2008 г. приобрели 18 мобильных ЗРК SPYDER для замены устаревших ЗРК С-125M, «Оса» и ПЗРК «Игла».
В последние месяцы командование СВ Индии испытывало сильное давление со стороны Министерства обороны, настаивавшего на приобретение дополнительных полков ЗРК Akash, однако однозначно сделало выбор в пользу зарубежных ЗРК, утверждая, что они обеспечивают защиту войск на марше, обладают большей гибкостью и большими возможностями. Согласно аргументации командования СВ, ВВС приняли Akash на вооружение в стационарной версии для обороны авиабаз, а не для применения в боевых порядках, где требуется оперативная реакция для перехвата воздушных угроз. Кроме того, по оценке СВ, трехкоординатная РЛС комплекса Akash легко обнаруживается противником из-за высокой радиолокационной сигнатуры.
Индия наращивает экспорт
Согласно информации Министерства обороны Индии, национальный ОПК существенно увеличил экспорт продукции военного назначения в 2015-2016 финансовом году: за 9 месяцев (с апреля по декабрь 2015 г.) он составил 13,79 млрд. рупий ($208 млн.) по сравнению с 9,94 млрд. рупий в течение всего 2014-2015 ф.г. Таким образом, рост составил не менее 39%.
Министерство обороны объясняет рост оборонного экспорта повышением активности частных компаний. По оценке, около 12-14 компаний частного сектора внесли свой вклад в увеличение экспорта ПВН.
В перечень основных заказчиков продукции индийской оборонной промышленности вошли Алжир, Афганистан, Израиль, Эквадор, Россия, Великобритания, Индонезия, Непал, Оман, Румыния, Бельгия, Вьетнам, Мьянма, Республика Корея и Судан. Среди ключевых экспортируемых изделий названы патрульные корабли прибрежной зоны, запчасти для РЛС, вертолеты, зарядные устройства и батареи, радиоэлектронные системы и механические детали.
Индийское правительство в последнее время предпринимает энергичные усилия с целью наращивания возможностей национальной оборонной промышленности, делая акцент на поставках систем в рамках совместных предприятий с ведущими иностранными подрядчиками, а также на включении национальных компаний в цепочки поставщиков ведущих мировых производителей. Эти усилия, хотя и медленно, но уже приносят положительный результат с точки зрения роста экспорта ПВН.
Возвращение во Вьетнам
Президент США Барак Обама в ходе визита во Вьетнам заявил, что американские власти решили отменить эмбарго на поставки летального оружия Ханою.
«Я могу объявить, что США полностью сняли запрет на продажу вооружений Вьетнаму, действовавший около 50 лет», – сказал он на совместной пресс-конференции с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом.
Перспективы «БраМоса»
Россия и Индия определили перечень из 14 стран, с которыми могут быть заключены экспортные контракты на поставку российско-индийских крылатых ракет «БраМос», сообщил РИА Новости представитель компании BrahMos Aerospace Limited Правин Патхак.
По его словам, в число этих стран входят Чили, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Южно-Африканская Республика.
Правин Патхак добавил, что речь идет о странах, с которыми хорошие отношения имеет как Россия, так и Индия. Соответствующее соглашение, по его словам, может быть заключено и в 2016 г., однако, как сказал Правин Патхак, «это такая сфера, где точных сроков быть не может».
Ранее он заявлял, что первым покупателем станет, скорее всего, одна из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таиланд выбрал китайские танки?
Накануне визита в Россию премьер-министра Таиланда Праюта Чан-Оча газета Bangkok Post сообщила, что основной темой переговоров в сфере военно-технического сотрудничества станет обсуждение возможности приобретения российских танков и вертолетов. При этом, ссылаясь на слова премьера, газета отмечает, что Таиланд также изучает предложения по данной номенклатуре вооружений и от других стран. Окончательное решение о закупке будет принято специально созданным комитетом.
Уже сообщалось, что Таиланд и Россия с 2015 г. ведут переговоры о приобретении дополнительной партии вертолетов Ми-17В-5. Ранее Бангкоком было закуплено шесть таких машин. Новые Ми-17В-5 нужны для замены устаревших американских вертолетов CH-47 Chinook.
Более запутанной представляется ситуация с приобретением танков. Также накануне визита Праюта Чан-Оча в Россию стало известно, что командование Вооруженных Сил Таиланда подписало с китайской Северной промышленной корпорацией (NORINCO) контракт на поставку 28 основных боевых танков VT4 (MBT-3000). Как ожидается, поставки начнутся до конца 2016 г. и завершатся в течение двух лет. Стоимость соглашения оценивается в $150 млн.
После того как Украина сорвала исполнение контракта 2011 г. на поставку Таиланду 49 танков Т-84 «Оплот» (к середине мая 2016 г. было передано 20 машин, хотя оговоренный в контракте срок завершения поставок – конец 2014 г.), Бангкок начал рассматривать другие варианты обновления танкового парка ВС страны. В декабре 2015 г. стало известно, что сотрудники специального комитета Директората материального обеспечения (DOL) Сухопутных войск ВС Таиланда побывали в России и КНР и ознакомились с возможностями танков Т-90С и VT4 соответственно. При этом СВ Таиланда не аннулировали и контракт с Украиной и согласились продлить сроки поставок оставшихся 29 «Оплотов» до 2017 г.
Таким образом, заявление тайского премьера относительно переговоров по российским ОБТ выглядит несколько странным. Не исключено, что Таиланд планирует приобрести обе рассматривавшиеся ранее платформы – и VT4, и Т-90С. Всего ВС этой страны нужны около 200 новых ОБТ. Поэтому три разных типа танков для такого небольшого парка представляется явно чрезмерным.
Интересно также отметить, что по информации одного из тайских блогов руководство СВ присматривается и к российскому БТР-82А – при том, что несколькими контрактами в 2007-2013 гг. было заказано 244 украинских БТР-3Е1. Но с этими машинами проблема та же, что и с «Оплотами» – срыв сроков выполнения контракта.
Состоялась выкатка шведского истребителя Gripen E
Компания Saab провела церемонию выкатки первого испытательного образца истребителя Gripen нового поколения – Gripen E.
На мероприятии, в котором приняли участие министр обороны Швеции Петер Хультквист, представители руководства Saab, шведского Министерства обороны и командования Вооруженных Сил, а также командующий ВВС Бразилии Нивалдо Луиз Россато, был продемонстрирован одноместный вариант истребителя – JAS 39E (бортовой номер 39-08), являющийся первым из трех запланированных к постройке опытных образцов.
Церемония состоялась спустя три года после заключения между Агентством по материальному обеспечению ВС Швеции (FMV) и компанией Saab начального контракта на проведение опытно-конструкторских работ в рамках программы создания истребителя Gripen нового поколения (Gripen NG).
Основными отличиями Gripen E от эксплуатирующихся JAS 39C/D являются повышенная живучесть, оснащение современными средствами обнаружения и связи, более мощный двигатель, большая масса полезной нагрузки и дальность полета, дружественный интерфейс «человек-машина», возможность синтеза получаемых данных. По заявлению разработчиков, в самолете воплощено много новшеств, которые уже не могли быть реализованы в виде модернизации серийной версии JAS 39C/D.
При разработке специалисты Saab решают задачу создания доступного по стоимости истребителя, обладающего высокими боевыми возможностями, что позволит успешно конкурировать на рынке с другими производителями боевых самолетов. Летные испытания первого опытного образца должны начаться к концу 2016 г. По оценкам, с учетом того, что Gripen E разрабатывается на базе существующего JAS 39C/D, программа летных испытаний может составить всего треть от объема тестирования предыдущей версии.
Первый опытный образец, 39-08, будет использоваться, главным образом, для проверки планера и систем управления. Второй образец (39-09), сборка которого уже началась, предназначен для отладки тактических систем, третий одноместный опытный образец (39-10) – для испытаний в качестве предсерийного самолета. Также в процессе испытаний будет задействован и борт 39-07 – демонстратор программы Gripen NG, который представляет собой модифицированный вариант выпускающегося истребителя JAS 39D.
ВВС Швеции заказали 60 самолетов JAS 39Е с опционом еще на 10 машин. Основная партия новых истребителей должна быть поставлена в 2018-2026 гг. К этому времени ВВС Швеции планируют снять с вооружения 100 истребителей JAS 39C/D, состоящих на вооружении в настоящее время.
Единственным зарубежным покупателем самолета пока является Бразилия, которая в соответствии с контрактом разместила начальный заказ на 28 одноместных JAS 39Е и восемь двухместных JAS 39F. Поставки самолетов ВВС Бразилии должны начаться в 2019 г. и завершиться к 2024 г. По оценке, экономический и политический кризис в Бразилии не должны оказать отрицательного влияния на программу Gripen, поскольку она реализуется в рамках кредитного соглашения.
В перспективе Saab рассчитывает продать на мировом рынке от 400 до 450 «Грипенов» версий JAS 39C/D и JAS 39E/F.
Индийский Rafale: и вновь отсрочка
Подписание контракта стоимостью около $8,9 млрд. на приобретение Индией 36 истребителей Rafale вновь отложено в связи с очередным коррупционным скандалом. Речь идет об аннулированной ранее программе приобретения вертолетов AW101 компании AgustaWestland.
Как сообщает Defense News со ссылкой на заявление министра обороны Манохара Паррикара, Министерство юстиции Индии в связи с аннулированной программой приобретения AW101 сделало определенные замечания по приобретению «Рафалей», которые будут приняты во внимание при доработке межправительственного соглашения, по отдельным пунктам которого до сих пор ведутся переговоры. Неназванный чиновник военного ведомства, комментируя слова министра, отметил, что замечания Минюста в настоящее время изучаются, и о сроках подписания контракта по «Рафалям» говорить пока не имеет смысла.
Defense News также стали известны некоторые подробности столь долго готовящегося соглашения. Индия планирует приобрести 36 истребителей Rafale в готовом виде. Поставка первого самолета должна быть выполнена в течение 20 месяцев после подписания контракта. Французская сторона обеспечит десять лет технического обслуживания и поставку запасных частей. В комплект поставляемого вооружения войдут ракеты класса «воздух-воздух» MICA и METEOR, ракеты класса «воздух-земля» SCALP, управляемые авиационные бомбы.
Из оговоренного офсета в объеме 50% от стоимости контракта 30% пойдут в зачет будущих НИОКР в военной сфере, а оставшиеся 20% выделены на производство отдельных узлов и оборудования для «Рафалей» индийским ОПК. В частности, французские оборонные компании Safran, Thales и Dassault предоставят свои технологии по маскировке, радиолокации, системам наведения ракет, а также технологические материалы, используемые в сегменте электроники и микроэлектроники.
Дели и Париж достигли договоренности о приобретении Индией 36 истребителей Rafale в апреле 2015 г. Данный проект пришел на смену программе поставки 126 самолетов, 18 из которых предполагалось собрать во Франции, а 108 – построить в Индии по лицензии.