Новости. Февраль 2016
[an error occurred while processing this directive]

FGFA подешевел

По информации индийского издания Business Standard, Дели и Москва договорились снизить цену на совместную разработку истребителя пятого поколения (FGFA) на 40% – до $4 млрд. с каждой стороны.

В 2008 г., когда начинался этот проект, предполагалось, что каждая из сторон потратит на него по $5,5 млрд. (с учетом инфляции эта сумма возросла до $6 млрд.). Проект рассчитан на семь лет. Согласно новым договоренностям, в первый год после подписания контракта на ОКР компании «Сухой» и Hindustan Aeronautics Ltd. выделят по $1 млрд., на протяжении последующих шести лет – по $500 млн. ежегодно.

Ожидается, что новый проект контракта на основной этап ОКР должен одобрить специальный комитет Минобороны Индии, а затем – глава военного ведомства Манохар Паррикар.

Ранее уже сообщалось, что Россия снизила предложение по стоимости разработки FGFA почти в два раза, что, по оценке ЦАМТО, связано в первую очередь с падением курса рубля более чем в два раза.

Новое ценовое предложение планировалось обсудить в Москве в конце декабря 2015 г. в ходе встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента России Владимира Путина. Перед этой встречей индийская пресса писала, что за основной этап ОКР, технологические ноу-хау и первые три прототипа самолета FGFA Индия заплатит $3,7 млрд., а не $6 млрд., как планировалось ранее.

 

Французские успехи

Франция в 2015 г. вдвое увеличила объем продаж вооружений по сравнению с 2014 г. – до 16 млрд. евро ($17,44 млрд.), заявил министр обороны Жан-Ив Ле Дриан.

Упомянутый термин «объем продаж вооружений» не совсем корректен. Министр, очевидно, имел в виду объем заключенных контрактов на поставку вооружений, а не фактический экспорт ВВТ Франции, который, по оценке ЦАМТО, в 2015 г. составил около $7,9 млрд.

Крупнейшими покупателями французского вооружения в 2015 г. традиционно оставались страны Ближнего Востока и Северной Африки.

 

Рыночные перспективы JF-17

По информации нигерийских СМИ, Министерство обороны страны планирует в 2016 г. приобрести три легких многоцелевых истребителя JF-17 Thunder. Ссылаясь на имеющуюся в их распоряжении копию оборонного бюджета Нигерии на 2016 г., журналисты утверждают, что на приобретение трех JF-17 предполагается выделить около $25 млн.

В перечень закупок для ВВС также включены два вертолета Ми-35M, 10 учебно-тренировочных самолетов Super Mushshak, запчасти для самолетов, вооружение и боеприпасы.

В декабре 2014 г. сообщалось, что ВВС Нигерии близки к заключению контракта на покупку одной или двух эскадрилий истребителей JF-17, однако в дальнейшем эта информация не подтвердилась.

* * *

Также стали известны некоторые детали приобретения истребителей JF-17 Мьянмой. По данным источников Jane’s Defence Weekly, достигнутое в 2015 г. соглашение предусматривает закупку 16 самолетов (12 одноместных и четырех двухместных учебно-боевых) стоимостью $16 млн. за единицу, которые должны заменить устаревшие китайские F-7M, купленные в 1990-1999 гг. Предположительно, поставки должны начаться к середине 2017 г.

На текущий момент истребитель JF-17, разработанный совместно КНР и Пакистаном, состоит на вооружении только пакистанских ВВС.

 

Хорватия наращивает возможности ПВО

Согласно информации хорватского ресурса Defender, Загреб ведет переговоры с Норвегией по закупке ЗРК малой дальности NASAMS (National Advanced Surface-to-Air Missile System).

В настоящее время на вооружении ВС Хорватии ЗРК данного класса отсутствуют, имеются лишь советские ПЗРК 9K38 «Игла», 9K32 «Стрела-2M», а также производимая в стране версия ЗРК ближнего действия «Стрела-10CROA1».

В рамках утвержденной программы ВС Хорватии намерены восстановить возможности поражения воздушных целей на дальностях более 10 км.

ЗРК NASAMS разработан и производится совместно норвежской компанией Kongsberg и американской Raytheon. Поставлено более 70 пусковых установок ЗРК NASAMS вооруженным силам США, Норвегии, Испании, Нидерландов, Финляндии и одного неназванного государства. Ведутся работы в рамках подписанного в 2014 г. контракта на поставку комплекса ВС Омана. Командование ВС Литвы также рассматривает возможность приобретения этого ЗРК.

NASAMS предназначен для поражения самолетов, вертолетов, БЛА, крылатых ракет. Основным средством поражения комплекса является наземная версия УР AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух», способная поражать воздушные цели на дальностях от 2,5 до 25 км и высотах до 15000 м.

 

Индия еще на шаг приблизилась к «Рафалю»

Индия и Франция заключили межправительственное соглашение по приобретению 36 истребителей Rafale. Об этом сообщил премьер-министр Индии Нарендра Моди после встречи с президентом Франции Франсуа Олландом, состоявшейся 25 января.

Президент Франции прибыл в Нью-Дели по случаю празднования Дня Республики – национального праздника Индии. Его сопровождали пять ключевых министров и руководителей таких компаний, как Dassault Aviation, MBDA, Safran и Thales.

Заключение межправительственного соглашения еще, однако, не означает завершение длительной эпопеи, первоначально носившей название «проект MMRCA»: сторонам предстоит урегулировать финансовые детали основного коммерческого контракта.

Dassault Aviation – разработчик истребителя Rafale, в своем пресс-релизе выразила удовлетворение подписанием межправительственного соглашения и уверенность, что все оставшиеся вопросы могут быть урегулированы в течение четырех недель. Оптимизм авиастроителей, однако, не разделил посол Франции в Индии Франсуа Ришье, который, отвечая на вопросы журналистов 27 января, заявил, что переговоры об окончательной сумме контракта могут затянуться на срок до четырех месяцев.

Таким образом, он официально подтвердил имеющиеся разногласия по окончательной стоимости 36 истребителей – выдвинутая Dassault Aviation сумма по-прежнему не устраивает Нью-Дели.

Вместе с тем Франсуа Ришье подтвердил, что офсетное соглашение полностью согласовано и подготовлено к подписанию, хотя и отказался сообщить, действительно ли 50% офсета должны быть реализованы главными подрядчиками проекта – компаниями Dassault и Thales. Пока со слов министра финансов Франции Мишеля Сапена известно, что французские компании инвестируют в индийскую промышленность около $10 млрд. в течение пяти лет.

Подготовленный в конце 2015 г. проект договора предусматривает поставку первого самолета в течение 36 месяцев с момента его подписания и последнего – в течение семи лет. Стоимость одного истребителя зафиксирована по базовой ставке 2007 г. плюс формула инфляции, согласованная обеими сторонами. Стоимость всего пакета, включая различные подсистемы, товары и услуги, ожидается в размере около $8,3 млрд.

В рамках сделки предусмотрен опцион на лицензионную сборку 18 истребителей Rafale (50% от начального контракта), соответствующий инициативе «Покупай и делай индийское», однако, по мнению индийских аналитиков, его практическое выполнение маловероятно.

 

Завершена поставка вертолетов в Перу

В рамках реализации контракта, заключенного «Рособоронэкспортом», холдинг «Вертолеты России» завершил передачу командованию Сухопутных войск Перу 24 вертолетов Ми-171Ш-П.

В декабре 2013 г. Министерство обороны Перу по результатам тендера, проведенного в рамках программы восстановления транспортных возможностей ВС страны, заключило с «Рособоронэкспортом» контракт стоимостью $528 млн. на поставку 24 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш, тренажеров, вспомогательного оборудования, а также подготовку личного состава.

Согласно графику, вертолеты, произведенные Улан-Удэнским авиационным заводом холдинга «Вертолеты России», предполагалось поставить в Перу в 2014-2015 гг. Все машины должны войти в боевой состав бригады армейской авиации Сухопутных войск (BRIGAE).

В ноябре и декабре 2014 г. в Перу были поставлены первые восемь заказанных Ми-171Ш-П, в июне 2015 г. – еще три. Дальнейшая поставка была приостановлена из-за отказа Национального Банка Перу производить платежи в рамках контракта из-за наложенных США на российские компании санкций. После напряженных переговоров между представителями «Рособоронэкспорта» и Министерства обороны Перу 30 сентября 2015 г. было объявлено, что оставшиеся $200 млн. будут переведены подрядчику, а поставки вертолетов возобновятся. Очередные 10 вертолетов ВС Перу получили с конца ноября по начало декабря 2015 г., оставшиеся три – в начале января 2016 г.

В рамках офсетной программы стоимостью $180 млн. в Перу будет создан центр по техническому обслуживанию российских вертолетов на базе BRIGAE в Лас-Пальмас и смонтирован летный тренажер. Кроме того, планируется создать совместное производство комплектующих.

 

МиГ-29М/М2 для Египта?

РСК «МиГ» планирует в этом году передать первые два истребителя МиГ-29М/М2 для заказчика из Северной Африки, заявил РИА Новости заместитель генерального директора корпорации Алексей Бескибалов.

По его словам, в апреле 2015 г. компания «Рособоронэкспорт» подписала контракт, в соответствии с которым неназываемому государству должны быть поставлены более 50 самолетов МиГ-29М/М2. «Это загрузит мощности нашего объединенного предприятия – и Луховиц, и Нижнего Новгорода до 2020 года», – сказал Алексей Бескибалов.

По его словам, «этот контракт уже действующий, по нему получен аванс».

По мнению ЦАМТО, речь идет о поставках МиГ-29М/М2 в Египет. Заявление Алексея Бескибалова стало первым официальным подтверждением заключения этого крупного контракта. В мае 2015 г. СМИ сообщили, что с Египтом подписано соглашение на поставку 46 истребителей МиГ-29М/М2 на сумму $2 млрд. Пресс-служба РСК «МиГ» в августе 2015 г. опровергла эту информацию, хотя, судя по текущему сообщению, контракт был подписан еще в апреле.

 

«Ваджра» с корейским клинком

Программа поставки Сухопутным войскам Индии 155-мм гусеничных самоходных гаубиц вышла на завершающий этап: индийская армия получит 155-мм/52 САУ K9 Vajra-T, представляющую собой доработанную под индийские требования корейскую САУ K9 Thunder.

САУ K9 разработана компанией Samsung Techwin. Ее индийским партнером, который будет собирать САУ по лицензии, выступает компания Larsen & Toubro. «Ваджра» в переводе с санскрита – мифологическое оружие Индры, соединяющее в себе свойства меча, булавы и копья.

Тендер на поставку гусеничных САУ для СВ Индии был объявлен в январе 2011 г. В нем приняли участие четыре претендента: Bharat Earth Movers в партнерстве со словацкой Konstrukha, Tata Power, Larsen & Toubro с Samsung Techwin и «Рособоронэкспорт». В финале соперничали САУ K9 Thunder и модернизированная российская «Мста-С» с орудием калибром 155 мм. По результатам испытаний российская установка была признана несоответствующей ряду требований СВ Индии. Процесс конкурсной оценки САУ был завершен в сентябре 2015 г.

Дальнейшие переговоры с компанией Larsen & Toubro по согласованию окончательной стоимости и условий поставки САУ начались в январе 2016 г. Ожидается, что соответствующий контракт будет заключен в текущем финансовом году. Стоимость первой партии из 100 установок оценивается в $670-750 млн. Контракт будет включать опцион на поставку 50 дополнительных установок K9 Vajra-T.

Предполагается, что доля Larsen & Toubro в производстве САУ K9 Vajra-T составит не менее 50%, включая 13 основных подсистем: системы управления огнем, подачи боеприпасов, коллективной защиты, артиллерийскую баллистическую станцию, вспомогательную силовую установку, средства связи, компоненты башни и корпуса. Первые 10 установок должны быть поставлены военным в течение 18 месяцев после подписания контракта, а остальные 90 – за два последующих года. Они станут первыми гаубицами, которые будут приняты на вооружение СВ Индии с момента приобретения 155-мм гаубиц Bofors почти 30 лет назад.

СВ Индии намерены включить по три артиллерийских полка, оснащенных K9 Vajra-T, в состав каждой из трех танковых дивизий. Кроме того, по одному полку войдет в состав отдельных танковых бригад в составе трех ударных корпусов. Общая потребность в САУ предварительно оценивается в 252 ед.

 

Совместная разработка

Компания Korea Aerospace Industries (KAI) подписала с Индонезией дополнительные соглашения по дальнейшей совместной разработке корейского экспериментального истребителя KFX (Korean Fighter Xperiment) поколения «4,5».

Ранее в Джакарте KAI заключила с Министерством обороны Индонезии соглашение о разделении расходов на разработку самолета (cost-sharing agreement – CSA), а с индонезийской государственной компанией PT Dirgantara Indonesia (PTDI) – соглашение о разделении работ (work assignment agreement – WAA).

Соглашения официально оформляют финансовые обязательства каждой страны и определяют доли работ в рамках второго этапа программы KFX – конструирования и разработки технологии серийного производства.

CSA формализует раннее подписанное предварительное соглашение о разделе расходов на разработку KFX. Как планируется, Индонезия выплатит в 2016 г. сумму, равную 1% от общих затрат, и по 2% в течение 2017-2025 гг. Всего Индонезия возьмет на себя 20% стоимости программы разработки нового истребителя (около $1,33 млрд.). Общая стоимость создания KFX оценивается в $7,4 млрд.

WAA оговаривает степень участия PTDI в программе. Индонезийская компания разработает некоторые элементы конструкции, примет участие в создании опытных образцов KFX, в производстве компонентов, испытаниях и сертификации, получит один из шести опытных образцов. В рамках WAA компания PTDI также получит доступ к технической информации, спецификациям и информации о боевых возможностях самолета. KAI проведет обучение инженеров и технических специалистов PTDI. Соглашения с индонезийской стороной были заключены спустя неделю после подписания Агентством программ оборонных закупок МО Республики Корея (DAPA) контракта с KAI на разработку истребителя KFX. В рамках этого соглашения KAI изготовит шесть опытных самолетов и завершит проект разработки к июню 2026 г. Серийное производство первых 120 истребителей должно начаться во второй половине 2025 г. и завершиться к 2032 г.

Возможности Республики Корея по финансированию программы KFX ограничены, что потребовало привлечения для ее реализации иностранного инвестора. В свою очередь, участие Индонезии в проекте KFX обусловлено стремлением расширить возможности национальной промышленности в обмен на инвестиции.

Также в проекте принимает участие американская корпорация Lockheed Martin, которая будет сотрудничать с KAI в соответствии с офсетным соглашением, связанным с закупкой 40 многоцелевых истребителей F-35 для ВВС Республики Корея.

В корейских ВВС KFX должны заменить около 160 устаревших истребителей F-4E Phantom и F-5E Tiger II, а в перспективе и американские F-16. ВВС Индонезии, в свою очередь, намерены приобрести 48-50 самолетов KFX.

 

Польская «Росомаха» ушла в пустыню

Финская компания Patria в конце января объявила о заключении с командованием ВС Объединенных Арабских Эмиратов контракта на поставку боевых бронированных машин AMV с колесной формулой 8х8.

Все детали данного соглашения засекречены. Отмечено лишь, что производство бронемашин будет выполнено на предприятии в Польше в сжатые сроки.

Ранее польские СМИ сообщили, что компания Rosomak S.A. отгрузила первую предназначенную для «одной из стран на Ближнем Востоке» машину AMV (Rosomak S.A. изготавливает эти ББМ для ВС Польши по лицензии под обозначением KTO Rosomak). Контракт реализуется в рамках соглашения с финской компанией Patria и предусматривает поставку 40 бронетранспортеров в базовой версии. Стоимость соглашения составляет около 170 млн. злотых. Для Rosomak S.A. это первый экспортный контракт.

В соответствии с требованиями заказчика машина изготовлена в версии, не обладающей возможностью преодоления водных преград, но с повышенным уровнем защиты от огня стрелкового оружия и мин. Первая партия машин будет доставлена заказчику до конца мая 2016 г. Соглашение также включает опционы на поставку нескольких десятков ББМ в различных версиях, в том числе в удлиненном варианте. В случае их реализации, общая стоимость контракта превысит 500 млн. злотых.

Финляндия сообщила в Регистр ООН о продаже двух AMV в ОАЭ в 2008 г. Они были выполнены в удлиненной на 350 мм версии для оснащения боевым отделением от БМП-3. AMV была названа предпочтительным кандидатом на поставку колесных ББМ для ВС ОАЭ, но тогда контракт подписан не был.

Кроме того, как сообщил Jane’s Defence Weekly источник в Rosomak S.A., возможно заключение еще одного контракта на поставку 20-30 бронемашин для «соседнего ближневосточного государства». По мнению ЦАМТО, им может стать Кувейт. В 2013 г. хорватская компания Duro Dakovic, собирающая ББМ AMV для ВС Хорватии, отправила одну из своих машин в Кувейт для проведения испытаний. Не исключено, что польская компания, которая производит не только крупномасштабную сборку AMV, но и самостоятельно дорабатывает ее конструкцию, смогла сделать МО Кувейта более выгодное предложение.

 

L-15 для Замбии

Китайская авиастроительная компания Hongdu (HAIG) разместила на своей веб-странице сообщение о том, что ВВС Замбии в ближайшей перспективе получат первые учебно-тренировочные самолеты L-15.

Как сообщает Jane’s Defence Weekly, HAIG подтверждает, что, по крайней мере, один L-15 уже принят ВВС Замбией и как минимум шесть пилотов завершили подготовку на предприятии компании.

ВВС этой страны вели переговоры о покупке УТС с 2012 г. Предположительно, контракт на поставку шести самолетов L-15 стоимостью около $100 млн. был заключен в первой половине 2014 г. По имеющейся на сегодняшний день информации, Замбия стала первым зарубежным покупателем УТС L-15. ВВС Венесуэлы также заказали 24 самолета L-15 в 2014 г. Этот УТС эксплуатируют и ВВС НОАК, где он носит обозначение JL-10.

После подписания в 1998 г. протокола о военном сотрудничестве, Китай и Замбия тесно взаимодействуют в военной сфере. Протокол предусматривает организацию подготовки личного состава ВС Замбии. В 1999 г. ВВС Замбии получили восемь китайских самолетов K-8, а в марте 2012 г. официально приняли еще восемь УТС K-8P корпорации CATIC. На вооружении ВВС Замбии также имеются китайские транспортные самолеты: пять Y-12 и два MA-60.

 

Разработка танка Altay завершена

Турецкая компания Otokar объявила о завершении этапа разработки основного боевого танка Altay в рамках подписанного с Секретариатом оборонной промышленности МО Турции (SSM) контракта.

Хотя сертификация и приемочные испытания машины еще продолжаются, Otokar представила SSM предложение о начале реализации этапа серийного производства 250 танков.

SSM определит подрядчика для организации серийного производства после оценки представленных заинтересованными претендентами предложений. Потенциальными подрядчиками являются три турецкие компании, специализирующиеся на изготовлении бронетехники: Otokar, BMC и FNSS. По заявлению представителя SSM, серийное производство ОБТ Altay должно начаться в 2017 г.

Разработка танка Altay реализуется при техническом содействии южнокорейской компании Hyundai Rotem в соответствии с контрактом, подписанным SSM с компанией Otokar в июле 2008 г. В общей сложности ВС Турции предполагают приобрести до 1000 новых ОБТ.

 

Повторное предложение

Американская компания Lockheed Martin планирует повторно представить Индии отклоненное несколько лет назад предложение по поставке противотанковых ракетных комплектов FGM-148 Javelin.

Такая возможность появилась после визита министра обороны Индии Манохара Паррикара в США в декабре 2015 г. и обсуждения данного вопроса с Эштоном Картером.

Компания намерена предложить совместное производство ПТРК в Индии. Для ускорения проекта правительство США планирует реализовать его в рамках американо-индийской Инициативы оборонных технологий и торговли (Defence Technology and Trade Initiative – DTTI). Lockheed Martin получит соответствующее разрешение сразу после того, как МО Индии сделает запрос на закупку ПТРК.

Как ранее сообщал ЦАМТО, впервые Индия объявила о намерении закупить ПТРК Javelin в августе 2010 г., но продажа была заблокирована в соответствии с американским законодательством, запрещающим передачу технологий зарубежным производителям. В ответ Министерство обороны Индии провело серию испытаний ПТРК Spike компании Rafael. Однако рост числа обвинений в коррупции при закупке продукции оборонного назначения заставил МО Индии в 2014 г. отказаться от закупки ПТРК и у израильского производителя.

 

Модернизация чешских «Грипенов»

Шведское агентство по экспорту продукции оборонного назначения (FXM) подписало соглашение стоимостью $14,2 млн. на модернизацию истребителей JAS 39C/D Gripen, арендованных ВВС Чехии.

Модернизация расширит их возможности по нанесению ударов по наземным целям с использованием управляемых и неуправляемых авиабомб.

В настоящее время чешские JAS 39C/D способны в любых условиях перехватывать воздушные цели. Атаковать наземные объекты можно только в зоне прямой видимости с помощью 27-мм пушки Mauser ВК27 с боезапасом 120 снарядов.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS