Предконтрактный этап
Россия находится на предконтрактном этапе переговоров с Бразилией по продаже ЗРПК «Панцирь-С1», заявил в ходе выставке LAAD 2015 глава объединенной делегации ГК «Ростех», заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
«Панцирь-С1» имеет большой потенциал, что было подтверждено в ходе встреч и обсуждений с бразильскими партнерами. Помимо этого, хорошие условия для переговоров о развитии нашего сотрудничества создает высокое качество поставленной нами авиатехники. Сегодня в рамках офсетного соглашения уже ведутся конкретные работы по организации центра по обслуживанию и ремонту вертолетов», – отметил Сергей Гореславский.
Сервисный технический центр в Бразилии станет частью большой сети по обслуживанию вертолетов, которую «Ростех» создает в странах Латинской Америки для своевременного и качественного обслуживания поставляемой техники, а также с целью наращивания технологического сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество между Россией и Бразилией осуществляется с 1994 г., когда был подписан контракт на поставку нескольких партий ПЗРК «Игла». В 2008 г. заключен контракт на поставку 12 вертолетов Ми-35М (бразильское обозначение – AH-2 Sabre).
Нюансы согласованы
Россия и Китай окончательно согласовали «последние нюансы» по совместной программе создания тяжелого вертолета и рассчитывают подписать окончательное соглашение уже в мае, заявил РИА Новости вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам встречи сопредседателей российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительства.
Он отметил, что проект «очень интересует китайскую сторону» и она выступает основным инвестором. «Мы рассматриваем проект больше как коммерческий, потому что у нас есть свой вертолет Ми-26», – отметил заместитель председателя правительства. Однако он добавил, что при определенных условиях новый вертолет может быть востребован и в России.
Новый успех Dassault
Президент Франции Франсуа Олланд и эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани в Дохе подписали контракт стоимостью 6,3 млрд. евро ($7,02 млрд.) на поставку ВВС Катара 24 истребителей Rafale компании Dassault Aviation.
Изначальный «запрос о предложениях» (RFP) Катара в рамках тендера по закупке 72 многоцелевых истребителей предусматривал приобретение 36 боевых самолетов для замены 12 устаревших истребителей Mirage 2000-5EDA/DDA и шести учебно-боевых самолетов Alpha Jet E, а в качестве опциона предусматривал закупку еще 36 истребителей.
Помимо Rafale на тендер были представлены Eurofighter Typhoon, F/A-18 и F-15. Результаты тендера официально объявлены не были, но весной 2014 г. представители французского правительства и компании Dassault Aviation заявили о готовности подписать контракт на поставку 72 истребителей Rafale для ВВС Катара. Позднее возможный базовый контракт был снижен до 24 единиц с опционом еще на 12 самолетов.
В 2015 г. это уже третий успех Dassault Aviation, ранее достигшей договоренностей о поставках «Рафалей» с Египтом и Индией. Тем самым разорван замкнутый круг, в котором долгое время крутился французский авиапроизводитель, раз за разом проигрывая тендеры на поставку новых многоцелевых истребителей.
У Raytheon – новые заказчики
Компания Raytheon объявила о заключении с Саудовской Аравией контракта стоимостью более $2 млрд. на поставку зенитных ракетных систем Patriot.
Контракт, подписанный 2 апреля в рамках прямой коммерческой продажи, включает поставку новых полностью цифровых батарей Patriot с разработанным по последним технологиям оборудованием для обнаружения, идентификации и поражения воздушных целей.
Напомним, что в сентябре 2014 г. Госдепартамент США одобрил потенциальную поставку Саудовской Аравии в рамках программы «Иностранные военные продажи» 202 ракет Patriot PAC-3, а также оборудования для усовершенствования ЗРК Patriot PAC-2 до версии PAC-3. Полная стоимость соглашения оценивается в $1,75 млрд. Новый контракт означает, что Эр-Рияд помимо модернизации уже имеющихся американских ЗРС решили приобрести партию систем нового поколения.
За последние полгода помимо Саудовской Аравии ЗРС Patriot для создания национальных систем ПВО/ПРО выбрали Катар и Республика Корея, а 21 апреля МНО Польши объявило Raytheon победителем конкурса на поставку восьми батарей системы Patriot с ракетами GEM-T и PAC-3 MSE.
Rafale: теперь еще и ОАЭ?
По информации некоторых западных СМИ, Объединенные арабские эмираты работают над «перезагрузкой» переговоров с компанией Dassault Aviation по вопросу закупки многоцелевых истребителей Rafale. Это обусловлено тем, что в последнее время Dassault добилась серьезных успехов в Египте, Индии и Катаре.
ОАЭ начали переговоры с Францией по вопросу поставки 60 истребителей Rafale для замены приобретенных в 1983 г. Mirage 2000-9 в 2008 г. Поддержку усилиям Dassault Aviation активно оказывал бывший президент Франции Николя Саркози. К ноябрю 2011 г. переговоры зашли в тупик, и военное ведомство ОАЭ направило запросы об информации консорциуму Eurofighter и американской компании Boeing с целью оценки возможности приобретения истребителей Typhoon, F-18E, а позднее и F-16E/F. В мае 2012 г. ОАЭ окончательно прекратили двусторонние переговоры с Францией и начали некое подобие тендера. Тем не менее официально конкурсная процедура не объявлялась. В феврале 2013 г. представитель организационного комитета выставки IDEX 2013 генерал-майор Обейд эль Кетби заявил, что ОАЭ в «ближайшее время» определятся, какой истребитель купят – Rafale или Eurofighter. Но до сих пор никакого конкретного решения не принято.
Корея создает беспилотный конвертоплан
Республика Корея продемонстрировала беспилотный преобразуемый летательный аппарат TR-60, способный осуществлять вертикальный взлет и посадку и горизонтальный полет «по-самолетному».
БЛА разработан Корейским аэрокосмическим научно-исследовательским институтом KARI. По информации разработчиков, TR-60 способен находиться в воздухе в течение 8 часов и развивать скорость до 500 км/ч, что делает его самым быстрым аппаратом данного типа в мире.
KARI предполагает завершить разработку, стоимость которой оценивается в $90 млн., к 2023 г. и начать серийное производство TR-60 в 2024 г.
TR-60 может применяться для сбора информации, наблюдения и разведки, поисково-спасательных операций, транспортировки груза и ретрансляции связи.
Как ранее сообщал ЦАМТО, Корейский авиационно-космический научно-исследовательский институт впервые провел испытания БЛА с поворотными роторами в конце 2007 г. Тогда сообщалось, что разработка осуществляется с 2002 г. в сотрудничестве с Департаментом инновационной экономики и частными оборонными компаниями.
По оценке разработчиков, в настоящее время Южная Корея занимает седьмое место в мире по уровню технологий в сфере БЛА. К 2023 г. Сеул намерен войти в пятерку лидеров, а к 2027 г. занять третье или четвертое место.
Но не Кувейт
По неофициальной пока информации Кувейт выбрал американские истребители F/A-18C/D для усиления национальных ВВС.
Как сообщило агентство Reuters, руководство Кувейта подписало официальное «письмо-обязательство» по закупке 28 F/A-18E/F, однако сам контракт вряд ли будет заключен до конца 2015 г. Стоимость сделки с компанией Boeing составит около $3 млрд.
Кувейт, на вооружении которого уже состоят самолеты F/A-18C/D, в 2009 г. заявил о планах усилить парк истребительной авиации, после чего президент Франции Николя Саркози в ходе турне по странам Персидского залива сообщил о начале переговоров о поставке ВВС Кувейта от 14 до 28 истребителей Rafale. В 2010 г. Rafale в рамках программы испытаний перед ожидаемым решением парламента о закупке новых самолетов налетал в Кувейте 15 часов, а министр обороны заявлял, что приобретение французских истребителей является одним из приоритетных оборонных проектов страны.
Однако в январе 2014 г. французские СМИ сообщали о том, что консорциум Eurofighter подписал проект соглашения о продаже Кувейту 28 истребителей Typhoon. В итоге, если сообщение агентства Reuters соответствует действительности, Boeing, не делая громких заявлений, в течение последних пяти лет обыграл своих конкурентов на рынке Кувейта.
Оружие для «Грипенов»
Компания Saab объявила о заключении с Министерством обороны Бразилии контракта стоимостью $245 млн. на приобретение вооружений для истребителей JAS 39E/F Gripen.
Контракт включает поставки авиационных вооружений компанией Saab и другими поставщиками, которые были выбраны ВВС Бразилии.
Компании Saab необходимо будет получить разрешения на экспорт ряда типов вооружений. Формальности будут урегулированы во второй половине 2015 г.
Данный контракт является дополнением к существующему соглашению с Бразилией на 36 самолетов JAS 39E/F Gripen, которое было подписано 27 октября 2014 г.
Временная гаубица
Минобороны Индии объявило, что опытные образцы 155-мм буксируемой гаубицы Dhanush с длиной ствола 45 калибров, изготовленные на базе орудия Bofors FH77B, в ходе летних и зимних испытаний продемонстрировали соответствие всем техническим требованиям.
В отличие от 155-мм/39 гаубиц FH77B, 410 ед. которых СВ Индии импортировали в 1986-1987 гг., орудие Dhanush имеет систему прицеливания и наведения индийской разработки, а также удлиненный ствол, за счет чего максимальная дальность стрельбы увеличена с 27 до 38 км.
Стоимость одной гаубицы Dhanush оценивается в 140 млн. рупий ($2,33 млн.). Они должны изготавливаться на Фабрике артиллерийских орудий Управления оружейных заводов (Ordnance Factory Board – OFB) в Джабалпуре. Предприятия OFB в Калькутте и Канпуре также будут задействованы в производстве гаубиц.
На первом этапе Сухопутные войска Индии планируют принять на вооружение батарею из шести орудий Dhanush, затем разместить заказ еще на 114 гаубиц общей стоимостью 12,6 млрд. рупий – для оснащения шести артиллерийских полков. Предполагается, что OFB начнет серийное производство гаубиц Dhanush в течение 12-18 месяцев после завершения их сертификации и разработки необходимой документации. Если опыт эксплуатации модернизированных гаубиц будет положительным, СВ Индии планируют разместить дополнительный заказ на поставку до 400 орудий.
Dhanush станет первой новой гаубицей, которая будет поставлена СВ Индии после приобретения орудий FH77B. Однако принятие ее на вооружение – временное решение, призванное обеспечить боеспособность полевой артиллерии до начала реализации ряда программ по приобретению новых орудий. Разработанный в 1999 г. «План модернизации полевой артиллерии» СВ Индии предполагал к 2027 г. приобретение за рубежом и производство на территории страны около 3600 гаубиц различных типов для оснащения 200 артиллерийских полков.
Индия и Япония покупают V-22
Не исключено, что Индия и Япония приобретут американские конвертопланы V-22 Osprey.
По информации Jane’s Defence Weekly, консорциум Bell/Boeing недавно представил индийскому Авиационному аналитическому центру (ARC), отвечающему за радио- и радиоэлектронную разведку на границах с Пакистаном и Китаем, данные о стоимости четырех V-22 и возможный график поставки в рамках программы «Иностранные военные продажи». Стоимость потенциального соглашения оценивается в $500-600 млн.
Центр ARC планирует использовать V-22 для доставки личного состава Специальных пограничных сил (SFF) и их материального обеспечения в ходе проведения специальных операций. В настоящее время авиационный компонент ARC включает российские вертолеты Ми-8 и Ми-17, а также индийские Chetak и Cheetah.
А в начале мая потенциальную продажу Японии V-22B block C одобрил Государственный департамент США. Полная стоимость такого соглашения может составить $3 млрд.
Ранее правительство Японии обратилось к США с запросом о приобретении 17 V-22B. Токио планирует использовать конвертопланы для защиты удаленных островных территорий и обеспечения действий сил специальных операций. Поставка V-22B расширит возможности Сил самообороны Японии по проведению десантных операций и по взаимодействию с ВС США.
Интерес к Ми-35
Советник президента Афганистана по национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар подтвердил на переговорах в Москве заинтересованность его страны в приобретении вертолетов Ми-35, заявил РИА Новости специальный представитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.
В ходе визита в Москву Мохаммад Ханиф Атмар встретился с министром обороны России генералом армии Сергеем Шойгу. Он передал главе российского военного ведомства благодарность от президента Афганистана за дружбу и партнерство, которые Россия предлагает Афганистану, и за ту помощь, которую оказывает.
Сергей Шойгу сказал, что Россия считает целесообразным расширить формат сотрудничества с Афганистаном. «Мы выступаем за придание нашему сотрудничеству долгосрочного и многопланового характера», – отметил министр обороны России.
Модернизации «Ягуаров» откладывается
Программа модернизации парка истребителей Jaguar ВВС Индии на текущий момент заморожена и, скорее всего, будет перенесена за пределы 2017-2018 финансового года.
Министерство обороны Индии выпустило запрос о предложениях, предусматривающий замену двигателей боевых самолетов Jaguar IS/IM, в марте 2011 г. Для ремоторизации был выбран ТРДД F125IN компании Honeywell. Кроме того, в рамках модернизации все индийские «Ягуары» должны быть оснащены современным БРЭО, включая новою РЛС, системами самообороны EL/L-822, подвесными контейнерами IAI-ELTA EL/M-20600, расширенным комплектом бортового вооружения, включающим управляемые кассетные авиабомбы CBU-105 компании Textron и ракеты класса «воздух-воздух» ASRAAM консорциума MBDA.
Согласно первоначальному графику, первые самолеты планировалось модернизировать к декабрю 2017 г. Теперь реализация программы модернизации отложена в связи с тем, что Министерство обороны Индии отказалось подписать контракт стоимостью около $2,5 млрд. на приобретение 280 двигателей F-125IN.
Истребитель-бомбардировщик Jaguar консорциума SEPECAT был принят на вооружение индийских ВВС в 1979 г. В общей сложности для ВВС Индии было изготовлено более 150 самолетов, на текущий момент в частях имеются 123 истребителя этого типа.
Ан-32 летит в Саудовскую Аравию
Саудовская компания Taqnia Aeronautics заключила с украинским предприятие «Антонов» партнерское соглашение об организации производства в Саудовской Аравии усовершенствованной версии транспортного самолета Ан-32.
Соответствующий документ был подписан в Киеве в присутствии председателя совета директоров компании Taqnia Aeronautics, президента научно-технологического центра им. короля Абдулазиза (KACST) доктора Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда и президента ГП «Антонов» Дмитрия Кивы.
В соответствии с соглашением, ГП «Антонов» должен передать саудовской стороне технологии производства Ан-32 и осуществить подготовку специалистов. Также KACST, Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» разработают проект модернизированной версии самолета, получившей обозначение Ан-132. По саудовским планам, предполагается вдвое или даже больше повысить дальность полета, увеличить полезную нагрузку до 9,2 т. По словам Турки Бин Сауда бин Мохаммеда Аль-Сауда, Ан-132 должен быть оснащен современным западным БРЭО, включая навигационную систему компании Honeywell, и «канадскими двигателями». По всей видимости, речь идет об оснащении Ан-132 продукцией компании Pratt & Whitney Canada, например, двигателями семейства PW100.
Владельцем прав на интеллектуальную собственность и конструкторские чертежи Ан-132, согласно соглашению, станет Саудовская Аравия.
По всей видимости, «Антонов» должен будет отправить в Саудовскую Аравию своих специалистов для обеспечения налаживания производства самолетов. В соответствии с планами Эр-Рияда, серийное производство Ан-132 должно стартовать в 2017-2018 гг. и в первый год намечено выпустить от 8 до 12 машин. Такие планы, впрочем, представляются более чем оптимистичными.