У Швеции большие перспективы
Швеция в 2014 г. экспортировала вооружений на 8 млрд. шведских крон ($1 млрд.), что на 33% меньше результата 2013 г.
По информации Инспектората по контролю за экспортом продукции стратегического назначения (ISP), в 2014 г. 78% экспорта пришлось на страны Европейского Союза, а также государства-партнеры, включая Австралию, Канаду и США. Среди прочих заказчиков шведских вооружений крупнейшими являются Индия и Таиланд.
США стали самым крупным импортером, закупив продукцию на сумму 1,5 млрд. шведских крон. На втором месте Норвегия – 1,3 млрд., на третьем – Таиланд (0,5 млрд. шведских крон).
Рекордным для Швеции оказался 2011 г., когда было экспортировано ПВН на 13,8 млрд. крон, после чего выйти на уровень, близкий к этому показателю, Стокгольму не удается. Тем не менее, по оценке ЦАМТО, потенциал роста экспорта есть.
Минувший год стал очень удачным для Швеции в части заключения новых контрактов. Самый крупный из них – на поставку Бразилии 36 истребителей JAS 39E/F Gripen на сумму около $5,4 млрд. Причем это только начальная партия, а в долгосрочной перспективе ВВС Бразилии планируют приобрести не менее 108 шведских самолетов. Если эти планы будут реализованы, то только за счет этой программы Швеция на длительный период обеспечит себе место в первой десятке крупнейших мировых экспортеров вооружений.
Среди других достижений Швеции по итогам 2014 г. следует отметить контракты с Чехией на продление на 10 лет аренды 14 истребителей JAS 39C/D; с Бразилией и Ирландией – на поставку ПЗРК
RBS-70N; с Брунеем – на поставку десантных катеров; с Китаем – на поставку БЛА APID-60; с США – на поставку РПГ Carl Gustaf; с Таиландом – на поставку РЛС артиллерийской разведки ARTHUR; с Финляндией – на строительство центра боевой подготовки; с Францией – на поставку партии РПГ AT-4CS.
В результате уже по итогам 2015 г. Швеция существенно увеличит объем экспорта вооружений, и трехлетний спад будет преодолен.
Девятое американское предупреждение
Министерство обороны Индии в начале апреля получило от компании Boeing подтверждение продления еще на три месяца – до 30 июня – срока действия предложения по продаже 22 ударных вертолетов AH-64E Guardian и 15 транспортных CH-47F Chinook по согласованной в конце 2013 г. цене.
Это уже девятое продление срока действия предложения и по некоторым данным – последнее. Если индийское оборонное ведомство не подпишет соглашения к концу июня, стоимость продажи будет пересмотрена. Boeing утверждает, что по коммерческим соображениям не сможет после 30 июня обеспечить продажу вертолетов по согласованной ранее цене в $2,5 млрд.
В начале 2015 г. представитель Boeing заявил, что компания предполагает подписать контракты с МО Индии максимум к 31 марта. Однако сроки вновь сдвинулись, поскольку большая часть бюджета Министерства обороны, предназначенная на закупки в 2014-2015 ф.г., на тот момент уже была потрачена.
Ранее предполагалось, что МО Индии сможет подписать контракт до 31 марта, а произвести авансовый платеж за вертолеты в размере 10-15% от стоимости контракта из средств бюджета на 2015-2016 ф.г. Однако Министерство обороны, которое испытывает дефицит средств, предложило Boeing заморозить стоимость вертолетов до конца июня.
Вертолеты AH-64E и CH-47F были выбраны победителями соответствующих тендеров в конце 2012 г. Переговоры о деталях контрактов завершились в конце 2013 г., а Минобороны Индии одобрило обе покупки в августе 2014 г.
По оценке источников в ВС Индии, предъявленный Boeing ультиматум вполне может привести к подписанию соглашения к июню. В противном случае из-за изменения согласованной стоимости в соответствии с «Процедурой оборонных закупок» Индии потребуется провести оба тендера повторно.
ВВС Турции закупают Hurkus
В рамках реализации плана по увеличению парка учебных самолетов ВВС Турции подписали с компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) контракт на закупку 10 УТС Hurkus.
В дальнейшем программа закупки УТС будет развиваться в тандеме с созданием национального истребителя нового поколения TX-F – учебный самолет будет совершенствоваться для удовлетворения требованиям по обучению навыкам пилотирования истребителя TX-F.
В идеале к 2017 г. парк учебных самолетов ВВС Турции будет состоять из турбовинтовых самолетов KT-1 южнокорейского производства и турецкого Hurkus, турбореактивных американских Т-38М и двухместных истребителей F-16. К 2025 г. учебно-тренировочный парк будет состоять из УТС Hurkus и комбинации учебно-боевых F-16, TF-X и F-35.
Контракт на разработку нового УТС базовой подготовки Секретариат оборонной промышленности Турции (SSM) заключил с TAI в марте 2006 г. Первоначально планировалось, что Hurkus взлетит в 2009 г. Однако конструкторы столкнулись с рядом трудностей. Выкатка УТС состоялась в апреле 2012 г. В конце августа 2013 г. TAI приступила к летным испытаниям самолета.
Hurkus планируется выпустить в четыре версиях. Базовая версия Hurkus-A предназначена для гражданского рынка, Hurkus-B получит военный пакет БРЭО, включая бортовую ЭВМ. Вооруженный вариант Hurkus-C предназначен для выполнения задач авиационной поддержки и получит семь внешних точек подвески. Как планируется, самолеты Hurkus-C частично заменят ударные вертолеты. Предполагается также создание версии для Береговой охраны.
В конце декабря 2013 г. SSM одобрил приобретение для ВВС страны 15 самолетов Hurkus-B. Но, по всей видимости, контракт до сих не подписан в связи с анонсированным в конце 2014 г. намерением ВВС получить дополнительные 15 корейских УТС KT-1 стоимостью около $150 млн. в качестве опциона к контракту от 2007 г. на 40 машин.
MBDA создает новый ракетный комплекс
Компания MBDA успешно завершила оценочные испытания демонстратора технологии легкого переносного управляемого ракетного комплекса Enforcer, что позволило приступить к разработке серийной системы.
MBDA приступила к созданию нового боеприпаса в конце 2010 г. на базе трех отдельных проектов: концептуальной стратегии создания системы вооружения для сухопутных войск на период с 2030 г. и далее; осуществляемой с 2009 г. программы демонстратора технологии малоразмерной ракеты KFK (Kleinflugkorper) и проекта недорогого высокоточного боеприпаса LoCoPE (Low Cost Precision Effects).
Enforcer (KFK) характеризуется как недорогая высокоточная система пехотного вооружения класса «выстрелил и забыл», предназначенная для поражения легкобронированной техники и стационарных целей. Управляемый 86-мм боеприпас размещается в композитной пусковой трубе прямоугольного сечения. Пуск осуществляется в режиме «захват цели перед пуском». Масса боеприпаса и пусковой трубы не превышает 9 кг. Как ожидается, разработка пусковой трубы будет завершена в 2016 г. В состав комплекта Enforcer (KFK) войдут два боеприпаса и съемный прицел.
Согласованная на текущий момент бундесвером максимальная дальность стрельбы РК Enforcer (KFK) составляет 1800 м, хотя в ходе испытаний была продемонстрирована возможность стрельбы на дальность 2,9 км. Требуемая минимальная дальность – 100 м, но MBDA стремится сократить ее до 50 м.
Прицельное устройство DynaHawk, выбранное ВС Германии, включает оптический прицел с пятикратным увеличением, лазерный дальномер с точностью измерения до 1 м на максимальной дальности стрельбы, атмосферные датчики для измерения температуры, давления, скорость ветра и электронный коллиматор, обеспечивающий автоматический захват стационарных и движущихся целей.
Боеприпас Enforcer (KFK) будет оснащен многоцелевой (проникающей осколочно-фугасной) боевой частью, двухступенчатым (стартовым и маршевым) двигателем. Программируемый оператором через прицел DynaHawk взрыватель может быть установлен на три режима срабатывания: подрыв в воздухе, при контакте с препятствием и с замедлением.
Ракета не оснащена каналом передачи данных, и оператор не может корректировать ее траекторию в процессе полета, но в перспективе может быть обеспечена реализация режима «захват цели после пуска».
MBDA позиционирует Enforcer (KFK) как многоцелевой боеприпас, который позволяет пехоте поражать легкобронированные цели и объекты в населенных пунктах с высокой точностью и минимальной угрозой для оператора. Опыт недавних конфликтов указывает на то, что существующие ПТРК являются слишком дорогостоящими и тяжелыми для решения этих задач. Поэтому Enforcer (KFK) должен занять промежуточное положение между ПТРК и РПГ при ведении боевых действий в условиях асимметричных конфликтов и в населенных пунктах.
Планируется, что комплекс будет принят на вооружение в 2018 г. Его стартовым заказчиком, по всей видимости, станет Германия.
Индийский прорыв Dassault
Компания Dassault Aviation сообщила, что индийское правительство приняло решение заключить контракт на прямую поставку 36 истребителей Rafale.
Соответствующая договоренность была достигнута в ходе переговоров в Париже между премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом Франции Франсуа Олландом. Она обусловлена острой потребностью ВВС Индии в увеличении парка современных истребителей на фоне наращивания боевой мощи ВВС Пакистана и Китая.
По информации министра обороны Жан-Ив Ле Дриана, все 36 истребителей будут произведены во Франции. Условия контракта пока обсуждаются, подробности будут оглашены в ближайшее время.
Франция намерена поставить самолеты в рамках межправительственного соглашения – на более выгодных условиях, чем те, что предлагала Индии компания Dassault, и в ускоренном режиме. По предварительной информации, стоимость соглашения составит около 4 млрд. евро ($4,2 млрд.). Первые истребители ВВС Индии должны получить в 2017 г.
По информации источника в Министерстве обороны Франции, контракт на прямую поставку 36 истребителей Rafale планируется заключить отдельно от базового соглашения на 126 машин, переговоры по которому будут продолжаться.
Dassault Aviation была выбрана в январе 2012 г. победителем тендера на поставку ВВС Индии 126 средних многоцелевых истребителей по программе MMRCA. Однако с тех пор Индии и Франции так и не удалось согласовать и подписать соответствующий контракт – прежде всего из-за высокой стоимости программы, которая возросла с первоначально заявленных $12 млрд. до $20 млрд., и нежелания Dassault нести ответственность за качество лицензионных самолетов, которые должны производиться в Индии компанией HAL.
Новый контракт расширит портфель заказов Dassault Aviation, которая в феврале подписала первое экспортное соглашение на поставку ВВС Египта 24 истребителей Rafale стоимостью около 5,2 млрд. евро. Продажа самолетов Египту и Индии создает благоприятный фон для дальнейшего продвижения истребителей Rafale на рынке.
Модернизация вместо списания
Компания ATSC (Aerospace Technology Systems Corporation) намерена совместно с РСК «МиГ» представить правительству Малайзии предложение о проведении модернизации 18 истребителей МиГ-29N, которые состоят на вооружении с середины 1990-х гг.
Как сообщил Jane’s Defence Weekly генеральный директор ATSC Фадзар Сухада, это предложение появилось после двухлетней оценки возможных направлений модернизации самолетов, проведенной ATSC совместно с РСК «МиГ». В случае утверждения разработанной программы она будет выполнена исключительно этими двумя компаниями в рамках программы передачи технологий.
Глава компании ATSC заявил, что проект модернизации более рентабелен для малазийского правительства по сравнению со снятием истребителей с вооружения и закупкой новых самолетов. Ранее сообщалось, что ВВС Малайзии предполагают поэтапно, начиная с 2015 г., списать МиГ-29N и заменить их новыми многоцелевыми истребителями по программе MRCA, предполагающей приобретение 18 самолетов стоимостью около $1,4 млрд.
По оценке Фадзара Сухада, МиГ-29N – хорошая платформа и после 20 лет эксплуатации еще не достигла половины срока службы, составляющего 4000 летных часов.
Программа модернизации до уровня МиГ-29NM включает установку новой РЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ» в варианте FGM-229, стеклянной кабины пилотов, совместимой с аппаратурой ночного видения, топливных баков, увеличивающих радиус действия на 30%, расширение комплекта вооружения, в результате чего МиГ-29NM станет сопоставимым по возможностям с Су-30MKM. В состав АСП предлагается включить ракеты Р-77 и Р-27 класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и ракеты Х-31П класса «воздух-земля».
По оценке экспертов, успех программы модернизации МиГ-29N будет зависеть от наличия финансовых средств. Если правительство Малайзии сможет изыскать достаточные средства для реализации программы MRCA, то модернизация МиГ-29N вряд ли будет начата. Программа MRCA откладывается уже в течение длительного времени из-за экономических проблем. Средства могут быть выделены в рамках «11-го малазийского плана» на 2016-2020 гг. Задержка программы MRCA уже потребовала продления срока эксплуатации МиГ-29N. Первоначально предполагалось снять их с вооружения в 2010 г., затем этот срок был продлен на пять лет.
RUAG представляет 120-мм «Кобру»
Швейцарская компания RUAG Defence завершила ведущуюся с 2012 г. разработку и испытания мобильной минометной системы Cobra.
В системе Cobra 120-мм миномет установлен на поворотную платформу, оснащен противооткатными устройствами и полностью электрифицированной системой наведения по азимуту и углу места, разработанной компанией Moog. В комплект входят компьютеризированная система управления огнем с интегрированной системой обучения и инерциальная система навигации. В случае прекращения подачи электроэнергии наведение может выполняться вручную.
Для тренировки расчетов предусмотрено использование 81-мм вкладного ствола и, соответственно, более дешевых мин.
По информации RUAG Defence, Cobra может начать стрельбу в течение 60 с после занятия позиции. Оператор использует расположенный с правой стороны дисплей с джойстиком управления для наведения миномета на цель. Система оснащена механизмом заряжания – расчет вручную кладет мину в лоток, а ее подъем к срезу ствола, и опускание в ствол осуществляется автоматически. Это снижает нагрузку на расчет и увеличивает скорострельность: в ходе испытаний четыре выстрела были произведены в течение 20 с. Масса самого миномета Cobra – 1200 кг, масса устройства подачи боеприпасов – 150 кг.
Дальность стрельбы составляет 7000-9000 м. Стандартная длина ствола – 2 м, но опционально также предлагается ствол длиной 1,6 м. Система обеспечивает возможность ведения огня в режиме MRSI, обеспечивающем поражение цели одновременным попаданием нескольких последовательно выпущенных боеприпасов.
Система может быть установлена на колесную или гусеничную ББМ, огонь ведется через люк в крыше машины.
Грузия нацелилась на европейский ЗРК
Министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе подтвердил факт ведущихся переговоров по закупке систем ПВО.
Их начал бывший министр обороны Грузии Ираклий Аласания, подписавший 28 октября 2014 г. с ведущими французскими оборонными компаниями «меморандум о взаимопонимании по вопросу поставки систем ПВО/ПРО». Он неоднократно публично заявлял, что противовоздушная оборона является «ахиллесовой пятой» ВС Грузии.
Учитывая заявления экс-министра о потенциальной возможности французской системы осуществлять перехват ракет ОТРК «Искандер», можно предположить, что речь идет о поставке ЗРК SAMP/T. В состав этого комплекса входит ЗУР Aster 30, которая позволяет поражать вертолеты и самолеты на высотах до 25 км и дальности до 100 км, а также перехватывать оперативно-тактические ракеты в радиусе 35 км. Комплекс SAMP/T разработан в интересах ВС Италии и Франции. Он представляет собой мобильный наземный ЗРК в составе четырех самоходных пусковых установок с восемью транспортно-пусковыми контейнерами и многофункциональной РЛС Arabel.
Действующий министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе подтвердил, что усиление возможностей ПВО страны по-прежнему является одним из приоритетов Министерства обороны, добавив, что консультации по данной проблеме продолжаются не только с Францией, но и с другими государствами-партнерами.
Завершается создание ракеты A-Darter ЮАР и Бразилия завершают совместную программу разработки управляемой ракеты A-Darter класса «воздух-воздух».
По информации командования ВВС Бразилии, последний испытательный пуск ракеты A-Darter был проведен в феврале с борта самолета JAS 39 Gripen ВВС ЮАР. Беспилотная мишень выполняла полет перпендикулярно траектории самолета и на 600 м выше него. В ходе испытаний тепловизионная ГСН ракеты обнаружила цель и сопровождала ее.
Разработку УР A-Darter в ЮАР фирма Denel Dynamics ведет с 1995 г. В 2006 г. к проекту присоединилась Бразилия. Стороны заключили соглашение о разделе рынка продаж. Компоненты для ракеты будут производиться в обеих странах.
Со стороны Бразилии в проекте участвуют компании Mectron, Avibras и Optoelectronics. К работам также привлечена фирма из США Marotta Controls, которая должна поставлять системы охлаждения для ГСН.
A-Darter представляет собой высокоманевренную ракету малой дальности, оснащенную осколочной боевой частью, тепловизионной ГСН, инерциальной системой навигации и блоком радиоэлектронного противодействия. Длина УР – 2,98 м, масса – около 93 кг, дальность пуска – 20 км, скорость – 3 М. Тепловизионная головка самонаведения – многоэлементная, с полем зрения 180 град. и цифровой системой обработки изображения. По заявлению ВВС Бразилии, ГСН ракеты настолько чувствительна, что после пуска УР может сделать резкий разворот и поразить цели, которые преследуют самолет-носитель сзади. Система наведения функционирует в более широком инфракрасном диапазоне, что позволяет противодействовать отстрелу ловушек. Ракета выполнена по бескрылой схеме; используется аэродинамическое и газодинамическое управление за счет четырех продольных ребер на корпусе и четырех хвостовых рулей.
Ракета должна быть готова к серийному производству в 2016 г. Планируется, что сначала A-Darter войдет в состав вооружения самолетов JAS 39C/D Gripen и Hawk Mk.120 ВВС ЮАР, а на борт бразильских «Грипенов» JAS 39E/F она будет интегрирована после начала поставки самолетов в 2018 г.
Airbus удваивает темпы
Компания Airbus Defence and Space заявила об удвоении темпа производства военно-транспортных самолетов A400M – с 1,25 до 2,5 машины в месяц для компенсации отставания, образовавшегося ранее.
Первоначально планировалось, что темп сборки на предприятии в Севилье увеличится до 2,5 самолетов в месяц к концу 2015 г., но на данный показатель решено было выйти на восемь месяцев раньше, поскольку сроки поставок самолетов в 2013 и 2014 гг. не были соблюдены.
Компоненты для A400M в рамках международной программы поставляются из Великобритании, Франции, Испании, Бельгии и Турции. Двигатели также производятся международным консорциумом. Согласно заявлению Airbus, имевшие место ранее проблемы с поставкой комплектующих на текущий момент решены. Для устранения имеющихся недостатков Airbus Defence and Space предприняла и организационные меры, сменив руководство программы.
До настоящего времени только 12 из 174 заказанных A400M переданы заказчикам (шесть – Франции, два – Турции, один – Германии, два – Великобритании и один – Малайзии).
Airbus Defence and Space рассчитывает, что рост напряженности в мире приведет к увеличению заказов на новые самолеты ВТА в среднесрочной перспективе.
ББМ Mbombe: от четырех до восьми
Южноафриканская компания Paramount Group расширяет семейство боевых бронированных машин Mbombe.
Реализация программы разработки ББМ Mbombe началась в 2010 г. для расширения спектра предлагаемой компанией бронетехники. Стандартная масса снаряженной ББМ Mbombe с колесной формулой 6x6, теперь носящей обозначение Mbombe 6, составляет 17 т, полная масса – 22,5 т. В дополнение к версии с колесной формулой 6x6, Paramount Group завершила сборку первого опытного образца Mbombe 4 с колесной формулой 4x4. Снаряженная масса этой ББМ составляет 13 т, полная – 15 т. В конструкции применяется много общих с Mbombe 6 компонентов, включая независимую подвеску. Защита от огня стрелкового оружия обеих версий Mbombe соответствует уровню 3 по стандарту STANAG 4569, а противоминная защита – уровням 4a и 4b.
Paramount Group также изучает возможность разработки версии Mbombe с колесной формулой 8x8, однако решение о производстве опытного образца пока не принято.
Paramount Group быстро расширяет номенклатуру предлагаемых колесных ББМ и теперь может предложить потенциальным заказчикам полный спектр техники: от бронированных фургонов Maverick для структур обеспечения внутренней безопасности, которые были проданы Бразилии, Габону и Гане, до ББМ класса MRAP Matador и Marauder, которые поставлены Алжиру, Азербайджану, Гане, Конго, Габону и Сингапуру.
В 2014 г. Иордания подписала контракт на поставку 50 ББМ Mbombe 6. Для реализации программы Paramount Group и Конструкторское бюро имени короля Абдаллы II (KADDB) создали совместное предприятие Arab Defence Industries. Первая иорданская Mbombe 6 будет изготовлена в ЮАР, затем Paramount обеспечит поставку сварных корпусов и подсистем KADDB, которая будет выполнять окончательную сборку. В перспективе в Иордании планируется наладить и сварку корпусов для Mbombe 6.
Интерес к Су-35 сохраняется
Министерство обороны Индонезии подтвердило свою заинтересованность в приобретении российских истребителей Су-35, сообщил РИА Новости заместитель генерального директора компании «Рособоронэкспорт» Сергей Гореславский в рамках малазийской выставки вооружений LIMA 2015.
«Командование ВВС Индонезии не скрывает свой интерес к самолету Су-35. Это в очередной раз подтвердил министр обороны этой страны во время выставки», – цитирует агентство Сергея Гореславского.
По его словам, Индонезию интересуют также российские вертолеты, самолеты-амфибии Бе-200 и неатомные подлодки проекта 636.
Испания увеличила экспорт
Согласно информации главного управления вооружений и материального обеспечения (DGAM) МО Испании, доходы оборонной промышленности страны в 2014 г. возросли на 4,3% – до 5,2 млрд. евро ($5,8 млрд.). При этом около 81% продаж пришлось на внешние рынки.
Экспорт испанской ПВН практически вдвое превысил объем импорта, в то время как стоимость закупок для национальных ВС продолжала снижаться: объем заказов на внутреннем рынке в 2014 г. чуть превысил 1 млрд. евро, снизившись на 353 млн. евро по сравнению с 2013 г.
Наиболее успешным сектором промышленности является авиастроение, экспортные продажи которого возросли на 744 млн. евро и компенсировали падение в других секторах. При этом авиационный сектор обеспечил 81% всего экспорта.
Совокупный импорт продукции оборонного назначения в 2014 г. оценивается в 2,2 млрд. евро, экспорт – 4,2 млрд. евро.
Из 384 фирм, зарегистрированных DGAM, 90% экспортных продаж обеспечили пять компаний: Airbus Defence and Space, Airbus Military, Navantia, Indra Sistemas и двигателестроительная компания ITP.
Основными покупателями продукции испанского ОПК стали Великобритания, Саудовская Аравия и Германия.