|
Су-30МКИ. |
Статью с таким заголовком разместил в своем блоге (ajaishukla.blogspot.in) известный индийский военный аналитик Аджай ШУКЛА. В качестве исторической ремарки, объясняющей смысл заголовка, стоит отметить, что движение «свадеши», возникшее в начале ХХ века, было одной из форм индийской национально-освободительной борьбы. Стратегия «свадеши» заключалась в бойкотировании британских товаров и поддержке национального производства. Надо отметить, что в настоящее время в индийской прессе и экспертном сообществе развернулась дискуссия, стоит ли продолжать переговоры с Францией относительно приобретения истребителей Rafale, который был объявлен победителем тендера по программе MMRCA еще 31 января 2012 г. Дело в том, что сейчас стоимость сделки с компанией Dassault оценивается в $24 млрд. – в два раза больше, чем объявлялось в 2007 г. Это чрезвычайно большие деньги, которые, как считают многие в Индии, вместо поддержки французского ОПК можно было бы использовать гораздо эффективнее. Редакция журнала «Национальная оборона» предлагает читателям ознакомиться с несколько сокращенным переводом этого небезынтересного материала. |
Преимущество того, что Арун Джейтли в нынешнем кабинете министров Индии помимо отнимающего много времени поста министра финансов возглавляет и Министерство обороны заключается в том, что он обладает более широкими возможностями оценки предложений по статьям оборонных расходов, поступающих в Министерство финансов. С другой стороны, его занятость в Минфине не оставляет ему много времени на изучение фундаментальных вопросов: достаточно ли армия укомплектована личным составом и обеспечена вооружением и материальными ресурсами, почему вооружение импортируется и какие политические меры могут способствовать продвижению отечественной военной продукции. Было бы трагично, если в качестве способа усиления военной мощи Арун Джейтли выбрал бы увеличение закупок зарубежных вооружений.
Легкий боевой самолет Tejas. |
Примером этого является ключевая дилемма закупок Министерства обороны: стоит ли подписывать противоречивый контракт на приобретение 126 истребителей Rafale для ВВС Индии стоимостью 100000 крор рупий (крор – единица счисления, равная десяти миллионам). Новое правительство не отказалось бы от роскошной церемонии подписания данного контракта. Это бы порадовало общественность и успокоило ВВС Индии, но также потребовало бы выделения 15000 крор рупий в качестве авансового платежа, а также выплат ВВС ежегодных взносов в размере примерно 10000 крор рупий до 2023-2024 гг.
Рамочная концепция «свадеши» была создана под руководством предыдущего министра обороны Индии А.К. Энтони. |
Тем не менее при внимательном изучении Арун Джейтли обнаружил бы, что некоторая часть этих денег, потраченная на улучшение эксплуатационной надежности самолетов Су-30MKИ, обеспечила бы эквивалентный уровень боеспособности. К 2019 г. в распоряжении ВВС Индии будут находиться 272 самолета Су-30MKИ; тем не менее несоответствующее техническое обслуживание и недостаточно эффективное управление компонентами приведут лишь к 40-процентной боеготовности истребителей. Фактически, ВВС Индии имеют лишь 109 самолетов Су-30MKИ в боевой готовности; 272 являются иллюзорной цифрой. Повышение эксплуатационной надежности до 75%, что соответствует нормальному уровню для ВВС, добавило бы 95 единиц к числу боеготовых истребителей. Это в точности соответствует количеству самолетов Rafale, которые могут быть в строю при 75-процентной эксплуатационной надежности (из общего количества в 126 машин).
Повторим еще раз этот невероятный факт, который ВВС и Министерство обороны обходят молчанием: вложение 5000 крор рупий в увеличение эксплуатационной надежности самолетов Су-30MKИ позволит «приобрести» столько же дополнительных истребителей, как и покупка 126 Rafale за 100000 крор рупий. Сожаление ВВС Индии о «сокращении числа эскадрилий» – это отвлекающий маневр. Более важным является количество истребителей в каждой эскадрильи.
Более того, отказ от самолетов Rafale позволит сэкономить средства на парк легких истребителей, а также создать отечественную авиакосмическую промышленность. Парки устаревших МиГ-21 и МиГ-27 ВВС Индии могут быть с минимальными вложениями заменены на усовершенствованную версию легкого боевого самолета (LCA) – Tejas Mark II, ускорение процесса разработки и производства которого возможно с помощью стратегического альянса со шведской компанией Saab. В настоящее время Saab завершает разработку истребителя Gripen-E, облик которого схож с представлением ВВС о том, каким должен быть Tejas Mark II. При совместной работе Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) и компании Saab парк ВВС Индии начнет пополняться соответствующими мировому уровню истребителями Tejas Mark II в 2019 г. (с учетом пятилетнего периода разработки и испытаний), и в Индии будет создана вторая производственная линия самолетов. Кроме того, подобный проект дал бы начало целой экосистеме авиационного проектирования и производства, что в особенности касается малых и средних фирм, страдающих от экспортоориентированной политики правительства, в то время как средства от закупок вооружения за рубежом могли бы быть вложены в инновации и отечественное производство. Это, в частности, было бы полезно и для развития проекта создания перспективного среднего боевого самолета (АМСА). Наконец, на оставшиеся от 100000 крор рупий средства Нью-Дели мог бы надавить на Стокгольм в целях покупки аэрокосмического подразделения компании Saab. Шведское правительство могло бы оказать сопротивление, но в конечном итоге вопрос решило бы желание создания стратегического альянса с растущей сверхдержавой, такой как Индия.
Несмотря на агрессивный маркетинг, истребитель Rafale до сих пор не купила ни одна страна, кроме родной Франции. Большинство экспертов сходятся во мнении, что столь уникальный, в том числе и по заоблачной стоимости, самолет не нужен и ВВС Индии. |
Рамочная концепция «свадеши» уже существует. По иронии, она была создана под руководством предыдущего министра обороны А.К. Энтони, не имевшего достаточной политической смелости для ведения собственной политики. Порядок осуществления закупок для Министерства обороны Индии, принятый в 2013 г., по умолчанию отдает приоритет отечественным разработкам. Это наилучший порядок закупок для стимулирования производства. Требуется больше политических инициатив, в особенности касающихся понижения пошлин и тарифов для отечественного производства, которое платит больше налогов на производство вооружений в Индии, чем иностранные поставщики, импортирующие готовые изделия. Отечественная промышленность должна быть защищена от изменений курсов иностранных валют; экспорт оборонной продукции должен быть не только разрешен, но и активно поощряем; прямые иностранные инвестиции в оборонную промышленность необходимо поднять до 49%.
Модель разрабатывающегося в Индии перспективного среднего боевого самолета (АМСА). |