Намеренно или нет, но объявление об отказе от политики запрета на экспорт оружия и военных технологий, которая действовала почти сорок лет, в Токио было сделано 1 апреля. Однако это не шутка. Тогда же кабинет министров Японии огласил новые принципы торговли оружием, которых будет впредь придерживаться Страна восходящего солнца. |
Но прежде напомним, что до 1976 г. Япония занималась экспортом военной техники. Правда, поставки эти носили ограниченный характер. Прежде всего потому, что в те времена островная страна мало производила оружия собственной разработки. В основном это была электроника, автомобильная техника и кое-что из стрелковки. Даже для Сил самообороны значительная часть оружия закупалась в США или выпускалась по американской лицензии. Те же образцы бронетанковой и авиационной техники, которые создавались в самой Японии, уступали аналогам из Западной Европы, США и Советского Союза.
Оружие запрещалось продавать государствам коммунистического лагеря, а также странам, на которые распространялись санкции ООН, находящимся в состоянии военных конфликтов или на грани таковых. То есть рынок, ко всему прочему, был законодательно ограничен.
САУ типа 99 на марше. |
В 1976 г. под давлением пацифистского лобби Япония полностью отказалась от экспорта вооружений. Но иногда, и особенно часто в последнее время, запрет нарушался. Так, например, совместно с США Страна восходящего солнца совершенствует корабельные зенитные ракетные комплексы SM-II, способные сбивать тактические и оперативно-тактические ракеты, а также ведет разработку перспективных ЗРК ПРО SM-III, предназначенных для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет. На долю Японии в этой программе выпало создание программного обеспечения и ряда сложных электронных компонентов.
Всякий раз подобные проекты сотрудничества с США в военно-технической сфере вызывали политические скандалы, поскольку нарушались и буква, и дух запретительных законов. Теперь японские производители оружия ото всего этого избавлены.
Поисково-спасательный самолет-амфибия US-2. |
Впрочем, ряд ограничений сохранился. По-прежнему нельзя поставлять оружие в страны, находящиеся в состоянии военных конфликтов или под действием ограничительных санкций Совета Безопасности ООН. При этом экспорт вооружений, как подчеркивается в заявлении правительства страны, должен «вносить вклад в дело мира и способствовать обеспечению безопасности Японии». Последний тезис можно трактовать весьма расширительно.
Безусловно, есть объективные причины для снятия оружейного табу. Внутренние потребности Страны восходящего солнца в вооружениях, особенно для сухопутных войск, довольно ограничены. Танки и САУ выпускаются десятками, в лучшем случае двумя-тремя сотнями штук. Поэтому цена их очень высока. К примеру, с 1999-го по 2003 г. корпорация Mitsubishi Heavy Industries выпустила пятьдесят 155-мм самоходных гаубиц типа 99. Для Сил самообороны этого количества оказалось достаточно. Как нетрудно догадаться, стоимость этого изделия – высокая. Ее можно было бы сбить при более значительной серии. Но, несмотря на заинтересованность ряда государств в приобретении САУ, ее поставки в соответствии с требованием закона запретили. То же относится к основным боевым танкам типа 90. Каждая машина обошлась в $8,7 млн. (в ценах 1992 г.). А всего их собрали 341 штуку.
Самолет-амфибия US-2 производит взлет во время учений Морских сил самообороны Японии. |
Но кроме коммерческих соображений в отмене запретов есть и политические мотивы. Опасаясь постоянно растущей военной мощи Китая, Токио за счет экспорта стремится укрепить свое влияние в мире и, особенно, на Азиатском континенте. Именно поэтому первым шагом к преодолению запретов стало участие Японии в тендере на поставку ВМС Индии поисково-спасательных самолетов-амфибий. В нем приняли участие канадская компания Bombardier Aerospace с самолетом Bombardier 415, «Рособоронэкспорт» и ТАНТК имени Г.М. Бериева с Бе-200, американская компания Dornier Seaplane с проектом самолета SeaStar CD2.
Как и предполагали специалисты в области гидроавиации, появление в конкурсе японского самолета ShinMaywa US-2 в версии SS3I предопределило исход тендера. Дело в том, что эта 43-тонная четырехмоторная турбовинтовая амфибия обладает уникальными характеристиками: она способна взлетать с водной поверхности при волнении до 5 баллов. При этом дистанция разбега составляет всего 280 м, а пробег при посадке на море – немногим более 330 м. Это достигается за счет оригинальной системы управления пограничным слоем крыла. Дальность полета машины – 4700 км, крейсерская скорость – 480 км/ч, а максимальная – 560 км/ч. Экипаж состоит из 11 человек. US-2 перевозит 20 пассажиров или 12 пострадавших на носилках.
Патрульный самолет Kawasaki P-1. |
Компания ShinMaywa Industries получила разрешение на экспорт US-2 в ноябре 2011 г., поскольку машина была признана Министерством обороны Японии «невоенной». С чисто формальной точки зрения так оно и есть. Но ее нетрудно довести до боевой кондиции. Во всяком случае предшественники этой амфибии – самолеты US-1А, которые эксплуатировались до 1999 г. и с помощью которых в общей сложности были спасены около 550 человек, могли довооружаться глубинными бомбами и противолодочными торпедами. Очевидно, этой же способностью обладают пришедшие им на смену амфибии US-1A kai.
Истребитель F-2. |
Производство US-2 на заводе компании ShinMaywa началось в 2004 г. С тех пор Морские силы самообороны Японии получили две опытные и три серийные машины. В 2013 г. профинансирована закупка шестого самолета US-2 стоимостью 12,5 млрд. иен ($156 млн.). Индийский заказ увеличит темп выпуска этих машин и позволит несколько снизить их цену.
Предварительная договоренность о предстоящей сделке была достигнута во время переговоров в Дели министров обороны Индии и Японии А.К. Энтони и Ицунори Онодера 6 января этого года. Самолет, получивший обозначение US-2I, будет разрабатываться с участием индийских специалистов. Сумма контракта на приобретение 15 гидросамолетов может составить $1,65 млрд. Первые две машины будут собраны на мощностях ShinMaywa, а остальные – на индийских предприятиях из комплектующих, поставленных из Японии.
Армейский разведывательный вертолет OH-1. |
Будущая сделка вызвала резонанс в странах Юго-Восточной Азии. Интерес к японским амфибиям сразу же проявили Индонезия и Бруней.
Какие еще японские вооружения могут заинтересовать зарубежных покупателей? Очень многие. Продолжая авиационную тему, назовем патрульные самолеты Kawasaki P-1, доводка которых завершается. Они предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также надводных кораблей. На крейсерской скорости 833 км/ч P-1 могут преодолевать 8000 км. Вооружение общей массой более 9000 кг включает торпеды MK-46, типа 97 и G-RX5, глубинные бомбы, мины и ПКР Harpoon. В создании самолета помимо Kawasaki принимают участие такие ведущие фирмы японского ВПК, как Toshiba, Mitsubishi, Shinko Electric и ряд других.
Вполне конкурентоспособным может стать так называемый «вспомогательный» истребитель Mitsubishi F-2 – японская версия американского F-16, а также перспективный японский истребитель F-3 (ATD-X). Заинтересовать зарубежных клиентов способны и армейские разведывательные вертолеты OH-1 Ninja фирмы Kawasaki.
Основной боевой танк типа 10. |
За последние несколько лет японские компании создали немало образцов техники для сухопутных войск, которые не уступают зарубежным аналогам и даже по некоторым характеристикам превосходят их. К ним относятся основные боевые танки типа 10. Они разработаны для замены устаревших танков типа 74. Новые 44-тонные машины имеют 1200-сильный дизельные двигатели, позволяющие развивать скорость 70 км/ч при движении по шоссе. Бронирование – модульно-комбинированное, то есть в полевых условиях возможна замена поврежденных модулей. Для усиления защищенности предусматривается также установка дополнительных навесных модулей на бортовые экраны корпуса, правда, это приводит к увеличению веса до 48 тонн и некоторому снижению скоростных и маневренных характеристик.
Бронетранспортер типа 96. |
Основное вооружением танка типа 10 – 120-мм пушка с автоматом заряжания конвейерного типа, стабилизированная в двух плоскостях. Кстати, экипаж на танках типа 10 так же, как и на российских ОБТ, состоит из трех человек. Имеются 12,7-мм зенитный и 7,62-мм спаренный с пушкой пулеметы. «Изюминки» машины – боевая информационно-управляющая и танковая информационно-управляющая системы, дающие возможность в автоматическом режиме вести бой и контролировать работу всех агрегатов машины. ОБТ оснащен эффективной системой панорамного обзора.
Цена у машины получилась впечатляющая – $6,5 млн. за единицу. Вот почему с 2010 г. Сухопутные силы самообороны Японии получили всего 13 танков. При поступлении заказов из-за рубежа цена может быть заметно снижена.
ЗРК типа 03. |
Из бронетанковой техники зарубежных покупателей могут заинтересовать также четырехосные бронетранспортеры типа 96 с дизельным двигателем мощностью 360 л.с. Они перевозят 8 человек десанта. Боевая масса этой машины – 14,6 т, скорость хода по шоссе – 100 км/ч, запас хода – 500 км. Вооружение состоит из 12,7-мм пулемета и 40-мм автоматического гранатомета типа 96. К 2012 г. было построено 346 таких БТР по цене $1,6 млн. за единицу. Они успешно применялись в миротворческих операциях по линии ООН, в которых задействовались Силы самообороны Японии.
Для обеспечения армейской ПВО предназначен мобильный зенитный ракетный комплекс типа 03, принятый на вооружение японских Сил самообороны в 2005 году. Он разработан компанией Mitsubishi Electric. ЗРК предназначен для поражения воздушных целей на дальности до 50 км и высотах до 10 км.
Но особенно большой экспортный потенциал имеют судостроительные предприятия Страны восходящего солнца. На японских верфях возможно строительство кораблей всех классов, в том числе авианосцев. В качестве прототипов для последних могут послужить эсминцы-вертолетоносцы типа Izumo водоизмещением 27000 т.
Вполне вероятно, что Япония примет участие в предстоящем индийском тендере по неатомным подводным лодкам Project 71I (P-71I). Если Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Shipbuilding Corporation представят на него проект своей НАПЛ типа Soryu («Синий дракон»; все лодки этого типа носят «драконовские» имена: «Белый дракон», «Черный дракон» и т.д.), то вполне может повториться ситуация, аналогичная той, что случилась с амфибией US-2 на конкурсе по выбору поисково-спасательного самолета для ВМС Индии. У этой подлодки просто не окажется конкурентов. На сегодняшний день – это лучшая НАПЛ в мире. Оснащенная вспомогательной анаэробной установкой Стирлинга дизель-электрическая субмарина с Х-образным кормовым оперением подводным водоизмещением 4200 т, 20-узловой подводной скоростью хода и глубиной погружения до 500 м имеет дальность плавания 6100 миль (11297,2 км). Она напичкана самыми современными электронными средствами освещения подводной и надводной обстановки. Имеется автоматическая система боевого управления. Из шести носовых торпедных аппаратов могут выстреливаться торпеды и противокорабельные ракеты Sub Harpoon (суммарный боезапас – 30 единиц оружия в разных сочетаниях). В средней части корпуса за ограждением выдвижных устройств возможна врезка дополнительного отсека с пусковыми установками для ракет BRAHMOS, на размещении которых на лодках P-71I настаивает Индия. Лодки типа Soryu одинаково хорошо приспособлены для ведения боевых действий в мелководных прибрежных акваториях и в океанских глубинах.
НАПЛ типа Soryu относятся к лучшим в своем подклассе. |
Предприятия военно-промышленного комплекса Японии располагают грамотными специалистами, которые в короткие сроки могут адаптировать тот или иной вид военной техники под требования заказчика или создать по его техническому заданию совершенно новый образец. Единственное препятствие экспорта японской продукции военного назначения – ее высокая стоимость. Но при увеличении серийности или переносе производства в страны-заказчики ценовую проблему вполне можно смягчить.
Иными словами, после отмены Токио запрета на экспорт вооружений, на мировом рынке ВТС появился новый игрок. Это очень крупный и серьезный игрок.