Дракон выходит из тени
После отмены Токио запрета на экспорт вооружений, на мировом рынке ВТС появился новый игрок

Намеренно или нет, но объявление об отказе от политики запрета на экспорт оружия и военных технологий, которая действовала почти сорок лет, в Токио было сделано 1 апреля. Однако это не шутка. Тогда же кабинет министров Японии огласил новые принципы торговли оружием, которых будет впредь придерживаться Страна восходящего солнца.

Александр МОЗГОВОЙ

Но прежде напомним, что до 1976 г. Япония занималась экспортом военной техники. Правда, поставки эти носили ограниченный характер. Прежде всего потому, что в те времена островная страна мало производила оружия собственной разработки. В основном это была электроника, автомобильная техника и кое-что из стрелковки. Даже для Сил самообороны значительная часть оружия закупалась в США или выпускалась по американской лицензии. Те же образцы бронетанковой и авиационной техники, которые создавались в самой Японии, уступали аналогам из Западной Европы, США и Советского Союза.

Оружие запрещалось продавать государствам коммунистического лагеря, а также странам, на которые распространялись санкции ООН, находящимся в состоянии военных конфликтов или на грани таковых. То есть рынок, ко всему прочему, был законодательно ограничен.

САУ типа 99 на марше.

В 1976 г. под давлением пацифистского лобби Япония полностью отказалась от экспорта вооружений. Но иногда, и особенно часто в последнее время, запрет нарушался. Так, например, совместно с США Страна восходящего солнца совершенствует корабельные зенитные ракетные комплексы SM-II, способные сбивать тактические и оперативно-тактические ракеты, а также ведет разработку перспективных ЗРК ПРО SM-III, предназначенных для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет. На долю Японии в этой программе выпало создание программного обеспечения и ряда сложных электронных компонентов.

Всякий раз подобные проекты сотрудничества с США в военно-технической сфере вызывали политические скандалы, поскольку нарушались и буква, и дух запретительных законов. Теперь японские производители оружия ото всего этого избавлены.

Поисково-спасательный самолет-амфибия US-2.

Впрочем, ряд ограничений сохранился. По-прежнему нельзя поставлять оружие в страны, находящиеся в состоянии военных конфликтов или под действием ограничительных санкций Совета Безопасности ООН. При этом экспорт вооружений, как подчеркивается в заявлении правительства страны, должен «вносить вклад в дело мира и способствовать обеспечению безопасности Японии». Последний тезис можно трактовать весьма расширительно.

Безусловно, есть объективные причины для снятия оружейного табу. Внутренние потребности Страны восходящего солнца в вооружениях, особенно для сухопутных войск, довольно ограничены. Танки и САУ выпускаются десятками, в лучшем случае двумя-тремя сотнями штук. Поэтому цена их очень высока. К примеру, с 1999-го по 2003 г. корпорация Mitsubishi Heavy Industries выпустила пятьдесят 155-мм самоходных гаубиц типа 99. Для Сил самообороны этого количества оказалось достаточно. Как нетрудно догадаться, стоимость этого изделия – высокая. Ее можно было бы сбить при более значительной серии. Но, несмотря на заинтересованность ряда государств в приобретении САУ, ее поставки в соответствии с требованием закона запретили. То же относится к основным боевым танкам типа 90. Каждая машина обошлась в $8,7 млн. (в ценах 1992 г.). А всего их собрали 341 штуку.

Самолет-амфибия US-2 производит взлет во время учений Морских сил самообороны Японии.

Но кроме коммерческих соображений в отмене запретов есть и политические мотивы. Опасаясь постоянно растущей военной мощи Китая, Токио за счет экспорта стремится укрепить свое влияние в мире и, особенно, на Азиатском континенте. Именно поэтому первым шагом к преодолению запретов стало участие Японии в тендере на поставку ВМС Индии поисково-спасательных самолетов-амфибий. В нем приняли участие канадская компания Bombardier Aerospace с самолетом Bombardier 415, «Рособоронэкспорт» и ТАНТК имени Г.М. Бериева с Бе-200, американская компания Dornier Seaplane  с проектом самолета SeaStar CD2.

Как и предполагали специалисты в области гидроавиации, появление в конкурсе японского самолета ShinMaywa US-2 в версии SS3I предопределило исход тендера. Дело в том, что эта 43-тонная четырехмоторная турбовинтовая амфибия обладает уникальными  характеристиками: она способна взлетать с водной поверхности при волнении до 5 баллов. При этом дистанция разбега составляет всего 280 м, а пробег при посадке на море – немногим более 330 м. Это достигается за счет оригинальной системы управления пограничным слоем крыла. Дальность полета машины – 4700 км, крейсерская скорость – 480 км/ч, а максимальная – 560 км/ч. Экипаж состоит из 11 человек. US-2 перевозит 20 пассажиров или 12 пострадавших на носилках.

Патрульный самолет Kawasaki P-1.

Компания ShinMaywa Industries получила разрешение на экспорт US-2 в ноябре 2011 г., поскольку машина была признана Министерством обороны Японии «невоенной». С чисто формальной точки зрения так оно и есть. Но ее нетрудно довести до боевой кондиции. Во всяком случае предшественники этой амфибии – самолеты US-1А, которые эксплуатировались до 1999 г. и с помощью которых в общей сложности были спасены около 550 человек, могли довооружаться глубинными бомбами и противолодочными торпедами. Очевидно, этой же способностью обладают пришедшие им на смену амфибии US-1A kai.

Истребитель F-2.

Производство US-2 на заводе компании ShinMaywa началось в 2004 г. С тех пор Морские силы самообороны Японии получили две опытные и три серийные машины. В 2013 г. профинансирована закупка шестого самолета US-2 стоимостью 12,5 млрд. иен ($156 млн.). Индийский заказ увеличит темп выпуска этих машин и позволит несколько снизить их цену.

Предварительная договоренность о предстоящей сделке была достигнута во время переговоров в Дели министров обороны Индии и Японии А.К. Энтони и Ицунори Онодера 6 января этого года. Самолет, получивший обозначение US-2I, будет разрабатываться с участием индийских специалистов. Сумма контракта на приобретение 15 гидросамолетов может составить $1,65 млрд. Первые две машины будут собраны на мощностях ShinMaywa, а остальные – на индийских предприятиях из комплектующих, поставленных из Японии.

Армейский разведывательный вертолет OH-1.

Будущая сделка вызвала резонанс в странах Юго-Восточной Азии. Интерес к японским амфибиям сразу же проявили Индонезия и Бруней.

Какие еще японские вооружения могут заинтересовать зарубежных покупателей? Очень многие. Продолжая авиационную тему, назовем патрульные самолеты Kawasaki P-1, доводка которых завершается. Они предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок, а также надводных кораблей. На крейсерской скорости 833 км/ч P-1 могут преодолевать 8000 км. Вооружение общей массой более 9000 кг включает торпеды MK-46, типа 97 и G-RX5, глубинные бомбы, мины и ПКР Harpoon. В создании самолета помимо Kawasaki принимают участие такие ведущие фирмы японского ВПК, как Toshiba, Mitsubishi, Shinko Electric и ряд других.

Вполне конкурентоспособным может стать так называемый «вспомогательный» истребитель  Mitsubishi F-2 – японская версия американского F-16, а также перспективный японский истребитель F-3 (ATD-X). Заинтересовать зарубежных клиентов способны и армейские разведывательные вертолеты OH-1 Ninja фирмы Kawasaki.

Основной боевой танк типа 10.

За последние несколько лет японские компании создали немало образцов техники для сухопутных войск, которые не уступают зарубежным аналогам и даже по некоторым характеристикам превосходят их. К ним относятся основные боевые танки типа 10. Они разработаны для замены устаревших танков типа 74. Новые 44-тонные машины имеют 1200-сильный дизельные двигатели, позволяющие развивать скорость 70 км/ч при движении по шоссе. Бронирование – модульно-комбинированное, то есть в полевых условиях возможна замена поврежденных модулей. Для усиления защищенности предусматривается также установка дополнительных навесных модулей на бортовые экраны корпуса, правда, это приводит к увеличению веса  до 48 тонн и некоторому снижению скоростных и маневренных характеристик.

Бронетранспортер типа 96.

Основное вооружением танка типа 10 – 120-мм пушка с автоматом заряжания конвейерного типа, стабилизированная в двух плоскостях. Кстати, экипаж на танках типа 10 так же, как и на российских ОБТ, состоит из трех человек. Имеются 12,7-мм зенитный и 7,62-мм спаренный с пушкой пулеметы. «Изюминки» машины – боевая информационно-управляющая и танковая информационно-управляющая системы, дающие возможность в автоматическом режиме вести бой и контролировать работу всех агрегатов машины. ОБТ оснащен эффективной системой панорамного обзора.

Цена у машины получилась впечатляющая – $6,5 млн. за единицу. Вот почему с 2010 г. Сухопутные силы самообороны Японии получили всего 13 танков. При поступлении заказов из-за рубежа цена может быть заметно снижена.

ЗРК типа 03.

Из бронетанковой техники зарубежных покупателей могут заинтересовать также четырехосные бронетранспортеры типа 96 с дизельным двигателем мощностью 360 л.с. Они перевозят 8 человек десанта. Боевая масса этой машины – 14,6 т, скорость хода по шоссе – 100 км/ч, запас хода – 500 км. Вооружение состоит из 12,7-мм пулемета и 40-мм автоматического гранатомета типа 96. К 2012 г. было построено 346 таких БТР по цене $1,6 млн. за единицу. Они успешно применялись в миротворческих операциях по линии ООН, в которых задействовались Силы самообороны Японии.

Для обеспечения армейской ПВО предназначен мобильный зенитный ракетный комплекс типа 03, принятый на вооружение японских Сил самообороны в 2005 году. Он разработан компанией Mitsubishi Electric. ЗРК предназначен для поражения воздушных целей на дальности до 50 км и высотах до 10 км.

Но особенно большой экспортный потенциал имеют судостроительные предприятия Страны восходящего солнца. На японских верфях возможно строительство кораблей всех классов, в том числе авианосцев. В качестве прототипов для последних могут послужить эсминцы-вертолетоносцы типа Izumo водоизмещением 27000 т.

Вполне вероятно, что Япония примет участие в предстоящем индийском тендере по неатомным подводным лодкам Project 71I (P-71I). Если Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Shipbuilding Corporation представят на него проект своей НАПЛ типа Soryu («Синий дракон»; все лодки этого типа носят «драконовские» имена: «Белый дракон», «Черный дракон» и т.д.), то вполне может повториться ситуация, аналогичная той, что случилась с амфибией US-2 на конкурсе по выбору поисково-спасательного самолета для ВМС Индии. У этой подлодки просто не окажется конкурентов. На сегодняшний день – это лучшая НАПЛ в мире. Оснащенная вспомогательной анаэробной установкой Стирлинга дизель-электрическая субмарина с Х-образным кормовым оперением подводным водоизмещением 4200 т, 20-узловой подводной скоростью хода и глубиной погружения до 500 м имеет дальность плавания 6100 миль (11297,2 км). Она напичкана самыми современными электронными средствами освещения подводной и надводной обстановки. Имеется автоматическая система боевого управления. Из шести носовых торпедных аппаратов могут выстреливаться торпеды и противокорабельные ракеты Sub Harpoon (суммарный боезапас – 30 единиц оружия в разных сочетаниях). В средней части корпуса за ограждением выдвижных устройств возможна врезка дополнительного отсека с пусковыми установками для ракет BRAHMOS, на размещении которых на лодках P-71I настаивает Индия. Лодки типа Soryu одинаково хорошо приспособлены для ведения боевых действий в мелководных прибрежных акваториях и в океанских глубинах.

НАПЛ типа Soryu относятся к лучшим в своем подклассе.

Предприятия военно-промышленного комплекса Японии располагают грамотными специалистами, которые в короткие сроки могут адаптировать тот или иной вид военной техники под требования заказчика или создать по его техническому заданию совершенно новый образец. Единственное препятствие экспорта японской продукции военного назначения – ее высокая стоимость. Но при увеличении серийности или переносе производства в страны-заказчики ценовую проблему вполне можно смягчить.

Иными словами, после отмены Токио запрета на экспорт вооружений, на мировом рынке ВТС появился новый игрок. Это очень крупный и серьезный игрок.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS