«Леопард» по-польски
Инспекторат вооружения Министерства национальной обороны Польши опубликовал приглашение для участия в технических переговорах по программе «полонизации» основных боевых танков Leopard 2А4, состоящих на вооружении СВ страны.
Тем самым официально начата реализация объявленного в июле 2012 г. проекта модернизации польских «Леопардов», который является одним из основных в «Плане технической модернизации ВС РП на 2013-2022 гг.».
Целью запроса является уточнение информации, которая будет использована при подготовке технического задания на модернизацию танков. Инспекторат должен проверить, возможно ли выполнить требования ВС силами польского ОПК. В частности, требуется определить объем передачи технологий польской стороне, оценить положительные и отрицательные стороны предлагаемых решений. В рамках переговоров также будет определена возможность использования материально-технической поддержки ОБТ т.н. клуба LEOBEN – стран-операторов танков «Леопард».
Следует отметить, что в феврале группа Bumar объявила о создании консорциума для реализации программы модернизации танков Leopard 2А4. Задачей консорциума является разработка, подготовка к производству, поставка МНО Польши (в сотрудничестве со стратегическим партнером – компанией-разработчиком «Леопардов» Krauss-Maffei Wegmann) и последующее техническое обслуживание собственной модификации ОБТ – Leopard 2PL.
Также в начале марта стало известно, что МНО Польши планирует закупить дополнительно 128 «Леопардов» версий 2A4 или 2A5, общая стоимость которых оценивается в €100 млн. Танки будут приобретаться из наличия одной из европейских армий, скорее всего – у Бундесвера, на хранении которого имеется около 200 излишних ОБТ Leopard 2A5.
Контракт все-таки будет
Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари в интервью радиостанции «Голос России» официально подтвердил, что первые поставки российского оружия в Ирак начнутся, самое позднее, до начала лета.
По его словам, это будут вертолеты и системы ПВО.
Заявление главы МИД Ирака вселяет оптимизм в том плане, что контракт с Ираком все-таки будет подписан (с учетом достаточно противоречивых заявлений, прозвучавших с иракской стороны по поводу этой сделки в ноябре-декабре прошлого года).
В то же время, по оценке ЦАМТО, названные Хошияром Зибари сроки представляются явно оптимистичными. Во-первых, обсуждение финансовых вопросов является одним из самых сложных и требует длительного времени, тем более по пакетному контракту.
В недавних официальных заявлениях генерального директора «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина и директора ФСВТС Александра Фомина отмечалось, что контракты с Ираком не подписаны и идет согласование его параметров. Во-вторых, предприятиям требуется значительное время для начала поставок таких сложных систем.
Расширение модельного ряда
АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и консорциум Eurocopter подписали меморандум о сотрудничестве в сфере производства вертолетов военного назначения.
В соответствии с документом совместное предприятие ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» помимо вертолетов ЕС145 будет собирать многоцелевые/легкие ударные вертолеты ЕС645Т2.
Производство вертолетов EC145 в Казахстане началось в августе 2012 г. 45 машин этого типа должны получить Минобороны и МЧС Республики Казахстан.
EC645 является новейшим вооруженным вариантом EC145. Серийное производство ЕС645Т2 пока не налажено ни в одной стране мира.
«Нимры» по наследству
Вооруженные силы Ливии получили из Иордании 49 ББМ Nimr-2, которые предполагается использовать для усиления контроля за приграничными районами страны и обеспечения безопасности.
Прежнее правительство Ливии в 2009 г. подписало с компанией Bin Jabr Group соглашение о производстве и поставке 120 многоцелевых бронемашин Nimr-1 и Nimr-2 с колесной формулой 4х4 для ливийских ВС.
В 2011 г. иорданское Конструкторское бюро имени короля Абдаллы II (KADDB) передало Ливии часть заказанных машин, но после начала волнений в стране реализация контракта была приостановлена. Поставки возобновились после подтверждения новым правительством Ливии своей заинтересованности в получении этой техники. Делегация KADDB посетила Ливию в начале февраля для обсуждения потребностей новых ВС страны. При этом ливийская сторона выразила готовность приобрести дополнительную партию ББМ.
Ливийские машины будут последними ББМ Nimr, произведенными в Иордании, после чего их изготовление будет полностью перенесено в Объединенные Арабские Эмираты.
Успешные показатели
ГК «Укрспецэкспорт» считает успешными достигнутые в 2012 г. финансово-экономические показатели: объем торгово-посреднической деятельности компании и ее дочерних предприятий составил $1,024 млрд.
Этот показатель почти на $20 млн. превышает выручку 2011 г. и стал самым высоким за 16 лет деятельности Укрспецэкспорта.
Основными потребителями продукции военного и специального назначения украинского производства остаются страны Азии. Их доля в экспортной выручке Укрспецэкспорта составляет 47%. Около 23% оборота приходится на государства Африки, 21% – на СНГ, 6% – на Европу и 3% – на Америку.
Всего ГК «Укрспецэкспорт» сотрудничает с 78 странами мира. Крупнейшими партнерами Украины в сфере военно-технического сотрудничества являются Индия, Ирак, Китай, Казахстан, Таиланд и Российская Федерация.
«Умные бомбы» – в серии
Индия начала производство лазерных комплектов наведения Sudarshan, превращающих свободнопадающую авиабомбу в высокоточный управляемый боеприпас LGB.
Комплект наведения для 1000-фунтового боеприпаса был разработан размещенным в Бангалоре Управлением авиационных разработок DRDO и Индийским технологическим институтом в рамках программы снижения зависимости страны от внешних поставщиков в сфере оснащения ВС вооружением и боеприпасами.
Комплект наведения LGB состоит из компьютерной системы управления, рулей, закрепленных в носовой части бомбы для корректировки траектории, и крыльев, установленных в кормовой части. Подсветка цели осуществляется лазерным целеуказателем. Отраженный от цели лазерный луч обнаруживается головкой самонаведения, которая посылает сигналы на органы управления боеприпаса. Первые летные испытания LGB были проведены в начале 2010 г.
«Сикорский» и «Боинг» разработают вертолет будущего
Компании Sikorsky и Boeing совместно представят предложение в рамках первого этапа программы создания демонстратора технологии единого многоцелевого вертолета следующего поколения
JMR-TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator) для Армии США.
Партнеры предложат проект на базе демонстратора технологии Sikorsky Х2. Эта машина выполнена по схеме с двумя соосными несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, хвостовым толкающим воздушным винтом.
Программа JMR-TD предусматривает начало летных испытаний вертолета-демонстратора в 2017 г. Начальной боеспособности вертолет JMR достигнет не ранее середины 2030 гг. Разрабатываемый в рамках программы вертолет должен иметь крейсерскую скорость более 170 узлов (315 км/ч), дальность полета – свыше 800 км (боевой радиус 424 км), обеспечивать возможность висения с полной боевой нагрузкой в жарких и высокогорных условиях. Проект должен предусматривать возможность полностью автономного полета, либо в присутствии пилота (опционально пилотируемый аппарат), простоту интеграции систем вооружения и оборудования, возможность взаимодействия с пилотируемыми/беспилотными летательными аппаратами и применения с борта корабля.
В тендере также намерены принять участие компании EADS, AVX Aircraft и Bell Helicopter с версией V-22.
Объявление о сотрудничестве Sikorsky и Boeing может свидетельствовать об отходе последней от стратегического партнерства с компанией Bell и намерении развивать новые направления сотрудничества.
Модернизация ТАМ
Сухопутные войска Аргентины получили первый танк TAM (Tanque Argentino Mediano), модернизированный израильской компанией Elbit Systems.
В 2010 г. Минобороны Аргентины приняло решение о проведении глубокой модернизации танков ТАМ. В апреле 2012 г. Сухопутные войска Аргентины и Elbit Systems подписали соглашение о поставке оборудования для модернизации ТАМ.
Танк TAM был разработан в 1973 г. немецкой компанией Thyssen-Henschel для СВ Аргентины на шасси БМП Marder. Танк боевой массой около 30 т оснащен 105-мм пушкой. Двигатель размещен в передней части машины. Относительно слабая броня, защищающая от снарядов калибра до 40 мм, является результатом ограничения массы в 30 т (из-за местных дорог и мостов).
По имеющейся информации, модернизация включает установку новой системы боевого управления, позволяющей получать разведывательную информацию и осуществлять обмен данными с другими танками; системы оповещения о лазерном и радиолокационном облучении; панорамного стабилизированного прицела командира COAPS (Commander Open Architecture Panoramic Sight) с дневным и ночным каналами; теплоизоляционного кожуха пушки; замену гидравлического привода башни электрическим. Танк также будет оснащен современной системой связи и вспомогательной силовой установкой. Работы осуществляются на предприятии аргентинской армии.
Процедуру модернизации должны пройти все 235 танков, состоящих на вооружении ВС Аргентины. Сроки реализации проекта не разглашаются, однако ранее сообщалось о планах модернизировать до 50 танков в год.
Заманчивое предложение
Компания Israel Aerospace Industries (IAI) продвигает на мировой рынок модернизированную версию истребителя Kfir в качестве доступного и эффективного решения для государств, не имеющих достаточных средств для покупки новых самолетов.
По некоторой информации, представители правительств и ВВС Болгарии, Хорватии и Румынии уже посетили предприятие компании IAI в Израиле с целью обсуждения аспектов модернизации истребителя Kfir к уровню C.60.
Компания IAI предлагает вариант модернизации самолетов к состоянию «как новый». Ресурс фюзеляжей и двигателей истребителей составит 8000 ч, что может обеспечить их эксплуатацию на период до 40 лет.
Работы по модернизации могут производиться как в Израиле, так и на предприятиях заказчиков.
Kfir C.60 в одноместном и двухместном вариантах имеет цифровую «стеклянную» кабину пилотов, РЛС с АФАР, нашлемный дисплей, усовершенствованные системы обмена информацией (обеспечивающие ведение боевых действий в сетецентрическом пространстве), усовершенствованные подвесные прицельно-разведывательные контейнеры, оборудование РЭБ. При этом заказчики на первом этапе могут получить самолеты без РЛС с АФАР и установить их позже – при наличии соответствующих финансовых средств.
Как известно, Болгария, Хорватия и Румыния рассматривают различные варианты обновления парков своих ВВС, в том числе приобретение подержанных истребителей F-16. Производитель предлагает Kfir С.60 как машину с сопоставимыми возможностями, однако на 30% более дешевую, чем F-16. По информации IAI, помимо низкой закупочной цены, Kfir дешевле в эксплуатации и обслуживании: расходы ВВС Колумбии и Эквадора на эксплуатацию этих машин также на 30% меньше по сравнению с другими современными многофункциональными истребителями.
Успешный перехват
Генеральная дирекция по вооружению (DGA) МО Франции объявила о проведении огневых испытаний разработанного консорциумом Eurosam зенитного ракетного комплекса SAMP/T по мишени, имитирующей баллистическую ракету малой дальности.
Запущенная с борта самолета мишень, имитировавшая летящую по баллистической траектории ракету с радиусом действия 300 км, была успешно поражена ЗУР Aster 30.
Испытательный пуск был произведен в рамках программы оценки технической и оперативной готовности системы на территории ракетного испытательного центра DGA в Бискароссе (юго-западная Франция) совместно с 4-м артиллерийским полком СВ Италии и военным центром воздушных испытаний ВВС Франции.
Успешный перехват является важным этапом демонстрации возможностей ЗРК SAMP/T противостоять угрозе ракетных атак против сил НАТО, развернутых на ТВД. Данные испытания последовали за двумя перехватами цели того же типа, выполненными в октябре 2010 г. и ноябре 2011 г.
ЗРК SAMP/T предназначен для прикрытия важных объектов инфраструктуры, включая АЭС, авиабазы, места дислокации войск от воздушных угроз различных типов, включая баллистические ракеты. Характеристики комплекса также позволяют использовать его для прикрытия подразделений французских ВС при проведении операций за рубежом.
Индонезия закупает ПТРК
Сухопутные войска Индонезии провели приемочные испытания британских переносных противотанковых ракетных комплексов нового поколения RB-57 NLAW (Next Generation Light Anti-tank Weapon). Испытания прошли успешно, и комплексы поступят на вооружение первого пехотного батальона «Алутсиста».
В январе министр обороны Индонезии Пурномо Юсгианторо в ходе встречи со своим британским коллегой Филипом Хаммондом завил о том, что правительство рассматривает возможность закупки в Великобритании ПТРК RB-57 NLAW. Стоимость и количество планируемых к закупке комплексов не сообщалось.
RB-57 NLAW представляет собой легкий ПТРК нового поколения, предназначенный для уничтожения на небольшой дальности танков и другой бронетехники, в том числе оснащенной динамической защитой. Комплекс, использующий противотанковые ракеты класса «выстрелил-забыл», переносится и применяется одним военнослужащим. Дальность поражения цели составляет от 20 до 600 м, вес – 12 кг, время перевода из походного в боевое положение – 5 сек. Поражение осуществляется как во фронтальную проекцию, так и в слабозащищенную верхнюю часть. Пуск может осуществляться из внутренних помещений.
Программа разработки и производства комплекса была реализована под руководством компании Saab Bofors Dynamics. В ней приняли участие более 20 субподрядчиков. Производство ПТРК осуществляется на предприятии компании Thales UK в Белфасте. Комплекс NLAW заказали ВС Великобритании, Швеции, Финляндии и Люксембурга. Компания Saab ведет переговоры по поставке ПТРК еще с рядом государств.
«Рафаль» в ожидании контрактов
Компания Dassault Aviation подтвердила планы по поставке Минобороны Франции 11 многоцелевых истребителей Rafale в 2013 г. Такое же количество самолетов было произведено в 2011 и 2012 гг.
Темп производства истребителей Rafale для ВВС Франции в последние годы снизился с 14 до 11 штук в год для поддержания сборочных линий в рабочем состоянии в ожидании подписания первого экспортного контракта. До 2008 г. компания поставляла ВВС 18 истребителей в год.
Минобороны Франции намерено приобрести 286 самолетов Rafale (58 из которых – для ВМС). 180 из них (132 для ВВС и 48 для ВМС) уже заказаны. В общей сложности по состоянию на декабрь 2012 г. компания Dassault поставила Минобороны Франции 115 истребителей. Производство планируется продолжить до 2020 г.
Также Dassault Aviation подтвердила, что переговоры о подписании контракта на поставку ВВС Индии 126 средних многоцелевых боевых самолетов по программе MMRCA продолжаются.
Индонезия и Беларусь создали СП
Индонезия и Беларусь договорились о создании совместного предприятия по производству дистанционно управляемых боевых модулей для оснащения БТР Anoa.
Соучредителями СП выступили Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь и индонезийская компания PT Pindad. Конкретная номенклатура модулей, планируемых к производству, не называется.
Беларусь также окажет содействие Индонезии и в других областях, в том числе речь идет о возможных поставках противотанковых ракетных комплексов.
Бронетранспортер Anoa является версией французского БТР VAB, производимого по лицензионному контракту с 2007 г. На текущий момент компания PT Pindad производит машину в версиях с колесной формулой 4х4 и 6х6.
Заключены три экспортных контакта на поставку БТР в версии APS-3 с Брунеем, Малайзией и Восточным Тимором.
Непатриотичный выбор
Компания Beechcraft вновь опротестовала заключение контракта между ВВС США и консорциумом Sierra Nevada/Embraer на поставку легких самолетов авиационной поддержки LAS Афганистану. Компания официально обжаловала данное решение в Главном счетном управлении США (GAO).
Самолеты LAS (Light Air Support) предназначены для подготовки пилотов, ведения разведки, авиационной поддержки и изоляции района боевых действий с воздуха.
Напомним, что ВВС США 27 февраля заключили с фирмой Sierra Nevada контракт стоимостью $427,5 млн. на поставку ВВС Афганистана 20 турбовинтовых УБС A-29 (EMB-314) Super Tucano, компьютерного тренажера и другого оборудования. Поставки в рамках базового контракта должны начаться с середины 2014 г. и завершиться к апрелю 2015 г. В случае реализации всех опционов к контракту стоимость соглашения может возрасти до $950 млн.
Beechcraft приняла решение о подаче протеста после обсуждения результатов конкурса с командованием ВВС США. В компании уверены, что предлагавшийся ею AT-6 Texan II в наибольшей степени соответствует требованиям ВВС США, к тому же предложение Beechcraft на 40% дешевле, чем у конкурентов. Также в Beechcraft апеллируют к тому, что выбор в пользу Super Tucano приведет к потере рабочих мест в США и повысит нагрузку на американских налогоплательщиков.
Это второе рассмотрение протеста Beechcraft – в 2011 г. уже был аннулирован аналогичный контракт с фирмой Sierra Nevada. Обе компании очень рассчитывают на победу: для Embraer это шанс прорваться на американский рынок, а для Beechcraft – выправить свое критическое финансовое положение.
После подачи протеста Beechcraft все работы по контракту были приостановлены. Но поскольку, по оценке Пентагона, вопрос оснащения ВВС Афганистана самолетами авиационной поддержки не терпит отлагательства, командование ВВС США разрешило компании Sierra Nevada их возобновить. Законодательство США о проведении тендеров и заключении контрактов предусматривает возможность подобных действий в случае, если это соответствует национальным интересам или сложившиеся обстоятельства не позволяют ожидать решения GAO. Решение ВВС никак не повлияет на рассмотрение протеста Главным счетным управлением, которое должно вынести свой вердикт в течение 100 дней (в данном случае к 7 июня).