«Спартан» превращается в «канонерку»
Компании Alenia Aermacchi и ATK в январе 2013 г. начнут летные испытания в США 30-мм автоматической пушки Mk44 Bushmaster II, установленной на борту опытного образца ударного самолета MC-27J Spartan. Наземные испытания пушки завершены.
Для установки на борту MC-27J пушка Mk44, недавно получившая обозначение GAU-23 для интеграции на борту ударного самолета ВВС США MC-130W Dragon Spear, была модифицирована и оснащена улучшенным дульным тормозом, который должен снизить влияние отдачи при стрельбе на летные характеристики относительно небольшого самолета MC-27J. Для наведения на цель используется оптоэлектронный прицел с дневным и ночным каналами, изображение от которого будет передаваться на многофункциональные дисплеи в кабине пилотов. Орудие устанавливается на борту MC-27J на модульном поддоне типа «ро-ро» в хвостовой части самолета у двери для парашютирования, что позволило обойтись без изменений в конструкции фюзеляжа. Система управления огнем, разработанная ATK, включает автоматизированную систему сопровождения цели и будет установлена на втором поддоне типа «ро-ро». СУО позволит пушке непосредственно сопровождать цель вместо выполнения разворота самолета.
Согласно результатам оценки рынка, проведенной Alenia Aermacchi, спрос на самолеты MC-27J в течение следующих 20 лет может составит 50 ед. При этом возможные заказчики не раскрываются. По мнению экспертов, речь в данном случае может идти только о ВВС США.
Самолет MC-27J предназначен для выполнения задач боевого управления, контроля границ, сбора информации, наблюдения и разведки, ретрансляции радиосигнала, эвакуации военнослужащих и гражданского населения, борьбы с терроризмом и пиратством, а также непосредственной огневой поддержки подразделений ССО.
Впервые самолет MC-27J, оснащенный пушкой Mk44, двумя мультисенсорными блоками наблюдения с электронно-оптическими/ИК датчиками и пусковыми установками высокоточных боеприпасов был продемонстрирован на авиасалоне Farnborough 2012. Предсерийную версию MC-27J планируется продемонстрировать на авиасалоне Le Bourget 2013, а серийный образец будет готов к поставке к концу следующего года.
СП с Сербией
В ходе визита заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина в Сербию достигнута договоренность о совместной модернизации отдельных образцов вооружений.
Вице-премьер сообщил РИА Новости, что «на начальном этапе сотрудничество будет касаться модернизации образцов военной техники российского производства, в том числе для потребления на российском рынке и рынках в третьих странах. Прежде всего, речь идет о широком ассортименте продукции боеприпасной отрасли». По его словам, «по отдельным позициям Сербия вполне может производить конкурентоспособное вооружение и военную технику».
В свою очередь, заместитель председателя правительства – министр обороны Сербии Александр Вучич сообщил, что речь идет о производстве боевых бронированных машин на заводе, который до конца 2012 г. будет открыт в сербском городе Велика-Плана. По его словам, «ожидаем заключения договора с российской стороной по поставкам шасси и кузовной части для этих машин, а мы будем обеспечивать компоненты для различных видов бронетехники». Произведенную технику планируется экспортировать в первую очередь в Кению и Бангладеш.
В числе прочего на заводе планируется собирать сербскую 155-мм самоходную гаубицу NORA B-52.
Началась работа над МТА
Началась практическая реализация российско-индийского проекта по разработке многоцелевого транспортного самолета MTA (Multirole Transport Aircraft).
3 декабря в Москву прибыли 30 ведущих инженеров индийской корпорации HAL для совместной работы с российскими коллегами из компании «ОАК-Транспортные самолеты».
Первый этап разработки, который будет проходить в Москве, займет около 10 месяцев. Совместная команда определит конфигурацию MTA, основные летно-технические характеристики, совместимость подсистем и двигателей в рамках требований ВС Индии и РФ.
Гусеничный «Стайкер» или безбашенный «Брэдли»?
Командование Сухопутных войск США завершает разработку стратегии и подготовку запроса о предложениях в рамках программы приобретения многоцелевой боевой бронированной машины AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle).
ББМ AMPV предназначена для замены бронетранспортеров M113, разработанной 50 лет назад. Всего в настоящее время ВС США эксплуатируют около 6 тыс. M113 (вместе с находящимися на хранении – до 14 тыс.).
Решение о реализации программы AMPV было принято МО США в феврале 2012 г. Анализ альтернативных вариантов реализации программы был завершен в июне и в настоящее время его результаты дорабатываются. Целью данного этапа являлась выработка основных требований к машине, включая ходовые качества и защиту, определение перечня возможных претендентов на участие в тендере. Окончательный запрос о предложениях планируется опубликовать во втором квартале 2013 финансового года.
Пока подробности программы не раскрываются. Известно лишь, что одним из ключевых требований станет обеспечение унификации с системами, состоящими на вооружении. СВ США рассматривают возможность закупки до 3800 машин по программе AMPV.
Основными претендентами на победу рассматриваются компании BAE Systems и General Dynamics Land Systems.
General Dynamics, вероятно, предложит гусеничную версию БМП Stryker, созданную на базе колесной ББМ с двойным V-образным корпусом. Хотя гусеничная версия не предназначена специально для программы AMPV, в зависимости от предъявленных требований она может быть доработана соответствующим образом.
Компания BAE Systems разработала для участия в программе AMPV опытный образец модифицированной БМП Bradley, лишенной башни с 25-мм пушкой (Turretless Bradley). В случае победы в тендере BAE Systems намеревается использовать для реализации программы от 1300 до 1700 БМП, находящихся на хранении СВ США.
По некоторым оценкам, BAE Systems является единственным претендентом, который способен представить рентабельное предложение в рамках проекта AMPV, поскольку компании не требуется затрачивать дополнительные средства на создание сборочной линии.
Индийская озабоченность
Индия потребовала от Израиля ускорить реализацию важнейших двусторонних проектов в области обороны, в том числе в рамках программ разработки двух зенитных ракетных комплексов общей стоимостью около $2,4 млрд.
Обсуждение вопросов двустороннего сотрудничества состоялось в ходе десятого заседания совместной рабочей группы по оборонному сотрудничеству под председательством секретаря министра обороны Индии Шашиканта Шармы и заместителя министра обороны Израиля генерал-майора Эхуда Шани.
Индийская сторона выразила озабоченность в связи с отставанием на два года программы разработки морского комплекса дальнего радиуса действия LR-SAM (Barak 8) – эта программа была начата в декабре 2005 г.
Также есть вопросы по некоторому отставанию от графика программы разработки для ВВС Индии наземного комплекса среднего радиуса действия MR-SAM, начатой в феврале 2009 г.
Также в ходе заседания был затронут вопрос о поставке израильских ПТРК Spike NLOS после отказа США предоставить Индии лицензию на производство ПТРК FGM-148 Javelin.
В стадии обсуждения находится и программа поставки двух дополнительных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления EL/W-2090 Falcon на базе российских самолетов Ил-76.
Готовится производство T129
Турция в 2013 г. начнет серийное производство ударных вертолетов T129.
Компания Turkish Aerospace Industries (TAI) станет единственным поставщиком фюзеляжа для T129, будет осуществлять окончательную сборку и испытания, а также отвечать за экспорт T129.
Вертолет T129 является модификацией машины А129 Mangusta. Подписанный в 2007 г. с фирмой AgustaWestland и другими компаниями контракт предусматривает производство на предприятии TAI в Турции 50 вертолетов T129 с опционом еще на 41 машину. Как ожидается, поставки T129 начнутся в 2013 г. и завершатся в 2017 г. Первый полет опытный образец T129 выполнил 17 августа 2011 г. В настоящее время три опытных образца проходят испытания в Италии и два – в Турции.
По информации премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в настоящее время турецкая оборонная промышленность удовлетворяет 54% потребностей ВС страны.
Особое внимание – на ВТС
В Астане состоялись переговоры министра обороны Украины Дмитрия Саламатина и его казахстанского коллеги Адильбека Джаксыбекова.
Речь шла об обмене опытом в ходе реформирования вооруженных сил, сотрудничестве в области производства и модернизации военной техники, подготовке специалистов в оборонной сфере, совместном проведении учений.
В сообщении пресс-службы Минобороны Казахстана, посвященном визиту военной делегации Украины, подчеркивается, что особое внимание на переговорах было уделено военно-техническому сотрудничеству, поскольку одним из основных приоритетов РК сегодня является развитие оборонно-промышленного комплекса страны. Как отмечается в пресс-релизе, «Украина является важным партнером Казахстана в сфере ВТС».
В рамках визита украинская делегация посетила АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг».
Китайские транспортники для Венесуэлы
Венесуэла получила первые два военно-транспортных самолета Y-8C, приобретенные у китайской корпорации CATIC.
Контракт на поставку восьми Y-8C Минобороны Венесуэлы и CATIC подписали 21 мая 2011 г. Следующие три самолета должны быть поставлены Венесуэле в декабре, три последние – в январе 2013 г.
Самолет Y-8C представляет собой дальнейшее развитие конструкции Ан-12, лицензионное производство которого в Китае началось в 1981 г. В ВВС Венесуэлы Y-8C дополнят ВТС C-130H, которые не могут полноценно эксплуатироваться из-за отказа США поставлять запасные части. Несмотря на имеющиеся проблемы, планируется, что эксплуатация американских самолетов продлится до 2020 г.
Самолеты Y-8C войдут в состав 6-й авиагруппы транспортной авиации, дислоцированной на авиабазе «Эль Либертадор» (Пало Негро, шт. Арагуа).
Украина испытывает «Цветник»
Украина проводит государственные испытания 152-мм управляемого артиллерийского снаряда (УАС) «Цветник».
Стрельбы проводятся на территории Международного центра миротворчества и безопасности Академии Сухопутных войск им. гетмана Сагайдачного Вооруженных Сил Украины.
Как сообщил пресс-службе Минобороны Украины главный конструктор Научно-производственного комплекса «Прогресс» Николай Клочко, «учитывая опыт ведущих стран-разработчиков высокоточного оружия, наше предприятие разработало собственный комплекс такого современного вооружения. Новый украинский боеприпас предназначен для поражения бронетехники, командных пунктов и других защищенных целей и может применяться в наземных артиллерийских системах типа гаубицы 2С3 «Акация» или «Мста-С».
Государственные испытания планируется завершить в декабре, после чего УАС «Цветник» может быть принят на вооружение украинской армии.
Отметим, что по своим характеристикам и внешнему виду УАС «Цветник» в целом соответствует российскому управляемому снаряду «Краснополь». Работы по его созданию были начаты в конце 1970 гг. в тульском Конструкторском бюро приборостроения. Лазерную полуактивную головку самонаведения для снаряда разрабатывало Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), изготовителем ГСН выступало НПК «Прогресс» (г. Нежин, Украина), лазерный целеуказатель-дальномер 1Д15 (или 1Д20) создавался НИИ «Полюс». По некоторым данным, сотрудничество КБП и НПК «Прогресс» по производству УАС «Краснополь» по экспортным контрактам продолжались до конца 1990 гг. В 2001 г. УАС «Цветник» был впервые продемонстрирован на выставке вооружений.
С опережением графика
Первый опытный образец основного боевого танка Altay планируется изготовить раньше срока, заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе церемонии, посвященной выкатке опытного образца танка.
В 2008 г. Секретариат оборонной промышленности (SSM) подписал с компанией Otokar соглашение на создание первого турецкого национального ОБТ Altay. Otokar разрабатывает танк совместно с южнокорейской компанией Hyundai Rotem на базе проекта южнокорейского танка K2 Black Panther.
Компания Otokar согласно контракту должна завершить изготовление четырех опытных образцов ОБТ Altay к 2015 г. Теперь планирует завершить их сборку в 2013 или 2014 г.
Беларусь создает БЛА
Председатель Госкомвоенпрома Республики Беларусь Сергей Гурулев провел совещание по вопросу оптимизации сроков разработки и создания беспилотных авиационных комплексов (БАК) с БЛА и выходу с готовой продукцией на внутренний и внешний рынки.
Сергей Гурулев сконцентрировал внимание директоров и лиц, отвечающих за организацию разработки БАК и внешнеэкономическую деятельность, на трех важнейших вопросах: оптимизации сроков разработки и создания БАК с БЛА; выработке предложений по организации кооперации предприятий (организаций), входящих в систему Госкомвоенпрома и организаций оборонного сектора экономики; выработке путей решения проблемных вопросов по созданию законченного продукта и выходу на внутренний и мировой рынки БАК с БЛА с учетом имеющегося спроса.
На протяжении 2012 г. проводилась работа по 14 заданиям по созданию БАК. К реализации в 2013-2014 гг. планируется еще шесть заданий. На третий квартал 2013 г. запланированы предварительные испытания БАК среднего радиуса действия. Кроме того, в ходе осенних совместных белорусско-российских оперативных учений планируется практический показ возможностей БАК с БЛА в одной из боевых систем ВС Республики Беларусь. Серийное производство БАК с радиусом действия до 100 км планируется начать с 2014 г.
Гражданский Ми-171 для Индонезии
Холдинг «Вертолеты России» впервые осуществил поставку гражданского многоцелевого вертолета Ми-171 в Индонезию. В октябре 2012 г. машина была заказана одной из горнодобывающих компаний.
Новый средний многоцелевой вертолет Ми-171 может использоваться в разных климатических условиях в широком диапазоне температур. Это важное конкурентное преимущество стало одним из ключевых при выборе Индонезией российского вертолета. Сейчас индонезийский заказчик рассматривает возможность приобретения дополнительной партии гражданских вертолетов российского производства.
По оценкам экспертов, Азиатско-Тихоокеанский регион станет основным драйвером спроса на вертолетную технику. Всего в странах региона зарегистрировано свыше 1200 вертолетов российского производства, из них более 700 – машины типа Ми-8/17, при этом в Индонезии до нынешней поставки эксплуатировались около 20 таких вертолетов, но военного назначения. У ближайших конкурентов «Вертолетов России», таких как Sikorsky и AgustaWestland, в регионе оперируют 500 и 400 машин соответственно.
В Чехии не вовремя упал L-159
В ВВС Чешской Республики принято решение прекратить полеты всех 26 легких ударных/учебно-тренировочных самолетов L-159A ALCA после катастрофы, произошедшей 22 ноября в центральной Богемии.
Тогда погиб пилот одноместного самолета, выполнявший стандартный тренировочный полет.
Пока единственным покупателем разработанного в 1990-е гг. УТС L-159 являются ВВС Чехии, которые эксплуатируют 26 самолетов данного типа из 72 машин, заказанных первоначально и изготовленных компанией Aero Vodochody.
В настоящее время ожидается подписание контракта с Ираком на приобретение 28 двухместных L-159. По оценке экспертов, произошедшая катастрофа может отрицательно сказаться на переговорах по поставке новых L-159 ВВС Ирака.
Новая мишень для ВВС США
Компания Boeing передала ВВС США для проведения испытаний первую полномасштабную беспилотную мишень QF-16 (Full Scale Aerial Target), созданную на базе истребителя F-16.
Тестирование будет проводить 53-я группа оценки вооружений 325-го истребительного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе «Тиндалл» (шт. Флорида).
Мишени QF-16 будут использоваться в пилотируемом и беспилотном режимах в качестве воздушных целей для испытаний новых систем вооружений и отработки тактики их боевого применения. QF-16 заменят использующиеся для данных задач в ВВС США мишени QF-4, созданные на базе истребителей F-4 Phantom.
Учитывая завершение поставок по контракту на модификацию к версии беспилотной мишени QF-4 300 истребителей F-4 и отсутствие дополнительных самолетов, которые можно было бы переоборудовать, ВВС США в 2010 г. приняли решение начать программу QF-16. Это позволит получить не только новый источник платформ для модификации в беспилотную мишень, но и за счет применения более современных самолетов версий F-16 block 15, 25 и 30 повысить качество подготовки пилотов и отработки новых систем вооружений.
Первый полностью беспилотный полет
QF-16 состоится в 2013 г. Как ожидается, мелкосерийное изготовление мишеней (точнее – переоборудование списанных истребителей устаревших модификаций) начнется в 2014 г. и будет продолжаться до середины 2015 г.
Армия США заказала самоходный миномет
Компания Polaris Defense испытывает 120-мм самоходный миномет RFSS (Ranger Fire Support System). В качестве шасси для установки используется мотовездеход Polaris Renger с колесной формулой 6х6.
На первом этапе разработки система представляла собой 120-мм миномет M326 с ручным заряжанием компании BAE Systems, размещенный на шасси Renger с колесной формулой 4x4. По результатам испытаний СВ США высказали пожелание получить миномет с большей степенью автоматизации: с цифровой системой управления огнем и автоматизированной системой перевода в боевое положение. Из-за этого масса системы возросла и превысила грузоподъемность шасси 4x4, что привело к необходимости применения в качестве платформы шасси с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 738 кг. Стандартный возимый боекомплект установки RFSS состоит из 8 выстрелов. Входящая в комплект машина для транспортировки боеприпасов, выполненная на аналогичном шасси, способная перевозить до 40 боеприпасов, запас топлива и экипировку расчета из четырех человек.
Благодаря системе автоматизации, ствол и опорная плита миномета опускаются на грунт в течение семи секунд, система управления огнем в течение минуты производит вычисления и определяет собственные координаты. Расчет миномета способен произвести первый выстрел в течение 1,5 мин. после получения команды.