Новый контракт с США
Министерство обороны США 18 июля объявило о заключении командованием по подписанию контрактов Армии США с ОАО «Рособоронэкспорт» контракта с фиксированной стоимостью $171,38 млн. на поставку 10 вертолетов Ми-17. Как ожидается, они будут изготовлены в России до 31 декабря 2016 г.
Соглашение является дополнением к действующему контракту, заключенному в мае 2011 г., на поставку 21 вертолета Ми-17В-5, запасных частей и оборудования. По данным американских источников, полная стоимость соглашения оценивается в $900 млн. Контракт включал опционы на поставку до 12 дополнительных машин. Первый опцион на два Ми-17 США реализовали в феврале 2012 г. для замены вертолетов, потерпевших крушение. Таким образом, на текущий момент для Афганистана заказаны 33 новые машины.
Вертолеты Ми-17 являются основой вертолетного парка Корпуса армейской авиации Национальной армии Афганистана. Причиной закупки именно российских вертолетов является желание заказчика получить простую в эксплуатации платформу, с которой хорошо знакомы афганские пилоты и техники. Сейчас ВВС Афганистана эксплуатируют 39 вертолетов Ми-8/17 и 9 ударных Ми-24/35, которые были получены из ряда стран-доноров.
«Незалежная» экипировка
Разработка комплекта экипировки «солдат будущего» украинского производства завершена, заявил первый заместитель начальника Генштаба ВС Украины вице-адмирал Игорь Кабаненко.
По его словам, экипировка является продуктом исключительно украинских предприятий и при ее разработке учтены и применены современные технологии.
«Сейчас идет процедура закупки 300 экспериментальных комплектов для их апробации в ходе учения «Перспектива-2012», которое состоится осенью текущего года. В случае получения положительного результата, комплект экипировки будет принят на снабжение Вооруженных сил уже в следующем году», – заявил Игорь Кабаненко.
2500 самолетов «Су» на экспорт
С 1964 г. объем экспортных поставок боевых самолетов марки «Су» превысил 2500 единиц. За прошедшие годы ВВС трех десятков стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки получили самолеты типов Су-7, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30 и их модификаций. Во многих армиях они эксплуатируются и сегодня. Самолеты «Су» зарекомендовали себя как надежные и эффективные боевые комплексы, способные выполнять широкий спектр задач.
За последние десятилетия, начиная с 1996 г., основной экспортный потенциал самолетов «Су» определяют различные модификации многоцелевого истребителя типа Су-30. Продажи этих машин обеспечивают вместе с контрактами на авиационные средства поражения и сопутствующее оборудование до половины всех зарубежных военных поставок ОАО «Рособоронэкспорт».
В 2000 гг. с появлением истребителя
Су-30МКК и его дальнейшей модификации Су-30МК2 отмечается значительное увеличение экспортных поставок. Эта машина представляет собой многоцелевой двухместный истребитель, который способен наносить удары по воздушным, наземным и морским целям. Большой объем зарубежных поставок связан с реализацией индийской программы разработки и производства многоцелевого ударного истребителя Су-30МКИ с новейшим бортовым комплексом. Модификации Су-30 поставляются и в другие страны.
В настоящее время проходит испытания многофункциональный истребитель Су-35, в котором использовано большое количество технологий пятого поколения и передовых технических решений. Стартовым заказчиком машины выступили ВВС РФ, ведутся переговоры о поставках Су-35 зарубежными партнерам России по ВТС. Эта машина должна обеспечить сохранение конкурентоспособности компании «Сухой» на мировом рынке до начала серийного производства самолета пятого поколения (ПАК ФА).
Работа над созданием экспортного варианта ПАК ФА – перспективным многофункциональным истребителем (ПМИ) ведется совместно с Республикой Индия. Этот самолет также обладает значительным экспортным потенциалом.
«НИМР» едет в Алжир
Подписано соглашение о создании совместного предприятия по производству тактических бронемашин NIMR в Алжире.
Компании Tawazun Holding (ОАЭ) и GPIM (Алжир) договорились о создании совместного предприятия NIMR-Algeria. По заявлению председателя совета директоров этого СП полковника Абделгани Бадаоуи, соглашение позволит создать 400-450 рабочих мест.
Компания NIMR Automotive, являющаяся подразделением Tawazun Holding, в настоящее время предлагает семейство бронемашин с колесной формулой 4х4 и 6x6, которые могут использоваться для выполнения широкого спектра задач, включая ведение разведки, наблюдения, материального обеспечения и управления. Машины были поставлены ВС ОАЭ и Ливии.
Создан тренажер для парашютистов
В ЦНТУ «Динамика» создан тренажер для подготовки к прыжкам с парашютом типа «Арбалет».
Он предназначен для выработки навыков управления парашютом, обучения действиям при возникновении нештатных ситуаций, повышения уровня психологической устойчивости к различным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении реальных прыжков с парашютом типа «Арбалет».
Тренажер позволяет проводить подготовку парашютистов к реальным прыжкам с разных высот при регулируемых скоростях и направлениях ветра, в дневных и ночных условиях, в дождь и снег, при облачности до 10 баллов, приземлении на различную подстилающую поверхность (равнина, лес, горно-холмистая местность и т.п.). В состав тренажера входят рабочее место обучаемого; рабочее место инструктора; шлем виртуальной реальности, включающий 3D стерео очки, трекер; web-камера; вычислительный комплекс и программное обеспечение.
В современной практике подготовки парашютистов тренажерной подготовке отводится все более заметная роль. Это связано с тем, что современные тренажеры являются эффективным и относительно недорогим техническим средством обучения, обеспечивающим систематичность и требуемое качество наземной подготовки. Кроме того, технический уровень современных тренажеров позволяет обеспечить высокую реалистичность воспроизведения основных элементов полета парашютистов, начиная от момента покидания воздушного судна и до приземления в заданную точку.
Тренажер, разработанный в ЦНТУ «Динамика» в кооперации с ООО «Константа-Дизайн», предназначен для широкого круга приложений и способен стать незаменимым средством подготовки парашютистов десантников ВДВ, сотрудников МЧС, МВД, пограничной службы, авиалесоохраны, учащихся аэроклубов и др.
«Спартан» взлетает с травы
Компания Alenia Aermacchi продемонстрировала возможность тактического военно-транспортного самолета C-27J Spartan действовать с неподготовленных коротких взлетно-посадочных полос, имеющих травяное покрытие.
Взлет и посадка были осуществлены с травяной ВПП длиной 1150 метров, расположенной в районе города Казале-Монферрато (регион Пьемонт). ВВП принадлежит местному аэроклубу.
По информации компании Alenia Aermacchi, C-27J – единственный тактический ВТС, способный действовать с неподготовленных ВПП, покрытых гравием, песком или травой. Ранее C-27J успешно прошел испытания на малоподготовленных взлетно-посадочных полосах в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Америке как на уровне моря, так и на больших высотах, в различных метеорологических условиях.
Переезд производства
На Улан-Удэнском авиационном заводе начнется производство легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров по итогам рабочей поездки в Республику Бурятия.
Решение о переносе производства Ка-226Т из Кумертау в Улан-Удэ принято в рамках работы по созданию центров компетенции в холдинге «Вертолеты России». В свою очередь, в Башкортостане будет сконцентрировано агрегатное и композитное производство.
Также на базе Улан-Удэнского лопастного завода планируется образовать единственный в России объединенный центр по производству металлических лопастей для вертолетов.
БЛА с лазерной подзарядкой
Компании LaserMotive и Lockheed Martin продемонстрировали возможность увеличения длительности полета беспилотного летательного аппарата Stalker с помощью лазерной системы подзарядки.
Применение новой системы увеличило автономность БЛА до 48 часов, хотя в базовой версии она не превышает двух часов. Принцип действия системы подзарядки не раскрывается, однако, вероятно, лазерный луч в полете «подсвечивает» размещенные на корпусе БЛА фотоэлементы, преобразующие лазерную энергию в электричество, которым подзаряжается аккумулятор.
По заявлению компании, по завершению испытаний, проведенных в аэродинамической трубе, уровень заряда батареи аппарата был выше, чем до их начала. Следующим шагом в апробации технологии должны стать реальные летные испытания.
Система подзарядки «земля-воздух» обеспечивает фактически неограниченную автономность БЛА и расширяет круг решаемых задач.
Stalker – это малоразмерный БЛА, применяемый силами специальных операций с 2006 г. для ведения разведки. Запуск аппарата, масса которого составляет 7,9 кг, а размах крыла – 3 м, осуществляется «с руки». БЛА приводится в действие тянущим винтом, питающимся от электродвигателя.
Обмен контрактами
Компания Alenia Aermacchi объявила о заключении с Министерством обороны Израиля контракта на поставку 30 учебно-тренировочных самолетов M-346 Master и связанного учебного оборудования.
Контракт является частью межправительственного соглашения между Израилем и Италией, которое включает поставку самолетов, двигателей, тренажеров, обеспечение обслуживания, материальное обеспечение, обучение личного состава. Остальная часть программы поставки оборудования будет реализована другими израильскими и зарубежными компаниями.
Министерство обороны Израиля выбрало УТС М-346 в качестве нового реактивного учебно-тренировочного самолета углубленной летной подготовки ВВС страны в феврале текущего года. Как планируется, поставка УТС начнется в середине 2014 г.
В 2009 г. Alenia Aermacchi заключила контракт на поставку шести самолетов М-346 ВВС Италии, в 2010 г. 12 машины были заказаны ВВС Сингапура. Первые два УТС были переданы итальянским ВВС в начале 2012 г. и проходят испытания. В феврале 2009 г. ВВС ОАЭ выбрали М-346 победителем тендера на поставку 48 самолетов в трех версиях: учебно-тренировочной, учебно-боевой и акробатической. Несмотря на длительные переговоры, официальный контракт до сих пор не подписан.
Своеобразной компенсацией за выбор МО Израиля самолетов M-346 в качестве УТС нового поколения стало заключение пакета контрактов между израильской компанией IAI и ВВС Италии стоимостью $932 млн.
В рамках соглашения Италия получит два самолета дальнего радиолокационного обнаружения G-550 и наземную систему поддержки, а также военный разведывательный спутник OPTSAT-3000.
Многоликий «Геркулес»
Компания Lockheed Martin позиционирует свой С-130J в варианте самолета базовой патрульной авиации как возможную будущую замену парку машин БПА Великобритании.
Проект противолодочного и патрульного самолета на базе С-130J, известный как SC-130J Sea Herc, предусматривает оснащение «Геркулеса» внутренним отсеком вооружения, установленной на фюзеляже РЛС и подкрыльевыми узлами подвески вооружения. По информации представителя Lockheed Martin, во внутреннем отсеке предполагается размещать боеприпасы, которые нуждаются в защите от воздействия окружающей среды, например, торпеды. Пилоны предназначены для ПТУР AGM-114 Hellfire или ПКР AGM-84 Harpoon. Стационарная или контейнерная система боевого управления может располагаться в грузовом отсеке самолета.
Концепция разрабатывается в ответ на потребность в подобных самолетах ВС Великобритании, Индии и ряда других потенциальных заказчиков, эксплуатирующих самолетов БПА P-3 Orion, которые постепенно снимаются с вооружения.
Между тем, в конце июля на предприятии Lockheed Martin в Мариэтте (шт. Джорджия) началась сборка первого самолета MC-130J Commando II, который будет модифицирован к ударной конфигурации AC-130J. Эта машина будет оборудован комплексом высокоточного оружия, разработанным в соответствии с пожеланиями Командования специальных операций ВВС США. Компания не раскрывает комплект вооружения. Предположительно, в его состав войдет электронно-оптическая/ИК система наведения; высокоточный боеприпас SOPGMS (Special Operations Precision Guided Munitions); УАБ GBU-44/E Viper Strike и ракеты AGM-175 Griffin, а также 30-мм автоматическая пушка Mk.44.
Всего для ВВС США планируется закупить 16 тяжелых штурмовиков AC-130J, которые дополнят парк AC-130H Spectre и AC-130U Spooky II, а затем заменят устаревшую версию AC-130H Spectre. После завершения программы обновления парка самолетов AC-130 в распоряжении ССО будет находиться 33 машины этого типа в двух модификациях. Начальная готовность AC-130J к боевому применению запланирована на 2015 г.
Новая бомба для ВВС США
Компания Raytheon объявила об успешном проведении испытания управляемой авиабомбы малого диаметра SDB-2 (GBU-53/B) по поражению движущейся цели. Сброс бомбы осуществил экипаж истребителя F-15E, УАБ захватила, приняла на сопровождение и прямым попаданием поразила движущуюся мишень.
SDB-2 (GBU-53/B) является усовершенствованной версией разработанной компанией Boeing УАБ SDB-1 (GBU-39/B), предназначенной для поражения стационарных и неподвижных целей. SDB-2 имеет трехрежимную головку самонаведения, позволяющую боеприпасу автоматически идентифицировать и сопровождать движущиеся цели в условиях плохой видимости, двусторонний канал передачи данных, предназначенный для получения в полета обновленных данные о местоположении цели. Калибр бомбы – 250 фунтов (113 кг), она оснащенный складными крыльями для увеличения дальности полета. УАБ SDB-2 предназначена для поражения кораблей, мобильных систем ПВО и бронетехники.
Контракт стоимостью $450,827 млн. на разработку серийной версии высокоточной авиабомбы малого диаметра SDB-2 между ВВС США и компанией Raytheon был заключен в августе 2010 г. Планируется, что бомба будет принята на вооружение ВВС и ВМС в конце 2014 г.
Она может быть интегрирована на борт большинства американских боевых самолетов, включая F-35.
Комбинированное решение
Компания Rheinmetall предлагает объединить ЗРК ближнего действия ASRAD 2 с артиллерийским комплексом ПВО Skyshield. Это позволит дополнить 35-мм зенитные пушки комплекса Skyshield ракетами ПЗРК Mistral компании MBDA, Stinger компании Raytheon или российскими «Игла».
По оценке компании, за последние 10-15 лет спрос на смешанные решения, предусматривающие применение для отражения воздушного нападения пушечного и ракетного вооружения, существенно возрос.
Управление ASRAD 2 может осуществляться с того же командного пункта, что и остальной частью системы Skyshield. Кроме того, от ее систем обнаружения ЗРК может получать данные о цели.
Дальность стрельбы зенитной артиллерийской установки комплекса Skyshield – 4 км. Интеграция в состав системы ракет позволить увеличить радиус поражения на 6-10 км в зависимости от типа выбранной ракеты. Все три типа предлагаемых ЗУР относятся к классу «выстрелил-и-забыл».
В состав стандартного ЗРК ASRAD 2 входят командный пункт с РЛС обнаружения и сопровождения целей, а также до восьми пусковых установок с четырьмя готовыми к пуску ракетами.
Тендер с туманным финалом
Министерство обороны Индии утвердило приобретение для ВВС страны 56 средних военно-транспортных самолетов в классе грузоподъемности 10 тонн ориентировочной стоимостью $2,4 млрд.
В декабре 2011 г. Индия выпустила запрос о предоставлении информации на машины этого типа, которые должны заменить 56 самолетов HS 748, разработанных британской фирмой Avro и производившихся компанией HAL по лицензии. Согласно условиям тендера, первые 16 самолетов будут поставлены фирмой-производителем, остальные 40 планируется собрать по лицензии в Индии. Приглашение к участию в тендере получат зарубежные компании, которые смогут найти частного индийского партнера для производства самолетов на территории страны.
Наиболее вероятными претендентами на победу можно считать самолеты C-295 и С-27J. Однако их разработчики: Airbus Military и Alenia пока не могут найти местных партнеров для реализации лицензионных проектов. Крупные индийские холдинги, такте как ТАТА Group, Larsen & Toubro, Reliance Industries могли бы принять участие в совместном проекте с европейскими компаниями, однако они требуют от оборонного ведомства твердых обязательств по закупке, по крайней мере, 200 самолетов.
Роль партнера в этом проекте может сыграть государственная компания HAL, однако она занята реализацией совместного с Россией проекта по разработке среднего многоцелевого транспортного самолета МТА в 20-тонном классе.
Таким образом, несмотря на одобрение программы, ее будущее пока остается неясным.
Между тем, в конце июля Пентагону было передано подписанное в Индии «письмо о принятии предложения» (LoA) о поставке второй партии из шести военно-транспортных самолетов С-130J Super Hercules для Сил специальных операций. Индия передала правительству США запрос на закупку дополнительных шести С-130J в сентябре 2011 г. Как ожидается, стоимость второго контракта на поставку Дели «Супер Геркулесов» составит около $1 млрд.
Самолеты планируется развернуть на авиабазе «Панагарх» в Западной Бенгалии для поддержки войск, дислоцированных на северо-востоке страны, а также в районе Андаманских и Никобарских островов.
Индийские перспективы «Рафаля»
По информации Defense News, переговоры по лицензионному производству истребителей Rafale для ВВС Индии продолжатся еще не менее девяти месяцев. Это стало очевидным после того, как компания HAL пропустила срок подачи плана лицензионного производства.
Министр обороны А.К. Энтони поручил доработать контракт по производству самолетов Rafale в течение ближайших трех месяцев, однако это распоряжение не может быть выполнено, поскольку HAL до сих пор не представила план лицензионного производства, тем самым отсрочив переговоры еще на шесть месяцев.
В соответствии с новой директивой, подписанной в середине июля, HAL было предложено представить подробный план лицензионной программы в течение следующих четырех недель, но, как признали чиновники HAL в частном порядке, они не смогли этого сделать к моменту завершению финансового и производственного планирования Министерства обороны.
Индия объявила разработчика Rafale компанию Dassault Aviation предпочтительным претендентом на поставку ВВС страны 126 самолетов 31 января 2012 г., но переговоры до сих пор продолжаются. Изначально планировалось, что ВВС начнут получить «Рафали» в 2015 г.
Катарские покупки
Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о планируемой продаже Катару в рамках программы «Иностранные военные продажи» 24 ударных вертолетов AH-64D Block III Apache Longbow. С учетом сопутствующего оборудования полная стоимость соглашения может составить $3 млрд.
В ВС Катара «Апачи» заменят 12 устаревших легких ударных вертолетов A-342L Gazelle, эксплуатирующихся с 1983 г.
Также правительство Катара обратилось к США с запросом о возможной продаже 700 ПТУР AGM-114K3A или AGM-114R3 Hellfire II, 25 учебных ракет, контейнеров, запасных частей и другого оборудования. Полная стоимость соглашения может составить $137 млн.