БЛА широкого наблюдения
Компания Northrop Grumman намерена в июне провести церемонию выкатки морского патрульного БЛА нового поколения MQ-4C, разработанного для ВМС США в рамках программы «Морское наблюдение на больших территориях» (Broad Area Maritime Surveillance – BAMS).
Наземные испытания первого опытного образца планируется начать в ближайшее время. Летные испытания запланированы на сентябрь текущего года.
MQ-4 представляет собой морскую версию разработанного Northrop Grumman БЛА RQ-4 Global Hawk, который будет оснащен комплектом разведывательной аппаратуры и системами связи для ведения морского наблюдения и оперативного обеспечения ВМС разведывательной информацией.
Флот США заключил с Northrop Grumman контракт стоимостью $1,164 млрд. на 89 месяцев в рамках этапа разработки и демонстрации (SDD) нового БЛА в апреле 2008 г. Соглашение предусматривает поставку двух БЛА с комплектом полезной нагрузки и аппаратурой связи; одной мобильной системы управления полетом для передовой базы; одной лаборатории интеграции систем и одной системы управления полетом для главной базы.
В общей сложности проект BAMS предусматривает принятие на вооружение 68 БЛА, которые будут использоваться совместно со 117 самолетами базовой патрульной авиации нового поколения P-8A Poseidon. Планируется, что такой «тандем» позволит заменить эксплуатирующийся в настоящее время парк из 225 устаревших самолетов БПА P-3C Orion. Общая стоимость программы BAMS оценивается в $15 млрд. Начальная боеготовность системы BAMS запланирована на 2016 финансовый год.
Механический «Ансат»
Холдинг «Вертолеты России» продемонстрировал опытный образец легкого многоцелевого гражданского вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ).
На Казанском вертолетном заводе изготовлены два прототипа с ГМСУ, получивших обозначение «Ансат-1М» – для летных и наземных испытаний. Программа испытаний, начавшаяся в 2011 г., уже дала положительные результаты, и КВЗ подал заявку в Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета на получение дополнения к сертификату типа на установку ГМСУ. Сертификация «Ансата-1M» дает возможность продолжить работу по сертификации машины для перевозки пассажиров.
Изначально «Ансат» был разработан с электро-дистанционной системой управления (КСУ-А), аналогов которой в легком классе нет. Однако нигде в мире гражданские вертолеты с ЭДСУ еще не сертифицировались и основные требования к такой системе не выработаны. Чтобы не зависеть от сроков сертификации «Ансата» с КСУ-А было принято решение предложить на рынок вертолет с традиционной системой управления. Как заявил генеральный директор КВЗ Вадим Лигай, на заводе надеются получить сертификат на «Ансат-1М» во втором полугодии 2012 г.
Учебный вариант вертолета с КСУ-А – «Ансат-У» – закупает Миниобороны России. Очередная партия вертолетов «Ансат-У» поступила в Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС.
С задержкой на два года
Малайзия получит первый военно-транспортный самолет A400M в январе 2015 г, заявил командующий ВВС страны Родзали Дауда.
На текущий момент Малайзия является единственным заказчиком ВТС А400М вне Европы. Малазийское оборонное ведомство заключило контракт на поставку четырех самолетов в 2005 г.
Поставки должны были начаться в 2013 г., однако ввиду задержки проекта были перенесены на 2015 г.
Заседание оргкомитета
Директор международного форума ТВМ-2012 Александр Левин в ходе заседания оргкомитета, состоявшегося 12 апреля в Министерстве промышленности и технологий, рассказал о ходе работ, осуществляемых дирекцией мероприятия.
По его словам, на сегодня заявлено два новых выставочных бренда: Международная выставка вооружений и военной техники «Оборонэкспо» и Международная выставка промышленных технологий и инноваций «Машпромэкспо». Участие в ТВМ-2012 подтвердили крупнейшие отечественные предприятия и корпорации. Среди них ГК «Ростехнологии», ОАК, Концерн ПВО «Алмаз – Антей», ОПК «Оборонпром», НПК «Уралвагонзавод», Группа ГАЗ, ОАО «КамАЗ», ОАО «Российские железные дороги» и многие другие. Также поступили заявки от ведущих предприятий Франции, Индии, Китая, Италии и других стран.
Отдельно Александр Левин остановился на регламенте работы форума, который впервые будет включать пресс-день. Ключевым мероприятием деловой программы станет пленарное заседание «Высокие технологии – определяющее условие устойчивого развития передового машиностроения национальных экономик», в котором планируют принять участие высшие руководители Российской Федерации.
Club-M покажут в Жуковском
Концерн «Моринформсистема-Агат» представит на форуме «Технологии в машиностроении – 2012» натурные образцы своей продукции.
Предполагается продемонстрировать разработанный специально для зарубежного рынка многофункциональный мобильный береговой ракетный комплекс Club-M. Его особенность заключается в возможности вести огонь как противокорабельными ракетами 3М-54Э, так и ракетами 3М-14Э, предназначенными для поражения наземных целей.
Кроме того, будет представлен универсальный корабельный стрельбовой комплекс 3Р-14УКСК. Он может использоваться для поражения надводных, наземных и подводных целей ракетами BrahMos (PJ-10), 3М-54Э, 3М-14Э и 91РЭ2, погруженными в универсальную пусковую установку в любой комбинации.
Полетел палубный «Таджес»
Состоялся первый испытательный полет палубной версии легкого боевого самолета LCA(N) Tejas, предназначенного для ВМС Индии. Палубный Tejas полетел почти на 3 года позднее, чем первоначально планировалось.
20-минутный полет двухместный опытный образец NP-1 (Naval Prototype-1) выполнил с выпущенным шасси.
Проблемы с основным шасси, системой управления полетом и перегревом тормозных накладок вызвали задержку первого полета NP-1, выкатка которого на предприятии HAL состоялась в Бангалоре в июле 2010 г. – на два года позднее, чем планировалось. Самолеты LCA ВВС Индии, которые выполнили более 1800 вылетов, также испытывают постоянные проблемы с шасси.
По информации представителей Агентства авиационных разработок (ADA), в ходе доработки LCA(N) также решались проблемы с системой подачи топлива, программным обеспечением и другими системами. Эти проблемы и недостатки конструкции вынудили ADA в 2011 г. подписать соглашение о проведении консультаций с ВМС США с упором на технологии, связанные со взлетом и приземлением с использованием тормозного гака.
Отчет «Сухого»
Чистая прибыль управляющей компании холдинга «Сухой» по российским стандартам бухгалтерского учета в 2011 г. составила 5,243 млрд. рублей против 989,304 млн. рублей в 2010 г.
Отчет опубликован на интернет-сайте компании и отражает финансовый результат не всего холдинга, а только управляющей компании.
Согласно данным отчета, выручка управляющей компании холдинга «Сухой» в 2011 г. составила 47,790 млрд. рублей против 20,229 млрд. рублей в 2010 г.
Валовая прибыль в 2011 г. выросла более чем 2 раза и составила 17,958 млрд. рублей против 8,381 млрд. рублей в 2010 г.
Совместная закупка
Федеральный совет (правительство) Швейцарии принял решение о совместном со Швецией приобретении 22 истребителей JAS-39 Gripen, предназначенных для частичной замены устаревших F-5 Tiger II.
Как сообщил Федеральный департамент обороны, защиты населения и спорта Швейцарии (DDPS), это подразумевает отсрочку начальных поставок новых самолетов. Кроме того, решено создать специальный фонд для финансирования программы, ежегодный взнос Швейцарии в который будет составлять 300 млн. швейцарских франков ($330 млн.).
Правительство Швейцарии 30 ноября 2011 г. выбрало JAS-39 шведской компании SAAB победителем тендера на закупку многоцелевых истребителей следующего поколения для национальных ВВС. МО Швейцарии было поручено провести переговоры по оптимизации закупки самолетов с компанией SAAB и шведским правительством и представить Федеральному совету несколько альтернативных вариантов покупки.
Несмотря на то, что переговоры окончательно не завершены, министерству представляется целесообразной закупка 22 самолетов JAS-39 Gripen совместно с МО Швеции, которое планирует принять на вооружение 60-80 новых истребителей. Преимуществом данного подхода является возможность совместной разработки и производства самолетов, однако приведет к задержке поставки истребителей почти на два года. Окончательное решение вопроса должно быть выработано в октябре 2012 г.
Т-5000 показали пограничникам
Группа компаний «Промтехнологии» приняла участие в закрытой выставке, проведенной в Голицынском пограничном институте ФСБ РФ.
В экспозиции выставки была представлена широкая номенклатура стрелкового и другого вооружения, оптические приборы наблюдения и прицелы, тренажерные интерактивные комплексы.
Помимо выставки была проведена конференция по теме «История создания, диалектика развития, опыт боевого применения, современное состояние и тенденции дальнейшего развития оружия разведывательных и иных специальных подразделений пограничных органов ФСБ России».
Центральное место стенда ГК «Промтехнологии» заняла уже известная винтовка ORSIS Т-5000 в калибре .338 lapua magnum. Также были представлены образцы лож, дульных компенсаторов и варианты покрытия.
Ценовые разногласия
Компания BAe Systems и Саудовская Аравия подписали контракт на производство 48 самолетов EF2000 Typhoon в Великобритании в рамках третьего производственного транша. Тем не менее, вопросы, касающиеся стоимости программы в связи с ее изменением, еще находятся в стадии обсуждения.
По информации BAe Systems, контракт на сборку 48 самолетов EF2000 в Великобритании подписан, работы уже начались. В настоящее время ведутся переговоры по созданию центра технического обслуживания в Саудовской Аравии. Переговоры по ценовым параметрам также будут продолжены.
Межправительственное соглашение стоимостью 4,43 млрд. фунтов стерлингов ($8,9 млрд.) на поставку 72 самолетов EF2000, а также передачу технологий производства, офсетные программы и обучение персонала Саудовская Аравия и Великобритания заключили в рамках проекта «Салам» 11 сентября 2007 г. Общая сумма сделки в расчете на предстоящие 25 лет эксплуатации самолетов с учетом затрат на поддержание инфраструктуры обслуживания «Еврофайтеров» и проведение их будущих модернизаций, по различным оценкам, может составить до $60 млрд. К июлю 2011 г. ВВС Саудовской Аравии получили 18 одноместных и 6 двухместных истребителей первой партии.
Сборку оставшихся 48 истребителей первоначально планировалось организовать в Саудовской Аравии. Предполагалось, что соглашение о лицензионном производстве этих самолетов, создании инфраструктуры по их обслуживанию и модернизации в Саудовской Аравии, а также доработке 24 машин первой партии и связанного с этим роста стоимости программы будет подписано к концу 2011 г. Все вопросы, кроме повышения цены, были действительно согласованы. Как ожидается, окончательный вопрос по ценовым параметрам поставки будет решен в ходе предстоящих переговоров.
Сербский конкурент
Сербский военно-технический институт, а также компании «SDPR Югоимпорт» и «Утва» официально продемонстрировали вооруженный вариант турбовинтового учебно-тренировочного самолета/легкого штурмовика «Ласта-95», получившего обозначение «Кобац».
Самолет, который может использоваться для атаки наземных целей и авиационной поддержки при проведении операций против незаконных вооруженных формирований (COIN – COunter INsurgency), оснащен модернизированной кабиной пилота, новыми катапультируемыми креслами, отличается усиленным фюзеляжем. Самолет оборудован шестью точками подвески и оснащается подфюзеляжной контейнерной электрооптической/ИК системой наблюдения. Предположительно, он может нести 500 кг полезной нагрузки, включая дополнительные топливные баки. Состав комплекта вооружения пока не раскрывается. «Кобац» оснащен более мощным, чем «Ласта-95», двигателем, обеспечивающим машине максимальную скорость более 500 км/ч (у «Ласта-95» – 345 км/ч).
Летные испытания машины должны начаться в конце 2012 г.
«Кобац» планируется предлагать тем странам Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые по финансовым причинам не могут приобрести аналогичный самолет COIN типа EMB 314 Super Tucano. Однако Сербии предстоит серьезная борьба за свою долю на рынке. В марте 2012 г. бразильская компания Embraer заявила о заключении соглашений общей стоимостью $180 млн. на поставки EMB 314 Super Tucano в Буркина-Фасо, Анголу и Мавританию. В регионе АТР решение о приобретении этих самолетов приняла Индонезия.
«Длинная рука» отделения
ВВС США заключили с компанией AeroVironment дополнительный контракт на поставку барражирующих боеприпасов Switchblade стоимостью $4,168 млн. Switchblade предназначен для ведения наблюдения и уничтожения легкозащищенных объектов и транспортных средств, а также живой силы противника, укрытой в зданиях, на крышах и на обратных скатах высот.
Комплект Switchblade массой 3,5 кг переносится в рюкзаке. Масса аппарата – 1,4 кг, радиус действия – 5 км, крейсерская высота полета – 170 м, крейсерская скорость – до 160 км/ч, продолжительность полета – 30 минут. В качестве силовой установки используется электродвигатель. Подготовка к старту занимает около 30 секунд. Запуск осуществляется с использованием пусковой установки контейнерного типа. После старта у аппарата раскрываются две пары крыльев.
В полете аппарат передает в режиме реального времени видеоизображение с электронно-оптических/ИК камер на пульт управления. Получив команду оператора, боеприпас выполняет захват и атакует назначенную цель. КВО боеприпаса составляет около 1 м.
Switchblade оснащен осколочно-фугасной боевой частью массой около 300 грамм с готовыми поражающими элементами (вольфрамовые шарики). Неконтактный взрыватель срабатывает на расстоянии 7-9 м от цели, в результате чего создается направленный поток поражающих элементов. В случае отсутствия цели или идентификации объекта как дружественного, боеприпас может быть направлен для самоуничтожения в безопасное место.
Боеприпас позволяет подразделениям уровня взвод/отделение иметь штатную высокоточную систему вооружения, способную без привлечения артиллерийской и воздушной поддержки уничтожать противника, занимающего выгодные позиции. Он являющется альтернативой сочетания разведывательных БЛА и ПТУР.
По мнению разработчиков, Switchblade в наибольшей степени соответствует требованиям Пентагона к малоразмерному боеприпасу LMAMS (Lethal Miniature Aerial Munition System), который планируется принять на вооружение Армия США.
Первый контракт стоимостью $4,91 млн. на поставку 75 систем Switchblade был подписан 29 июня 2011 г. В декабре 2011 г. AeroVironment успешно провела серию испытаний боеприпаса в дневных и ночных условиях, продемонстрировав его возможности силовым структурам США.
Венесуэла развернула «Базу Печора»
Министр обороны Венесуэлы генерал Энри Ранхель Сильва официально объявил о создании «Базы Печора», расположенной в районе международного аэропорта «Жозефа Камехо» в Лас Пьедрас (п-ов Парагуана), где размещены ЗРК «Печора-2М».
База стала местом дислокации батареи самоходного ЗРК «Печора-2М» производства межгосударственной ФПГ «Оборонительные системы». Численность личного подразделения – около 200 человек. Основной задачей батареи является защита крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего комплекса. Еще десять аналогичных баз создаются на территории страны в рамках формирования объединенного командования противовоздушной обороны (CADAI – Comando Aйreo de Defensa Aeroespacial Integral).
По имеющимся данным, Венесуэла приобрела 11 батарей ЗРК «Печора-2М». Первые из них прибыли в страну в 2011 г. Впервые ЗРК «Печора-2М» были продемонстрированы в ходе прошедшего в феврале военного парада в Каракасе.
Беспрецедентный рост
В предстоящий четырехлетний период (2012-2015 гг.) объем экспортных продаж новых ударных вертолетов составит 220 ед. на сумму $14,4 млрд. в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам.
По оценке ЦАМТО, в предыдущий четырехлетний период (2008-2011 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии не менее 41 нового ударного вертолета на сумму $1,35 млрд. Всего в 2008-2011 гг. было экспортировано 118 ударных вертолетов на сумму $1,63 млрд. При этом объем продаж новых ударных вертолетов составил 34,7% от общего количества и 83,1% от стоимости общемировых поставок.
В процентном выражении рост поставок новых ударных вертолетов в 2012-2015 гг. по сравнению с 2008-2011 гг. составит 436% в количественном выражении и 967% – в стоимостном. Это беспрецедентный рост рынка среди всех категорий обычных вооружений.
Первое место в рейтинге поставщиков новых ударных вертолетов в период 2012-2015 гг. занимают США. Планируется поставить 134 машины на сумму $12,6 млрд. В целом можно констатировать, что США на среднесрочную перспективу останутся недосягаемыми для конкурентов в данном сегменте рынка.
Второе место занимает Россия: на период 2012-2015 гг. портфель заказов может составить 48 новых вертолетов на сумму $920 млн. (в расчете, кроме контрактов, учтены заявленные намерения по прямой поставке).
Третье место с началом производства с 2012 г. в Турции вертолетов А129 Mangusta занимает Италия (38 машин на сумму $877 млн.). Расчет произведен из общей заявленной стоимости лицензионной программы.