|
Су-30МКМ. |
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Малайзии находится на достаточно высоком уровне и продолжает развиваться. |
В своей политике в сфере ВТС в отношении Малайзии Россия исходит из того, что ввиду возросшей угрозы со стороны международного терроризма и морского пиратства (в том числе в Малаккском проливе) Малайзия, как и другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), заинтересована в приобретении современного оружия.
Курс в направлении развития сотрудничества с Россией остается неизменным уже на протяжении длительного периода времени вне зависимости от смены политического руководства Малайзии. Преемственность развития отношений с Россией обеспечена по всем направлениям, в том числе в сфере ВТС, поскольку программы рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются крайне важными для Малайзии. Это касается того периода времени, когда правительство страны возглавлял Махатхир Мохамад, Абдулла Ахмад Бадави и ныне действующий премьер-министр Наджиб Разак.
То же самое можно сказать в отношении России, которая за прошедшее время показала себя надежным партнером Малайзии в военно-технической сфере. Россия, в отличие от ряда западных поставщиков вооружений, никогда не прибегает к режиму применения односторонних санкций по введению эмбарго на поставку вооружений в ту или иную страну, как это зачатую практикуют США и западноевропейские страны, если они считают, что политический режим той или иной страны не соответствует «западным» стандартам. В регионе ЮВА ярким примером этого является Индонезия. Преимущественная ориентация Индонезии при закупке вооружений на США и западные страны в свое время привела к существенному снижению уровня обороноспособности из-за введения Вашингтоном односторонних санкций.
Россия в отношении эмбарго на продажу вооружений руководствуется только решениями СБ ООН.
В целом можно констатировать, что российско-малазийские отношения в сфере ВТС и другой высокотехнологичной продукции вышли на качественно новый уровень.
Что касается предложения тех или иных видов вооружений Куала-Лумпуру, то их номенклатуру Россия тщательно сообразует с принятой военной доктриной Малайзии. Кроме того, Россия учитывает ориентацию руководства страны на развитие собственной оборонной промышленности.
Целями обороной стратегии Малайзии являются обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности, защита суверенитета, национальных стратегических интересов в районах непосредственно примыкающих к границам Малайзии, обеспечение безопасности территориальных вод, воздушного пространства страны и транспортных путей в Малаккском проливе, противодействие терроризму и пиратству.
Территориально сфера национальных интересов Малайзии распространяется на три зоны, включая непосредственно примыкающую к территории страны, региональную и глобальную. Ближняя зона включает собственно территорию, территориальные воды и воздушное пространство, исключительную экономическую зону Малайзии, Малаккский пролив, а также морские и воздушные транспортные пути, соединяющие полуостровную часть государства со штатами Сабах и Саравак. Далее сфера интересов Малайзии охватывает регион Юго-Восточной Азии, включая Андаманские острова и Южно-Китайское море. Учитывая расширение рынков сбыта производимой продукции, увеличение зарубежных капиталовложений и создание предприятий с участием иностранных государств, сфера интересов Малайзии за последнее время значительно расширилась.
Обеспечение обороноспособности Малайзии базируется на трех фундаментальных принципах: самообеспечении, региональном сотрудничестве и внешней помощи.
Будучи независимым государством, Малайзия заявляет о том, что обеспечение защиты национальных интересов и безопасности, в первую очередь, будет достигнуто через реализацию принципа самообеспечения, который является ядром стратегии обороны. Он включает не только подготовку личного состава, но и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил.
Учитывая географическое местоположение страны в Юго-Восточной Азии, цели Малайзии неизбежно совпадают со стратегическими интересами других государств региона. Ввиду того что страна входит в блок АСЕАН, угроза любому из государств-членов рассматривается как угроза Малайзии.
Малайзия признает и необходимость сотрудничества со странами, не относящимися к региону ЮВА. Такое сотрудничество включает обучение, передачу технологий и поставку военной техники.
Как источник внешней помощи и механизм усиления боевых возможностей Вооруженных Сил Малайзия расценивает свое участие в «Оборонительном соглашении пяти государств» (FPDA), которое также объединяет Сингапур, Австралию, Новую Зеландию и Великобританию.
Концепция обеспечения национальной безопасности Малайзии носит оборонительный характер и предусматривает предотвращение развязывания конфликта на ее территории, а также развитие (с целью сдерживания потенциального противника от развязывания войны) Вооруженных Сил, способных эффективно вести боевые действия.
В настоящее время ВС Малайзии способны вести боевые действия в условиях конфликта низкой интенсивности, а также конфликта среднего уровня в пределах территории страны. Возможности по проведению самостоятельных операций в регионе ограничены из-за недостаточного количества необходимых для переброски войск самолетов военно-транспортной авиации и десантно-амфибийных средств. В частности, поставка четырех заказанных самолетов A400M начнется не ранее 2016 г. В то же время, принятие на вооружение в 2009 г. 49 танков PT-91M «Тварды», двух подводных лодок класса Scorpene, а также истребителей Су-30МКМ позволило значительно повысить боевые возможности ВС Малайзии.
Основными причинами проблем с поддержанием ВВТ в надлежащем состоянии является разнородный парк техники, закупленной у большого количества иностранных производителей и недостаток финансовых ресурсов из-за глобального экономического кризиса.
МАЛАЙЗИЯ – государство в Юго-Восточной Азии. Образовано в 1963 г. Государственное устройство: конституционная монархия. В 9 из 13 штатов правят наследственные монархи – султаны. Четыре штата (Малакка, Пинанг, Сабах и Саравак) управляются губернаторами, назначаемыми на 4-летний срок. Государством, руководствуясь рекомендациями кабинета министров и парламента, руководит верховный глава (король), избираемый на 5 лет из числа наследных правителей девяти штатов, и двухпалатный парламент. На практике он является номинальным руководителем страны. Полномочия в сфере обороны, обеспечения внутренней безопасности, иностранных дел делегированы центральному правительству. Площадь: 329,8 тыс. кв. км. Численность населения: 28,31 млн. чел. (июль 2009 г.). Общая протяженность сухопутной границы: 2669 км. (Бруней – 381 км, Индонезия – 1782 км, Таиланд – 506 км.) Столица: Куала-Лумпур. Независимость: с 31 августа 1957 г. Национальный праздник: День Нации, 31 августа. |
Стратегической задачей является модернизация Вооруженных Сил с целью обеспечения возможности ведения боевых действий в сетецентрическом пространстве.
В настоящее время реализуется 10-й план обороны (2011-2015 гг.). В этот период планируется осуществить ряд крупных проектов по закупке вооружений.
Малайзия постоянно наращивает свои оборонительные возможности. В то же время, являясь разработчиком относительно небольшого количества систем вооружений, Малайзия большое значение уделяет развитию сотрудничества с зарубежными странами в высокотехнологичных оборонных программах, отдавая приоритет созданию совместных предприятий с ведущими производителями ВВТ.
Потребность в создании отечественной оборонной промышленности, способной самостоятельно удовлетворять потребностям ВС, является краеугольным камнем малазийской оборонной политики с начала 1990-х гг. Именно эта идея лежит в основе практики компенсаций, когда зарубежные поставщики обязаны обеспечить участие местных компаний в процессе передачи технологий.
Производством собственной продукции занимаются такие компании, как CTRM (Composite Technology Research Malaysia), выпускающая БЛА, DEFTECH, производящая бронемашины, и ряд судостроительных компаний, в частности PSC.
МиГ-29Н из состава 19-й эскадрильи ВВС Малайзии. |
Тематика БЛА является одним из тех сегментов рынка, где национальный ОПК уже добился больших успехов. В частности, Малайзия рассчитывает стать первой страной в регионе ЮВА, которая начнет производство собственного средневысотного БЛА большой продолжительности полета, получившего обозначение Yabhon Aludra.
Малайзия имеет специально отведенный промышленный район в шт. Пейрак, где планируется создание высокотехнологичных производств, специализирующихся, в том числе, на изготовлении вооружений.
Россия считает политику руководства Малайзии по диверсификации поставщиков вооружений вполне оправданной. Со своей стороны, «Рособоронэкспорт» предлагает Малайзии различные типы современных ВВТ с учетом военной доктрины страны и ориентации на развитие национального ОПК.
Начало сотрудничеству между Россией и Малайзией было положено в 1993 г., когда российская сторона заявила о готовности к сделкам с Малайзией и странами АСЕАН в таких областях, как кораблестроение, высокие технологии, конверсия и космические технологии.
Итогом стал контракт на закупку 18 истребителей МиГ-29 (16 МиГ-29СЭ и 2 МиГ-29УБ). Сумма контракта составила $560-600 млн. (офсет $220 млн., включая бартер на $150 млн.). Все машины были поставлены в 1995 г. В рамках данного контракта в 1995-1997 гг. было организовано российско-малазийское СП ATSC (Aerospace technology system corporation) для обслуживания, ремонта и модернизации истребителей. В 1998-1999 гг. была проведена модернизация поставленных машин на сумму $34,4 млн.
Эти работы включали установку усовершенствованной БРЛС Н019М, увеличение емкостей топливных баков, установку выдвигаемой штанги для дозаправки топливом в воздухе, повышение боевой нагрузки и введение в состав бортового вооружения УР класса «воздух-воздух» Р-77 и класса «воздух-земля» Х-29 с ТВ ГСН, переведя тем самым малазийские «МиГи» в класс многофункциональных истребителей. Кроме того, в 1995 г. Малайзия для оснащения МиГ-29 импортировала из Украины 131 ракету Р-27Р1 и 216 ракет Р-73 из России.
Значимость закупки МиГ-29 подчеркивает тот факт, что на текущий момент ATSC продолжает оставаться ведущим предприятием аэрокосмической отрасли промышленности Малайзии.
Как заявил в сентябре 2011 г. министр обороны страны Ахмад Захид Хамиди, военное ведомство Малайзии не планирует в ближайшее время закупку новых истребителей для замены парка МиГ-29. В то же время, он отметил, что МО проведет оценку многоцелевых боевых самолетов с целью определения возможных вариантов их закупки в перспективе. Министр сообщил, что правительство намерено в рамках 10-го малазийского плана обороны реализовать более важные проекты. Самолеты МиГ-29, по его словам, будут заменены, когда в этом возникнет необходимость.
Исходя из сроков проведения тендера и поставочной части программы новых самолетов, истребители МиГ-29 будут эксплуатироваться еще не менее пяти лет. Решение продолжить эксплуатацию МиГ-29 было принято с учетом значительного остаточного ресурса и пригодности к выполнению поставленных задач. Одновременно с компанией ATSC планируется подписать соглашение на очередную модернизацию самолетов с целью сокращения эксплуатационных затрат.
Самолеты МиГ-29 используются в составе ВВС Малайзии в качестве истребителей-перехватчиков ПВО. Из 18 закупленных машин два МиГ-29 были потеряны в результате аварий в 1998 и 2005 г.
В 1999 г. Казанский вертолетный завод поставил Малайзии два многоцелевых вертолета Ми-17-1В.
Значительной вехой в развитии ВТС двух стран стало подписание в 1999 г. между правительствами России и Малайзии Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области обороны, оборонных технологий и оборонной промышленности и образование совместной российско-малазийской межправительственной комиссии. Ее десятое заседание прошло в Москве в ноябре 2010 г.
В июне 2001 г. был подписан контракт на поставку Малайзии противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Метис-М». В 2002 г. Малайзия приобрела у России партию автоматов АК-101. В том же году с «Рособоронэкспортом» был заключен контракт на закупку ПЗРК «Игла» производства коломенского КБ машиностроения (КБМ) на сумму $48 млн.
В ходе выставки вооружений LIMA-2003 подписан контракт на поставку 10 вертолетов Ми-171Ш Министерству обороны Малайзии и двух Ми-171Ш для полиции. Общая сумма контракта составила от $50 до $70 млн. Но после поставки двух вертолетов для полиции реализация контракта была заморожена.
В 2002 г. Малайзия приобрела партию автоматов АК-101. |
В 2003 г. была достигнута договоренность о приобретении Малайзией 18 самолетов Су-30МКМ стоимостью около $910 млн. Поставки истребителей по данному контракту были завершены летом 2009 г.
В октябре 2007 г. при содействии российской стороны первый малазийский космонавт Шейх Музафар Шукор совершил полет на корабле «Союз» на Международную космическую станцию. Для участия в церемонии встречи космонавта в октябре 2007 г. Москву с рабочим визитом посетил заместитель премьер-министра Малайзии Наджиб Разак (сейчас – премьер-министр). В 2000, 2006 и 2009 гг. российскими ракетоносителями были осуществлены запуски трех малазийских телекоммуникационных спутников.
Истребитель Су-30МКМ (многоцелевой, коммерческий, малазийский) создан на базе Су-30МКИ, разработанного для ВВС Индии. В то же время, эта машина имеет ряд отличий, поскольку адаптирована под требования малазийских ВВС. В финальной части тендера Су-30МКМ соперничал с американским F/A-18E/F.
В рамках выполнения малазийского контракта была проделана большая работа по организации международной кооперации на базе того опыта, который уже наработан в ходе создания Су-30МКИ: проведено множество технических переговоров с зарубежными поставщиками оборудования, осуществлено его сопряжение с российскими системами.
Контракт по поставке 18 самолетов Су-30МКМ уникален по сложности и не имеет аналогов в российской практике. Малазийская сторона сама выбирала поставщиков импортной комплектации для Су-30МКМ. Более того, контракт был составлен таким образом, что Малайзия обеспечивала поставку этих изделий в готовом виде. Если в других аналогичных контрактах обычно оговаривается перечень аппаратуры и на этом функция покупателя заканчивается, то здесь покупатель взял на себя более широкие полномочия. Это выбор, согласование применения и поставка комплектующих как на опытные, так и серийные машины.
Фирма Thales в качестве субподрядчика в декабре 2003 г. получила контракт стоимостью 120 млн. евро ($147 млн.) на поставку БРЭО для Су-30МКМ.
Вторым крупным субконтрактором стала южноафриканская компания SAAB AVITRONICS, получившая заказ ВВС Малайзии на изготовление 18 систем оповещения об угрозе для истребителей Су-30МКМ. Контракт оценивается в $20 млн.
Третьим крупным субконтрактором стала индийская корпорация HAL, которая поставила комплектующие на сумму $30 млн. для Су-30МКМ.
В 2011 г. летный состав ВВС Малайзии приступил к тренировкам на тренажере Су-30МКМ. Тренажер был разработан малазийской фирмой HeiTech Padu Bhd совместно с «ОКБ Сухого» и включает в себя два рабочих места пилотов и компьютерную систему их подготовки. Правительство Малайзии заключило соглашение с компанией HeiTech на разработку и постройку тренажера для обучения пилотов Су-30МКМ в декабре 2006 г.
На церемонии открытия центра по подготовке пилотов истребителей Су-30МКМ ВВС Малайзии в апреле этого года министр обороны страны Ахмад Захид Хамиди заявил, что «Малайзия лидирует среди стран ЮВА в плане обучения пилотов для самолетов типа Су-30».
«Центр подготовки, в котором находятся два тренажерных комплекса двухместного истребителя Су-30MKM, будет использоваться пилотами Королевских ВВС Малайзии на авиабазе ВВС в Гонг Кедак», – отметил министр в ходе посещения авиабазы.
По его словам, тренажерные комплексы позволяют проводить полную подготовку пилотов по выполнению боевых задач в сетецентрической среде. «Уникальность тренажерного комплекса состоит в том, что подготовка летных кадров может проводиться с использованием нескольких симуляторов самолетов одновременно, тем самым эффективно имитируются реальные условия», – заявил министр. Комплекс способен обеспечить подготовку летного персонала, с высокой степенью достоверности имитируя полет истребителя.
Со своей стороны, руководитель компании-разработчика тренажерного комплекса Мохд Хилми Таиб сообщил, что компания будет нести ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание центра подготовки пилотов до 2020 г.
Как уже отмечалось выше, согласно заявлению министра обороны Ахмада Захида Хамиди, объявление тендера на закупку новых многофункциональных истребителей планируется перенести на более поздний срок. Тем не менее, эта программа в рамках перевооружения ВС Малайзии считается одной из приоритетных.
В предстоящем тендере будут соперничать EF2000 Typhoon, F/A-18E/F Super Hornet, JAS 39 Gripen, Rafale и Су-30МК (возможно – Су-35).
Подготовка к тендеру на закупку новых истребителей началась в декабре 2010 г. Ожидается, что официально тендер будет объявлен в ходе международной выставки LIMA-2011 в декабре 2011 г.
По имеющимся данным, запросы об информации претендентам были направлены в начале этого года, а к 30 марта компании представили свои предварительные предложения.
Следующим этапом должно стать направление ВС Малайзии претендентам на участие в конкурсе запроса о предложениях с целью получения более детальной информации по поставке.
Минобороны Малайзии планировало в 2012 г. по результатам проведенного тендера разместить заказ на поставку новых самолетов для оснащения одной эскадрильи, которые к 2015 г. должны заменить состоящие на вооружении МиГ-29.
Командующий ВВС Малайзии генерал Родзали Дауд в июне этого года заявил, что ВВС рассматривают возможность закупки от 12 до 18 современных истребителей.
С целью унификации материального обеспечения, поддержки и подготовки личного состава идеальным вариантом считается наличие в составе ВВС не более двух типов боевых самолетов.
В настоящее время на вооружении ВВС Малайзии имеются 8 истребителей F/A-18D, поставленных в начале 1990-х гг., и 18 Су-30МКМ, контракт на закупку которых был подписан в 2003 г. С учетом длительной эксплуатации самолетов Су-30MKM и F/A-18D, шансы на победу компаний «Сухой» и Boeing в планируемом к объявлению тендере оцениваются экспертами как весьма высокие.
Из других перспективных российско-малазийских проектов следует отметить следующие.
В Малайзии создан центр по продвижению амфибий Бе-200 в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. |
В ходе официального визита Владимира Путина в Куала-Лумпур в 2003 г. было подписано соглашение о создании в Малайзии центра по продвижению Бе-200 в страны АТР. За прошедшие годы при содействии центра была проведена серия презентаций Бе-200 для различных министерств и ведомств Малайзии. Завершено формирование технического лица этого самолета в соответствии с требованиями малазийской стороны.
Самолет Бе-200, в случае его базирования в Малайзии, может быть использован для проведения поисково-спасательных и пожарных операций не только в этой стране, но на территории ряда соседних государств региона ЮВА. Бе-200 может также использоваться для целей патрулирования, мониторинга окружающей среды, пассажирских перевозок, а также проведения медико-эвакуационных мероприятий.
Корпорация «Иркут» имеет неплохие шансы на продвижение в Малайзию беспилотных летательных аппаратов. Кроме МО Малайзии, к беспилотникам «Иркута» проявили интерес и другие ведомства Малайзии – пожарная служба, департамент лесного хозяйства и управление безопасности.
Военно-морская составляющая пока уступает авиационной на рынке вооружений Малайзии. «Рособоронэкспорт» считает своей задачей на малазийском рынке «подтянуть» экспорт морских вооружений и выйти на заключение конкретных контрактов.
Возможных ниш несколько. В частности, это катера для Береговой охраны и морской полиции Малайзии. Перспективным также может стать предложение корветов российской разработки в рамках реализации Малайзией программы строительства кораблей береговой охраны средней и дальней морской зоны.
Россия предлагает либо передачу лицензионной документации, либо создание совместных предприятий по производству ВМТ, а также готова также оказать услуги по осуществлению ремонта и модернизации судов, имеющихся в составе малазийского флота.
Кроме того, ВМС Малайзии проявили интерес к малым ПЛ разработки «Малахита».
«Рособоронэкспорт» продвигает также в Малайзию интегрированную систему контроля прибрежной зоны для борьбы с пиратством, браконьерством и контрабандой наркотиков в Малаккском проливе. В дальнейшем эту систему поэтапно можно наращивать и обеспечить надежный контроль всей 200-мильной экономической зоны Малайзии как в западной, так и в восточной частях страны. Также предпринимаются шаги по продвижению на рынок Малайзии средств ПВО. Прежде всего, речь идет о ЗРК «Бук» и «Тор» различных модификаций, РЛС по обнаружению малоразмерных целей на большой дальности, на больших и малых высотах.
Для Сухопутных войск рассматривается возможность поставки запчастей к бронетанковой технике, приборов ночного видения с электронно-оптическими преобразователями второго и третьего поколений, а также модернизированных БМП-2 и БТР-80, артиллерийских выстрелов калибров 152 и 122 мм.
«Рособоронэкспорт» предлагает также МО Малайзии провести глубокую модернизацию польского танка РТ-91, созданного на базе Т-72. В самом польско-малазийском контракте Россия участвовала на условиях субподряда, отвечая за поставку ряда узлов.
В январе 2009 г. делегация «Рособоронэкспорта» обсудила в Куала-Лумпуре возможность организации сборочного производства колесной бронетехники, лицензионного производства трехкоординатных РЛС кругового обзора, использования российских технологий для подводных спасательных работ, совместной разработки и производства РЛС обнаружения, а также многофункциональных БЛА.
Россия рассчитывает также на продвижение на рынок Малайзии противотанковых комплексов большой дальности и ПБРК «Бастион».
Фирма «Камов», со своей стороны, готова предложить вертолеты Ка-31, Ка-50 и Ка-52, а также гражданские Ка-226 и Ка-32. Последний признан лучшим противопожарным вертолетом по итогам последних двух-трех лет, альтернативы ему фактически нет. Кроме того, Ка-32 может использоваться для контроля акватории экономических зон, для проведения поисково-спасательных операций, трелевки леса.
В тех нишах, где выбор сделан в пользу других поставщиков военной техники, Россия предлагает для выбранных платформ различные варианты вооружения. Это касается военно-морской и бронетанковой техники.
Налаживается партнерство и в области гражданской авиации. В июне 2010 г. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Корпорация Иркут» подписали с малазийской инвестиционно-финансовой компанией Crecom Burj Berhad соглашение о закупке 50 перспективных среднемагистральных гражданских самолетов МС-21 на сумму более $4 млрд.
В целом следует отметить, что с 1993 г. курс Малайзии на развитие сотрудничества с Россией остается неизменным. В настоящее время Малайзия является одним из наиболее крупных торговых партнеров России среди стран АСЕАН. В 2010 г. взаимная торговля зафиксирована на уровне $1,711 млрд., в январе-июле 2011 г. – $1,058 млрд. Преемственность развития отношений с Россией обеспечена по всем направлениям, в том числе в сфере ВТС.