Крупные контракты на импорт вооружений в 2011 г. планируют заключить Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция, Израиль, Египет, Ирак, Оман, Кувейт, Катар, Бахрейн и ряд других стран Ближнего Востока. Именно этим объясняется огромный интерес к выставке IDEX-2011, которая состоялась в Абу-Даби 20-24 февраля. |
ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Расходы на оборону стран Ближнего Востока подтверждают реализуемость заявленных крупных программ по закупке вооружений. За период 2002-2009 гг. они составили $627,394 млрд. или 7% от общемировых.
На Ближнем Востоке в последние годы (исключение составил только 2009 г.) наблюдается устойчивая тенденция роста расходов на оборону, причем реальные затраты зачастую превышают предусмотренные бюджетом ассигнования, поскольку ряд закупок вооружений финансируется из внебюджетных источников. Именно этим объясняется тот факт, что данные различных аналитических агентств по оценке военных расходов стран региона существенно расходятся. Кроме того, следует учитывать, что различные аналитические агентства в понятие «Ближний Восток» включают различные группы государств.
По методике ЦАМТО в регион Ближнего Востока входят 16 стран: Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Палестинская автономия, Саудовская Аравия, Сирия, Турция. Данных по расходам на оборону Палестинской автономии не имеется. Данные по Ираку – только с 2005 г.
Абсолютным лидером региона является Саудовская Аравия, военные расходы которой в 2009 г. составили $32,654 млрд., а в 2002-2009 гг. – $210,85 млрд. Второе место занимает Израиль – $14,9 млрд. в 2009 г. и $95,319 млрд. за аналогичный период. На третье место вышла Турция – $10,883 млрд. в 2009 г. и $85,512 млрд. за период 2002-2009 гг.
Существенные военные расходы стран Ближнего Востока связаны с высокой конфликтностью в регионе.
СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ИМПОРТЕРЫ ВООРУЖЕНИЙ
По данным ЦАМТО, за последние 4 года (2007-2010 гг.) стоимостный объем контрактов, заключенных на поставку ПВН со странами Ближнего Востока, составил более трети от мирового портфеля заказов – 35,1%. Это $94 млрд.
По отдельным годам заказы стран ближневосточного региона составили: $26,665 млрд. (33,6%) в 2007 г., $28,17 млрд. (36,2%) в 2008 г., $23,481 млрд. (37,2%) в 2009 г. и $15,653 млрд. (33%) в 2010 г. (данные по 2010 г. носят предварительный характер).
Лидером по портфелю заказов на импорт ПВН в 2007-2010 гг. являются ОАЭ – $21,51 млрд. (22,9% от объема заказа стран Ближнего Востока в целом). По годам портфель заказов ОАЭ сформирован следующим образом: $1,948 млрд. в 2007 г., $5,332 млрд. в 2008 г., $7,518 млрд. в 2009 г. и $6,71 млрд. в 2010 г.Второе место занимает Турция ($19,134 млрд.).
На третье место вышла Саудовская Аравия – $14,665 млрд.
Следующие позиции занимают Ирак ($11,014 млрд.), Египет ($6,996 млрд.), Кувейт ($5,786 млрд.), Израиль ($4,917 млрд.), Оман ($4,535 млрд.), Катар ($1,667 млрд.), Иордания ($1,327 млрд.), Сирия ($1,041 млрд.), Иран ($853 млн.), Бахрейн ($486 млн.) и Йемен ($41 млн.).
По итогам заключенных контрактов на импорт ПВН в 2010 г. тройка лидеров выглядит следующим образом: ОАЭ ($6,71 млрд.), Оман ($3,66 млрд.) и Израиль ($2,85 млрд.).
Страны Ближнего Востока являются крупнейшими импортерами вооружений. По объему фактического импорта вооружений в 2007-2010 гг. на этот регион пришлось более 20% мировых поставок вооружений.
С учетом того, что за тот же период времени портфель заказов на импорт ПВН, сформированный странами Ближнего Востока, составляет более 33% от мирового, доля стран региона в структуре мирового импорта вооружений в ближайшие годы возрастет, поскольку большое количество контрактов находится в стадии реализации.
По оценке ЦАМТО, доля Ближнего Востока в общем балансе мирового фактического импорта вооружений в ближайшие годы составит от 25 до 30%.
По итогам 2007-2010 гг. страны Ближнего Востока импортировали вооружений на сумму $46,577 млрд. (21,3% от общемирового объема поставок вооружений – $218,323 млрд.).
Лидером по фактическому объему импорта вооружений в 2007-2010 гг. является Ирак – $8,461 млрд. (18,2% от объема импорта ПВН всего региона). Планирующийся вывод американских войск из Ирака заставляет руководство этой страны повысить темпы переоснащения своих ВС, в связи с чем в ближайшее время объем фактического импорта вооружений Ирака еще более возрастет.
Второе место занимают ОАЭ – $8,187 млрд. Замыкает тройку лидеров Саудовская Аравия – $7,63 млрд.
По результатам 2010 г. тройка лидеров выглядит следующим образом: Ирак ($3,393 млрд.), ОАЭ ($3,271 млрд.) и Саудовская Аравия ($3,264 млрд.).
ПОЛОЖЕНИЕ ВЕДУЩИХ ПОСТАВЩИКОВ НА РЫКЕ ВООРУЖЕНИЙ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Окончательные данные за 2010 г. по отдельным странам находятся в стадии обработки, поэтому ниже приведен анализ положения ведущих мировых поставщиков на рынке стран Ближнего Востока за период 2002-2009 гг.
Россия занимает третье место по объему портфеля заказов с показателем около $7 млрд. (5,8% рынка). Наибольших успехов на этом рынке Россия добилась в середине рассматриваемого периода.
Абсолютным лидером на рынке Ближнего Востока по пакету заключенных контрактов являются США – около $72 млрд., что составляет 60% от всего объема регионального рынка. Самый большой объем контрактов со странами этого региона США подписали в 2008 г. Наиболее значимыми оказались заказы Ирака (процесс перевооружения иракской армии находится под полным контролем Вашингтона).
По итогам 2009 г. объем контрактных обязательств США со странами Ближнего Востока оценивается в $16,1 млрд. Несмотря на снижение объема заключенных контрактов, в региональном аспекте Ближний Восток в 2009 г. стал крупнейшим в структуре экспортного баланса США по объему вновь заключенных контрактов. Для сравнения: второе место в структуре экспортных контрактов США по итогам 2009 г. занимает Азиатско-Тихоокеанский регион – $7,97 млрд. и только третье место – Западная Европа с $1,86 млрд.
На втором месте по портфелю заказов на экспорт вооружений в период 2002-2009 гг. находится Великобритания – $12,6 млрд. (10,5% регионального рынка). Самый крупный пакет контрактных обязательств со странами Ближнего Востока Великобритания заключила в 2007 г. – $9,6 млрд. (основной вклад внес заказ Саудовской Аравии на 72 истребителя
EF-2000 Tyhpoon). Следует отметить, что в последующие два года объем контрактов Великобритании со странами региона был незначительным.
Германия с портфелем заказов в $6,8 млрд. в период 2002-2009 гг. находилась на четвертом месте. Наиболее успешным доля нее оказался 2009 г., когда были достигнуты договоренности общей стоимостью $3,2 млрд.
Пятое место с портфелем заказов около $6 млрд. – у Франции. Наибольших успехов Париж добился в 2007 г., заключив соглашений на $1,635 млрд.
Среди других крупных поставщиков вооружений в страны Ближнего Востока (по портфелю заказов) следует отметить Италию, Канаду, Китай, Нидерланды, Польшу, Сербию, Украину, Швейцарию, Швецию, ЮАР и Южную Корею.
Крупнейшими внутренними поставщиками вооружений на рынке стран Ближнего Востока являются Израиль, Турция и ОАЭ.
В 2009 г. у ведущих мировых экспортеров вооружений (США, Германии, Франции, Швеции, Канады, Украины и ряда других) в общем балансе иностранных заказов Ближний Восток занял первое место, что говорит об исключительной значимости этого рынка. Поэтому в предстоящие годы здесь следует ожидать еще более жесткую конкурентную борьбу.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ НА РЫНКЕ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В 2010 г. И ПЕРСПЕКТИВЫ В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ
На текущий момент Ближний Восток уже опережает страны Азиатско-Тихоокеанского региона по пакету заказов на импорт вооружений, хотя по фактическим поставкам ПВН пока отстает, что связано с реализацией долгосрочных контрактов, подписанных ранее со странами АТР.
Мировое лидерство ближневосточного региона по импорту вооружений должно подтвердиться по итогам 2011 г. за счет планирующихся крупнейших контрактов с Саудовской Аравией, ОАЭ, Ираком и Турцией.
Причем, по мнению ЦАМТО, США еще в большей степени укрепят свое положение на этом рынке.
РОССИЯ
Россия поддержала резолюцию СБ ООН №1929, в соответствии с которой вводится эмбарго на поставку вооружений Ирану, тем самым фактически потеряла крупного импортера в регионе.
Запрет касается практически всех видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН – танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов и вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем, а также запчастей и средств материального обеспечения к этой технике. Запрет распространяется, в том числе, на ЗРС С-300ПМУ-1.
Но помимо аннулирования контракта на поставку Тегерану С-300, значительно больше Россия потеряла от сворачивания ряда других перспективных проектов. Тем не менее, учитывая политическую «перезагрузку» в отношениях США и России, Москва пошла на этот шаг. Надеясь на «понимание» со стороны США, часть этих потерь планировалось компенсировать за счет расширения российского присутствия на рынке Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. Однако этого не произошло. Как говориться, бизнес есть бизнес, ничего личного.
США
Администрация США 19 ноября 2010 г. получила одобрение Конгресса на ведение переговоров с Эр-Риядом о продажах вооружений на сумму $60 млрд.
Текущие планы предусматривают поставку различным силовым структурам Эр-Рияда 84 новых истребителей F-15SA, 70 ударных вертолетов AH-64D Apache block 3, 36 легких ударных вертолетов AH-6i, 72 многоцелевых вертолетов UH-60M Black Hawk, 12 легких вертолетов MD-530F, боеприпасов, средств связи и вспомогательного оборудования. Кроме того, до версии F-15SA будут модифицированы 70 состоящих на вооружении ВВС Саудовской Аравии самолетов F-15. Как планируется, поставка вооружений будет продолжаться в течение 15-20 лет.
Кроме того, по имеющимся данным, США намереваются модернизировать ВМС Саудовской Аравии в рамках программы «Иностранные военные продажи», получив за это около $30 млрд.
Таким образом, общий объем контрактов США с Саудовской Аравией может составить около $90 млрд. Это беспрецедентный случай в новейшей истории. К тому же Вашингтон и Эр-Рияд ведут переговоры и по ряду перспективных программ.
Вторым крупнейшим заказчиком американского вооружения в 2011 г., возможно, станут Объединенные Арабские Эмираты. В ноябре 2010 г. Агентство DSCA уведомило Конгресс о планируемой продаже ОАЭ в рамках программы «Иностранные военные продажи» 30 ударных вертолетов AH-64D Apache block 2, переоборудованных к конфигурации block 3, и 30 ударных вертолетов AH-64D block 3. Общая стоимость соглашения может составить $5 млрд.
Второй крупнейшей по стоимости программой с ОАЭ станет поставка тактического высотного противоракетного комплекса THAAD. Контракт стоимостью около $7 млрд. планируется подписать в 2011 г. Он станет первым соглашением на поставку комплекса THAAD зарубежному заказчику. Комплексы THAAD должны составить основу создаваемой при помощи США эшелонированной системы ПВО/ПРО ОАЭ, основным предназначением которой на текущий момент считается защита стран региона от иранских ракет.
Ранее, в январе 2010 г., компания Boeing объявила о подписании с командованием ВВС и ПВО ОАЭ контракта на продажу шести ВТС C-17 Globemaster III.
США также намереваются поставить ВВС ОАЭ новые истребители. В сентябре 2010 г. ОАЭ направили США запрос о предоставлении технической информации о возможностях истребителя F/A-18E/F Super Hornet, который может стать заменой устаревших Mirage 2000-9, если победит в предстоящем конкурсе. Командование ВВС ОАЭ оценивает стоимость программы закупки новых самолетов в $10 млрд. Ранее компания Dassault Aviation ожидала, что ей удастся продать ОАЭ истребители Rafale без проведения тендера.
Крупным рынком сбыта оружия для США является Турция. Анкара в настоящее время реализует четыре крупномасштабных программы закупок ударных, тяжелых транспортных, многоцелевых и морских вертолетов. В трех из них участвуют или будут участвовать американские компании.
В частности, Sikorsky и AgustaWestland ведут борьбу за контракт на поставку 109 многоцелевых вертолетов стоимостью около $4 млрд., Турция также закупит 17 вертолетов S-70B Sea Hawk компании Sikorsky. Секретариат оборонной промышленности Турции (SSM) ведет переговоры о приобретении до 14 транспортных вертолетов CH-47 Chinook у фирмы Boeing.
В декабре 2006 г. Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции принял решение о реализации двух крупных проектов модернизации ВВС страны общей стоимостью более $11,5 млрд. Около $10 млрд. планировалось потратить на закупку 116 истребителей F-35 Lightning II. Еще $1,5 млрд. были выделены на приобретение около 30 истребителей F-16 block 50+, которые должны поддержать боеготовность турецких ВВС до поступления на вооружение F-35.
США реализуют или планируют реализовать крупные программы по поставке вооружений и с другими странами Ближнего Востока.
РОССИЯ НА БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ
Агрессивные действия США на оружейном рынке Ближнего Востока в 2010 г. можно охарактеризовать как попытку вытеснения других крупнейших поставщиков, в том числе России. В частности, в результате действий США готовившееся длительное время пакетное соглашение с Саудовской Аравией, скорее всего, не будет реализовано полностью. По состоянию на начало 2010 г. его общий объем оценивался в $4 млрд. Пакет включал более 150 танков Т-90С, около 150 вертолетов (30 Ми-35 и до 120 Ми-17), 250 БМП-3 и несколько десятков ЗРК «Бук-М2Э». Стороны также вели переговоры о продаже ЗРПК «Панцирь-С1», ударных вертолетов Ми-28Н и систем ПВО большой дальности. Но согласно официальным данным, в 2010 г. с Саудовской Аравией было заключено только несколько небольших контрактов на поставку российских вооружений. Тем не менее, у России сохраняются шансы на продвижение в эту страну систем ПВО и некоторых других типов вооружений.
Очевидной альтернативой для России является расширение военно-технического сотрудничества с Сирией и продолжение ВТС с Ираном по тем категориям вооружений, которые не подпадают под санкции СБ ООН.
На Ближнем Востоке традиционными покупателями российских вооружений являются Сирия и Йемен. России удалось также прочно закрепиться на рынке Египта, Иордании. Перспективными партнерами можно считать ОАЭ и Турцию. Определенные перспективы Россия имеет на рынках Бахрейна и Кувейта. В Ирак за счет финансирования США поставляются вертолеты Ми-17.
Кроме того, Россия участвует в программе помощи по оснащению ВС Ливана и (по согласованию с Израилем) сил безопасности Палестины. Однако крупнейший для России в регионе рынок Ирана теперь закрыт. Вопрос о том, кто займет нишу России в Иране, остается открытым.
В области авиатехники в настоящее время ведутся переговоры с МО Йемена о поставке вооружения и военной техники на общую сумму до $1 млрд. В том числе Йемен предполагает закупить очередную партию истребителей МиГ-29.
Сирия рассматривается как потенциальный заказчик крупной партии МиГ-29СМТ.
Заказчиком МиГ-29 могут также стать (при определенных условиях) ВВС Египта, однако на этом рынке Россия столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Китая.
В сегменте средств ПВО перспективы по поставке ЗРК малой и средней дальности имеются с Йеменом и Сирией. Очень высокие экспортные перспективы в регионе имеет также ЗРПК «Панцирь-С1».
В последние годы Россия предприняла активные усилия по продвижению в страны региона военно-морской техники, которая ранее не имела здесь спроса. Лишь для ВМС ОАЭ в 1994 г. были поставлены два скоростных катера типа «Серна». Больших успехов Россия добилась на рынке Ирана.
В 2009 г. «Рособоронэкспорт» подписал контракт с ВМС Кувейта на два десантных корабля на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12061 «Мурена-Э», который в настоящее время проходит принятую в этой стране процедуру согласования, после чего вступит в законную силу. Оба ДКВП будут поставлены в счет погашения российского долга Кувейту.
Россия планирует продвигать в регион модернизированные патрульные и ракетные катера «Мангуст», «Мираж» и «Молния», а также специальное судно морской охраны «Спрут» и катер нового поколения «Скорпион».
ФГУП «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» рассчитывает на продвижение в ближневосточный регион модификаций малой ПЛ «Пиранья», тем более что эксперты прогнозируют через 3-5 лет резкий рост спроса на современные малые подводные лодки, в том числе – на Ближнем Востоке.
Россия имеет ряд перспективных проектов с Египтом. Одним из них является возможная поставка до 4 ДЭПЛ проекта 636 «Кило» на сумму около $1,2 млрд.
С Сирией ведутся переговоры по нескольким проектам, в частности, по поставке двух ДЭПЛ проекта 1650 «Амур».
РОССИЯ–ИОРДАНИЯ
На текущий момент наиболее важной программой в сфере ВТС двух стран является производство РПГ-32 «Хашим».
В ноябре 2010 г. Россия и Иордания подписали документы о создании СП по изготовлению этого гранатомета (доля участия каждой из сторон составляет 50%). Предприятие будет построено на территории Иордании в конце 2011 – начале 2012 гг. Российская сторона будет поставлять комплектующие для финишной сборки РПГ-32 «Хашим».
Проектная мощность завода составит 60 тыс. РПГ-32 «Хашим» в год. Объем выпуска будет зависеть как от заказа иорданской армии, так и поставок в третьи страны.
Экспорт РПГ-32 «Хашим» будет осуществляться по согласованию с российской стороной. Интерес к закупке РПГ-32 «Хашим» проявили несколько стран в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Заместитель директора ФС ВТС Михаил Петухов (справа) демонстрирует королю Иордании Абдалле II российскую экспозицию на выставке SOFEX. |
Гранатомет разработан ГНПП «Базальт» по заказу и на средства Иордании. Соответствующий контракт был подписан в 2005 г.
РПГ-32 представляет собой оружие нового поколения, обладающее наиболее прогрессивными характеристиками среди всех существующих в мире образцов аналогичного класса. Он предназначен для ведения огня гранатами калибра 72 и 105 мм и является оружием многоразового применения. Гранатомет состоит из двух частей: пускового устройства многоразового применения и набора одноразовых мультикалиберных картриджей.
Второй крупной программой, находящейся в стадии реализации, является поставка ВВС Иордании двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ-ЭИ.
В 2010 г. ОАО «Пермский моторный завод» полностью выполнил свои обязательства по поставке авиадвигателей ПС-90А-76 для двух машин этого типа. Первый самолет
Ил-76МФ-ЭИ по состоянию на ноябрь 2010 г. проходил летно-доводочные испытания в Жуковском. Как планируется, к середине 2011 г. после завершения всех испытаний, обе машины будут переданы заказчику.
В перспективе не исключена возможность приобретения Иорданией и другой техники: ведутся переговоры с Россией о закупке противотанковых систем, ПЗРК и боевых вертолетов.
В 2007 г. в Иордании прошел полигонные испытания ЗРПК «Панцирь-С1». Амман рассматривается как перспективный заказчик этого комплекса.
По заявке на РСЗО Иордании вручены соответствующие коммерческие предложения. Вопрос о поставках находится в стадии обсуждения. Амман проявил также большой интерес к ряду образцов специального оружия.
Надо отметить, что с Иорданией подписано многотраншевое соглашение о кредите под закупку российских вооружений.
В конце 2005 г. было создано российско-иорданское совместное предприятие JRESCO (Jordan Russian electronic systems Co), учрежденное конструкторским бюро KADDB и «Рособоронэкспортом». В настоящее время это СП реализует в Иордании ряд проектов в области военной электроники, бронетехники и авиации.
Ранее Россия поставила ВС Иордании 6 многоцелевых вертолетов Ка-226, а также ПТРК «Корнет-Э», РПГ-26, РПГ-27, легкое стрелковое оружие и ЗУР «Игла-С» в составе пусковых установок «Джигит».
РОССИЯ–ЙЕМЕН
В феврале 2009 г. состоялся визит в Россию президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Одной из главных тем переговоров стала тематика ВТС. Официальные заявления по итогам переговоров не публиковались, однако, по имеющимся данным, в ходе визита было подписано предварительное соглашение о закупке крупной партии морских, воздушных и наземных вооружений. Общая стоимость предполагаемых контрактов оценивается в $1 млрд. В части военно-морской техники пакетный заказ включает закупку патрульных катеров. Официальных данных о заключении контрактов с Йеменом по итогам 2010 г. не имеется.
Йемен рассматривается как потенциальный покупатель нескольких дивизионов ЗРС С-300ПМУ или С-300ПМУ-1. Эта заявка зафиксирована в рабочем протоколе, подписанном с йеменской стороной.
В то же время, следует отметить, что на рынке Йемена стали проявлять большую активность и другие поставщики. В частности, на начальной стадии находятся переговоры с Китаем о возможности приобретения боевых самолетов, вероятно, легких истребителей JF-17.
США предлагают для Береговой охраны Йемена два патрульных катера класса Marine Protector. Кроме того, по имеющимся данным, МО США выделило в 2010 г. более $100 млн. на программу содействия модернизации ВВС Йемена. Прежде всего, речь идет о восстановлении вертолетного парка.
Таким образом, даже на традиционном для России рынке Йемена «Рособоронэкспорту» теперь приходится вести жесткую конкурентную борьбу за заказы.
Повышенная конфликтность в регионе заставляет ближневосточные страны активно интересоваться новым оружием. |
РОССИЯ–СИРИЯ
Военно-техническое сотрудничество СССР и Сирии началось в 1956 г. С тех пор сирийским Вооруженным Силам было поставлено вооружений на общую сумму более $26 млрд., в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1,2 тыс. боевых самолетов, 4,2 тыс. артиллерийских орудий и минометов, 70 боевых кораблей и катеров. На сегодняшний день сирийская армия более чем на 90% оснащена военной техникой советского/российского производства. При этом ее основная часть – около 80% – устарела и требует модернизации.
В настоящее время Сирия является крупнейшим импортером российского оружия на Ближнем Востоке. Сирийский рынок приобретает для Москвы особое значение в связи с практически полной потерей иранского. Именно здесь имеется возможность компенсировать до половины упущенной выгоды. Общий прогнозируемый объем перспективных контрактов с Сирией эквивалентен по стоимости закупкам российских вооружений всеми остальными странами Ближнего Востока в целом, с учетом перспективных контрактов с Саудовской Аравией, ОАЭ, Йеменом и другими странами региона.
Следует отметить, что Сирия не подпадает ни под какие официальные санкции СБ ООН. За последние 8 лет (2002-2009 гг.) по объему идентифицированного импорта российских вооружений в ближневосточном регионе Сирия занимает второе место с показателем $1,325 млрд. (7 место среди всех стран-импортеров российских вооружений), уступая только Ирану ($2,06 млрд. – 5 место). В этой связи после потери рынка Ирана Россия не может в угоду Израилю и США уйти из Сирии, поскольку это станет невосполнимой потерей для Москвы не только в ближневосточном регионе, но и скажется на объемах экспорта вооружений России в целом.
Активизация переговоров Москвы с Дамаском в последние несколько лет связана с тем, что вопрос сирийской задолженности России за ранее поставленную военную технику в ходе визита в январе 2005 г. президента Сирии в Москву был сдвинут с мертвой точки.
Среди недавних наиболее крупных программ по поставкам вооружений Сирии следует отметить следующие. По имеющимся данным, в 2008 г. с Дамаском был заключен контракт на поставку ЗРК «Бук-М2Э». Сумма контракта и количество заказанных комплексов не известны. В 2010 г. Россия завершила контракт на поставку Сирии 36 ЗРПК «Панцирь-С1».
С Дамаском ведутся переговоры по ряду перспективных проектов. В частности, по поставкам двух ДЭПЛ, крупной партии МиГ-29СМТ и УБС Як-130. Не исключены поставки ОТРК «Искандер-Э», танков Т-90С, различных типов боевых надводных кораблей и ряда других вооружений. По имеющимся данным, переговоры о закупке Як-130 вступили в предконтрактную стадию.
В сегменте средств ПВО Сирия официально подала заявку на закупку ЗРС С-300ПМУ-1 и «Тор-М1», а также запрос на коммерческое предложение по модернизации ЗРК С-125 «Печора».
Рассматривая особенности военно-технического сотрудничества между Россией и Сирией, следует учитывать, что для Москвы ключевое значение имеет сохранение пункта материально-технического обеспечения российского флота в порту Тартус, который является единственной опорной точкой ВМФ РФ в Средиземном море. В сентябре 2008 г. в Тартусе были завершены работы по восстановлению плавпричала для ВМФ России. Этот порт будет развиваться сначала как пункт базирования, а затем и как база флота с возможностью базирования тяжелых кораблей. Первый этап модернизации порта завершится в 2012 г.
На протяжении длительного периода времени серьезным фактором, тормозящим расширение ВТС между Москвой и Дамаском, являлись обвинения в адрес последнего в передаче террористическим организациям, в частности «Хесболле», поставленных вооружений. Кроме того, Сирию обвиняли в незаконных поставках оружия Ираку в период нахождения у власти там Саддама Хусейна. Сейчас подобные претензии выдвигаются Дамаску в отношении нелегальных поставок вооружений Ирану.
На текущий момент особое беспокойство Израиля вызывает планируемая поставка сверхзвуковых крылатых ракет П-800 «Яхонт» в составе подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) «Бастион-П», поскольку Тель-Авив не исключает возможности того, что они могут оказаться в руках боевиков «Хесболлы». Поэтму Израиль настаивает на приостановлении реализации этого контракта.
Следует отметить, что ранее такие прецеденты уже имели место. В частности, в 2003 г. под нажимом Израиля и США Москва отказалась от продажи Сирии ПЗРК «Игла». С учетом позиции Израиля, было принято решение поставить взамен ПЗРК комплекты аппаратуры управления и пусковых модулей «Стрелец». Комплект модулей «Стрелец» является универсальным и позволяет вести стрельбу тремя типами ракет – «Игла-1», «Игла» и «Игла-С». Этот контракт был подписан и выполнен в 2005 г. В нем оговаривалась возможность проведения Россией интрузивных проверок (то есть проверок без права отказа) на местах расположения комплексов «Стрелец».
В отношении поставок Сирии ПБРК «Бастион-П» по контракту, заключенному еще в 2007 г., Россия не уступила давлению США и Израиля. Вопрос об этом соглашении затрагивался в ходе визита министра обороны Израиля Эхуда Барака в Москву, а также на переговорах министров обороны США и России Анатолия Сердюкова и Роберта Гейтса – оба визита состоялись в сентябре 2010 г. Как было подчеркнуто, опасения о том, что «Бастионы» могут попасть в руки террористов, беспочвенны, тем более что Россия всегда оговаривает поставку такого вооружения жесткими условиями. В частности, речь идет о сертификате конечного пользователя.
ПБРК «Бастион-П» является одним из самых современных в мире. Он представляет собой мобильный ракетный комплекс, вооруженный унифицированной сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Яхонт». Комплекс предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Дальность действия комплекса составляет до 300 км. ПБРК «Бастион» способен обеспечить защиту участка побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника.
РОССИЯ–ОАЭ
Помимо поставки БМП-3, крупнейшей программой с Эмиратами стал заказ на ЗРПК «Панцирь-С1». Контракт с ОАЭ по комплексу «Панцирь-С1» на сумму $734 млн. был подписан в 2000 г. Согласно условиям контракта, Конструкторское бюро приборостроения должно было в течение трех лет провести ОКР по «Панцирю» и затем до конца 2006 г. поставить армии ОАЭ тремя партиями 50 комплексов.
В связи с тем, что за время разработки появилась возможность реализации новых конструкторских решений, ОАЭ был предложен практически новый комплекс, на реализацию которого потребовалось гораздо больше времени. ОАЭ согласились с продлением сроков без выставления финансовых претензий, а также выразили готовность дополнительно оплатить увеличенный объем НИОКР. В результате сумма контракта возросла до $800 млн. По официальным данным, в 2010 г. Россия завершила поставки по этому контракту.
РОССИЯ–ТУРЦИЯ
Россия выставила на объявленный Секретариатом оборонной промышленности Турции (SSM) тендер на поставку систем ПВО/ПРО большой дальности (программа T-LORAMIDS) зенитную ракетную систему «Антей-2500». Ранее Турция настаивала на участии в тендере ЗРС C-400, однако ее экспорт начнется только после удовлетворения потребностей Вооруженных Сил России.
По оценке ВС Турции, стоимость четырех батарей составит около $1 млрд. SSM также планирует организовать производство некоторых компонентов комплексов на территории Турции.
Помимо России в тендере участвует консорциум Eurosam, представляющий комплекс с ракетами Aster 30, Lockheed Martin и Raytheon выставили систему, созданную на базе ЗРК Patriot версий РАС-2 и РАС-3, китайская компания CPMIEC представила комплекс HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000).
Контракт с победителем тендера планируется подписать в 2011 г. Поставка систем должна быть выполнена в течение 30 месяцев после заключения соглашения.
В своей маркетинговой политике Россия учитывает тот факт, что станы Ближнего Востока прочно удерживают мировое лидерство по объемам закупок ПВН. В этой связи показательно, что все без исключения крупнейшие экспортеры вооружений принимают активное участие в выставках вооружений, проходящих в ближневосточном регионе. Не стал исключением из правил и салон IDEX-2011.
Кроме того, в 2011 г. Россия примет участие в выставке оборонной промышленности IDEF-2011, которая состоится 10-13 мая в Стамбуле (Турция), и авиакосмическом салоне DUBAI AIRSHOW-2011, который пройдет в Дубае 13-17 ноября. Организатором российской экспозиции на этих выставках определена Государственная корпорация «Ростехнологии».
В заключение необходимо отметить, что резкое обострение социально-политической обстановки в арабских странах Северной Африки, оказывающее определенное влияние и на регион Ближнего Востока, может внести определенные коррективы в ситуацию на местном рынке вооружений.