Прорыв по всем направлениям
Россия на рынке авиационной техники Индии в 2010 году.

Исключительную важность для дальнейшего определения вектора взаимоотношений Индии с партнерами по ВТС приобретает тендер на поставку 126 средних многоцелевых истребителей. Потенциальная стоимость контракта оценивается в $10-12 млрд.

Владимир ШВАРЕВ

 

В этом конкурсе Россия, предлагающая МиГ-35, столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны американских компаний Boeing и Lockheed Martin, представивших самолеты F/A-18E/F Super Hornet и F-16C/D Fighting Falcon, а также западноевропейских Dassault Aviation, SAAB и Eurofighter. Победитель тендера будет определен в середине 2011 г.

Что касается прошедшего 2010 г., то он стал очень удачным для России в плане заключения новых контрактов на поставку Индии военной авиационной техники.

В ходе официального визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию 21 декабря был заключен контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин и глава корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) Ашок Наяк. Этот контракт подвел итог работы России на рынке вооружений Индии в 2010 г. Соглашения, заключенные в минувшие 12 месяцев, определяют успешное развитие ВТС между нашими странами на десятилетия вперед.

F/A-18E/F – один из основных конкурентов МиГ-35 в тендере MMRCA.

FGFA

Стоимость контракта на эскизное проектирование индийской версии самолета пятого поколения FGFA оценивается в $295 млн. Работы планируется завершить в течение 18 месяцев.

В целом на разработку и испытания опытных образцов потребуется 8-10 лет. Общее финансирование программы, оценивающееся в $12 млрд., будет поделено в равных долях между российской и индийской сторонами.

Доля индийского ОПК в совместном проекте, согласно информации HAL, составит около 30%. В частности, индийская компания будет разрабатывать программное обеспечение для бортового компьютера, навигационные системы, многофункциональные устройства отображения информации в кабине экипажа, компоненты из композиционных материалов и систему самообороны. Также индийские конструкторы спроектируют двухместную версию FGFA. Это необходимо, поскольку доктрина развития ВВС Индии предусматривает решение самолетом пятого поколения широкого спектра боевых задач. В перспективе FGFA должен заменить три типа боевых самолетов, эксплуатирующихся сейчас в индийских ВВС. Военное ведомство планирует закупить от 250 до 300 FGFA.

По оценке ВВС Индии, для получения сертификата летной годности FGFA налет самолета должен составить 2000 часов. Серийное производство одноместной версии истребителя может начаться в 2017-2018 гг. Двухместная версия может быть принята на вооружение в 2019-2020 гг. Объем производства двухместной версии составит 200 машин.

Впервые Россия предложила Индии сотрудничество по программе создания нового истребителя около восьми лет назад, однако стороны не смогли согласовать долевое участие в проекте. В октябре 2007 г. было подписано предварительное межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения на базе российского ПАК ФА.

Это первый проект, предусматривающий совместную разработку Россией суперсовременной системы вооружения с другим государством. Поэтому вопрос разделения работ в проекте требовал дополнительной проработки. В результате почти три года ушло на межправительственные переговоры по согласованию генерального контракта и договоренности о неразглашении секретной информации. В марте 2010 г. стороны подписали предварительное техническое соглашение, в котором были определены доли работ.

Согласно прогнозу ЦАМТО, будет построено не менее 1000 ПАК ФА. Ожидаемый заказ ВВС РФ составит от 200 до 250 машин в период до 2040 г., а при благоприятном экономическом сценарии развития страны – 400-450 машин. Объем потенциальных экспортных заказов на ПАК ФА, с учетом Индии, может составить 548-686 истребителей.

В перспективе может быть экспортировано не менее 500 ПАК ФА.

MTA

Россия и Индия 9 сентября в Нью-Дели подписали соглашение о создании совместного предприятия по проектированию и разработке реактивного многоцелевого транспортного самолета средней грузоподъемности нового поколения MTA (Multi-role Transport Aircraft).

Акционерами новой компании стали индийская компания HAL (50%), ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (25%) и «Рособоронэкспорт» (25%). Штаб-квартира СП разместится в Бангалоре. Производство самолета будет осуществляться как в России, так и в Индии.

В рамках реализации соглашения, СП MTA Limited было зарегистрировано в Индии в середине декабря 2010 г. В России появится его филиал. Работы по предварительному проектированию самолета начались в январе 2011 г.

Официальное межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания самолета МТА было подписано 12 ноября 2007 г. в ходе визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Стоимость проекта оценивается в $600,7 млн. Инвестиции с обеих сторон составят по $300,35 млн. Эта сумма включает расходы до момента начала серийного производства самолетов.

Российский и индийский варианты MTA должны стать максимально унифицированными. Планер будет собираться в пропорции 50 на 50. Разрабатывать отдельные подсистемы планируется с учетом возможного экспорта самолетов на рынки третьих стран.

Военно-транспортный самолет MTA должен эксплуатироваться в любое время суток во всех регионах мира, в различных климатических и погодных условиях, взлетать и садиться на малоподготовленные ВПП, в том числе на высокогорные авиабазы в Гималаях.

ВВС Индии выразили заинтересованность в приобретении на первом этапе 40-45 самолетов данного типа с опционом на 100 дополнительных машин. Российские ВВС подтвердили намерение приобрести 100 самолетов. Максимальная емкость мирового рынка МТА оценивается в 390 единиц.

Существенным преимуществом MTA перед конкурентами будет его сравнительно низкая стоимость. Самолет может стать альтернативой не только Ан-12, Ан-26 и Ан-32, но и американскому С-130.

В Индии не менее трех эскадрилий получат  на вооружение МиГ-29К/КУБ.

МиГ-29К/КУБ

В рамках визита премьер-министра России Владимира Путина в Индию 12 марта стороны подписали контракт на поставку 29 палубных истребителей МиГ-29К. Его стоимость составляет $1,5 млрд. Поставки самолетов планируется начать в 2012 г. 16 машин из этой партии будут базироваться на авианосце «Викрамадитья».

В 2011 г. планируется завершить первый контракт на 16 истребителей МиГ-29К/КУБ.

МО Индии подписало контракт общей стоимостью около $740 млн. на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ в 2004 г. в рамках соглашения о передаче и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Контракт предусматривал приобретение тренажеров, техническое обслуживание и ремонт самолетов. Соглашение содержало опцион на дополнительную поставку к 2015 г. 29 машин.

Таким образом, закупка 29 истребителей МиГ-29К является фактически переводом ранее оговоренного опциона в твердый контракт. Она была санкционирована комитетом по оборонным закупкам Индии в октябре 2009 г. в связи с отставанием от графика программы разработки палубной версии легкого боевого самолета «Теджас», а также проблемами с модернизацией устаревших самолетов Sea Harrier.

ВМС Индии планируют сформировать в общей сложности три эскадрильи палубных истребителей МиГ-29К. Для этого в перспективе планируется довести их общее количество до 50 единиц.

До ввода в строй авианосца «Викрамадитья» истребители поступят на вооружение авиационного центра ВМС на базе Ханза в Гоа. Здесь же в рамках программы закупки МиГ-29K/КУБ в апреле 2009 г. был открыт технический центр, который обеспечивает поддержку самолетов, а также обучение пилотов.

Кроме того, в ноябре 2009 г. ВМС Индии начали реализацию программы по закупке палубных истребителей для трех перспективных авианосцев национальной постройки. ВМС разослали запросы на информацию компаниям Boeing, Dassault Aviation и РСК «МиГ». Предполагается закупка партии из 16 палубных истребителей с возможностью увеличения заказа до 40 единиц. Первый авианосец был заложен в феврале 2009 г. на верфи в Кочине. Согласно графику, он должен быть передан ВМС Индии до конца 2015 г.

Индийские Ту-142МЭ начали проходить ремонт и модернизацию в России.

Ил-38SD

В середине февраля 2010 г. на авиабазе ВМС Индии в Гоа приземлился последний модернизированный противолодочный патрульный самолет Ил-38SD. Его перегоном в Гоа Россия завершила выполнение программы модернизация индийских Ил-38.

Контракт стоимостью $205 млн., заключенный в сентябре 2001 г., предусматривал модернизацию пяти морских патрульных самолетов Ил-38. После катастрофы 1 октября 2002 г., в которой были потеряны два Ил-38, индийские ВМС обратились в «Рособоронэкспорт» с просьбой о дополнительном приобретении двух самолетов Ил-38 и их модернизации до уровня SD.

В ходе дальнейших переговоров Россия согласилась предоставить Индии из наличия МО РФ дополнительно две машины для замены потерянных. В конце декабря 2005 г. соответствующий контракт был подписан.

Головным исполнителем контракта по модернизации Ил-38 до уровня Ил-38SD была определена компания «Ильюшин». Соглашением предусматривалась замена устаревшего поисково-прицельного комплекса самолета Ил-38 на новейшую систему «Морской змей» (Sea Dragon) и усиление боевой мощи машины за счет применения противокорабельных дозвуковых ракет Х-35. На модернизированных самолетах установлены средства для дозаправки топливом в воздухе, дополнительные держатели для УР класса «воздух-воздух». Самолеты также оснащены противолодочными торпедами.

В 2003 г. Ил-38М с поисково-прицельной системой (ППС) «Морской змей» был передан на государственные совместные испытания. После их завершения начались работы по переоборудованию самолетов для Индии. Первый модернизированный противолодочный Ил-38SD был передан индийской стороне в январе 2006 г. Второй также был поставлен в 2006 г. Приемочные испытания в Индии первых двух Ил-38SD завершились в 2007 г. ВМС впервые публично представили их во время проведения выставки Aero India 2007.

Третий Ил-38SD был передан заказчику летом 2008 г. В июле 2009 г. ВМС Индии завершили его контрольные испытания. В конце 2009 г. – начале 2010 г. заказчику были переданы последние два Ил-38SD.

Модернизация индийских Ил-38 позволила не только продлить срок их эксплуатации на 15 лет, но и ликвидировать неотложную потребность ВМС Индии в современных самолетах для ведения разведки и противолодочных операций. В дальнейшем Ил-38SD будут задействованы в сети командования, управления, связи и разведки, которая сейчас находится в стадии разработки.

ВМС Индии заявляют о планах оснащения Ил-38SD сверхзвуковыми крылатыми ракетами PJ-10 «БраМос». В частности, рассматривается вопрос об установке двух ракет этого типа на каждом Ил-38SD в дополнение к уже имеющимся Х-35 «Уран».

Ту-142МЭ

В августе 2010 г. после проведения планового ремонта и модернизации на ОАО «ТАВИА» ВМС Индии был передан дальний противолодочный самолет Ту-142МЭ. К концу 2010 г. планировалось капитально отремонтировать и модернизировать еще один индийский Ту-142МЭ.

Восемь противолодочных самолетов Ту-142МК под обозначением Ту-142МЭ постройки Таганрогского авиационного завода были поставлены Индии в 1986 г. Машины были оснащены поисково-прицельной противолодочной системой «Коршун-К», включавшей буксируемый магнитометр ММС-106 «Ладога», и аппаратурой гидрологической разведки «Нерчинск».

В настоящее время эти самолеты требуют капремонта, в ходе которого они также должны быть оснащены новыми двигателями, бортовым оборудованием и системами вооружения. Модернизированный Ту-142МЭ в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях может выполнять задачи по контролю и охране территориальных вод, вести радиотехническую разведку, осуществлять поиск, слежение и поражение новейших малошумных подводных лодок в надводном и подводном положениях, движущихся с максимальной скоростью или малым ходом, либо лежащих на грунте. При установке ракетного вооружения Ту-142МЭ может наносить удары по надводным кораблям и прибрежным объектам.

В заключение следует отметить, что отношения с Нью-Дели в сфере ВТС имеют особое значение для Москвы. Индия является единственной страной, с которой Россия имеет долгосрочную программу по военно-техническому сотрудничеству, рассчитанную на 10-летний период, с 2011 по 2020 гг.

В рамках этой программы должен быть реализован ряд масштабных проектов по авиационной, вертолетной, морской и сухопутной тематике. Причем авиационная составляющая является наиболее весомой.

Кроме упомянутых выше, среди уже согласованных перспективных проектов следует отметить три программы:

— модернизация 40 истребителей Су-30МКИ ВВС Индии под установку ракет «БраМос»;

— лицензионное производство дополнительно 42 истребителей Су-30МКИ;

— модернизация 50 истребителей Су-30МКИ, поставленных в первых партиях.

Также Индия намерена приобрести два дополнительных самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Falcon на базе Ил-76 после получения в 2011 г. последней из трех заказанных ранее машин этого типа.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS