У России – хорошие шансы упрочить позиции на рынке военных вертолетов Индии
Российские вертолеты в ВВС Индии проявили себя с самой лучшей стороны.

Россия и Индия близки к заключению контракта на приобретение очередной партии из 59 средних транспортных вертолетов Ми-17-1В. Как заявил командующий ВВС Индии маршал авиации Прадип Васант Наик, его подписание может состояться в ходе выставки Aero India 2011, которая пройдет с 9 по 13 февраля.

Дмитрий ДАНИЛКОВИЧ

 

В отличие от 80 вертолетов Ми-17, которые были заказаны ВВС Индии в 2008 г. с целью увеличения парка средних транспортных вертолетов, новая партия будет использоваться для замены состоящих на вооружении 150 устаревших машин, которые планируется списать в ближайшие годы. Реализацию программы одобрил Совет по оборонным закупкам МО Индии.

Предыдущий контракт, стоимость которого оценивается в $1,346 млрд., был подписан в ходе состоявшегося в декабре 2008 г. визита в Индию президента России Дмитрия Медведева. Соглашение предусматривает реинвестирование Россией в индийскую промышленность около $405 млн. Предконтрактные переговоры по поставке индийским ВВС 80 транспортных вертолетов Ми-17 начались в ходе состоявшегося в марте 2007 г. заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Индия приняла решение о закупке Ми-17 по результатам применения машин данного типа при ликвидации последствий цунами в декабре 2004 г. и сильнейшего снегопада в Кашмире в 2005 г.

Поставка первой партии из числа 80 заказанных вертолетов запланирована на март 2011 г. Весь контракт должен быть выполнен за четыре года.

Первые Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 г., Ми-17 – в 1985 г. Российские машины с самой лучшей стороны проявили себя в ходе индо-пакистанского военного конфликта в Каргиле в 1999 г., а также в операциях по обеспечению подразделений ВС Индии в районе спорных территорий с Китаем на высокогорном леднике Сиачен. Основной задачей вертолетов в этом районе является снабжение постов индийской армии, расположенных на высотах 3700-5300 м, вооружением, средствами МТО и продовольствием. Вертолеты Ми-8 и Ми-17 успешно решают боевые задачи в сложных условиях высокогорья на близких к потолку высотах и при экстремально низких температурах.

В августе 2009 г. МО Индии объявило о получении одобрения комитета правительства по безопасности на приобретение пяти вертолетов Ка-31 для ВМС страны. Они станут дополнением к 9 машинам Ка-31, которые были закуплены в 2002 г. для оснащения авианосца «Вираат» и ракетных фрегатов класса «Тальвар». Официальное соглашение на поставку Ка-31 планировалось подписать в 2010 г. Потенциальная стоимость контракта и дата поставки не разглашаются.

В настоящее время Россия также принимает участие в нескольких международных тендерах МО Индии на поставку новых легких многоцелевых, тяжелых транспортных и ударных вертолетов. Они являются составной частью глобальной программы модернизации вертолетного парка ВС Индии.

В 2008 г. оборонное ведомство Индии объявило о начале тендера на поставку 22 ударных вертолетов потенциальной стоимостью около $600 млн. В марте 2009 г. конкурс был аннулирован, поскольку, по мнению Минобороны, ни одно из представленных претендентами предложений не соответствует требованиям индийских ВВС. О возобновлении тендера было объявлено в мае 2009 г.

Для создания участникам конкурса максимально благоприятных условий, были внесены изменения в установленную государством практику выполнения офсетных обязательств. Это условие подразумевает реинвестирование победителем тендера до 50% средств от общей суммы сделки в организацию в Индии производств, связанных с реализацией заказа. Такое положение позволяет стимулировать укрепление национального ОПК, но зачастую вступает в противоречие с коммерческими интересами экспортера. Учитывая это обстоятельство, порог офсета для вертолетного тендера снижен до 30%.

Первоначально в тендере участвовали AW-129 Mangusta компании AgustaWestland, AH-1Z Super Cobra компании Bell, AH-64D Apache компании Boeing, EC-665 Tiger консорциума Eurocopter и российский Ми-28Н.

В августе 2009 г. компания Bell объявила, что поскольку испытания версии вертолета АH-1Z пока не завершены, он не может быть предложен ВВС Индии. В октябре 2009 г. из числа участников тендера выбыл консорциум Eurocopter.

В финал вышли AH-64D Apache и Ми-28Н. Пока дата заключения контракта с победителем тендера не определена. ВВС Индии остро нуждаются в ударных вертолетах ввиду планируемого снятия с вооружения 20-25 единиц Ми-24 и Ми-35.

В августе 2009 г. МО Индии объявило о начале конкурса на поставку 15 транспортных вертолетов большой грузоподъемности стоимостью около $700 млн. Только три вертолета в настоящее время могут удовлетворить требованиям ВВС Индии: CH-47 Chinook компании Boeing, CH-53 Sea Stallion фирмы Sikorsky и российский Ми-26Т.

В ноябре 2009 г. компания Boeing и ОАО «Вертолеты России» представили МО Индии свои предложения: последнюю версию Chinook – CH-47F и модернизированный Ми-26Т соответственно.

Индия приобрела шесть вертолетов Ми-26 в 1980-е гг., однако на текущий момент на вооружении остаются только четырех из них. ВВС планируют использовать новые тяжелые вертолеты для транспортировки личного состава и грузов в труднодоступную местность, а также для поддержки спасательных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Российские вертолеты в ВВС Индии проявили себя с самой лучшей стороны.

Еще одной программой Минобороны Индии по винтокрылой тематике является объявленный в июне 2008 г. повторный международный тендер на 197 легких многоцелевых вертолетов (LOH). Результаты ранее проведенного конкурса, в котором одержала победу компания Eurocopter с вертолетом AS-355 Fennec, были аннулированы в декабре 2007 г. из-за выявленных нарушений. Потенциальная стоимость закупки LOH оценивается в $750 млн.

Первоначально планировалось завершить процедуру оценки новых предложений к началу 2010 г. и принять первые вертолеты на вооружение в 2010-2011 гг., однако процесс замедлился после получения ответов претендентов.

Ожидалось, что на победу в новом тендере будут претендовать Eurocopter с проектом AS-550 Fennec, ОАО «Вертолеты России» с Ка-226Т, итало-британская AgustaWestland с АW109 и AW119 Koala, американские Bell с Bell-407 и MD Helicopters с

MD-520N. Однако в ноябре 2008 г. компания Bell приняла решение выйти из тендера. В декабре 2008 г. к окончательному сроку представления предложений свои ответы МО Индии направили AgustaWestland, Eurocopter и «Рособоронэкспорт».

Техническая комиссия Министерства обороны завершила оценку этих предложений весной 2009 г. и объявила о намерении направить фирмам приглашения для участия в испытаниях.

В феврале 2010 г. три компании приняли участие в зимних испытаниях. Возможности AW-119 Koala, AS-550 Fennec и Ka-226 были продемонстрированы в Бхатинде (север штата Пенджаб) и Лехе (север Кашмира), где в перспективе будет эксплуатироваться большинство закупленных вертолетов.

В мае 2010 г. начались летние полеты. По существу, компания AgustaWestland их провалила, поскольку представила гражданскую версию вертолета вместо военной, как это предусмотрено техническим заданием. Ka-226 и AS-550 Fennec, по имеющейся информации, одинаково успешно прошли испытания. По их завершении командование Сухопутных войск Индии приступило к подготовке детального технического отчета, который будет представлен на рассмотрение Министерства обороны. Ожидается, что поставка вертолетов начнется в 2014 г.

Командование СВ и ВВС Индии намерены приобрести новые вертолеты LOH с целью обеспечения поддержки подразделений, развернутых в высокогорных приграничных районах с Пакистаном и Китаем. Основными задачами машин станут ведение разведки, транспортировка грузов и проведение поисково-спасательных операций. Планируется, что из 197 закупаемых вертолетов 133 машины поступят на вооружение Сухопутных войск, а 64 получит ВВС. Новые машины заменят устаревшие «Четак» (SA-316B Alouette III) и «Читах» (SA-315B Lama) индийских ВС.

В начале августа 2010 г. Совет по оборонным закупкам Индии одобрил программу приобретения 50 легких многоцелевых вертолетов для ВМС стоимость около $1,52 млрд., которая является дополнением к процедуре закупки легких многоцелевых вертолетов для ВВС и Сухопутных войск.

Новые машины должны заменить состоящие на вооружении вертолеты «Четак», эксплуатирующиеся более 30 лет. Тендер планируется официально объявить в 2011 г.

Согласно требованиям ВМС Индии, вертолет должен быть оснащен двумя двигателями, средствами управления для двух пилотов и современным БРЭО. Тем не менее, машина должна обладать возможностью управляться одним летчиком.

Вертолеты предназначаются для выполнения задач борьбы с подводными лодками, пиратством, ведения разведки, медицинской эвакуации и проведения поисково-спасательных операций. Они должны обладать ограниченными возможностями ведения радиотехнической разведки, нести вооружение в составе торпед и глубинных бомб. Вертолеты будут базироваться на боевых кораблях ВМС Индии и береговых базах.

Запросы об информации по этой программе получили Eurocopter, AgustaWestland, Bell и ОАО «Вертолеты России».

В августе 2010 г. Минобороны после годичной процедуры оценки объявило об аннулировании тендера, предусматривающего аренду для Береговой охраны 8 вертолетов, и приняло решение провести его повторно. Эти вертолеты планируется использовать для транспортировки личного состава и грузов, поисково-спасательных операций, а также медицинской эвакуации.Министерство обороны объявило о начале конкурса на аренду 8 средних вертолетов в июне 2009 г. Условия тендера предусматривали поставку вертолетов сроком на два года с возможностью продления аренды еще на два года. Береговая охрана планировала разместить по два вертолета в четырех прибрежных городах (Ченнаи, Кочин, Даман и Порт-Блэр), что позволило бы оперативно ликвидировать возможные чрезвычайные ситуации. Поставщик должен был отвечать за обслуживание и боеготовность вертолетов. Оплата этих услуг возлагалась на Береговую охрану.

Запросы на предложение были направлены четырем компаниям: Eurocopter, AgustaWestland, ОАО «Вертолеты России» и Sikorsky. О дате объявления повторного тендера пока не сообщалось.

Также командование Береговой охраны намеревается приобрести 16 легких палубных и 14 двухдвигательных вертолетов. Запросы об информации на поставку был выпущен в мае 2010 г. Соответствующая документация направлена нескольким компаниям, в том числе ОАО «Вертолеты России», Eurocopter, Sikorsky и AgustaWestland. Согласно техническому заданию, все 30 вертолетов будут использоваться для выполнения задач изоляции района боевых действий, патрулирования, наблюдения и проведения поисково-спасательных операций.

Максимальная взлетная масса легких машин не должна превышать 6,5 тонн, а двухдвигательных – 12 тонн. Вертолеты будут эксплуатироваться с борта патрульных кораблей прибрежной зоны OPV (Offshore Patrol Vessel) и AOPV (Advanced Offshore Patrol Vessel).

Согласно запросу об информации, обе платформы должны быть оснащены креплениями для установки 7,62- и 12,7-мм пулеметов. Вертолеты берегового базирования, кроме того, при необходимости должны оснащаться 20-30-мм пушками.

В ряде вышеперечисленных тендеров Россия имеет очень хорошие шансы на победу. С учетом того, что вертолетная тематика уже составляет достаточно весомую долю в общем балансе поставок российских вооружений Индии, в дальнейшем доля вертолетной техники может еще более возрасти. В целом по итогам 2002-2009 гг. Россия заняла первое место по стоимостному объему экспорта вооружений в Индию. За этот период объем фактических поставок достиг $9,874 млрд., что составляет почти 60% от всего объема импорта вооружений Индии ($16,47 млрд.).


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS