Запоздалое вторжение
75 лет операции «Нептун» по высадке союзных войск в Нормандии

Когда 22 мая 1944 г. старшие офицеры англо-американского командования, участвовавшие в планировании и подготовке операции Neptune по высадке войск союзников в Нормандии, ознакомились с кроссвордом, опубликованным лондонской газетой The Daily Telegraph, то пришли в ужас. В клеточках головоломки нетрудно было обнаружить совершенно секретные названия этапов операции вторжения во Францию и американских секторов высадки десанта: Neptune («Нептун»), Overlord («Повелитель»), Utah («Юта») и Omaha («Омаха»). Неужели разведке нацистов все известно, и она через газету передала лишь уточняющие данные? Но британские спецслужбы быстро установили, что авторами кроссворда являлись две пенсионерки – бывшие учительницы, в лояльности которых сомневаться не приходилось. Это было случайное совпадение.

Александр МОЗГОВОЙ

Обеспечению секретности предстоящей операции уделялось огромное внимание. Ведь в ней только на первом этапе участвовало 156 000 личного состава, и, казалось, утечки были неизбежными. Но британцам удалось не допустить их. Более того, англо-американское командование осуществило блестящую операцию по дезинформации противника, убедив его в том, что высадка состоится в районе пролива Па-де-Кале, где расстояние между Британией и Францией самое небольшое (18-25 миль – 30-40 км). Вокруг Дувра даже «сосредотачивались» воинские части так называемой Первой группы армий США под командованием знаменитого генерала Джорджа Паттона. Фашистское командование охотно клюнуло на эту приманку и подтянуло к Па-де-Кале самые боеготовые свои дивизии, предназначенные для отражения вторжения.

Американские бомбардировщики бомбят укрепления «Атлантического вала».

«ЮБИЛЕЙ» СГУБИЛ «КУВАЛДУ», А «ФАКЕЛ» СПАЛИЛ «ОБЛАВУ»

Вскоре после вступления США во Вторую мировую войну Объединенный комитет начальников штабов Вооруженных Сил Соединенных Штатов выступил с инициативой открытия в первой половине 1942 г. второго фронта в Европе, форсировав Ла-Манш и высадив войска во Франции. Президент Франклин Рузвельт поддержал это предложение. «Я все более и более заинтересован в открытии этим летом нового фронта на Европейском континенте, – писал 9 марта 1942 г. глава Белого дома Уинстону Черчиллю. – С точки зрения транспорта и поставок нам будет безгранично легче принять в этом участие, поскольку максимальное расстояние составляет всего около трех тысяч миль. И хотя потери, вне всякого сомнения, будут высокими, они будут компенсированы по меньшей мере такими же потерями Германии, а также тем, что Германия будет вынуждена отвлечь с Русского фронта крупные силы всех родов войск».

Британский адмирал Бертрам Рамсей командовал морской частью операции «Нептун».

Но вторжение в первой половине 1942 г. по ряду причин было невозможным. Во-первых, на Британские острова требовалось перебросить большое количество войск. Для этого необходимо было значительное количество транспортных судов, а в Англии, Шотландии и Ирландии создать инфраструктуру для размещения заокеанского воинства. Во-вторых, Соединенные Штаты вели на Тихом океане войну против Японии. Для штурма захваченных «джапами» островов им необходимо было большое количество десантных кораблей и десантно-высадочных средств. Однако американская промышленность только переходила на военные рельсы и пока просто не могла удовлетворить все потребности в вооружениях. В-третьих, на коммуникациях в Атлантике господствовали подводные лодки нацистов. Если не для ликвидации, то хотя бы уменьшения этой угрозы требовалось время. Наконец, в-четвертых, планам вторжения через Ла-Манш всячески препятствовал Лондон.

Британцы еще помнили о почти 700000 соотечественниках, погибших в окопах в годы Первой мировой войны. Еще свежи были в памяти те драматические обстоятельства эвакуации Королевских войск из Дюнкерка в конце мая – начале июня 1940 года.

Африканский корпус Эрвина Роммеля теснил англичан в их колониях. 20-21 июня 1942 г. его части успешно взяли штурмом Тобрук – самую укрепленную крепость Британской короны в Африке. А в июле того же года силы Роммеля находились уже возле ЭльАламейна, всего в 100 км от Александрии и дельты Нила.

Тем не менее американцы разработали операцию Sledgehammer («Кувалда»). Она предусматривала высадку союзных войск во Францию ранней осенью 1942 года. Если этот план не устраивал британцев, то у американцев имелся запасной вариант – операция вторжения Roundup («Облава»), которую требовалось осуществить не позднее апреля 1943 г. силами 48 дивизий.

В свою очередь, 19 августа 1942 г. британские и канадские войска предприняли операцию Jubilee («Юбилей»). В ней участвовали 6086 пехотинцев и коммандос – в основном канадцев – при поддержке британских Военно-морских и Военновоздушных сил. Они неожиданно атаковали с моря французский город Дьеп. Целью высадки, согласно официальной версии, было завладение и удержание порта в течение времени, достаточного для того, чтобы можно было оценить немецкую реакцию, а также разрушить прибрежные оборонительные сооружения, портовые здания и другие объекты. Высадка началась в 5 часов утра, но уже к 9 часам поступил приказ к отступлению. Немцы отбили штурм, нанеся союзникам тяжелые потери. Те потеряли 3623 человека убитыми, ранеными или захваченными в плен, то есть около 60% от числа высадившихся. Королевские ВВС недосчитались 106 самолетов.

Тренировка по высадке танков Sherman со среднего танкодесантного корабля типа LSM.

Итоги операции Jubilee дали Черчиллю сильный козырь. Мол, высадка на французский берег – затея, чреватая огромными потерями. Вскоре Лондону удалось склонить Вашингтон к операции Torch («Факел»), предусматривавшую высадку войск союзников в Северной Африке. Она была осуществлена 8-16 ноября 1942 г. в Марокко и Алжире. Роммелю пришлось отступить, а потом и вовсе уйти из Африки. Угроза захвата британских колоний нацистами была отведена.

Американцы продолжали настаивать на вторжении во Францию. Черчилль же убеждал вести атаку на Берлин с юга, как он говорил, «через мягкое подбрюшье Европы». 10 июля 1943 г. одновременной высадкой морского и воздушного десанта в заливе Джела и к северу от Сиракуз началось британско-канадско-американское наступление в Сицилии (операция Husky). Итальянцы практически не сопротивлялись.

Военная техника перегружается с транспорта типа Liberty на десантно-высадочные средства.

Уже 3 сентября 1943 г. соединения 8-й британской армии пересекли Мессинский пролив и высадились в юго-западной Калабрии, около города Реджо-ди-Калабрия (операция Baytown). Рим капитулировал 8 сентября, но находившиеся на Апеннинском полуострове немецкие части оккупировали всю северную часть Италии. Завязались кровопролитные бои. В результате, как пишет американский военно-морской историк и летописец деятельности ВМС США во Второй мировой войне Самуэль Морисон, высадка в Италии «привела не к «мягкому подбрюшью» Германии, а, напротив, к жесткому хребту Апеннинских гор». Там союзники понесли самые тяжелые потери за всю Вторую мировую войну. В итальянской кампании погибли, получили ранения или были пленены около 320 000 британцев, американцев, канадцев, австралийцев, индийцев и южноафриканцев.

За англо-американскими противоречиями по поводу второго фронта стоял вопрос о том, кто будет доминировать в Европе: Лондон или Вашингтон? Уже изрядно ослабленная после Первой мировой войны Великобритания хотела еще раз сыграть по своим правилам – распространить свое влияние через подконтрольный Ближний Восток на Восточную и Центральную Европу. У США же были иные планы – Старый Свет должен был целиком и полностью перейти под крыло американского орла, а осуществить это было возможно только через вторжение во Францию, завоевав сердце Европы – Париж.

Зоны высадки десантов союзников в Нормандии.

Пока Вашингтон и Лондон занимались перетягиванием каната, Красная Армия успешно наступала. И уже в начале 1944 г. стало очевидным, что Советский Союз способен в одиночку освободить Европу от нацистского ига. Западные союзники Москвы явно запаздывали.

ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Надо отдать должное – союзники тщательно спланировали операцию Neptune – крупнейшую десантную операцию в мировой истории, которая должна была стать прелюдией к более масштабной операции Overlord по захвату Нормандии и продвижению к Парижу и далее в Германию. Были отработаны все детали посадки пехоты и погрузки бронетехники на десантные корабли и катера. Намечены графики сосредоточения и развертывания боевых подразделений. Существенную поддержку морскому десанту должна была оказать высадка трех воздушно-десантных дивизий (двух американских и одной британской) в тылу противника.

Командующий экспедиционными силами вторжения союзников американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, будущий президент Соединенных Штатов.

Объединенный флот под командованием английского адмирала Бертрама Рамсея включал не только 4126 десантных кораблей и высадочных средств, но и армаду боевых кораблей в количестве 1213 единиц и 736 вспомогательных судов. К операции привлекалось также 864 торговых судна. Суммарный «экипаж» всех плавединиц составлял 195 700 матросов и офицеров. Для огневой поддержки десанта и отражения возможных контратак Кригсмарине привлекались пять линейных кораблей, 20 крейсеров, 65 эсминцев и два монитора. К слову, им противостояли три торпедных катера, 36 тральщиков, такое же количество катеровтральщиков и быстроходные патрульные катера. У немцев имелось несколько подводных лодок, но, учитывая высокую плотность минных заграждений в районе высадки, их участие в контратаках представлялось маловероятным. За несколько месяцев до высадки стратегическая авиация США и Великобритании в соответствии с так называемым «транспортным планом» принялась «утюжить» бомбами железнодорожные узлы, мосты и прочую транспортную инфраструктуру противника на большую глубину, чтобы тот не смог оперативно перебросить подкрепления к месту высадки. Свой вклад в «железнодорожную» войну внесли и участники французского Сопротивления.

Германское командование, конечно же, тоже готовилось к вторжению на континент с запада. Вдоль всего побережья Франции был создан так называемый «Атлантический вал» – система противодесантных заграждений и укрепленных позиций. Но по большому счету вал этот был «дырявым». У Берлина, терпевшего поражение за поражением на восточном фронте, не хватало ресурсов для укрепления западного рубежа.

И хотя Гитлер назначил командовать силами, противостоящими союзникам, талантливого фельдмаршала Роммеля тот не обладал всей полнотой полномочий. Над ним еще было командование «Запад» во главе с фельдмаршалом Карлом Гердом фон Рундштедтом. Естественно, между двумя ведущими нацистскими военачальниками возникали противоречия, что не шло на пользу делу.

Британский линкор Ramilles ведет огонь по немецким укреплениям.

На первой Квебекской конференции в августе 1943 г. США и Великобритания приняли решение открыть второй фронт в Европе не позже 1 мая 1944 года. Командующим экспедиционными силами вторжения назначили американского генерала Дуайта Эйзенхауэра. Командующим ВВС сил вторжения стал британский главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори.

Когда приступили к детальному планированию операции «Нептун», то пришли к выводу, что участок высадки десанта слишком узок. Его решили расширить с 30 до 80 км. А это потребовало создания еще одной зоны высадки («Юта») в дополнение к четырем уже намеченным: «Омаха» (4-я дивизия армии США), «Голд» (50-я британская дивизия), «Джуно» (3-я канадская дивизия) и «Сорд» (3-я британская дивизия). Но для того чтобы осуществить переброску и высадку в зоне «Юта» 1-й дивизии армии США, нужны были дополнительно шесть десантных войсковых транспортов APA, 47 больших танкодесантных кораблей LST, 144 средних танкодесантных кораблей LSM, 71 пехотнодесантный корабль LCI и несколько тысяч десантных катеров. На европейском театре их было не собрать. Однако американская промышленность заверила, что требуемое количество десантных кораблей и высадочных средств она готова предоставить до конца мая 1944 года. И свое слово американский судпром сдержал. Правда, крайние сроки вторжения пришлось сместить с 1 мая на начало июня.

Американские пехотинцы высаживаются в зоне «Омаха». Многие нашли здесь свою смерть.

Проводились многочисленные репетиции высадки десанта. Одна из них закончилась трагически. Штурмовое соединение «U» в ночь с 26 на 27 апреля в районе Слаптона, что неподалеку от Плимута, где имеются пляжи, похожие на нормандские, произвело учебную высадку первого эшелона. Корабли же второго эшелона попали под удар девяти немецких торпедных катеров, вышедших из Шербура. Первым получил попадание торпедой танкодесантный корабль LST 507. Охваченный пламенем он ушел на дно. Его участь повторил LST 531. Торпеда попала и в LST 289. 12 человек на его борту погибли, но ТДК всетаки сумел дойти до базы своим ходом. Эта тренировка стоила 638 человек убитыми, что превысило потери союзников в день вторжения в Нормандию в секторе «Юта».

Линкор ВМС США Texas спешит занять новую позицию, чтобы огнем своего главного калибра нанести наибольший урон противнику в зоне «Омаха».

С определением точной даты высадки и ее часа тоже возникли трудности. Все зависело от погоды, приливов и отливов, а также фаз луны. Для высадки десанта парашютистов требовалась полная луна. На нормандском побережье, на которое накатываются волны Атлантики, редко можно наблюдать штиль. Средняя высота прилива там составляет 5,4 м, а максимальная – 7,5 м. Командование Сухопутных войск настаивало на времени максимально высокого прилива. Флотские же начальники хотели начать высадку при малой воде, дабы десантные корабли и средства могли пристать к берегу, не доходя до линии защитных заграждений «Атлантического вала». В конце концов пришли к компромиссному решению: в зависимости от места высадки назначить время «H» от одного до трех часов после малой воды и от 12 до 90 минут до восхода солнца.

День «D» (D-day) был назначен на 5 июня. Но накануне прогноз погоды оказался неблагоприятным: ветер – шесть баллов и низкая облачность. Высадку пришлось отменить, а корабли и катера повернуть в штормовом море в порты ожидания.

РЕШАЮЩИЙ ШТУРМ

Но вот в ночь с 5 на 6 июня обещали перемену к лучшему. И уже в вечерних сумерках началось выдвижение кораблей, десантно-высадочных средств, а также сил обеспечения в назначенные секторы. Впереди шли тральщики, расчищавшие подходы к французскому берегу от мин. И хотя они старались работать тщательно, от взрывов мин были потеряны несколько десантных судов и эсминец. За тральщиками следовали катера, расставлявшие вехи для обозначения фарватеров. Практически вместе с ними шли большие охотники типа PC, на которые была возложена роль кораблей управления десантом перед самой высадкой на берег.

Но первыми на оккупированную нацистами землю ступили не пехотинцы, а парашютисты. 6 июня с 1.30 до 2.30 было осуществлено самое масштабное в истории воздушное десантирование. В тылу противника оказались 24 424 парашютиста, 567 автомашин, 362 орудия, 18 танков, 360 т грузов. Одновременно для отвлечения врага в районе Па-де-Кале высадились 530 французских парашютистов.

Канадские коммандос высаживаются в зоне «Джуно».

Эта операция стала почти провальной. Десантирование осуществлялось неточно. Бойцы оказались разбросанными на большой территории. Командирам 6-й британской воздушно-десантной дивизии к утру удалось собрать всего лишь 7-8% своего личного состава. Аналогичная картина наблюдалась и в американском секторе. Только к полудню полковник Говард Джонсон нашел около 200 бойцов своего 501-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии США. Высокими были небоевые потери. Они составили почти 35% от общего количества высадившихся войск.

127-мм реактивные снаряды на палубе минометного корабля типа LSM(R).

Однако, несмотря на все эти промахи и неудачи, парашютисты окончательно дезориентировали нацистов. Мало того, они предприняли ряд успешных атак на объекты противника и отвлекли на себя силы, способные противодействовать основному морскому десанту. 6 июня бойцы 82-й американской воздушнодесантной дивизии овладели СентМер-Эглизом – первым французским городом, освобожденным союзниками от немецких оккупантов.

Когда начало рассветать, американские и британские бомбардировщики обрушили дождь бомб на передний край обороны противника. Одновременно начали обстрел берега корабли огневой поддержки – линкоры, крейсера, мониторы и эсминцы. Казалось бы, что «Атлантический вал» и его защитники должны были обратиться в прах. Но ничуть не бывало. Едва стоило солдатам союзников спрыгнуть с десантных катеров в холодную воду у нормандского берега, как они попали под шквал пулеметного и артиллерийского огня. Самым эффективным средством подавления немецкого сопротивления оказались минометные корабли LSM(R), созданные на базе средних танкодесантных кораблей. Эти корабли водоизмещением около 1000 т несли порядка тысячи 127-мм неуправляемых реактивных снарядов и 127-мм пушку. При подходе к берегу эти плавающие «катюши» почти в упор направляли на врага лавину огня и расчищали оперативное пространство десантникам для наступления. По мнению участника высадки коммандера К. Эдвардса, по мощности огня каждый LSM(R) равнялся более чем 80 легким крейсерам или почти 200 эсминцам. Минометными кораблями было выпущено около 200000 снарядов на участках высадки британских войск и около 180 000 на участках высадки американских.

Иногда штурмующим благоволила Фортуна. Большое беспокойство у командования вызывала недавно прибывшая в Англию 1-я пехотная дивизия США, которая должна была высадиться во вновь определенном секторе «Юта» на правом фланге нормандского фронта. Как известно, новичкам везет. В результате навигационной ошибки корабли и катера первой волны оказались в 1800 м к югу от назначенного рубежа. Противник не оказал практически никакого сопротивления. А там, где планировалась высадка, у него имелись мощные укрепления и артиллерийские позиции. В результате счастливого обстоятельства весь десант был перенаправлен на новый участок и не понес серьезных потерь.

LSM(R) наносит огневой удар.

Идет высадка с пехотно-десантных кораблей типа LCI.

Случались и курьезные эпизоды. Разведка союзников утверждала, что наиболее опасной для десанта является шестиорудийная батарея 155-мм дальнобойных пушек, запрятанных в казематах на мысе Пуантдю-Ок, возвышающемся на 35 м над морем. Эту батарею нещадно обстреливали с моря корабли, а с воздуха бомбила авиация. Она молчала. Но все равно опасения относительно батареи оставались. Для ее ликвидации направили 2-й десантно-штурмовой отряд из 200 человек под командованием подполковника Джеймса Раддера. С десантных катеров были запущены реактивные снаряды с разматывающимися тросами и веревочными лестницами, имевшими на головных концах кошки, с помощью которых они закреплялись на вершине утеса.

Под фланговым огнем неприятеля рейнджеры взобрались на утес. Каково же было их удивление и разочарование, когда вместо дальнобойных пушек они обнаружили деревянные телеграфные столбы их имитирующие. Оказывается, незадолго до дня «Д» немцы демонтировали орудия для ремонта.

А вот на участке «Омаха» шли ожесточенные бои. Здесь немцы располагали 8 укрытыми батареями 75-мм орудий, 35 подземными бетонными укреплениями, 4 позициями полевой артиллерии, 18 позициями противотанковых пушек, 6 минометными гнездами, 38 точками для стрельбы реактивными снарядами и 85 пулеметными точками. Из-за песчаных отмелей американским пехотинцам приходилось преодолевать от места высадки с десантных средств до земной тверди по 50-100 м, находясь по горло в воде. На берегу они попадали под сильный огонь. Их потери составили около 2000 человек. Фактически высадка в зоне «Омаха» оказалась сорвана. Только к 13.00 огнем корабельной артиллерии и бомбовыми ударами с воздуха удалось сломить сопротивление противника.

Схема развития операции «Нептун».

Нельзя не отметить, что высадка обошлась союзникам относительно малой кровью. В день «Д» они потеряли около 10 000 человек (6603 американцев, 2700 британцев, 946 канадцев). Но ни один из назначенных командованием рубежей не был достигнут. Захваченный плацдарм оказался вдвое меньше намечавшегося.

Всего же за время операции «Нептун», продолжавшейся до 23 июля 1944 г., союзники потеряли 122 000 человек, вермахт – 113 000 человек. В результате бомбардировок союзной авиации, по оценкам, лишились жизни от 15 000 до 20000 французских мирных жителей.

Операции «Нептун» и «Оверлорд», безусловно, сняли часть нагрузки с Красной Армии на востоке и приблизили окончание Второй мировой войны. Но переделать мир по своим лекалам Лондону и Вашингтону не удалось.

ТАКОЕ УЖЕ НЕВОЗМОЖНО

Несмотря на многочисленные огрехи, вытекавшие из неточных, а нередко неверных данных, предоставляемых разведкой союзников, а также из-за отсутствия опыта у ряда частей и подразделений, операция по вторжению в Нормандию была спланирована и организована на высоком уровне. На стороне Британии и Соединенных Штатов был значительный перевес и в людях, и особенно в военной технике. Они обладали практически полным господством в воздухе и на море.

Сама операция преподнесла немало сюрпризов. Оказалось, что морские, противодесантные и противопехотные мины нанесли наибольший ущерб союзникам, а сравнительно небольшие минометные корабли стали самым эффективным средством огневой поддержки.

Зона «Омаха», середина июня 1944 года. Доставка на берег воинских подразделений и техники продолжается.

Возможна ли подобная десантная операция в наши дни? Совершенно уверенно можно утверждать, что нет. И не только потому, что сейчас во всем мире не наберется и четверти такого количества десантных кораблей и высадочных средств, что были задействованы в операции «Нептун». Не помогут и вертолеты с их «вертикальным охватом». Сейчас средства поражения, в том числе и на море, позволяют наносить удары на большие расстояния и не дадут возможность сгруппироваться противнику для высадки крупных десантов. Во всяком случае, если речь идет о государствах, обладающих развитыми вооруженными силами.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS