Силы специальных операций (ССО) являются важным компонентом ВС США и предназначены для решения специальных задач в интересах достижения военно-политических, стратегических, экономических и психологических целей на территориях иностранных государств и в географических районах, представляющих для США особый военно-политический интерес. |
ССО находятся в постоянной готовности к немедленному применению, могут действовать как самостоятельно, так и дополнять усилия межвидовых группировок ВС США, а также многонациональных сил в рамках коалиционных операций. Их главными преимуществами являются постоянная готовность к осуществлению внезапных и стремительных акций в мирное время (когда задействование формирований сил общего назначения считается нецелесообразным или преждевременным), а также способность эффективно решать целый комплекс важных задач, для выполнения которых другие компоненты вооруженных сил не имеют необходимых средств, подготовки и опыта.
В первом президентском меморандуме Дональда Трампа по национальной безопасности NSPM-1 «Перестройка ВС США» (2017 г.) заявлено, что необходимо продолжить трансформацию Вооруженных Сил как основного гаранта продвижения американских интересов с позиции силы и США должны готовиться к войнам нового поколения. По заявлению бывшего командующего объединенным командованием ССО (ОК ССО) Макрейвана, «для Сил специальных операций наступил золотой век» (см. также журнал «Национальная оборона» № 5/2017).
Анализ основных направлений трансформации ВС США позволяет сделать ряд выводов о тенденциях в развитии Сил специальных операций.
С учетом успешного опыта их применения в военных конфликтах последних лет, особенно в Сирии, предполагается, что в перспективе ССО могут быть выделены в отдельный вид ВС США.
ССО США находятся в постоянной готовности к немедленному применению в любом регионе мира. |
Выяснилось однако, что отсутствует единый документ, регламентирующий все стороны деятельности ССО. Основные правовые положения отражены в Своде законов США (тома 5 и 10), а также в подзаконных нормативных правовых документах, к которым относятся директивы и указы президента, инструкции, руководства, директивы и указания министра обороны, председателя КНШ, начальников штабов видов ВС и командующего объединенным командованием ССО. Основы применения данных сил определены в наставлении КНШ JP 3-05 «Основы подготовки и проведения специальных операций» (2014 г.) и наставлениях видов ВС.
В 2017 г. разработан новый документ, уточняющий перспективы строительства и развития Сил специальных операций (в частности, их сухопутного компонента как наиболее многочисленного и значимого) на период до 2035 г. и на дальнейшую перспективу – концепция «ССО Сухопутных войск – 2035». В документе отмечается, что военные конфликты будущего по своей сути будут гибридными, сочетающими действия группировок ВС, иррегулярных формирований, а также деятельность в информационном и киберпространствах. Подчеркивается, что ССО наиболее подготовлены к действиям в этих конфликтах и являются эффективным инструментом решения специальных задач, что и определяет их направленность в развитии и совершенствовании.
В наставлении ADP 3-05 «Основы подготовки и проведения специальных операций сухопутного компонента ССО» (2018 г.) определены новые задачи, возлагаемые на Силы специальных операций: формирование оперативной обстановки; действия передовых подразделений ССО; разведывательные мероприятия.
«Канонерка» AC-130U Spooky II из состава 27-го крыла специальных операций ВВС США. |
Формирование оперативной обстановки (operational preparation of the environment). Это комплекс мероприятий, проводимых в предполагаемом или вероятном районе боевых действий для создания благоприятных условий оперативной обстановки. Командующий объединенным командованием в соответствующей географической зоне организует их проведение в целях получения дополнительных сведений об оперативной обстановке, создания необходимой инфраструктуры для дальнейшего размещения личного состава и обеспечения деятельности группировки войск, выявления и отслеживания основных целей. Этот процесс включает: наблюдение; ознакомление с районом вероятных действий и находящимися в нем силами противника; составление карт местности и характеристик информационной обстановки; налаживание контактов с отдельными лицами из числа местного населения, вооруженных группировок, органов власти и создание агентурной сети; подготовку средств и маршрутов эвакуации и спасения личного состава; определение и подготовку безопасных мест размещения и пунктов сбора войск (сил); размещение средств связи и транспорта; выбор и оборудование тайников и т.д.
Действия передовых подразделений ССО (advanced force operations). В ходе их деятельности уточняется местоположение ранее обнаруженных целей и осуществляется дальнейшее формирование оперативной обстановки для последующего нанесения по ним ударов. Эти действия включают: разведку целей с позиций в непосредственной близости от них; их классификацию и маркировку, наблюдение и определение местоположения; организацию приема, размещения, сосредоточения и последующего выдвижения войск; подготовку инфраструктуры; корректировку наземных и авиационных средств поражения на конечном участке траектории полета боеприпасов и т.д.
Действия передовых формирований ССО предусматривают и непосредственное воздействие на противника с применением средств вооруженной борьбы в случаях потери возможности уничтожить цель.
Разведывательные мероприятия (intelligence operations) дополняют деятельность по формированию условий обстановки на ТВД. Они включают агентурную и радиоэлектронную разведку, а также разведывательное обеспечение боевых действий, формы и способы ведения которых известны.
На ближнесрочную перспективу перед ССО поставлена такая задача, как оказание противодействия финансовой деятельности противника, лишение его незаконных источников финансирования, дезорганизация работы и уничтожение каналов поставки ему денежных средств.
Так, в настоящее время по результатам анализа и оценки обстановки в Сирии и в целом на Ближнем Востоке руководство ССО во взаимодействии с правительственными структурами США и союзников приступило к созданию базы для организации и ведения финансовой разведки. Это, однако, требует решения ряда проблем: необходимы уточнение соответствующей нормативно-правовой базы, совершенствование знаний военных в области современных постоянно изменяющихся финансовых операций, повышение качества и оперативности проведения мониторинга, анализа, оценки и использования финансовой информации; требуется разработка единой стратегии борьбы с финансовыми преступлениями, разграничение ответственности и полномочий между структурами Министерства обороны и объединенного командования ССО. После выполнения этих задач потребуется разработка эффективного алгоритма взаимодействия всех организаций для создания многонационального межведомственного центра по борьбе с финансовой преступностью, который предполагается открыть в Вашингтоне.
В связи с расширением сферы деятельности ССО и высокой интенсивностью применения предполагается дальнейшее увеличение их численности. Так, на начало 2018 г. американские ССО насчитывали около 70 тыс. человек. Перспективными планами развития предполагается доведение численности ССО в 2019 г. до 71 тыс. человек. В частности, компонент ССО Сухопутных войск, как считают американские эксперты, должен быть удвоен, поскольку планируется привлечение этих сил в стратегических операциях. Существенно возрастут и объемы финансирования, на развитие ССО в 2019 г. предусматривается выделить $13,6 млрд.
Организационно-штатная структура в настоящее время строится по видовому принципу, что не в полной мере соответствует составу и сложности задач, возлагаемых на ССО, и требует совершенствования. Так, в 2018 г. проведена оптимизация организационно-штатной структуры штаба ОК ССО с преобразованием ряда отделов в управления без увеличения численности. Университет Сил специальных операций перешел в непосредственное подчинение командующему ОК ССО.
В командовании ССО Сухопутных войск создано 1-е командование войск специального назначения в целях повышения эффективности организации управления входящими в его состав формирований. Командование объединило семь групп специального назначения, две группы информационного обеспечения боевых действий, бригаду по связям с гражданской администрацией, батальон военной разведки, а также бригаду обеспечения специальных операций. Все боевые формирования армейской авиации объединены в единое командование армейской авиации специальных операций.
Бойцы штурмового отряда SEAL – морской компоненты Сил специальных операций США. |
Структура командования ССО ВВС также оптимизируется и расширяется. Так, в составе командования создаются новые подразделения беспилотных летательных аппаратов различного предназначения. В настоящее время на вооружении состоят около 70 БЛА, к 2035 г. их количество предполагается удвоить. Завершено формирование 27-го авиационного крыла, создано 137-е крыло специальных операций ВВС национальной гвардии. Реформируется 352-я группа специальных операций, на базе которой формируется еще одно авиакрыло специальных операций.
В командовании ССО ВМС начала функционировать отдельная группа разработки новых тактических приемов ССО. Она координирует всю деятельность по разработке, испытаниям и оценке существующих и перспективных технологий, направленных на развитие новых форм и способов специальных действий на море. Но ее главная цель – проведение тайных операций с высокой степенью риска, предполагающих освобождение пленных и заложников, уничтожение лидеров террористических организаций, наблюдение за состоянием и перемещением ядерного оружия – если оно находится в руках экстремистов, осуществление мероприятий разведывательно-диверсионного характера и выполнение других особо важных задач. Группа состоит из штурмовых отрядов (SEAL teams – красный, голубой, золотой, серебряный, черный), учебного (зеленый) и отряда обслуживания плавсредств (серый). В каждом отряде – по восемь взводов (два офицера и 14 человек рядового состава). Во взводе – два отделения по две огневые группы. При этом боевые пловцы имеют большой опыт участия в операциях в Персидском заливе, Боснии, Ираке и других горячих точках. Подготовка личного состава осуществляется совместно с группой Delta, так как на нее возлагаются аналогичные задачи.
В среднесрочной перспективе в связи с изменением характера вооруженной борьбы в составе ОК ССО предполагается сформировать два командования: Ударное командование и Командование иррегулярных боевых действий.
Способ комплектования ССО, по всей вероятности, не будет изменен и останется добровольным. Одной из перспективных инициатив Министерства обороны является трансформация личного состава ССО в так называемых воинов будущего, способных четко и качественно выполнять различные задачи в быстро меняющейся обстановке, что повлечет за собой выработку еще более жестких требований к отбираемым кандидатам.
В связи с усложнением задач, возлагаемых на специальные формирования, и прогнозируемое увеличение численности ССО, ведется пересмотр программ обучения и расширение структур учебных заведений различного уровня. Планируется объединить все учебные заведения и создать единое Учебное командование. Предусматривается увеличить количество занятий по психологической подготовке военнослужащих, особенно перед их развертыванием в районах оперативного предназначения, а также улучшить подготовку военных психологов. Особое внимание будет уделено повышению уровня обученности специалистов ССО по вопросам ядерного и других видов оружия массового поражения.
Известно, что Силы специальных операций США участвуют во всех военных конфликтах, где затрагиваются национальные интересы США и их союзников. В настоящее время формирования ССО на постоянной основе дислоцируются более чем в 90 государствах мира. Планами перспективного развития ССО предусматривается их размещение в 120 странах.
В интересах повышения оперативности управления формированиями ССО, действующими в различных точках Земного шара, проводится отладка функционирования «Глобальной системы боевого управления ССО», ввод в строй которой начался в 2015 г. Данная система предназначена для организации единой системы информационных и разведывательных ресурсов подразделений ССО, находящихся в подчинении зональных командований, а также аналогичных формирований стран-участниц НАТО и партнеров. Полное развертывание данной системы позволит в перспективе расширить оперативные возможности специальных формирований и объединить межведомственные усилия в рамках решения специальных задач.
Основу применения ССО составляют ряд принципов, отраженных в официальных документах, при этом анализ опыта действий спецназовцев ВС США, особенно в Сирии, позволил дополнить список принципов тремя новыми.
Принцип сдержанности требует избегать в ходе боевых действий излишнего применения насилия и побочного ущерба, сбалансированно использовать средства летального и нелетального воздействия, отдавать предпочтение (там, где это возможно) информационно-психологическому воздействию на противника.
В связи с планирующимся наращиванием численности ССО США прием добровольцев будет увеличен. |
Принцип настойчивости подразумевает проявление упорства и выдержки при достижении поставленных целей. При участии ССО в совместных и коалиционных операциях полный успех может быть достигнут не только силовыми способами, но и с применением способов политического, дипломатического, информационного и экономического воздействия на противника.
Принцип легитимности (законности) реализуется путем твердого соблюдения существующих правил и обычаев войны. Хотя данный принцип и закреплен официально, он неоднократно нарушался американцами, в частности, в ходе военных конфликтов в Ираке, Ливии и Сирии.
Результаты анализа опыта применения ССО показывают, что основным содержанием военных конфликтов XXI века становится ведение боевых действий нетрадиционными способами с использованием иррегулярных формирований: такие подразделения действуют не самостоятельно, а при негласной поддержке со стороны третьих стран, которые оказывают финансовую помощь, обучают бойцов, поставляют вооружение, оказывают политическую поддержку. Американские военные эксперты пришли к выводу, что в конфликтах нового типа основной упор необходимо делать на небоевые специальные операции, что было официально закреплено в концепции «Объединенное командование Сил специальных операций – 2020». В конфликтах подобного рода приоритетное значение будет иметь способ психологического воздействия в совокупности с политическим, дипломатическим, экономическим и чисто военным воздействием на противника. Причем данный способ действия ССО будет распространяться не только на население страны и личный состав ее вооруженных сил, но и на мировое общественное мнение с использованием средств ССО, подконтрольных США средств массовой информации, социальных сетей и др.
Таким образом, следует отметить тенденцию развития ССО по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы строительства и применения ССО; расширение и уточнение состава и сложности задач, поставленных перед специальными формированиями; дальнейшее увеличение их боевого и численного состава, а также объемов финансирования; совершенствование организационно-штатной структуры и ликвидация дублирующих органов управления; расширение программ обучения военнослужащих и оптимизация структур учебных заведений; совершенствование существующих и развитие новых форм и способов действий Сил специальных операций. До 2035 г. будут развиваться способы применения ССО при более тесном взаимодействии с аналогичными формированиями союзников, силами общего назначения и подразделениями ЦРУ.
Реализация этих направлений позволит подготовить Силы специальных операций к действиям в новых условиях военно-политической и стратегической обстановки.
Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор
Ольга Андреевна СУХАРЕВА – старший научный сотрудник НИИ МО РФ, полковник