18 декабря 2017 г. Дональд Трамп утвердил новую стратегию национальной безопасности США. |
Этот пятидесятипятистраничный документ, кстати, самый объемный по сравнению со всеми предыдущими изданиями, включает пять разделов:
– первая основа стратегии: защита граждан и территории страны, а также американского образа жизни;
– вторая основа стратегии: содействие экономическому процветанию страны;
– третья основа стратегии: обеспечение мира через силу;
– четвертая основа стратегии: укрепление американского влияния;
– стратегия в региональном контексте.
Контуры этой стратегии были обрисованы новой американской администрацией уже в январе 2017 г. в президентском меморандуме «О реорганизации Вооруженных Сил», который был подписан Трампом в ходе церемонии приведения к присяге министра обороны. Основная суть документа – проведение масштабной модернизации Вооруженных Сил.
Новый президент США тогда подчеркнул, что трансформация должна проводиться в соответствии с военной политикой, смысл которой заключается в поддержании мира на основе дальнейшего укрепления военного потенциала государства, и выдвинул лозунг: «Мир через силу».
Этот курс был подтвержден в августе 2017 г., когда на ежегодной конференции разведывательного управления Министерства обороны США его глава заявил, что Америка готовится к войне нового поколения. В настоящее время Вооруженные Силы США осуществляют целый комплекс мероприятий военно-гражданского характера в Афганистане, Сирии, Пакистане, Сомали, Йемене, Ираке и других странах. До крайности обострилась ситуация вокруг Северной Кореи – Дональд Трамп и Ким Чен Ын уже успели померяться ядерными кнопками. Учитывая все эти факты, многие военные аналитики пришли к однозначному выводу, что и при новой администрации США продолжат наращивание своих Вооруженных Сил. И не ошиблись. Данное положение было полностью подтверждено в новой стратегии национальной безопасности.
В разработке этого документа принимали участие многие высокопоставленные лица, включая директора национальной разведки Дэна Коутса и министра торговли Стивена Мнучина. В нем учтены рекомендации дипломатов, военных, членов Конгресса, экспертов.
18 декабря 2017 г., члены Объединенного комитета начальников штабов во главе с генералом Джозефом Данфордом слушают выступление Дональда Трампа, оглашающего новую стратегию национальной безопасности США. |
В целом, по мнению некоторых аналитиков, тональность документа более «реалистичная и прагматичная» по сравнению с амбициями и идеализмом, характерными для предыдущей администрации. В отличие от весьма идеологизированной версии 2015 г. стратегия 2018 г. опирается на «принципиальный реализм», то есть нацелена на достижение конкретных результатов, а не на продвижение американских идеологических установок. В ней, в частности, указывается, что государственное устройство страны и стиль жизни американцев не могут быть перенесены без изменений в другие страны и не являются «вершиной прогресса» всего человеческого общества. «Мы не намерены распространять наши ценности на других», – говорится в документе.
В качестве ключевого национального интереса провозглашается защита американского народа, территории и образа жизни. Данный тезис являлся основополагающим и для всех предыдущих документов такого уровня. В стратегии Барака Обамы подчеркивалось, что к основным элементам оборонительного потенциала относятся, прежде всего, надежные системы разведки, ПРО, боеготовые наземные, воздушные и военно-морские силы. Дональд Трамп считает, что помимо военной составляющей, необходимо обеспечить ужесточение пограничного контроля и миграционной политики. По-прежнему необходимо продолжать борьбу с преступными группировками, распространением оружия массового поражения, источниками и причинами терроризма.
Второй раздел посвящен проблемам укрепления американской экономики. Именно мощная и инновационная экономика, подчеркивается в документе, позволяет США содержать крупнейшие в мире Вооруженные Силы, которые готовы эффективно защищать территорию страны и решать внешнеполитические задачи. В связи с этим планируется предпринять значительные усилия по восстановлению экономического потенциала государства по следующим направлениям:
– реформирование налоговой системы;
– дальнейшее развитие инфраструктуры;
– сокращение государственного долга;
– стимулирование образовательных программ.
И первые шаги уже сделаны. Подписаны документы, касающиеся модернизации налоговой системы. 18 декабря 2017 г., в день оглашения новой стратегии, недалеко от Сиэтла произошла крупная железнодорожная катастрофа, что дало Дональду Трампу повод заявить: «Мы слишком много денег тратим на Ближнем Востоке, а надо бы на собственную инфраструктуру». Практически разработан всеобъемлющий план продажи вооружения и военной техники в любые платежеспособные страны. То есть предполагается резкое увеличение экспорта вооружений, что, естественно, повлечет за собой возрастание риска развязывания военных конфликтов. За первый год пребывания Трампа у власти сумма денежных средств, полученных от продажи оружия, составила $42 млрд. На одном из официальных брифингов было заявлено, что основой национальной безопасности государства является именно экономическая безопасность, а самым мощным оружием Америки является ее ВВП.
Продвижение американского бизнеса – это одна из центральных задач администрации Трампа, невзирая на возможные негативные последствия. Так, один из военных экспертов высказал следующее мнение: «Фокус на защиту американских экономических интересов на глобальном рынке, где администрация в первую очередь видит соперников, а не партнеров, будет иметь негативные последствия для многосторонних торговых договоров в условиях глобальной экономики, для которой характерно сотрудничество». Он считает, что в долгосрочной перспективе такая позиция нанесет гораздо больший ущерб США, чем многосторонность, присущая мировой экономике сегодня.
В ближайшем будущем стратегическую авиацию США ожидает крупномасштабное переоснащение. |
Но в экономическом блоке стратегии присутствует критика именно чрезмерной глобализации, подчеркивается наличие дисбалансов в торговле в ущерб США. Поэтому руководство страны намерено добиваться модернизации действующих и подписания новых торговых соглашений, основанных на принципах свободного рынка и справедливости по-американски. Особый акцент предполагается сделать на развитии инновационных секторов экономики, расширении возможностей в сфере проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на обеспечении безопасности научных объектов и защите интеллектуальной собственности.
Третий раздел отражает намерения Вашингтона сохранить глобальное превосходство Вооруженных Сил США в качестве основы для продвижения американских интересов и реализации внешней политики с позиции силы. Для успешного решения этой проблемы предполагается продолжить наращивание боевых возможностей и боеготовности Вооруженных Сил, совершенствование процесса разработки и приобретения современных образцов ВВТ, поиск и внедрение перспективных технологий.
Руководству ВС США ставится задача подготовки к отражению всех видов угроз, включая конфликты, в которых страна не обладает полным превосходством в некоторых оперативных средах, в том числе при противодействии гибридным операциям. Что касается киберпространства, то оно стало для США весьма критичным полем боевых действий. Сегодня хакеры способны наносить ущерб национальным интересам государства, действуя как в пределах страны, так и за ее границами. В соответствии с положениями новой стратегии, враждебные намерения такого рода будут жестко и эффективно пресекаться всеми доступными средствами.
По поводу развития стратегических сил в документе отмечается, что страна должна поддерживать ядерный потенциал, «достаточный для сдерживания противников, поддержки союзников и партнеров, а также для достижения целей, если задачи сдерживания не будут выполнены».
Модернизации подвергнутся в основном ядерные силы. В ближайшем будущем планируется замена баллистических ракет наземного базирования на перспективные носители. Поступит на вооружение и новая ПЛАРБ типа Columbia, предстоит крупномасштабное переоснащение стратегической авиации. При этом в стратегии указано, что США «не нуждаются в достижении количественного паритета» с ядерными силами других государств. Декларируется также намерение продолжить совершенствование систем управления и обеспечения безопасности ядерного оружия (более подробно проблемы ядерных сил рассмотрены в новой стратегии «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США», вышедшей в январе 2018 г.).
В целом следует отметить, что в новой стратегии акцент ведения боевых действий сделан не на все операционные среды, а в основном на космос и киберпространство.
Что касается других сугубо военных аспектов документа, то в нем подчеркивается решимость национального военного руководства рас-смотреть возможность достижения новых соглашений по контролю над вооружениями, если они будут способствовать укреплению стратегической стабильности и содержать соответствующие механизмы верификации. Кроме того, в стратегии указывается, что решение задач национальной безопасности в значительной степени базируется на возможностях разведывательного сообщества по сбору, обработке и анализу политической, экономической и военной информации. Это позволяет США оперативно реагировать на новые угрозы и эффективно использовать Вооруженные Силы, боевые возможности которых во многом зависят от качества развединформации.
Предполагаемый внешний вид новой ПЛАРБ типа Columbia. |
Наибольшую обеспокоенность вызывает идея о возможности вести «превентивные» войны против стран, от которых исходит угроза национальным интересам США. Данное положение не содержит никакой новизны. Оно было изложено еще в стратегии Джорджа Буша-младшего в сентябре 2002 г. Там тоже содержалась идея о возможности «превентивных действий» в отношении «государств-изгоев и террористов». И через полгода после опубликования именно этот документ стал «идейным основанием» для вторжения в Ирак.
Словосочетание «холодная война» в стратегии фигурирует семь раз. У Барака Обамы в аналогичном документе двухлетней давности она упоминается лишь дважды. Так что ситуация, без сомнения, ухудшается. Об этом не молчат и американские политологи. Так, один из них заявил: «Сейчас идет новая «холодная война», агрессивнее прошлой и опаснее ее. Правы те, кто говорит, что ссудный день сейчас ближе, чем был в октябре 1962 года».
При новом президенте военные расходы существенно возросли. Его проект военного бюджета предусматривал расходы в $600 млрд. Но в Конгрессе решили, что военному сектору нужно еще больше средств. Поэтому в этом году Пентагон должен получить рекордные $700 млрд. В ближайшем будущем будет опубликована «Национальная военная стратегия», которая более подробно осветит все военные вопросы.
В соответствии со стратегией Трампа, в области внешней политики США планируют наращивать продвижение национальных интересов через развитие прочных двусторонних, а не многосторонних связей, а также использование инструментов «экономической дипломатии».
Четвертый раздел посвящен укреплению американского влияния в мире. Данную задачу предполагается решать путем задействования инструментов «мягкой силы», применяя политические, дипломатические, экономические, финансовые рычаги воздействия, занимаясь пропагандой американских ценностей и принципов. При этом предполагается активно использовать потенциал частного бизнеса и торгово-экономические стимулы.
В новой американской стратегии «холодная война» фигурирует семь раз, а в аналогичном документе, принятом при президенте Бараке Обаме, это словосочетание упоминалось лишь дважды. |
В пятом разделе перечисляются основные группы угроз, с которыми сталкиваются США. Прежде всего, это такие «ревизионистские государства», как Китай и Россия. Последовательность именно такая – сначала Китай, а затем Россия. В документе подчеркивается: «Изменения в региональном балансе сил могут иметь глобальные последствия и угрожать национальным интересам страны. Рынки, сырье, системы коммуникаций, людские ресурсы находятся внутри ключевых регионов мира, но и имеют свойство перемещаться между ними. Китай и Россия стремятся к проецированию своей силы во всем мире». Дональд Трамп в своем выступлении отметил, что обе страны полны решимости создать мир, не соответствующий американским интересам и ценностям, хотя ранее США намеревались выстроить с ними «лояльные партнерские отношения». В документе указывается, что КНР и РФ представляют собой силы, которые стремятся «подорвать существующий мировой порядок». Упоминаются действия Москвы в Грузии и на Украине, а Пекина – в Южно-Корейском море, где он претендует на ряд островов. В упрек КНР ставится также намерение ее руководства втянуть страны западного полушария в орбиту своих интересов путем предоставления им государственных субсидий, а также установить свое экономическое и военное доминирование в Африке. Китай рассматривается как главный стратегический конкурент США.
До настоящего времени политика Соединенных Штатов строилась на допущении о том, что контакты с противниками и их включение в международные структуры и мировую торговлю превратят их в неопасных партнеров, которым можно доверять. Соперничество с этими двумя странами «требует от США пересмотра политики последних двух десятилетий». Данное положение имеет существенное значение именно в контексте отношений США с Китаем. Востоковед Василий Кашин (Институт Дальнего Востока) считает, что «формальное объявление Китая ревизионистской страной – это важный шаг, конец долгим дискуссиям, которые шли в американском экспертном сообществе. Американские политологи спорили, сможет ли Китай встроиться на определенных условиях в созданный США миропорядок. Теперь официальная точка зрения – не сможет. И соперничество будет только нарастать». Он полагает, что в перспективе противоречия между двумя странами будут носить системный характер. В силу того, что Китай поставил перед собой задачу к 2050 г. выйти по соотношению потребления к ВВП на уровень развитых стран, он должен будет осуществить очень крупное перераспределение влияния в мировой экономике, что, естественно, противоречит национальным интересам США.
Дональд Трамп считает, что США слишком много денег тратят на Ближнем Востоке, а надо бы – на собственную инфраструктуру. |
Противоречия с Россией, по мнению Василия Кашина, носят не системный, а локальный характер. Теперь для Белого дома Россия не является региональной державой с «разорванной в клочья экономикой», это не бензоколонка с ракетами, а соперник на мировой арене. И вполне логично было бы искать точки соприкосновения для сотрудничества. Но в стратегии Трампа об этом не упоминается. Член Совета Федерации бывший посол России в США Сергей Кисляк считает, что новая стратегия «отнюдь не означает, что США настроены на выстраивание партнерских отношений с Россией». По его мнению, «на поиск компромиссов эта концепция точно не тянет. Потому что выстроена она главным образом через призму обеспечения американских интересов путем силового, экономического и пропагандистского давления на остальных».
«Ревизионистские страны» в стратегии четко отделены от «стран-изгоев» – Северной Кореи и Ирана, которые, с точки зрения авторов документа, являются менее серьезными угрозами. Тем не менее в отношении этих государств предполагается действовать достаточно жестко – «донести до сознания противников, что мы сможем победить и победим их, а не только покараем в том случае, если они нападут на США».
В последнюю группу угроз входят транснациональные террористические организации и организованные преступные группировки. Новая стратегия предусматривает активное противостояние им на мировой арене. Представляя свою стратегию, Дональд Трамп заявил, что Америка сокрушила «Исламское государство» (организация, запрещенная на территории РФ) в Ираке и Сирии. И войска США продолжат преследовать террористов до тех пор, пока они не будут полностью уничтожены. Хотя факты говорят о другом. В частности, есть информация, что в Сирии в конце августа 2017 г. вертолеты сил специальных операций США в провинции Дейр-эз-Зор эвакуировали командный состав боевиков «Исламского государства», в частности, из города Аль-Мухасан американский спецназ вывез одного из главарей ИГ Абу Хузайма аль-Магриби. В провинции Аль-Тибни были «спасены» боевики – выходца из европейских стран.
При рассмотрении аспектов региональной политики на первое место в стратегии поставлен европейский регион, именно здесь находятся союзники США по НАТО. «Только стабильная и процветающая Европа может способствовать безопасности США и защите наших общих интересов и идеалов». Как подчеркивается в документе, НАТО является самым эффективным инструментом обеспечения безопасности, и США надеются, что к 2024 г. страны альянса все же увеличат свои оборонные расходы до 2% ВВП. Как известно, ранее Дональд Трамп высказывал противоположное мнение о блоке. Но в стратегии, видимо, под давлением политического истеблишмента, зафиксировано, что Европа станет еще более стабильным регионом, когда все государства НАТО возьмут на себя большие обязательства и расходы в рамках защиты общих интересов и ценностей.
В день оглашения новой стратегии национальной безопасности США недалеко от Сиэтла произошла крупная железнодорожная катастрофа. |
Рост региональных и глобальных амбиций Китая продолжит оставаться основным фактором, обусловливающим для Белого дома необходимость наращивания своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе для сдерживания Пекина. Именно КНР, по мнению американских аналитиков, трансформируется в ведущую мировую державу, способную составить реальную конкуренцию США, прежде всего в экономической и военной областях.
Сохранение территориальных споров между ведущими государствами региона, расширение масштабов террористической активности и дальнейший рост популярности идей насильственного экстремизма, нелегальное распространение отдельными государствами АТР ракетного оружия, технологий по производству ОМП, ставка КНДР на необходимость совершенствования национального ракетно-ядерного потенциала – все эти негативные проблемы, как считает новая американская администрация, можно решить только силой. Мощное военное присутствие продолжит играть ключевую роль в реализации азиатской политики Вашингтона. США намерены и в дальнейшем осуществлять реконфигурацию передового военного присутствия, оптимизацию инфраструктуры, создание благоприятных условий для переброски дополнительных сил ВС США как в страны АТР, так и на Ближний Восток, расширять экономические связи со странами этих регионов, снижать дефицит торговли, повышать привлекательность для местного населения американских идей и ценностей, содействовать созданию положительного имиджа Соединенных Штатов.
В отличие от стратегии безопасности времен Обамы, в новой редакции не упоминаются климатические изменения в качестве угрозы, нет речи и о поиске возможности создания мира без ядерного оружия. Напротив, говорится об увеличении численности Вооруженных Сил и увеличении ассигнований на военные нужды. В документе делается упор на укрепление ПРО и развертывание более современного ядерного оружия. В стратегии нет и намека на то, что противники США – это их идеологические противники. Ушла в прошлое эпоха, когда внешняя политика Америки мыслилась как противостояние «сил добра» («свободного мира» с американцами во главе) «силам зла». Теперь, судя по стратегии Трампа, самыми надежными союзниками Америки являются ее экономика и Вооруженные Силы. В документе говорится: «Сила США должна оставаться неизменной и самодостаточной, необходимо инициировать соревновательную дипломатию, сфокусированную на защите американских интересов». Те, с кем необходимо бороться с помощью такой дипломатии в настоящее время, в стратегии указаны четко – Китай и Россия.
В целом, проанализировав данный документ, можно сделать вывод, что это достаточно пропагандистский материал. Невысокий рейтинг президента подрастает, когда он совершает поездки за рубеж, где заключает выгодные контракты, или предпринимает еще какие-либо действия на внешнеполитической арене. Он ориентируется в основном на свою электоральную базу – консервативных республиканцев. И основные положения документа предназначены именно им.
Из стратегии исчез такой постулат, как «продвижение демократии в мире». Соперничество предлагается перенести в экономическую плоскость, а также на укрепление внутренней безопасности. На практике для России такое мировоззрение может означать усиление санкций как метода не только давления, но и «отжатия» рынков, а также усиления действий в киберпространстве. При этом, соперничая с такими странами, как Китай и Россия, США будут действовать самостоятельно, без оглядки на международные организации и международное право.
Забыты и все прежние уверения о намерении действовать в соответствии с новыми реалиями возникающего многополярного мира – Америка превыше всего.
В новой стратегии национальной безопасности США зафиксировано, что НАТО должно взять на себя больше расходов в рамках защиты общих интересов и ценностей в Европе. |
Складывается впечатление, что данный документ представляет собой неоднозначный синтез традиционных подходов США последних десятилетий и идеи президента о первенстве Америки. Журнал Atlantic отмечает: «В стратегии не так уж много характерных для Дональда Трампа положений, большая его часть отражает ценности и приоритеты предшественников». А сотрудник одного из вашингтонских институтов политического анализа даже заявил, что это возврат к XIX веку. Эксперт из Atlantic полагает, что вне зависимости от содержания документа конкретное наполнение американской внешней политики все же будет зависеть от труднопредсказуемого главы Белого дома, который может принимать решения вопреки мнению окружающих. Обозреватель же газеты The Washington Post предостерегает, что разница в подходах президента и авторов документа может привести к тому, что стратегия станет «формальным академическим документом, лишенным практического значения». Скорее всего, данная точка зрения является наиболее ценной.
Двоякость в политике США из-за разности в подходах президента и его окружения наглядно проявляется и на примере связей с Россией. Под влиянием целого ряда факторов, включая антироссийскую истерию в Вашингтоне, Дональду Трампу за год президентства редко удавалось предпринять практические шаги для сближения с Москвой. С одной стороны, Россия и в новом документе включена в группу основных вызовов для США. В бюджете на 2018 г. вновь предусмотрены средства ($4,6 млрд.) на инициативу по сдерживанию России и продвижению НАТО на Восток. Продолжает действовать запрет на сотрудничество с российскими военными. А с другой стороны, в новой стратегии в качестве приоритета выдвигается положение о «расширении обмена разведывательными данными с зарубежными партнерами для предотвращения террористических актов». Примером такого сотрудничества между США и Россией служит недопущение совершения теракта в Санкт-Петербурге. «Очевидно, что это позитивный пример того, чего могут добиться наши страны, работая вместе», – заявил в этой связи посол Российской Федерации в США Анатолий Антонов.
Но не стоит особо обольщаться. В соответствии с новой стратегией политика сдерживания России будет вестись жестко. И такая позиция носит долговременный характер, вне зависимости от политических перемен внутри США, того, какая бы группировка ни приходила к власти. Это будет продолжаться до тех пор, пока Россия остается преградой на пути к главной цели Вашингтона – сохранению позиции США как единственного мирового лидера.
Ольга Андреевна СУХАРЕВА – старший научный сотрудник НИИ Министерства обороны РФ, полковник