Украинский вклад в ракетные успехи Ким Чен Ына
Новая ракета «Хвасон-15» способна доставить ядерный боезаряд до Лос-Анджелеса и Сан-Франциско

Советское ракетное наследство в цехах «Южмаша».

29 ноября 2017 г. в 2 час. 48 мин. по Пхеньянскому стандартному времени в КНДР был проведен запуск баллистической ракеты (БР) «Хвасон-15» (по американской классификации – KN-22). Ее головная часть, как обычно, упала в глубоководную часть Японского моря на расстоянии 950 км от места старта.

Высота полета достигла 4,5 тыс. км, а его продолжительность – 54 минут, включая работу двигателя первой ступени в течение 128 секунд и двигателя второй ступени – 161 секунды. Это свидетельствует о новом достижении северокорейских ракетостроителей: увеличена как продолжительность (на 7 минут), так и высота (на 700 км), а значит – и дальность полета, если бы ракета летела по траектории стрельбы на максимальную дальность. При этом большой головной обтекатель ракеты прятал головную часть неизвестного веса.

Владимир ЕВСЕЕВ

Падение головной части ракеты «Хвасон-15» произошло в 250 км от японской префектуры Аомори, то есть в исключительной экономической зоне этой страны. Радиолокационные станции зафиксировали разделение ракеты на три части. Это свидетельствует о том, что ракета «Хвасон-15» является двухступенчатой (третья часть ракеты – отделяемая головная часть).

Ким Чен Ын осмотривает термоядерную боеголовку во время визита в Институт ядерного оружия КНДР.

По имеющейся информации, в ходе состоявшегося пуска был испытан именно новый тип баллистической ракеты, которая имела ряд отличий от «Хвасон-14», хотя по конструкции обе БР являются двухступенчатыми жидкостными).

Во-первых, первая ступень ракеты «Хвасон-15» была оснащена двухкамерной двигательной установкой с управляемым вектором тяги, у которой существуют проблемы с подачей компонентов топлива (на первой ступени ракеты «Хвасон-14» установлен однокамерный ракетный двигатель с четырьмя двигателями малой тяги для управления направлением движения). Первая ступень ракеты «Хвасон-15» не имеет вспомогательных двигателей (двигателей малой тяги).

В США считают, что в качестве двигателя первой ступени ракеты «Хвасон-15» был использован либо двухкамерный ракетный двигатель, наземные испытания которого прошли в сентябре 2016 г. (тогда его тяга составила 80 тонн), либо модифицированный двухкамерный ракетный двигатель, впервые испытанный на земле в марте 2017 г. (аналог советского ракетного двигателя РД-250). Последний двигатель в однокамерной конфигурации использовался в баллистических ракетах «Хвасон-12» и «Хвасон-14».

Запуск баллистической ракеты «Хвасон-15».

Следует обратить внимание на тот факт, что ракетный двигатель РД-250 был разработан во второй половине 1960-х гг. для Конструкторского бюро «Южное» (г. Днепропетровск) в рамках создания межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 (более совершенная МБР Р-36М2 «Воевода» до сих пор стоит на вооружении РВСН РФ). Северокорейские специалисты проявляли к указанному типу ракетного двигателя серьезный интерес как минимум с 2011 г. Помимо этого, они хотели получить доступ к технологиям используемого этой ракетой топлива, жаростойким материалам для камеры сгорания ее первой ступени и системе управления. И, скорее всего, к 2016 г. Пхеньяну удалось достичь поставленной цели.

На украинском направлении США проявили удивительную беспечность. При подготовке свержения власти Виктора Януковича они даже не подумали о возможности утечки с территории Украины ядерных и ракетных технологий. И это при том, что ранее Киев уже нарушал Режим контроля за ракетными технологиями. Так, в 2000-2001 гг. украинской специализированной внешнеторговой фирмой «Прогресс» (дочерняя структура государственного предприятия «Укрспецэкспорт») были осуществлены нелегальные поставки в Китай и Иран крылатых ракет

Х-55СМ и Х-55, способных доставлять ядерный боезаряд мощностью 200 кт на расстояние до 3 тыс. км. При этом использовались поддельный контракт и сертификаты конечного пользователя.

Сборка ракеты Р-36 на «Южмаше».

Учитывая достаточно прозрачную китайско-северокорейскую границу, определенные возможности для КНДР создал и факт массового переезда украинских специалистов, в том числе в области ракетостроения, в Китай. В частности, по некоторым данным, за последние годы около 1200 ракетных специалистов и членов их семей из Конструкторского бюро «Южное» покинули территорию Украины. И это не удивительно, так как ныне указанное предприятие работает всего один день в неделю, сотрудникам выплачивается мизерная зарплата, на которую невозможно прожить, а его полное закрытие – лишь вопрос времени.

Сегодня цеха бывшего флагмана советского ракетостроения пустуют, за последние годы около 1200 ракетных специалистов покинули территорию Украины.

С учетом украинского фактора и на фоне накопленного в КНДР за последние десятилетия собственного опыта в ракетостроении, все это привело к серьезным успехам Пхеньяна в создании жидкостных баллистических ракет межконтинентальной дальности стрельбы «Хвасон-14» и «Хвасон-15».

Во-вторых, имеются отличия второй ступени ракет «Хвасон-14» и «Хвасон-15». В частности, увеличение диаметра второй ступени позволило нарастить емкость топливных баков окислителя и горючего. Это, в свою очередь, потребовало изменения носового конуса, соединяющего первую и вторую ступени ракеты. Скорее всего, ракетный двигатель второй ступени ракеты «Хвасон-15» аналогичен тому, который установлен на второй ступени ракеты «Хвасон-14».

Оставшиеся на родине готовы последовать их примеру.

В-третьих, увеличение стартового веса БР «Хвасон-15» потребовало изменения ее подвижного носителя, количество осей которого было увеличено с восьми до девяти. Это говорит уже о том, что северокорейские специалисты могли модернизировать китайский тягач WS51200 с колесной формулой 8х8 и, возможно, начать его производство в КНДР.

В-четвертых, разведка США выявила подготовку к летному испытанию баллистической ракеты «Хвасон-15» за 72 часа до ее старта. Более поздняя информация подтвердила это. Так, за три часа до старта начались непосредственные подготовительные работы, а за два часа – ракета была установлена вертикально на пусковом столе для заправки топливом. В это время северокорейская БР наиболее уязвима для поражения высокоточным оружием со стороны США или Южной Кореи.

Остаются неясными следующие вопросы:

1. Каков забрасываемый вес ракеты «Хвасон-15»? Головная часть запущенной 29 ноября БР могла быть облегченной, то есть не иметь весового имитатора термоядерного боезаряда, что обусловлено недостаточной тягой двигателей первой и второй ступеней ракеты.

2. Каков уровень тепловой защиты головной части ракеты? По американским данным, он недостаточен для доставки ядерного или термоядерного боезаряда на территорию США.

3. Каковы максимальная и предельная дальности полета ракеты «Хвасон-15» с головной частью массой около 1 тонны, что достаточно для доставки термоядерного боезаряда?

4. Какова точность стрельбы ракеты «Хвасон-15»?

Для транспортировки БР «Хвасон-15» северокорейские специалисты модернизировали китайский тягач WS51200 и, возможно, уже начали его производство в КНДР.

Как отметили в Пхеньяне, «испытания были проведены по личному приказу лидера КНДР Ким Чен Ына в ответ на враждебную политику Вашингтона. В зоне поражения новой межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-15» находится вся материковая часть США». Некоторые американские эксперты подтвердили, что максимальная дальность полета «Хвасон-15» составляет 13 тыс. км. Но скорее всего, эти данные являются завышенными для доставки ядерного боезаряда даже весом 600 кг, в том числе потому, что по своим техническим характеристикам новая ракета близка к БР «Хвасон-14».

Спустя всего шесть минут после старта северокорейской ракеты «Хвасон-15» Вооруженные Силы Республики Корея начали военные учения, которые включали пуски различных типов ракет на суше, в море и воздухе. При этом были отработаны точечные ракетные удары по территории КНДР. В целом южнокорейская армия была приведена в повышенную боевую готовность. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин заявил: «Северная Корея должна немедленно отказаться от своих безрассудных устремлений, которые приведут к ее изоляции и краху, и сесть за стол переговоров. Пока она не прекратит ракетных и ядерных испытаний, прочный мир на Корейском полуострове невозможен. Международному сообществу в этой ситуации остается только продолжать политику давления и строгих санкций в отношении Пхеньяна».

С учетом случившегося США продолжают рассматривать в отношении КНДР все сценарии дальнейшего развития событий, в том числе силовые. Это фактически подтвердил президент Дональд Трамп: «Некоторое время назад Северная Корея осуществила пуск ракеты. Я скажу только, что мы позаботимся об этом. Я уже обсудил это с министром обороны генералом Мэттисом. Это ситуация, с которой мы справимся. В нашей позиции по отношению к Пхеньяну ничего не изменилось. Мы к этому относимся очень серьезно».

Старт БР «Хвасон-14».

Следует отметить, что пуск ракеты «Хвасон-15» стал первым после более чем двухмесячной паузы. Это позволило России предложить поэтапный план урегулирования кризиса на Корейском полуострове, который включал прекращение в КНДР ядерных (термоядерных) испытаний и запусков баллистических ракет большой дальности в ответ на то, что США и Южная Корея существенно снизят военную активность и масштабы совместных учений. Затем могли последовать прямые переговоры между Пхеньяном и Вашингтоном, чего так добиваются в КНДР.

Однако, как показывают происходящие на Корейском полуострове события, ни та, ни другая стороны конфликта к диалогу пока не готовы. Так, 4 декабря 2017 г. США и Южная Корея начали на Корейском полуострове масштабные военно-воздушные учения Vigilant Ace. В них задействованы около 230 самолетов, включая шесть американских истребителей пятого поколения F-22. Ввиду полного превосходства над КНДР в сфере военно-воздушных сил даже со стороны Республики Корея, эти учения носят наступательный характер, что провоцирует жесткую ответную реакцию со стороны Пхеньяна.

Таким образом, КНДР с помощью украинских специалистов и украинских технологий продолжает модернизировать свои баллистические ракеты большой дальности. При этом в отношении ракеты «Хвасон-15» можно предположить:

1. Процесс отработки указанного типа ракеты еще не завершен, что требует продолжения ее летных испытаний.

2. На БР «Хвасон-15» планируется размещать термоядерный боезаряд, который пока еще не готов для установки в головную часть ракеты (возможно, потребуется проведение в КНДР нового испытания термоядерного взрывного устройства).

3. Пока ракета «Хвасон-15» способна доставить ядерный боезаряд лишь до Гавайских островов и, возможно, до Лос-Анжелеса и Сан-Франциско.

Отличия от более совершенной «Хвасон-15» хорошо заметны.

4. Данный ракетный комплекс еще не принят на вооружение в КНДР, а его использование планируется исключительно против США в качестве элемента ядерного сдерживания.

5. Точность стрельбы ракеты «Хвасон-15» остается невысокой (предельное отклонение головной части от точки падения может превышать 5-8 км) ввиду несовершенства ее систем прицеливания и управления.

Владимир Валерьевич ЕВСЕЕВ – заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS