Сухопутные войска (Армия) США (United States Army) являются основным компонентом сил общего назначения и предназначены для ведения военных действий на континентальных и океанских ТВД. Они состоят из формирований регулярных войск и резервных компонентов, которые организационно сведены в три основных командования, шесть зональных, три функциональных и 12 командований (учреждений) центрального подчинения. |
Административное управление Сухопутными войсками (СВ) осуществляет министр армии (гражданское лицо) через начальника штаба армии. В оперативном отношении группировки СВ входят в состав объединенных командований ВС США и подчинены их командующим. Резервные компоненты состоят из формирований Сухопутных войск Национальной гвардии и резерва армии.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
Военно-политическое руководство (ВПР) США в настоящее время проводит комплекс мероприятий, направленных на реформирование Сухопутных войск. Основные мероприятия строительства и развития Армии США определены в «Плане строительства Сухопутных войск» (The Army Plan) и докладе начальника штаба армии «Последовательность развития. Американские войска решительных действий». Важнейшими мероприятиями являются: дальнейшее развитие добровольного способа комплектования и улучшение подготовки личного состава; совершенствование подготовки командного состава к действиям в сложных условиях обстановки; глобальное реагирование и формы регионального задействования СВ; поддержание боевой готовности и модернизация СВ; повышение преданности профессии; оптимизация организационно-штатной структуры и боевого состава; совершенствование форм и методов боевой подготовки личного состава; оснащение войск современными образцами вооружения и военной техники; широкомасштабное внедрение новых информационных технологий.
Первый этап для поступления на службу в Армию США – вербовочный пункт. |
В связи с этим командование Сухопутных войск уделяет особое внимание совершенствованию системы комплектования и подготовки личного состава всех категорий.
Необходимо отметить, что Сухопутные войска США в мирное время комплектуются добровольцами. Отбор в регулярные войска осуществляется по экстерриториальному, а в резервные компоненты – по территориальному принципу. Непосредственно вопросами комплектования и организации обучения военнослужащих СВ занимается Командование учебное и научных исследований по строительству СВ (TRADOC – United States Army Training and Doctrine Command, Форт-Юстис, шт. Виргиния), которое осуществляет свою деятельность в рамках концепции строительства Сухопутных войск США «Войска-2025 и их последующее развитие».
В результате изменения этнического состава населения США в Вооруженных Силах проходит военную службу большое количество афроамериканцев, увеличивается поток выходцев из Латинской Америки и стран Карибского бассейна (в основном из Мексики). Отмечаются недостаточные интеллектуальные способности четверти молодежи, около 75% американцев в возрасте от 17 до 24 лет отличаются слабым здоровьем или имеют судимость, у многих нет сертификата о полном среднем образовании.
ПОДБОР И ПОДГОТОВКА РЯДОВОГО И СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА
Согласно руководящим документам Сухопутных войск США, раскрывающим особенности подбора и подготовки рядового и сержантского состава, кандидаты, желающие служить в СВ, должны отвечать следующим требованиям: гражданство США, возраст – от 17 до 42 лет, наличие среднего образования, отсутствие судимости, наличие необходимых физических данных с учетом ограничений по росту и весу. Отбор кандидатов проводится круглогодично, специально подготовленными сержантами первого класса (вербовщиками), которые приписаны к вербовочным пунктам, развернутым на территории всех штатов. Их общее количество достигает 1200 ед. Работа организована в четыре этапа.
Первый этап в системе комплектования и обучения – это прибытие на вербовочный пункт, при этом доброволец с помощью вербовщика-сержанта заполняет пакет первоначальных документов. Сержант проверяет правильность их оформления и определяет соответствие кандидата предъявляемым требованиям.
Командование набора добровольцев организационно подчинено Командованию учебному и научных исследований по строительству СВ (TRADOC). |
На втором этапе вербовщик сопровождает добровольца на пункт приема на военную службу для тестирования, сдачи квалификационных экзаменов и прохождения медицинской комиссии. Тестирование проводится на компьютере в течение трех часов и заключается в ответе на 200 вопросов по девяти областям знаний, в том числе по математике, химии и физике. В обязательном порядке проверяется знание английского языка. Медицинская комиссия исследует такие показатели, как артериальное давление (допустимое 145/85), зрение на цветоощущение, определение близорукости или дальнозоркости, слух, анализ крови, в том числе на наличие наркотиков, и т.д.
По результатам квалификационных испытаний и медкомиссии кандидату предлагается для рассмотрения и подписания контракт, в котором указывается военно-учетная специальность и минимальный срок нахождения на военной службе ( в основном – шесть лет). В течение этого срока доброволец по желанию может служить в регулярных войсках или в резерве. Полностью согласованный контракт включается в компьютерную базу данных, при этом кандидат оставляет также свой отпечаток пальца в знак согласия. На следующий день в специальном зале торжеств кандидат принимает военную присягу.
Третий этап – это пребывание в батальоне приема новобранцев в течение трех-семи дней в зависимости от военно-учетной специальности. Здесь проводятся дополнительные медицинские исследования: углубленная проверка иммунной системы, зрения, слуха, определяется группа крови; осуществляется вакцинация; берется тест на беременность и на туберкулез. Новобранцы подвергаются также проверке на благонадежность. В дальнейшем им (бесплатно) выдается комплект военной формы одежды и медицинские средства индивидуальной защиты (солнцезащитные фильтры, ушные вкладыши для защиты от шума и др.).
После всесторонних проверок, включая проверку на благонадежность, американские новобранцы погружаются в суровые армейские будни. |
Четвертый этап – образовательный.
Система подготовки военнослужащих рядового и сержантского состава подразделяется на две фазы.
Первая фаза – обучение в военно-учебных заведениях по программе начальной военной подготовки, профессиональной военной подготовки и подготовки по военно-учетной специальности (ВУС).
Вторая фаза – тактическая подготовка в составе подразделения.
Следует подчеркнуть, что организация обучения всех категорий военнослужащих возлагается на TRADOC. В его состав входят Командование набора добровольцев, Командование вневойсковой подготовки, три центра (начальной военной подготовки, родов войск, интеграции возможностей Сухопутных войск), которым в свою очередь подчинены восемь учебных центров. Это центры развития навыков по децентрализованному управлению, механизированных войск, артиллерии, армейской авиации, боевых действий в киберпространстве, военной разведки, обеспечения механизированных войск, подразделений снабжения. В составе центров находится 37 школ, которые ведут подготовку военнослужащих по различным ВУС. Непосредственно командующему подчинен Институт подготовки военных специалистов с Училищем главных сержантов.
Отличительный признак сержанта-инструктора американских «учебок» – шляпа медведя Смоки, иногда также именуемая соковыжималкой. |
После периода адаптации в батальоне приема новобранцев они направляются в учебные подразделения и распределяются по учебным взводам, каждый численностью 60 человек. Командный состав взвода состоит из офицера в звании капитана и трех сержантов-инструкторов.
Начальная военная подготовка военнослужащих рядового состава подразделяется на пять ступеней и осуществляется в четырех учебных центрах: Форт-Беннинг (шт. Джорджия), Форт-Джексон (шт. Южная Каролина), Форт-Леонард Вуд (шт. Миссури) и Форт-Силл (шт. Оклахома).
Первые три ступени (красная, белая, голубая) – это основная подготовка продолжительностью 10 недель. Новобранцы изучают структуру Сухопутных войск, этические нормы поведения военнослужащих, приемы оказания первой медицинской помощи, правила реагирования на сексуальные домогательства в армии, проводятся занятия по физической подготовке и психологической устойчивости. Вторая ступень включает занятия по огневой подготовке. Проводятся занятия по изучению различных видов вооружения и военной техники Сухопутных войск. Третья ступень предусматривает приобретение практических навыков ведения боевых действий в городе.
По окончании основной подготовки проводится контроль полученных знаний и практических навыков. Так, по физической подготовке новобранцы должны набрать не менее 60 баллов при выполнении трех зачетных упражнений (отжимание в упоре лежа, подтягивание и бег на две мили). Они должны уметь поддерживать оружие в исправном состоянии, пользоваться противогазом, оказывать первую медицинскую помощь, уверенно действовать на поле боя, показывать высокие результаты при совершении пешего марша, выполнять нормативы по ориентированию на местности в составе группы из четырех человек. Новобранцам, успешно прошедшим испытания, вручается черный берет.
Следующие две ступени (черная и золотая) – это углубленная подготовка продолжительностью 10 недель. На классных и практических занятиях новобранцы получают знания и приобретают практические навыки по своей военно-учетной специальности. Например, освоение специальности «Эксплуатация системы Striker» включает изучение значительного объема теоретических вопросов, структуры и функционирования 22-х различных технических подсистем. Специалист по ремонту компьютерных систем обнаружения обязан освоить около 20 технических подсистем. Необходимо отметить, что во время подготовки по специальности новобранцы получают только базовые знания и практические навыки. В период подготовки по специальности обязателен также восьмичасовой курс финансовой подготовки. Дальнейшее совершенствование полученных знаний происходит в течение последующего срока службы. После прохождения пяти ступеней обучения новобранцы направляются в войска для прохождения военной службы согласно контракту.
Программа профессиональной военной подготовки направлена на совершенствование тактических и технических знаний младшего командного состава и включает четыре курса.
Горная подготовка в Центре специальных способов ведения войны им. Дж. Ф. Кеннеди – кузнице кадров ССО США. |
Первый – это начальный курс командирской подготовки, рассчитанный на недавно произведенных в сержанты и кандидатов для присвоения сержантского звания. Курс длится четыре недели и завершается четырехдневными полевыми учениями. Содержание курса включает приобретение командных навыков и методики обучения подчиненного личного состава. По окончании курсов присваивается звание «штаб-сержант» и проводится зачисление на курс второго уровня.
Второй – основной курс командирской подготовки, в ходе которого сержанты изучают основы боевого управления отделением, вопросы боевого и тылового обеспечения, а также методику руководства подчиненными. Продолжительность курса второго уровня составляет – от двух до 19 недель, в зависимости от ВУС.
Третий – курс углубленной подготовки сержантского состава, который включает совершенствование теоретических знаний и практических навыков, морально-психологических качеств, необходимых командиру взвода и его заместителю при подготовке и ведении боевых действий.
Четвертый – подготовка военнослужащих, показавших высокие результаты учебы в училище главных сержантов (Форт-Блисс, шт. Техас) в течение девяти недель. Здесь курсанты приобретают теоретические знания по основам штабной и командной деятельности сержантов Сухопутных войск. Особое внимание уделяется тематике занятий, направленной на обучение и воспитание личного состава.
Подготовка по военно-учетной специальности включает занятия на специализированных курсах в целях усовершенствования военно-технических навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Она осуществляется в течение всей военной службы и является крайне важной для повседневной и боевой деятельности личного состава.
Вторая фаза – тактическая подготовка в составе подразделений, в ходе которой отрабатываются приобретенные ранее навыки при выполнении боевых задач в составе подразделения и во взаимодействии с формированиями других видов ВС и союзниками. Данная фаза подготовки проходит в Национальном учебном центре (Форт-Ирвин, шт. Калифорния), Объединенном учебном центре боеготовности (Форт-Полк, шт. Луизиана) и Учебном центре механизированных войск в Хохенфелс (Германия). Основной формой проведения занятий являются военные игры.
В целях повышения уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также более широкого привлечения на военную службу добровольцев, американским военнослужащим предоставлены широкие возможности для совершенствования своих знаний в системе школ Сухопутных войск в период прохождения службы. Как правило, занятия проводятся в свободное от службы время. Обеспеченность учебно-материальной базы новейшими цифровыми технологиями позволяет организовать обучение по различным предметным областям непосредственно на объектах постоянного базирования. Военнослужащие также имеют право получать образование в очной или заочной форме.
Рядовой и сержантский состав резерва первой очереди (организованный и индивидуальный боеготовый) проходит военную подготовку, которая включает 48 четырехчасовых занятий в год и ежегодные лагерные сборы продолжительностью не менее 14 дней и не более одного месяца (резервисты организованного резерва в составе формирований). Резервисты, не входящие в состав частей и подразделений, в зависимости от ВУС проходят подготовку в объеме 48, 36, 24 и 12 занятий в год. Кроме того, они привлекаются на ежегодные 12- и 14-дневные лагерные сборы. Основной формой подготовки индивидуального боеготового резерва вследствие его высокого профессионального уровня является проведение ежегодных сборов продолжительностью 14, 30 и 45 дней в зависимости от специальности.
Новоиспеченный рейнджер. |
КОМПЛЕКТОВАНИЕ СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Особенность комплектования личным составом сухопутного компонента Сил специальных операций (ССО) заключается в том, что он остается добровольным, однако требования к кандидатам значительно выше, чем к другим категориям военнослужащих. Среднестатистический облик бойца, который выбрал службу в ССО, должен быть следующим: средний возраст – около 30 лет, женат, имеет двух детей, знает хотя бы один иностранный язык, имеет восьмилетний опыт службы в силах общего назначения.
К кандидатам для службы в ССО предъявляются следующие требования: наличие парашютной подготовки, способность проплыть 50 метров в полном обмундировании, соответствие здоровья повышенным медицинским показателям, высокая психологическая устойчивость, наличие допуска к работе с секретными документами, отсутствие склонности к употреблению алкоголя и наркотиков, учет предполагаемого региона задействования военнослужащего, отсутствие ограничений по военно-учетным специальностям.
Основным учебным заведением в сухопутном компоненте ССО является Центр и школа специальных способов ведения войны им. Дж. Ф. Кеннеди (Форт-Брагг, шт. Сев. Каролина). Она выведена из подчинения Командования учебного и научных исследований по строительству СВ и непосредственно подчинена командованию ССО Сухопутных войск. Ежегодно здесь обучается 1400 курсантов из США и других государств, проводится около 100 различных курсов, готовятся специалисты для групп специального назначения, а также для подразделений информационного обеспечения и связям с гражданской администрацией. Занятия проводятся шесть раз в неделю, по 16 часов в день.
Подготовка личного состава для подразделений «рейнджер» организована в пехотной школе в Форт-Беннинг (шт. Джорджия). Особое внимание уделяется развитию таких качеств, как агрессивность, азарт, наступательный порыв, равнодушие к ужасам окружающей обстановки и др. Подготовка в составе подразделений связана с проведением групповых занятий в горной, пустынной, лесистой, болотистой местностях и в различных климатических условиях по мере отработки теоретических вопросов. Военнослужащие, успешно закончившие обучение, получают право носить на левом плече нашивку с надписью «рейнджер».
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА
Высшее военное образование предоставляет Университет сил специальных операций, подчиненный непосредственно командующему объединенным командованием ССО. Его слушателями являются представители офицерского и сержантского состава ВС США и других государств. Ежегодно здесь обучается до 5000 человек. По окончании обучения выпускники получают сертификаты военнослужащих ССО, офицеров штаба объединенного командования и специалистов по иррегулярным боевым действиям.
Комплектование Армии США офицерским составом осуществляется из трех источников. Это Военная академия (училище) Вест-Пойнт, кандидатские офицерские школы и курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва.
Вест-Пойнт – это высшее федеральное военно-учебное заведение Сухопутных войск. Значительная часть кандидатов отбирается из семей кадровых военнослужащих. Особенностью приема абитуриентов является обязательное наличие рекомендации на зачисление от высших чиновников (президент, вице-президент, члены Конгресса, губернаторы, офицеры Министерства армии). Основные требования для поступления – наличие американского гражданства, политическая благонадежность, ограничение по возрасту (не моложе 17 и не старше 22 лет), отсутствие на иждивении детей, соответствие медицинским и психическим требованиям и др.
Вест-Пойнт – высшее военно-учебное заведение Сухопутных войск США. |
Процесс отбора начинается более чем за год до поступления. Сначала заполняется электронная анкета, которая рассматривается группой отбора в течение двух месяцев, и если кандидат не соответствует первичным требованиям, он получает официальное уведомление об отказе. Второй этап – получение рекомендации. Дети военнослужащих регулярных и резервных компонентов, непрерывно прослуживших более восьми лет подряд в регулярной армии, могут рассчитывать на президентскую рекомендацию. В качестве кандидатов могут рассматриваться и военнослужащие резерва и национальной гвардии, прошедшие первичный отборочный конкурс по месту службы и получившие рекомендации своего командования. К особой категории кандидатов на поступление отнесены дети погибших военнослужащих, награжденных «Орденом Почета» (Medal of Honor), а также дети военных и гражданских лиц, находящихся в плену или пропавших без вести.
На территории академии расположена подготовительная школа. Курс рассчитан на 10 месяцев и состоит из двух этапов, по итогам которых кандидаты получают знания на уровне выпускников колледжей. Здесь практикуются также и факультативные занятия. Программа физической подготовки разработана в соответствии со стандартами индивидуального развития военнослужащих Сухопутных войск.
47-месячный курс в Вест-Пойнте окончен, впереди – звание «второй лейтенант» и войска. |
Поступающие в Вест-Пойнт и прошедшие две ступени отбора, сдают вступительные экзамены по общеобразовательным дисциплинам, по результатам которых происходит зачисление. Ежегодно в академию принимается более тысячи человек, 14-17% из них отсеиваются в процессе обучения. Учебный 47-месячный курс разбит на восемь семестров. Программа обучения включает академическую (общеобразовательную), военную и физическую подготовки.
Академическая программа является основной и предусматривает освоение 30 базовых и 10 специальных курсов по 17 дисциплинам, включающим философию, иностранный язык, политологию, экономику, военное управление, литературу, психологию, право, военную историю, информационные технологии и др.
Военная подготовка направлена на приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых командиру взвода. В академии не предусмотрена специальная подготовка для конкретного рода войск. Курсанты самостоятельно определяются в выборе своей специальности и после выпуска до назначения на должность направляются в школы родов войск для прохождения курса специализации продолжительностью от четырех до восьми недель. В период обучения предусматривается стажировка в войсках и участие в учениях.
По окончании академии выпускники получают сертификат о среднем военном и высшем общем образовании, и им присваивается первичное офицерское звание «второй лейтенант».
Офицерские кандидатские школы комплектуются за счет ворэнт-офицеров, сержантов и рядовых, которые изъявили желание стать офицерами. Они должны соответствовать ряду требований: возраст – не менее 19 и не старше 29 лет, наличие среднего образования, соответствие физическим стандартам, указанным в документе AR 600-9. Обязательное условие – рекомендация командира с места службы. До начала учебы в школе необходимо пройти 12-недельный курс основной военной подготовки при частях, в которых служат кандидаты, а также курс углубленной подготовки.
В США рассматривается вопрос о поэтапном наращивании численности армии на 8 тыс. человек ежегодно. |
Обучение происходит при школах родов войск и служб. Будущие офицеры получают теоретические знания и приобретают командные навыки в ходе стажировки на должностях командира отделения или помощника командира взвода. По окончании учебы выпускникам присваивается звание «второй лейтенант резерва», а успешно сдавшим экзамены – «второй лейтенант» с последующим направлением для обязательного прохождения службы в регулярных войсках в течение двух лет.
Курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва организованы при 700-х колледжах и университетах, а также при 1645 средних школах. Их выпускники составляют более 70% офицерского корпуса в звании «второй лейтенант». За 100 лет своей деятельности (с 1916 г.) на таких курсах прошли подготовку более 1 млн. чел. После завершения четырехгодичного обучения (основная и углубленная подготовка) присваивается первичное офицерское звание.
В процессе службы офицеры имеют возможность пройти переподготовку и усовершенствование. Младший командный состав может быть направлен на курсы усовершенствования в школах СВ или других видов ВС на основе взаимного обмена. Следующая ступень – командно-штабной колледж, который готовит старший командный состав по следующим дисциплинам: основы управления войсками; организация, задачи и тактика действий частей и соединений СВ; военный потенциал потенциальных противников и др. Для получения высшего военного образования офицерам со сроком службы свыше 15 лет необходимо пройти курс обучения в армейском военном колледже, где готовится командный состав для звена «соединение и объединение Сухопутных войск – объединенное командование», а также обучаются офицеры для работы в центральном аппарате. Они изучают основы военного планирования, взаимодействия при подготовке и проведении совместных и коалиционных операций, формы и способы боевого применения СВ и др.
Подготовка старшего офицерского состава и генералов всех видов ВС осуществляется в Университете национальной обороны, где изучаются такие предметы, как основы национальной обороны и военного строительства; принципы руководства ВС и экономикой во время ведения военных конфликтов; формы и способы применения видов и родов ВС при ведении совместных или многонациональных операций и др.
Офицерский корпус резерва Сухопутных войск пополняется в основном за счет выпускников курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва, офицерских кандидатских школ и набора добровольцев из числа уволенных с действительной военной службы кадровых офицеров, прошедших соответствующую переподготовку.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Таким образом, в Сухопутных войсках в течение более чем 40 лет действует добровольный способ комплектования, что определено в основных руководящих документах ВС США. Вместе с тем зарубежные военные аналитики заявляют, что длительное использование добровольного способа комплектования связано с необходимостью решения ряда проблем. Так, интенсивность задействования военнослужащих находится на предельно высоком уровне, что отрицательно влияет на их психологическое состояние. Существует тенденция значительного притока добровольцев некоренного происхождения. Сократилось количество новобранцев с высоким уровнем умственного развития.
Поэтому Министерство обороны США вынуждено увеличить предельный возраст поступления на военную службу и предоставление возможности продления контракта и открытия всех без исключения ВУС для женщин. На полноте и качестве решения задач негативно сказывается некомплект высококвалифицированных специалистов дефицитных специальностей. Вскрываются факты расовой неприязни, сексуальных домогательств и дезертирства. Отмечается негативное поведение американских военных на территории других стран, что влияет на имидж ВС США в целом. Сократилось количество новобранцев с высоким уровнем умственного развития.
|
В связи с этим в США сохраняется определенное количество сторонников комплектования ВС в какой-либо форме обязательного призыва на военную службу. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе, даже с учетом возможных изменений взглядов ВПР США, действующая система комплектования не претерпит значительных изменений. Это позволит обеспечить достаточно высокую боеспособность и готовность личного состава за счет постоянного совершенствования системы обучения и подготовки военнослужащих. Ведется работа по анализу всей системы обучения. Особенно это касается подготовки офицерского состава для работы в штабах объединенных и функциональных командований, объединенных оперативных формирований, в Объединенном штабе Комитета начальников штабов.
В перспективе особое внимание будет уделяться дистанционному обучению и созданию мобильных групп подготовки. Созданный недавно интернет-портал в сети Министерства обороны США уже обеспечивает слушателей необходимой базой данных по соответствующим учебным дисциплинам, рассматривается также возможность доступа к библиотекам по функциональным областям знаний. Планируется уточнение содержания действующих курсов и открытие новых программ обучения. В доктринальных документах Пентагона подчеркивается, что, учитывая опыт военных конфликтов последнего времени, особое внимание будет уделяться освоению форм и способов ведения гибридной войны. В дальнейшем, как считают американские специалисты, система подготовки всех категорий военнослужащих должна представлять собой единую структуру, объединяющую общеобразовательную и военную ветви, и доступную для всех военнослужащих – от новобранцев до высших офицеров.
В заключение следует подчеркнуть, что в январе 2017 г. президент США Дональд Трамп заявил о намерении увеличить финансирование Вооруженных Сил. В комитете по делам Вооруженных Сил сената рассматривается вопрос о поэтапном наращивании численности регулярных войск: на 8 тыс. человек ежегодно до 2022 г. Очевидно, это потребует и пропорционального увеличения емкости образовательных учреждений, а также количества преподавательского состава.
Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор
Роман Юрьевич ВЕТЛУГИН – кандидат технических наук, начальник отдела НИИ Министерства обороны РФ, майор
Ольга Андреевна СУХАРЕВА – старший научный сотрудник НИИ Министерства обороны РФ, полковник