Военное руководство США проводит с руководящим составом вооруженных сил брифинги, посвященные анализу состояния боевой готовности стратегических наступательных сил (СНС) и выработке мер по устранению недостатков. |
Необходимо подчеркнуть, что материалы брифингов разрабатываются по результатам стратегических учений, инспекторских проверок боевой готовности космических крыльев МБР (аналог ракетной армии РВСН) и авиационных крыльев. При этом руководство Пентагона заявляет о высокой эффективности инспекций типа NORI (Nuclear Operational Readiness Inspections – проверка боевой готовности к действиям в ядерном снаряжении) и инспекций ядерной безопасности типа NSI (Nuclear Surety Inspections – проверка безопасности обращения с ядерным оружием).
Основной целью инспекций типа NORI является комплексный контроль и оценка боевой готовности крыльев по отработке задач поражения стратегических объектов на этапе возникновения вооруженного конфликта с применением ядерного оружия (ЯО) по двум основным показателям: формирование сил (Force Generation) и их применение (Employment). Формирование сил включает в себя действия органов управления и войск по сигналам оповещения; представление докладов о состоянии СНС и приведении их в готовность к боевому применению; организацию оперативного управления; материально-техническое обеспечение; охрана и оборона, прикрытие объектов СНС от ударов воздушного и наземного противника. Показатель «применение войск» включает: оценку обстановки и оперативное реагирование на возникающие угрозы; выполнение боевых задач по нанесению ядерных ударов (условно); представление докладов о выполнении боевых задач; применение основной, дублирующей и резервной систем боевого управления войсками и ядерным оружием; выполнение мероприятий по видам всестороннего обеспечения; ликвидацию последствий и восстановление боеспособности войск.
Министр ВВС Дебора Ли Джеймс немало огорчена результатами проверок крыльев МБР. |
Инспекторские проверки типа NSI направлены на контроль и оценку действий руководящего состава по управлению силами и средствами в различных условиях обстановки и выполнение требований ядерной безопасности. В ходе этих инспекций осуществляется проверка и оценка полноты и качества выполнения поставленных задач по десяти показателям: действия при возникновении инцидентов с ядерными боеприпасами (ЯБП); полнота и качество выполнения технических операций; проверка деятельности технических служб; контроль состояния средств обслуживания, транспортирования ЯБП и правил обращения с ними; сохранность ЯБП; безопасность их хранения; организация тылового обеспечения; выполнение требований по подбору и проверке морально-психологических качеств личного состава, допущенного к работе с ЯБП; состояние материально-технического обеспечения; выполнение требований руководящих документов при проведении всех видов работ и занятий с ЯБП.
Что касается морских стратегических ядерных сил, то они подвергаются инспекторским проверкам типа TRE (Tactical Readiness Inspection) с каждым из экипажей ПЛАРБ типа Ohio после завершения боевого патрулирования. Однако результаты проведенных инспекций в МСЯС в открытых зарубежных источниках не публикуются.
Кроме того, состояние и перспективы развития стратегических наступательных сил изучаются независимой комиссией Министерства обороны США, созданной в марте 2014 г., результаты ее работы также носят закрытый характер.
ДЕГРАДАЦИЯ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СНС ПРОДОЛЖАЕТСЯ
По оценкам Пентагона, состояние боевой готовности СНС обеспечивает ядерное сдерживание вероятных противников США и их союзников. По результатам стратегических учений, проверенные крылья показали способность к выполнению боевых задач по поражению стратегических объектов вероятного противника (условно).
Вместе с тем анализ открытых информационных материалов показывает, что по результатам инспекций в ракетных и авиационных крыльях вскрыто значительное количество недостатков и некачественно решаемых вопросов системного характера.
Так, 341-ое крыло МБР Minuteman III (АвБ Мальмстром) по результатам проверки типа NSI комиссией командования глобальных ударов (КГУ) ВВС оценено «неудовлетворительно». Личный состав показал низкие знания и практические навыки по работе с ЯБП. Для устранения недостатков было предоставлено дополнительное время с последующей перепроверкой.
Эмблема 341-го крыла МБР Minuteman III. |
На брифингах особое внимание было уделено анализу неудовлетворительной организации подготовки и несения боевого дежурства дежурными силами. Отмечено, что вместо системной подготовки личного состава практикуются формальные тесты. При этом выявлены многочисленные факты мошенничества, сняты с боевого дежурства десятки офицеров, замеченных в обмане и списывании ответов во время проведения тестов на профессиональную пригодность, большинство офицеров-ракетчиков направлены на переаттестацию. Выяснилось, что многие офицеры из групп технического обслуживания и ремонта, допущенные к несению боевого дежурства и обслуживанию ЯБП, даже не знают порядка работы с ними. В подготовке боевых расчетов пунктов управления пуском (ПУП) МБР Minuteman III отмечается узкая специализация, недостаточный оперативно-тактический кругозор, приверженность к работе по инструкциям, слабо усвоены общие вопросы военного искусства. Как и в прошлые годы, выявлены факты употребления наркотиков офицерами на пунктах управления пуском МБР Minuteman III, их распространения и продажи. Отдельные из них заступали на боевое дежурство после употребления наркотиков, якобы с целью предупреждения стрессов.
На брифингах отмечалось также, что в руководящих документах авиационных крыльев недостаточно регламентированы действия личного состава при подготовке стратегических бомбардировщиков В-52Н с ядерными КРВБ к боевому применению. Директивы и указания, поступающие в крылья из 20 ВА, КГУ, ОСК и Министерства ВВС, зачастую противоречили друг другу. В их содержании больше внимания уделялось порядку решения неядерных задач в ущерб ядерных. В связи с этим планы учебно-методических сборов, программы подготовки и тематика занятий с летными экипажами, специалистами групп технического обслуживания и ремонта были направлены на подготовку к выполнению неядерных задач. И как результат – слабые знания и недостаточные практические навыки в решении задач ядерного обеспечения применения МБР и ядерных КРВБ большой дальности.
Выделение материально-технических и финансовых средств на поддержание боевой готовности, поставки современных образцов техники общего назначения, решение социальных проблем военнослужащих эскадрилий ядерной компоненты ВВС осуществлялось по остаточному принципу. В ракетных крыльях вскрыты факты формального отношения начальников из 20 ВА, КГУ, ОСК и Министерства ВВС к проблемам боевого дежурства и его всестороннего обеспечения. При рассмотрении перспектив карьерного роста, приоритет отдавался личному составу, выполняющему задачи в военных конфликтах, что вызывало недовольство офицеров-ракетчиков. На морально-психологическом состоянии личного состава крыльев отрицательно сказывается также временный и текущий некомплект основных специалистов, меры по его восполнению не принимались. В отдельных частях и подразделениях технического обслуживания и ремонта авиационных крыльев такой некомплект составлял от 50 до 200 человек. Это приводило к нарушению графиков несения боевого дежурства и создавало значительные физические и психологические нагрузки на личный состав боевых расчетов и летные экипажи. Руководящие документы, регламентирующие нормы укомплектованности и уровни предельного некомплекта по основным специальностям в крыльях МБР и авиационных крыльях, не разработаны. В материалах инспекторских проверок отмечалось также, что в ряде подразделений технического обслуживания ракет имелось лишь несколько основных специалистов, что не соответствовало требованиям ядерной безопасности. Работы по техническому обслуживанию ракет зачастую прекращались по причине отсутствия квалифицированного персонала, поскольку создавались предпосылки к возникновению аварийной ситуации на ракетно-ядерном оружии. При контроле практических действий некоторые авиационные крылья превысили установленные нормативы по приведению самолетного парка в высшие степени боевой готовности.
Офицеры дежурной смены пункта управления пуском МБР Minuteman III, 91-ое крыло, авиабаза Майнот, штат Северная Дакота. |
Многие командиры и начальники заявляли о проблемах в техническом обеспечении боевой и повседневной деятельности войск: различное оборудование, автомобильный транспорт, транспортно-перегрузочные агрегаты, используемые при работе с ракетами и ЯБП, выработали сроки эксплуатации, нуждаются в модернизации хранилища ЯБП.
В материалах инспекций подчеркивалось, что основная причина недостатков в боевой готовности заключается в несовершенстве оперативного и административного управления СНС. Так, силы и средства, назначаемые на боевое дежурство в мирное время, находятся в оперативном подчинении командования ОСК. В рамках административного управления ракетные и авиационные крылья находятся в составе 20 ВА, КГУ и Министерства ВВС и выполняют соответствующие директивные указания старших начальников. При переводе с мирного на военное время в оперативное подчинение ОСК передаются остальные силы и средства, качество подготовки которых к боевому дежурству не всегда удовлетворяет командование ОСК. Не внедрена строгая система подбора и подготовки личного состава дежурных сил, проверки их морально-психологических качеств. Система контроля состояния боевого дежурства не обеспечивает знания реального состояния дел в дежурных силах. В ракетных крыльях не выполняются требования инструкций AFGSCI 13-5301, разработанных Командованием глобальных ударов ВВС, регламентирующих порядок подготовки и несения боевого дежурства боевыми расчетами пунктов управления пуском МБР Minuteman III.
В качестве общих недостатков в боевой готовности подтверждено отсутствие целенаправленной помощи и недостаточное финансирование СНС со стороны военно-политического руководства США. Это привело к возникновению системных проблем в обеспечении устойчивого управления войсками и ядерным оружием; изношенности объектов инфраструктуры; низкой укомплектованности подразделений личным составом для несения боевого дежурства; его недостаточной профессиональной подготовки; ухудшению воинской дисциплины и морально-психологического состояния людей. В ходе инспекций вскрыто, что командиры подменяют подчиненных при решении второстепенных задач, лишая их самостоятельности и инициативы. Отмечается избыточное количество проверок со стороны командования крыльев, 20 ВА, КГУ и ОСК и поверхностная подготовка самих контролеров.
Ядерные авиабомбы типа В-61 подвергаются модернизации. |
На брифингах особое внимание было уделено анализу проблем в состоянии ядерного оружейного комплекса (ЯОК): это необходимость подтверждения безопасности и продления сроков эксплуатации ЯБП в условиях соблюдения США моратория на проведение ядерных испытаний; сомнительность в идентичности результатов трехмерного компь-ютерного моделирования термоядерных реакций по сравнению с реальными ядерными испытаниями ЯБП; ограниченные возможности по осуществлению полного цикла создания ЯБП, так как изготовление их ключевых компонентов (плутониевых узлов) может осуществляться в штучном режиме на базе Лос-Аламосской лаборатории Министерства энергетики США; систематическое невыполнение сроков реализации и частая корректировка крупных производственных и научно-технических проектов; физический износ и моральное старение объектов и части оборудования инфраструктуры ЯОК; предъявление новых, более жестких требований по безопасности, режиму секретности и охране окружающей среды, при отсутствии дополнительных ресурсов; рост числа специалистов пенсионного возраста и сложности с подготовкой новых квалифицированных кадров; утрата опыта проведения натурных испытаний ядерных боезарядов на Невадском ядерном полигоне и др. Таким образом, состояние ЯОК вполне соответствует оценке, заявленной в ядерной стратегии США (2010), как «пришедшее в упадок».
Таков далеко не полный перечень недостатков, а реально, провалов в боевой готовности СНС США.
Авторами статьи проведен анализ организации отдельных вопросов боевого дежурства по опубликованной на сайте ВВС США фотографии.
Результаты анализа свидетельствуют о серьезных недостатках в организации боевого дежурства, оборудовании пункта управления пуском, низкой дисциплине и ответственности личного состава боевого расчета пуска и формальных проверках со стороны должностных лиц и различных комиссий.
Данный вывод подтверждается следующими аргументами авторов, имеющих значительный опыт боевого дежурства в Стратегических ядерных силах ВС РФ.
1. Спинки кресел командира боевого расчета пуска и его заместителя откинуты, что свидетельствует о стремлении личного состава к отдыху (сну) на боевых постах или неисправности кресел. Не случайно изношен правый подлокотник кресла командира боевого расчета. В ходе брифингов подчеркивалось, как при проверках обнаруживали спящих номеров боевого расчета, головы которых склонялись на клавиатуру пультов пуска.
Можно предположить, что с личным составом боевых расчетов пуска системных тренировок, которые держали бы в напряжении людей, не проводится. Кресла не оборудованы привязными ремнями, предназначенными для предотвращения травмирования личного состава при возможном резком перемещении сооружения ПУП в случае нанесения противником ракетно-ядерных ударов по пункту управления (сооружение подвешено на мощных гидравлических амортизаторах).
Странно, что боевой расчет пуска несет боевое дежурство без индивидуальных средств защиты (противогазов), которые должны находиться на боевом посту и крепиться к подголовникам кресел. Очевидно, угрозы применения оружия массового поражения противником (и террористами) в СНС США не учитываются, а тренировки личного состава по защите от ОМП не отрабатываются. Тем более что оборудование систем фильтровентиляции на ПУП давно выработало сроки эксплуатации и нуждается в замене.
2. Очевидно, что в СНС США не уделяется должного внимания обеспечению четкого функционирования системы единого времени. Видно, что на ПУП имеется только один комплект настенных часов образца прошлого века. Резервного нет, а показания настенных часов и наручных часов заместителя командира боевого расчета отличаются, что недопустимо. Возможно, в СНС США не знают, что все имеющиеся часы (в том числе личные) на пунктах управления должны показывать единое время. Кроме того, отсутствуют часы, ведущие отчет времени на Стратегических воздушно-космических направлениях, хотя бы на одном (Северном СВКН).
3. Заместитель командира боевого расчета несет боевое дежурство с нарушением формы одежды, поскольку просматривается ворот красной футболки неустановленного образца. Неужели этого не замечают прямые начальники, инспектора и члены многочисленных комиссий?
4. Можно предполагать, что на морально-психологическом состоянии офицеров боевого расчета положительно сказывается фотография девушки, наклеенная на корпус нижнего замка сейфа. Между тем размещение замков не способствует оперативному открытию сейфа и извлечению содержимого. Кроме того, существует угроза падения замка на клавиатуру пульта с ее повреждением или выдачей несанкционированных команд и донесений. Необходимо подчеркнуть, что замки на пунктах управления пусками ракет должны быть внутренними.
5. Следует отметить также и небрежность в работе командира боевого расчета с документами. Так, ограничительная планка полки с документами откинута, или неисправен запорный механизм. Между тем боевая, эксплуатационно-техническая и другая секретная документация должна храниться в сейфах с целью предотвращения их захвата. Кроме того, запрещается визуальное ознакомление с названиями документов должностных лиц, допускаемых на пункт управления пуском. На полке заместителя командира боевого расчета находится посторонний предмет.
6. Помещение пункта управления пуском нуждается в ремонте, а сооружение – в дополнительной герметизации. Об этом свидетельствуют сломанная полка и следы влаги слева от командира боевого расчета.
Не способствует повышению ответственности, дисциплины боевого дежурства и готовности к немедленному выполнению боевых задач кровать, установленная за грязной занавеской справа от заместителя командира боевого расчета пуска.
7. На пункте управления пуском отсутствуют антистатические покрытия пола, поскольку сооружение представляет собой железобетонную монококовую цилиндрическую конструкцию. Поэтому ноги номеров боевого расчета поставлены на ребра жесткости элементов сооружения.
8. Конструктивным недостатком пункта управления пуском является отсутствие отдельных столешниц каждого номера боевого расчета для работы с документами и ведения журнала боевого дежурства. В связи с этим отсутствуют (под рукой) первоочередные документы, необходимые на момент получения боевых приказов (сигналов): это специальные обязанности, алгоритмы действий, перечень докладов, графики, нормативы и т.д.
БРИФИНГИ: МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ
Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы о мерах по устранению недостатков и провалов в боевой готовности, которые рассматривались на брифингах.
Так, в целях обеспечения престижности службы в стратегических наступательных силах принято решение о повышении на одну ступень должностей командующего КГУ до четырехзвездного генерала и помощника начальника штаба ВВС по вопросам стратегического сдерживания и ядерной интеграции до генерал-лейтенанта. Предусматриваются рост денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу в СНС, а также выплата различных премий. Кроме того, в целях стимулирования личного состава учреждена медаль «За участие в операциях по ядерному сдерживанию».
Будет положительно решен вопрос об увеличении количества специалистов, привлекаемых в ВМС и ВВС для решения задач, связанных с подготовкой и применением ракетно-ядерного оружия, на 2,5 тыс. и 1,1 тыс. человек соответственно. За счет перераспределения средств ВВС в текущем году дополнительно выделено 145 млн. долларов на комплектование войск КГУ, подготовку личного состава и повышение эффективности работы по подбору и обучению специалистов, устранению недостатков в состоянии вооружения и военной техники и др.
Стратегический бомбардировщик В-52Н. |
Что касается ядерного арсенала США, то к концу 2030-х гг. планируется иметь на вооружении три универсальных ядерных зарядных устройства (ЯЗУ) для боеголовок стратегических ракет наземного и морского базирования и два ЯЗУ для авиационных боеприпасов: управляемой авиабомбы В61-12 и боевой части W80-4 КРВБ. Данная концепция, получившая название «три плюс два», не предусматривает разработку принципиально новых ЯЗУ. Выпуск ЯБП намечено осуществлять путем модернизации части существующих боеприпасов с использованием ядерных узлов из ранее отработанных конструкций. Изменения будут вноситься лишь в неядерные компоненты в целях их унификации, а также для повышения безопасности ЯБП в аварийных ситуациях и их защиты от несанкционированных действий.
Особое внимание уделяется разработке, на основе существующих модификаций (В61-3, -4, -7 и -10), унифицированной управляемой стратегической авиабомбы В61-12 с продленным на 30 лет сроком эксплуатации. Начало серийного выпуска авиабомб данного типа намечено на 2020 г. Их носителями будут самолеты тактической авиации ОВВС НАТО и ВВС США, а также стратегические бомбардировщики. Разрабатывается программа модернизации ядерной боевой части W80-1 в модификацию W80-4 для перспективной крылатой ракеты воздушного базирования с целью оснащения перспективного стратегического бомбардировщика. Предусматривается также модернизация хранилищ ядерных боеприпасов в первую очередь расположенных на АвБ Барксдейл. В целом военное руководство США намерено в период до 2040 г. провести оптимизацию численности и номенклатуры ядерного арсенала страны с целью минимизации расходов на его содержание.
На брифингах было подчеркнуто, что планы модернизации и создания новых видов стратегических наступательных вооружений в СНС не рассматриваются, поскольку серьезных проблем в их реализации нет.
Принимаются меры по ужесточению системы контроля за состоянием боевой готовности СНС в части, касающейся планирования, подготовки и проведения инспекций, в том числе внезапных. Уточнены задачи и функции Управления оценок стоимости и анализа программ МО США, которое будет проверять устранение недостатков в стратегических наступательных силах, анализировать результаты выполненных мероприятий, правильность расходования выделяемых ресурсов, их влияние на повышение боевой готовности СНС и решение задач ядерного сдерживания в целом. Ежемесячно предусматривается представление доклада первому заместителю министра обороны Р. Уорку.
В связи с этим для Р. Уорка сформирована специальная группа оценки эффективности ядерного сдерживания в составе представителей МО США, ОСК и КГУ ВВС, которая будет анализировать полученные материалы, ежеквартально готовить выводы и предложения для доклада министру обороны США.
Таким образом, результаты инспекторских проверок и работы различных комиссий, состояние боевой готовности стратегических наступательных сил вызывают серьезную озабоченность военно-политического руководства США. Это подтверждается неудовлетворительной оценкой за состояние боевой готовности всего 341-го крыла МБР Minuteman III.
Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – профессор Академии военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент
Алексей Андреевич КУЗНЕЦОВ – историк