Воздушная оборона России в годы Первой мировой войны
Необходимость защиты воздушного пространства Российской империи на законодательном уровне была закреплена в утвержденном императором Николаем II Законе Российской империи

К концу XIX века воздушные шары использовались во всех ведущих армиях мира и фактически превратились в новый вид оружия. Они использовались для ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, а также бомбометания.

Юрий КНУТОВ

Первые попытки бомбовых ударов с аэростатов показали, что они не наносят значительного вреда войскам противника, но оказывают серьезное психологическое воздействие на неприятеля. Значительно большую опасность представляли дирижабли, способные нести до 500 кг взрывчатых веществ. Помимо бомб их экипажи сбрасывали на головы противника металлические стрелы и гвозди, способные причинить серьезные травмы и увечья.

Учитывая активное развитие воздухоплавания в Англии, Австро-Венгрии, Германии, США и Франции, 7 февраля 1885 г. в Санкт-Петербурге была сформирована первая специальная воздухоплавательная часть – Кадровая команда воздухоплавателей под руководством поручика А.М. Кованько.

12 февраля 1886 г. в Главном штабе на заседании «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям» под председательством генерал-майора М.М. Борескова было заслушано сообщение из Германии об опытных стрельбах по привязным воздушным шарам. При стрельбе из полевых орудий по неподвижному шару, находившемуся на высоте 400 м, он был поврежден и спустился. Заседавшая в Санкт-Петербурге комиссия приняла информацию к сведению.

Фотография из журнала «Нива» демонстрирует полевую трехдюймовку на поворотной раме для ведения стрельбы по воздушным целям.

25 июня 1890 г. впервые в России на Усть-Ижорском полигоне были проведены стрельбы шрапнелью из четырех легких полевых орудий по привязному аэростату. Цель получила незначительные повреждения.

В 1891 г. под Красным Селом легкая батарея из восьми орудий обстреляла привязной аэростат, находившийся на расстоянии 2,6 км. На 10-й минуте цель была поражена 11-м выстрелом. На основе результатов проведенных стрельб уже в 1900 г. в проект «Правил стрельбы русской армии» включили раздел о приемах и способах зенитной стрельбы.

Развитию зенитной артиллерии во многом способствовала русско-японская война 1905-1907 гг., во время которой противник успешно и практически безнаказанно использовал воздушные шары против русской армии и флота.

В начале ХХ века в качестве зенитных использовались обычные полевые пушки. Пушки устанавливали на специальные «противосамолетные поворотные рамы для ведения стрельбы по воздушным целям». Обычно использовались трехдюймовые (76,2-мм) полевые скорострельные пушки образцов 1900 и 1902 гг., 48-линейная (122-мм) гаубица образца 1904 г. и трехдюймовая горная пушка образца 1909 г. системы Шнейдера. С их помощью были проведены очередные опытные зенитные стрельбы по привязным аэростатам в 1902, 1908 и 1909 гг.

На опытных стрельбах в мае-июле 1908 г. на Сестрорецком полигоне предполагалось обстрелять воздушный шар и аэростат ракетами, запускаемыми с земли. Однако, по докладу руководителя стрельб генерал-майора А.А. Маниковского, «при медленном полете ракеты и малой меткости» при ведении огня по движущемуся аэростату от испытаний «пришлось отказаться совсем».

В 1910 г. была издана «Временная таблица стрельбы из 3-х дюймовых полевых скорострельных пушек мелинитовою и фугасною гранатами».

Примерно в это же время генерал Е.К. Смыслов предложил обстреливать не отдельно взятый аэростат или аэроплан, а вести огонь с упреждением, то есть в сектор воздушного пространства, в котором вскоре окажется аппарат противника.

В 1910 г. впервые появляется термин «воздушная оборона». Его использовал академик князь Б.Б. Голицын в докладе, прочитанном в Академии наук и посвященном воздушному флоту. В широкий оборот термин ввел российский общественный деятель и публицист М.О. Меньшиков, опубликовав статью «Воздушная оборона».

Необходимость защиты воздушного пространства Российской империи на законодательном уровне была закреплена в утвержденном императором Николаем II Законе Российской империи от 5 июля 1912 г. «Об изменении и дополнении действующих узаконений о государственной измене путем шпионства». На его основе над целым рядом районов Российской империи вводились запретные зоны, в которых без специального разрешения запрещался полет воздушных шаров, аэростатов, дирижаблей и аэропланов.

Весной 1914 г. конструктор самолетов и бронетехники А.А. Пороховщиков предложил создать запретную воздушную зону вдоль юго-западного побережья Финского залива. Она должна была включать в себя две линии воздушных станций – ближнюю и дальнюю. На наблюдательных постах предполагалось разместить наблюдателей за небосклоном с оптическими приборами и полевых телефонистов. Для перехвата нарушителей воздушного пространства планировалось использовать авиационные отряды либо наземные огневые средства поражения – противосамолетные пушки и пулеметы. В последующем этот проект лег в основу создания частей воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

Успешное применение авиации в ходе Триполитанской войны между Османской империей и Италией (продолжалась с 29 сентября 1911 г. по 18 октября 1912 г.) и Первой Балканской войны между Болгарией, Сербией, Черногорией и Грецией с одной стороны и Османской империей с другой (продолжалась с 25 сентября 1912 г. до 17 мая 1913 г.) подтвердило возросшую роль аэропланов. Все чаще и чаще самолеты использовались для ведения воздушной разведки, корректировки артиллерийского огня, бомбовых ударов, срочной доставки секретных документов, уничтожения пехоты противника с помощью пулеметного огня, металлических стрел или гвоздей, а также ведения воздушного боя. С целью оказания психологического воздействия на противника с самолетов разбрасывали листовки, призывавшие к сдаче в плен.

Еще больше возросла роль военной авиации после начала Первой мировой войны. В связи с бурным ростом численности и возможностей германской и австро-венгерской авиации воздушная оборона в России получает дальнейшее развитие.

Пушка Лендера – первое в России специальное орудие для стрельбы по воздушным целям.

17 (30 – по новому стилю) ноября 1914 г. главнокомандующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит подписывает приказ №90 о вводе в действие «Инструкции по воздухоплаванию в районе VI армии». Инструкция вступила в силу 25 ноября (8 декабря). «В целях объединения действий летчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда от воздушного нападения», была введена должность начальника воздушной обороны Петрограда. На нее назначается начальник Офицерской электротехнической школы генерал-майор Г.В. Бурман. День 8 декабря 1914 г. принято считать днем начала организационного строительства противовоздушной обороны России.

29 апреля (12 мая) 1915 г. генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит утвердил Инструкцию №1 «Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном», в которой впервые упоминается команда «Воздух».

Рост числа аэропланов и дирижаблей в неприятельской армии способствовал разработке специальных орудий для борьбы с воздушным противником. Они получили название «зенитные», так как предназначались для стрельбы вверх (в зенит). В 1914 г. появляется 76,2-мм зенитная пушка конструкции инженера Ф.Ф. Лендера и штабс-капитана В.В. Тарновского. Однако массового выпуска этого орудия из-за бюрократизма чиновников налажено не было – всего до конца 1917 г. было изготовлено 76 зенитных пушек обр. 1914/15 гг.

Несмотря на неповоротливость российской военной промышленности, строится первый зенитный бронепоезд системы штабс-капитана В.В. Тарновского. Он был вооружен 76-мм зенитными орудиями Лендера-Тарновского и пулеметами системы Максима. Один из подобных бронепоездов получил широкую известность во время Гражданской войны под названием «Путиловский стальной противосамолетный бронепоезд».

По инициативе штабс-капитана В.В. Тарновского в 1915 г. зенитная пушка была размещена на легкобронированном автомобиле. В марте 1915 г. формируется первая Отдельная автомобильная зенитная батарея для стрельбы по воздушному флоту под его командой. Батарея прикрывала Варшаву и аэродром возле станции Яблонна, на котором базировалась Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец».

Развитие зенитной артиллерии позволило приступить к формированию в русской армии зенитных батарей двух типов – стационарных и мобильных. Последние имели зенитное орудие на бронированной автомобильной базе, а также зенитные установки на бронированных железнодорожных платформах. Необходимость создания подвижных средств ПВО объяснялась довольно банальной причиной. На самолетах того времени отсутствовали навигационные приборы, из-за чего пилоты могли летать только вдоль хорошо заметных ориентиров – рек, железных и шоссейных дорог.

Изобретение зажигательных пуль резко снизило значение воздушных шаров, аэростатов и дирижаблей. Попадание даже одной такой пули приводило к возгоранию водорода, заполнявшего оболочку, и гибели всего летательного аппарата. В связи с этим кардинально меняется тактика боевого применения немецких цеппелинов. Они стали летать преимущественно ночью. Для точного ведения зенитного огня в условиях плохой видимости зенитные батареи вооружают прожекторами. Наблюдательные посты размещают на смотровых вышках. Из-за недостатка средств связи (радиотелеграф и телефон) их оборудуют специальными сигнальными семафорами, подобными корабельным. На вооружении наблюдательных постов появляются первые звукоулавливатели.

В сентябре 1914 г. Главное артиллерийское управление разработало «Краткие указания по стрельбе по воздушным целям (аэропланам и дирижаблям)». Предлагалось вести стрельбу из полевых орудий по целям на высоте до 1500 м и дальности до 5330 м. Пехота должна была открывать заградительный огонь из ружей. Стрелять необходимо было перед движущейся целью, чтобы она сама влетала в обстреливаемое пространство.

Для защиты русских крепостей, расположенных в прифронтовой полосе (Варшавская крепость, Гродненская, Двинская, Ивангородская, Ковненская, Новогеоргиевская, Севастопольская и др.), как правило, использовалась крепостная артиллерия – 3-дюймовые легкие пушки, способные вести огонь по воздушным целям на максимальных углах возвышения.

Прифронтовые города (Белосток, Варшава, Лодзь и др.) от бомбардировок немецкой авиации защищала корпусная артиллерия из армейского резерва, а также артиллерийские и пулеметные подразделения местных гарнизонов. В ряде случаев из действующей армии выделялись несколько авиаотрядов, которые составляли охранную авиацию населенного пункта или города. Такие отряды прикрывали Царское Село, Могилев, Варшаву.

Пушки Лендера использовались и во время Великой Отечественной войны, в частности устанавливались на бронекатера проекта 1124.

В соответствии с приказом Верховного главнокомандующего №277 от 28 апреля 1915 г. разрозненные подразделения зенитной артиллерии, охранявшие Царское Село, объединяются в «Отдельную батарею для воздушной артиллерийской обороны Императорской резиденции в Царском Селе». Штат батареи соответствовал артиллерийскому дивизиону и послужил основой для будущей дивизионной структуры всей русской зенитной артиллерии. Кроме резиденции императора Николая II на зенитчиков была возложена задача охраны Ставки в Могилеве, а также защита от ударов с воздуха кортежа императора во время его поездок на фронт. Известно, что германское и австро-венгерское командование предпринимало попытки уничтожить Николая II с помощью бомбового удара. Так, 12 апреля 1916 г. во время Высочайшего смотра частей Юго-Западного фронта в районе городов Хотин и Каменец-Подольский два австро-венгерских аэроплана смогли прорваться сквозь воздушное прикрытие из русских истребителей. Они провели бомбометание, но к счастью для русской стороны, неточное, не причинившее вреда ни войскам, ни постройкам. Этот налет оказал на императора Николая II и командование русской армией сильное психологическое воздействие. Авиационный отряд, занимавшийся охраной российского императора от вражеских самолетов, приказом Начальника штаба Верховного главнокомандования от 22 августа 1916 г. №1063 преобразуется в авиационный дивизион в составе двух авиаотрядов.

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ПЕРИОДА ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ БОЕВ

После начала Первой мировой войны роль воздушной обороны резко возрастает. Уже 14 августа 1914 г. противосамолетными наземными средствами Северо-Западного фронта был сбит первый германский самолет. В результате к командованию попал пакет с секретными сведениями о немецких войсках. По сообщению газеты «Русский инвалид» только с января по июль 1915 г. зенитным артиллерийским огнем в прифронтовой полосе было сбито 13 вражеских аэропланов.

Для повышения эффективности зенитного огня, как правило, использовались не отдельные орудия, а целые взводы и батареи трехдюймовых пушек, которые при появлении воздушного противника разворачивались в его сторону и на максимальном возвышении открывали заградительный огонь.

25 января 1915 г. германский морской дирижабль попытался бомбить Либаву (сейчас – Лиепая) и был сбит зенитным огнем. Его экипаж в составе семи человек попал в плен. Успешное отражение налетов вражеских дирижаблей и аэропланов ускорило разработку планов воздушной обороны русской армии. План воздушной обороны предусматривал тесное взаимодействие наблюдательных постов, отрядов истребительной авиации, зенитных батарей и воздухоплавательных частей.

В начале 1915 г. завершается формирование воздушной обороны  Варшавы, Выборга, Либавы, Севастополя и других городов. Ее основу составляли крепостная артиллерия и авиационные отряды, которые подчинялись армейскому командованию.

Одна из машин Отдельной автомобильной зенитной батареи. Крайний слева – Василий Тарновский.

В феврале 1915 г. принимается решение о формирование воздушной обороны Ревеля (сейчас – Таллин), крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота. Руководил работами командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н.О. Эссен. По его указанию было выпущено «Наставление для воздушной обороны Ревеля». Однако из-за изменившейся ситуации на фронте завершить эту работу так и не удалось.

По мере продвижения германских войск на первое место выходит вопрос воздушной защиты прифронтовых городов Царства Польского. Зенитные батареи устанавливались как в городской черте, так и на окраинах. При необходимости им придавались подвижные зенитные команды. Воздушной обороной каждого города руководил командующий артиллерией дивизии или корпуса, в состав которого входили зенитные батареи.

Таким образом, с 1915 г. фактически начинается процесс формирования объектовой ПВО территории страны.

К началу 1916 г. создается система воздушной обороны Петрограда и Царского Села. Во главе ее стоял Штаб воздушной обороны с начальником воздухообороны. В 1916-1917 гг. происходит перевод частей воздушной обороны на штатную основу, что говорит о значительном повышении их роли в борьбе с авиацией противника и начале процесса создания штатных подразделений войск ПВО.

Для своевременного оповещения о налете вражеской авиации вокруг  Петрограда были развернуты две линии наблюдательных постов с расположенными неподалеку авиационными отрядами. Зенитно-артиллерийская оборона включала в себя два кольца стационарных и мобильных противосамолетных батарей.

В 1917 г. для обнаружения дирижаблей в полете впервые начали использоваться радиопеленгаторные станции.

Вводится система маскировки городских улиц и предприятий. В случае налета вражеской авиации по специальной команде останавливалась работа электростанций, отключалось электричество, прекращалось движение трамваев, не работали заводы, выпускавшие пар или дым. Команда на введение маскировочных мероприятий поступала от начальника Петроградского района воздушной обороны. Она давалась по телефону и содержала условленный пароль.

Эта система воздушной обороны в последующем была распространена на все крупные города России. В усовершенствованном виде она просуществовала несколько десятилетий.

После поражения в 1915 г. русских войск в Польше приходится заново создавать воздушную оборону городов Минск, Псков, Двинск, в которых разместились штабы русских армий, передислоцированных из захваченных немцами административных центров.

Зенитная артиллерия впервые используется не только для защиты войск и прифронтовых объектов (в первую очередь – крупных штабов), но и для прикрытия железнодорожных станций, артиллерийских складов, мостов, а также позиций тяжелой артиллерии. В это время командованию русской армии для борьбы с воздушным противником приходится отвлекать с фронта примерно 20% всей легкой полевой артиллерии (в германской армии эта цифра составляла 11%). К ноябрю 1916 г. только в частях Юго-Западного фронта число зенитных орудий, используемых для воздушной обороны на постоянной основе, было доведено до 92 единиц (20 зенитных батарей).

Несмотря на предпринимаемые шаги по укреплению воздушной обороны, русский Военный воздушный флот (ВВФ) и зенитная артиллерия серьезно отставали от своих союзников по Антанте. Причина крылась в слабости русской промышленности и отсутствии у правительства свободных финансовых средств.

За время войны было сформировано 250 зенитных батарей, 30 из которых были вооружены пушками Лендера-Тарновского. Зенитная артиллерия войсковой воздушной обороны насчитывала 150 батарей (572 орудия). К середине 1917 г. в Русской императорской армии имелось семь легких бронепоездов, которые привлекались для решения задач воздушной обороны.

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА

23 февраля 1917 г. по старому стилю и 8 марта по новому в России началась революция, которая привела к свержению монархического строя и приходу к власти Временного правительства, поддерживаемого Англией, Францией и США. Лондон, Париж и Вашингтон преследовали вполне определенную цель – исключить Россию из дележа послевоенного пирога, но по-прежнему использовать русских солдат в качестве «пушечного мяса».

В результате политических перемен в стране в отставку ушли многие опытные руководители воздушной обороны. Серьезный ущерб нанес Приказ №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 г. об отмене единоначалия в армии и на флоте и передаче основных полномочий от офицеров выборным комитетам, которые подчинялись Советам рабочих и солдатских депутатов.

Пытаясь укрепить свое внутриполитическое положение, Временное правительство в июле 1917 г. под давлением союзников из Антанты предпринимает попытку масштабного наступления на Львов («наступление Керенского»). Однако из-за отсутствия порядка и воинской дисциплины в войсках наступление захлебнулось. Юго-Западный фронт понес тяжелые потери. Только благодаря личному героизму авиаторов русская авиация смогла уничтожить 23 вражеских самолета, еще пять самолетов уничтожила зенитная артиллерия. Но и потери среди русских летчиков были значительными. С марта по июль 1917 г. они составили 30 пилотов погибшими и восемь ранеными.

Бронированный грузовик «Руссо-Балт» тип Т с 76-мм пушкой.

Чтобы помочь Юго-Западному фронту, 8-10 июля 1917 г. части Северного фронта начинают наступление против германских войск в направлении на  Вильно. В это же время Западный фронт предпринимает попытку прорыва к  Ковно. И снова оба наступления закончились неудачей.

С 12 по 20 октября 1917 г. германский флот и сухопутные войска проводят операцию с целью захвата Моонзундского архипелага в Балтийском море и прорыва в Финский залив. В ходе отражения атак на корабли Балтийского флота корабельной зенитной артиллерией было подбито два германских гидросамолета.

25 октября 1917 г. в день открытия II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов власть в России вооруженным путем захватили большевики. Первый декрет, который приняла новая власть, был Декрет о мире. 20 ноября 1917 г. начались мирные переговоры с государствами Четверного союза (Австро-Венгрия, Германия, Османская империя, Болгария). На фронтах установилось перемирие. После его окончания советская делегация во главе с Л.Д. Троцким по собственной инициативе отказалась от подписания нового соглашения с немцами на уже согласованных условиях. 18 февраля 1918 г. германская армия переходит в наступление с целью захвата Петрограда и Москвы. Большевики рассчитывали, что пролетарии Германии и других стран в знак поддержки Советской России совершат революцию в своих странах, но этого не произошло. Немецкая армия почти без боя захватила огромную территорию, на которой проживала почти треть населения Российской империи.

21 февраля 1918 г. для защиты Петрограда от немецких войск Совет народных комиссаров (СНК) создает Комитет революционной обороны Петрограда. Он восстанавливает штаб воздушной обороны города. Формируется авиаотдел, на который возлагается руководство истребительной авиацией.

15 января 1918 г. СНК принимает декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), которая с учетом условий перемирия с Германией первое время формировалась на добровольных принципах. В марте 1918 г. зенитные части Красной Армии, воевавшие с немцами на Северном фронте, сбили несколько самолетов противника. Для борьбы с германской авиацией под Псков перебрасывается четрые зенитные железнодорожные батареи.

Чтобы предотвратить полный крах нового советского государства 3 марта 1918 г. большевики подписывают с государствами Четверного союза Брест-Литовский мирный договор. В результате Польша, Финляндия и страны Прибалтики стали независимыми. Украина и часть Белоруссии перешли под контроль Германии. Турции передается ряд территорий на Кавказе.

По условиям Брестского мира Революционная армия свободной России – так называлась русская армия после февральской революции – прекратила свое существование, а с ней и воздушная оборона.

Юрий Альбертович КНУТОВ – директор Музея войск ПВО


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS