Если не кормить свою армию…
Оценка усилий Украины по модернизации армии и экспорту вооружений

Наполеон Бонапарт как-то сказал: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Эта фраза будет актуальной до тех пор, пока война не перестанет быть продолжением политики.

Илья КЕДРОВ

Владимир ШВАРЕВ

Самобытная Украина долго пыталась привнести в афоризм Наполеона некоторую новацию: Киев не кормил своих военных, зато активно снабжал оружием чужих. Но новации, похоже, не получилось.

Причиной низкой боеготовности ВС Украины, ставшей очевидной в первые месяцы 2014 г., является хроническое недофинансирование Министерства обороны и, как следствие, отсутствие средств на модернизацию и закупку новых вооружений.

При этом ОПК Украины, даже при существенном увеличении заказов по линии Минобороны страны, является избыточным (причем в несколько раз по производственным мощностям), и единственной возможностью для его выживания являются экспортные контракты. Причина избыточности мощностей украинской оборонки состоит в том, что после 1991 г. Киеву досталось огромное количество крупнейших предприятий советского ВПК, работавших в интересах всего Советского Союза и его Вооруженных Сил, несопоставимых по численности и боевому оснащению с ВСУ.

В 2013 г. ГосККБ «Луч» завершило разработку 90- и 105-мм выстрелов с управляемой ракетой Falarick и легкого ПТРК «Корсар».

Вплоть до насильственной смены власти в Киеве в феврале 2014 г. госконцерну «Укроборонпром» за счет экспортных заказов удавалось обеспечивать работой предприятия национального ОПК. Тем не менее долги перед предприятиями ОПК и задолженность по выплате заработной платы постоянно сохранялись на высоком уровне за счет задержек с оплатой работ, выполненных по заказам Минобороны Украины.

По состоянию на середину марта 2014 г. общая задолженность Минобороны Украины за работы по ремонту военной техники и утилизации боеприпасов в 2012-2013 гг. составляла почти 211 млн. гривен

(795 млн. рублей), при этом долги по заработной плате на предприятиях, входящих в оборонный холдинг, составляли почти 88 млн. гривен (около 332 млн. рублей).

Состоявшийся в марте 2014 г. очередной раунд переговоров между Минобороны Украины и ГК «Укр-оборонпром» о заключении двухлетних контрактов на ремонт и обслуживание военной техники завершился безрезультатно. Как сообщил РИА Новости источник в ГК «Укроборонпром», «концерн не имеет возможности выполнить договорные обязательства по ремонту бронетанковой и авиационной техники для ВС Украины из-за многомиллионной задолженности Минобороны».

На сегодняшний день самым надежным источником дохода для концерна остаются зарубежные контракты. Все обязательства по ремонту и экспорту вооружений для других стран пока выполняются.

По состоянию на февраль 2014 г. в состав ГК «Укроборонпром» входили 134 предприятия (125 государственных и казенных, а также девять акционерных обществ), 13 из которых располагались на территории Автономной республики Крым (подробнее об ОПК Крыма см. журнал «Национальная оборона» №3/2014).

Об исключительной значимости экспорта ВВТ для ОПК Украины заявил в феврале 2014 г. Сергей Громов, возглавлявший ГК «Укроборонпром» до 21 марта. Он отметил, что эффективное использование оборотных средств и налаживание сотрудничества с иностранными заказчиками позволили ГК «Укроборонпром» расширить номенклатуру производимых вооружений и военной техники.

По его словам, в серийное производство в 2013 г. были запущены БМ «Оплот» и танковый двигатель 6ТД-2Е (ГП «Завод им. В.А. Малышева»), 152-мм управляемый артиллерийский снаряд «Цветник» (ГП «НПК «Прогресс »), 90- и 105-мм выстрелы с управляемой ракетой Falarick и легкий ПТРК «Корсар» (ГосККБ «Луч»). В судостроении – десантный корабль на воздушной подушке «Бизон» (ОАО «ФСК «Море»), скоростной катер «Конан 750 БР» (ГП «Стеклопластик»). В авиаремонтной области – модернизированный самолет Су-25М1 (ЗГАРЗ «МиГремонт»).

«Главный промышленный успех 2013 года – подготовка и начало производства танка «Оплот» исключительно за счет средств предприятий и концерна, без помощи государства», – сказал тогда Сергей Громов.

Он также сообщил, что в «Укр-оборонпроме» увеличили количество разработок ВВТ с 12 образцов в 2012 г. до 18 образцов в 2013 г. При этом в четыре раза увеличилось количество новых образцов, запущенных в серийное производство.

Среди завершенных в 2013 г. разработок: 90- и 105-мм выстрелы с управляемой ракетой Falarick и легкий ПТРК «Корсар» (ГосККБ «Луч»), модернизация учебно-боевого самолета L-39 до версии L-39М (Одесский авиаремонтный завод), модернизация самолетов Су-25 и Су-27 (ЗГАРЗ «МиГремонт»), создание навигационной аппаратуры (ГП «Оризон-Навигация») и комплексов оптико-электронного противодействия, управления стрельбой корабельной артиллерией (ГП «НИИ «Квант»).

Харьковское конструкторское бюро двигателестроения разрабатывает танковый двигатель 6ТД-3 мощностью до 1500 л.с. Он предусмотрен в нескольких вариантах, в частности, с гидрообъемной и гидромеханической трансмиссией.

ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. Ивченко» создало турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-25Ф с форсажной камерой и цифровой системой управления силовой установкой для китайского учебно-тренировочного самолета L-15. Ожидается, что эта разработка обеспечит значительные поступления и загрузит персонал работой на длительную перспективу.

ИТОГИ РАБОТЫ ГК «УКРОБОРОНПРОМ» В 2013 Г.

Объем производства предприятий концерна «Укроборонпром» в 2013 г. составил 13,2 млрд. гривен (годовой прирост – 24%). Увеличение объема производства достигнуто за счет роста экспорта на 52% при снижении в четыре раза производства вооружений для ВСУ. За два года суммарный рост объема производства в концерне составил 40%. Объем реализации продукции концерна в 2013 г. достиг 14,7 млрд. гривен (прирост на 14%). Увеличение суммарного объема реализации связано с ростом экспорта на 33%.

Сергей Громов отмечал, что «рост производства на предприятиях «Укр-оборонпрома» – серьезное достижение, учитывая негативную динамику в отрасли отечественного машиностроения, куда входит подавляющее большинство предприятий концерна. По итогам 2013 года отечественное машиностроение продемонстрировало спад на 14%».

По его словам, чистая прибыль на предприятиях концерна составила 475 млн. гривен. Он отметил, что это «недостаточные объемы, которые в 2014 году планируется существенно увеличить». Сергей Громов в феврале отмечал, что для Украины очень важно успешное развитие производства современных вооружений и военной техники как наиболее наукоемкого и инновационного продукта страны.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ В ПЕРИОД 2005-2012 ГГ.

По официальным данным, выручка ГК «Укрспецэкспорт» в 2012 г. составила $1,024 млрд. Этот показатель почти на $20 млн. превысил выручку 2011 г. и стал самым высоким за 16 лет деятельности «Укрспецэкспорта». В 2011 г. впервые была преодолена отметка годовой торгово-посреднической деятельности в $1 млрд.

Основываясь на статистических данных «Укрспецэкспорта» по продаже вооружений за последние восемь лет, Украина занимает первое место в мире по соотношению военного экспорта к военным расходам по периоду 2005-2012 гг. с показателем около 61%. Это «фантастический» результат, который опосредованно характеризует мизерный объем средств, выделяемых на переоснащение национальной армии по сравнению с объемом экспорта ВВТ.

Ранжирование стран по данному показателю позволяет «опосредованно» определить баланс между военным экспортом той или иной страны и средствами, выделяемыми на программы развития собственных ВС, с учетом того, что значительная доля военных расходов направляется на финансирование закупок вооружений для собственной армии.

Ежегодные военные расходы Украины в 2005-2012 гг. в номинальном выражении существенно колебались. Устойчивый рост имел место в 2005-2007 гг. (с $1,2 млрд. до $1,6 млрд.). Затем на протяжении четырех лет военные расходы были существенно ниже. Максимальное падение был зафиксирован в 2009 г. – $1,07 млрд. Только в 2012 г. военные расходы в номинальном выражении превзошли уровень 2007 г. и составили $1,75 млрд.

В процентах от ВВП военные расходы Украины колебались от 0,73% в 2008 г. до 1,39% в 2005 г. В последние четыре года, после максимального падения в 2008 г., этот показатель возрастал крайне медленно и достиг 1% в 2012 г. Валовой внутренний продукт Украины за рассматриваемый период возрос с $86,183 млрд. в 2005 г. до $176,235 млрд. в 2012 г.

Население Украины за рассматриваемый период сократилось с 47,101 млн. до 45,453 млн. человек.

Двухтактные оппозитные дизельные двигатели – «ноу-хау» Харьковского конструкторского бюро двигателестроения.

ЗАКУПКА ВООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ВС УКРАИНЫ В 2013 Г.

Ниже приведена подборка наиболее крупных программ по закупке, ремонту и модернизации ВВТ в интересах ВС Украины, реализованных в 2013 г.

Январь

Чугуевский авиаремонтный завод осуществил капитальный ремонт двух учебно-тренировочных самолетов L-39 Albatros Воздушных сил Вооруженных Сил Украины. Обе машины переданы Миргородской истребительной авиабригаде тактической авиации.

В 2013 г. на заводе планировалось отремонтировать еще два L-39 для Чугуевской учебной авиабригады Харьковского университета Воздушных сил им. Ивана Кожедуба, однако о результатах этой работы ничего не известно.

В Одессе создано управление дивизиона речных кораблей ВМС Украины. Задача дивизиона – несение службы на пограничных реках, озерах, лиманах, а также внешних рейдах и прибрежных акваториях. В 2013 г. в его состав планировалось ввести первые два бронированных артиллерийских катера проекта «Гюрза-М», заложенные в октябре 2012 г. на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве.

Завершался ремонт корвета «Хмельницкий» ВМС Украины, который  почти год находился у причальной стенки в Севастополе. В 2012 г. корабль прошел доковый ремонт. На корабле был введен в строй гидроакустический комплекс, проведен ремонт радиотехнической аппаратуры, а также средний ремонт минно-торпедного вооружения.

Февраль

В Севастополь из Николаева после проведения планового ремонта на ОАО «Черноморский судостроительный завод» вернулся ракетный корвет ВМС Украины «Приднепровье». В ходе докового ремонта восстановлена обшивка корпуса, отремонтированы винто-рулевой комплекс, донная арматура корабля и т.д.

По состоянию на февраль на предприятии завершался ремонт большого десантного корабля «Константин Ольшанский» и среднего десантного корабля «Кировоград». Были выполнены 55% работ по строительству корпуса головного корвета проекта 58250, к концу 2013 г. планировалось завершить 75% работ.

В 114-ю Ивано-Франковскую бригаду тактической авиации Воздушных сил ВС Украины поступили два учебно-тренировочных самолета L-39, которые прошли капремонт на одном из авиаремонтных предприятий украинского ОПК.

В 2013 г. БДК «Константин Ольшанский» (бортовой номер U402) был отремонтирован на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.

Апрель

В Севастополе на боевое дежурство по охране воздушного пространства Украины заступил дивизион, вооруженный модернизированной ЗРС С-300ПС. Дивизион стал первым из крымской группировки ПВО, который за годы независимости Украины прошел ремонт, модернизацию и получил сертификат на продление срока эксплуатации.

В 2003-2004 гг. государственное предприятие «Укроборонсервис» освоило в интересах ВС Украины ремонт и модернизацию зенитных ракетных систем С-300ПС и в 2005 г. провело их первый испытательный ремонт. В 2006-2012 гг. ремонт и продление сроков эксплуатации прошли восемь таких ЗРС.

В Запорожье на аэродроме государственного предприятия «Запорожский государственный авиаремонтный завод «МиГремонт» 17 апреля состоялись контрольные полеты очередной партии отремонтированных и модернизированных самолетов Су-27. В 2012 г. «МиГремонт» осуществил ремонт и модернизацию шести Су-27 и пяти штурмовиков Су-25.

На вооружение ВС Украины принят новый разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2», разработанный специалистами одесского Специального конструкторского бюро «Молния». Планируется, что серийное производство комплекса будет налажено на этом же предприятии.

Май

АО «Мотор Сич» начало программу модернизации вертолетов Ми-24В в интересах ВС Украины.

Работы по модернизации первого Ми-24В планировалось завершить до конца 2013 года. Модернизация включает установку двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В, которые имеют повышенную до 2500-2800 л.с. мощность (базовый для Ми-24 двигатель ТВ3-117ВМА развивает 2200 л.с.).

БДК ВМС Украины «Константин Ольшанский», который с августа 2012 г. проходил комплексный заводской ремонт на Черноморском судостроительном заводе, 16 мая вышел в море для проведения ходовых испытаний. Был осуществлен доковый ремонт корабля, ремонт корпуса, спецтехники, а также оборудования электромеханической боевой части.

Июнь

Средний десантный корабль ВМС Украины «Кировоград» 4 июня вышел в море для проведения ходовых испытаний, проверки функционирования главных двигателей и вспомогательных систем. С сентября 2012 г. СДК «Кировоград» проходил заводской ремонт на Черноморском судостроительном заводе, где был осуществлен доковый ремонт корабля, ремонт главных двигателей, корпусных конструкций и носового подруливающего устройства.

На ФГУП «13-й судоремонтный завод Министерства обороны РФ», расположенном в Севастополе, завершился капитальный ремонт ДЭПЛ «Запорожье» ВМС Украины. Украинская подводная лодка в течение нескольких лет находилась у заводского причала флотского предприятия. За этот период специалисты Черноморского флота полностью восстановили техническую готовность подлодки.

26 июня на брифинге тогдашний глава военного ведомства Павел Лебедев заявил, что Минобороны Украины отказалось от программы разработки ОТРК «Сапсан» из-за неэффективности использования бюджетных средств.

На предприятии «Мотор Сич» успешно завершены государственные стендовые испытания турбовального двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В4Е для вертолетов типа Ми-8Т. Государственные стендовые испытания стали заключительным этапом полного цикла проверок двигателя. Их успешное проведение является основным условием для предъявления модернизированного вертолета Ми-8МСБ на государственные испытания в рамках ОКР «Шмель», проводившихся в интересах МО Украины. В первую очередь новые двигатели планируется устанавливать на вертолетах специального и военного назначения.

«Укрспецэкспорт» поставляет бронетранспортеры БТР-3Е1 в Таиланд.

Июль

На полигоне под Киевом состоялись испытания легкого противотанкового ракетного комплекса «Корсар». В ходе стрельб назначенные цели были поражены.

Август

Комиссия Минобороны Украины рекомендовала по результатам госиспытаний опытного образца принять на вооружение вертолет Ми-8МСБ. Начальник Генерального штаба ВСУ заявил, что на «Мотор Сич» будут переданы для модернизации два вертолета Ми-8.

ПАО «Мотор Сич» обнародовало планы по производству вертолетов МСБ-2, для чего планировалось привлечь под госгарантии 109,4 млн. гривен. Также сообщалось, что предприятие начнет разработку перспективного вертолета взлетной массой 5-6 т и совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» – разработку турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-28, предназначенного, в частности, для линейки региональных самолетов Ан-148.

Октябрь

Министерство обороны Украины по результатам тендеров заключило с предприятиями, которые входят в ГК «Укроборонпром», ряд соглашений на ремонт и продление эксплуатации авиационной техники на сумму 77,26 млн. гривен.

Декабрь

Директор ГП «Укроборонсервис» Сергей Микитюк заявил, что в интересах ВСУ продлен ресурс восьми ЗРС С-300 и двух комплексов «Бук», ведется ремонтом двух ЗРС С-300ПС. По его словам, на начало февраля 2014 г. запланирована сдача еще одной системы С-300, а в первом полугодии – одного комплекса «Бук-М1». Сергей Микитюк заявил тогда, что при наличии финансирования со стороны Минобороны «Укроборонсервис» готов ежегодно обеспечивать ремонт и продление ресурса трех ЗРС С-300ПТ/ПС, одного ЗРК «Бук-М1» и одного командного пункта 5Н83С.

ЭКСПОРТНЫЕ ПРОГРАММЫ УКРАИНЫ ПО ПОСТАВКЕ ВООРУЖЕНИЙ В 2013 Г. И ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2014 Г.

Таиланд

На Киевском бронетанковом заводе 27 февраля был подписан акт технической приемки очередной партии БТР-3Е1 в количестве 22 машин, предназначенных для армии Таиланда. Из них 15 – линейные БТР-3Е1, четыре – минометные БТР-3М2, две ремонтно-эвакуационные машины БТР-БР и один командирский БТР3-К.

Как сказал тогда представитель ГК «Укрспецэкспорт», предприятие уже отгрузило в Таиланд «более 120 БТР-3Е1, некоторые из этих машин эксплуатируются более двух лет и имеют пробег более 2 тыс. км». Все действующие программы по поставке БТР-3Е1 в Таиланд рассчитаны до 2015 г.

В июле представители «Укрспец-экспорта» и Королевской тайской армии подписали акт технической приемки 21 бронетранспортера БТР-3Е, 15 из которых – линейные БТР-3Е1 и шесть – ракетные БТР-3РК (вооружены четырьмя пусковыми установками ПТУР «Барьер» и 12,7-мм пулеметом НСВТ).

5 ноября в Харькове представители ГК «Укрспецэкспорт» и Королевской тайской армии подписали акт технической приемки первой партии танков Т-84 «Оплот» в количестве пяти машин. В соответствии с контрактом стоимостью более $200 млн., заключенным в сентябре 2011 г., «Укр-спецэкспорт» должен поставить тайской армии 49 ОБТ «Оплот».

НАТО

В штаб-квартире НАТО в Брюсселе 12 марта состоялось подписание Дорожной карты по направлениям сотрудничества Вооруженных Сил Украины с Агентством НАТО по стандартизации. Цель документа – организация сотрудничества и получение экспертно-консультационной поддержки в области стандартизации, направленной на внедрение нормативных документов НАТО в ВСУ, а также получение методической и практической помощи со стороны Агентства НАТО по стандартизации.

Документ определяет конкретные направления сотрудничества с Агентством НАТО по стандартизации, в частности: изучение опыта деятельности рабочих групп НАТО в области стандартизации, стажировка украинских офицеров в Агентстве НАТО по стандартизации, доступ к базе данных агентства, участие в совместных проектах по подготовке соглашений по стандартизации и публикаций НАТО.

Индия

В феврале Индии были переданы очередные пять модернизированных самолетов Ан-32. Это уже пятая партия машин, переданная индийской стороне в рамках контракта на ремонт, продление ресурса и модернизацию 105 самолетов Ан-32 ВВС Индии. В целом по состоянию на февраль 2013 г. индийские ВВС получили 25 модернизированных машин этого типа (по 10 самолетов в год). Согласно условиям контракта 40 Ан-32 должны быть отремонтированы и модернизованы на Украине, а остальные 65 – на авиазаводе индийских ВВС в Канпуре. Главным исполнителем контракта с украинской стороны является дочернее предприятие ГК «Укрспецэкспорт» – ГХВП «Спецтехноэкспорт», соисполнителями – ГП «Антонов», ГП «Завод 410 ГА», ПАО «Мотор Сич».

В сентябре Украина передала ВВС Индии первую партию ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10 «Аламо»). Контракт  на поставку Индии в 2012-2013 гг. ракет Р-27 на сумму $246 млн. «Укроборонпром» заключил в мае в 2012 г. Первые поставки были запланированы на третий квартал 2012 г., однако из-за финансовых проблем у исполнителя они были перенесены на 2013 г.

В 1996 г. производитель ракет Р-27 ГАХК «Артем» поставила ВВС Украины 20 ракет этого типа, больше национальная армия их не заказывала. В то же время за последние семь лет были экспортированы более 3000 ракет этого типа в различных конфигурациях, в том числе и в Россию.

Ракеты «воздух-воздух» ГАХК «Артем» поставляет в основном на экспорт, ВВС Украины закупили их лишь однажды – в 1996 г.

Ирак

7 февраля представители Министерства обороны Ирака и ГК «Укр-спецэкспорт» в Киеве подписали акт приемки очередной партии БТР-4 украинского производства в количестве 40 штук. Контракт стоимостью $457,5 млн. на поставку Ираку 420 БТР-4 был подписан в конце 2009 г. Правда в итоге эти машины так и не попали заказчику. 28 февраля 2013 г. представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил украинскую сторону в срывах сроков поставок и низком качестве продукции: с момента ратификации контракта было поставлено около 100 машин вместо предусмотренных 420, а сами БТР, как сказал Шиван Мухаммед Таха, «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Партию бронетранспортеров, отправленных 7 февраля, иракцы так и не приняли, и после многомесячного болтания в море судно с ними в начале января 2014 г. вернулось в порт Октябрьск.

Пакистан

В феврале «Укрспецэкспорт» подписал контракт с Пакистаном стоимостью более $50 млн. на изготовление и поставку в эту страну 110 силовых установок для танков. Контракт рассчитан на четыре года и будет выполняться на мощностях ГП «Завод им. В.А. Малышева».

Вьетнам

В Хошимине в начале апреля был спущен на воду второй ракетный катер проекта 12418 «Молния». Катера этого типа с 2010 г. строятся во Вьетнаме для ВМС страны по российской лицензии. Они оснащаются силовой установкой производства украинского Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект». Первый катер был спущен на воду в марте 2013 г.

В Ханое 18 июля были подписаны два контракта между ГП «Укроборонсервис» и компанией VAXUCO на ремонт авиационных двигателей АЛ-31Ф и предоставление технических консультаций по их ремонту. Заказчиком является Командование войсками ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии. Работы должно выполнить Госпредприятие «Луцкий ремонтный завод «Мотор».

В октябре стало известно, что Севастопольский авиационный ремонтный завод займется ремонтом противолодочного поисково-ударного вертолета Ка-28 ВМС Вьетнама. Всего вьетнамский флот располагает семью вертолетами Ка-27/Ка-28, однако только два из них находятся в летном состоянии.

Казахстан

15 апреля Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) передало самолет Ан-74ТК-200 новой постройки внутренним войскам МВД Республики Казахстан.

5 сентября на полигоне Сары-Шаган состоялись испытательные стрельбы дивизиона ЗРС С-300ПС после капремонта с продлением ресурса на мощностях ГП «Укроборонсервис». Контракт на капитальный ремонт с продлением ресурса на 5 лет дивизиона С-300ПС ВС Казахстана был подписан в июле 2012 г.

В феврале 2014 г. ГП «ГосККБ «Луч» отгрузило для ВМС Казахстана очередную партию вооружений в составе корабельной зенитной ракетной системы малой дальности «Арбалет-К» и комплекса морского ракетного управляемого вооружения «Барьер-ВК». Первая партия, отгруженная заказчику ранее, уже принята на вооружение ВМС Казахстана и успешно используется. Корабельный ЗРК «Арбалет-К» предназначен для пуска четырех ПЗРК типа «Игла», комплекс «Барьер-ВК» – это морской вариант ПТРК «Барьер», разработанного ГосККБ «Луч». Обе системы имеют одинаковую тумбовую пусковую установку с телевизионной системой наведения.

Китай

В Феодосии представители «Укроборонпрома» и ВМС Китая 12 апреля подписали акт приемки малого десантного корабля на воздушной подушке проекта 958 «Бизон», построенного на ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море». В 2009 г. «Укрспецэкспорт» и Министерство обороны КНР подписали контракт стоимостью $315 млн. на строительство двух десантных КВП проекта 958 «Бизон» (украинская версия проекта 12322 «Зубр»). Соглашение предусматривало последующую лицензионную постройку двух кораблей в Китае.

Хорватия

В мае 2013 г. «Укрспецэкспорт» выиграл тендер на ремонт и модернизацию на предприятии «Одесавиаремсервис» семи самолетов МиГ-21бис ВВС Хорватии. Дополнительно Хорватия решила купить еще пять уже отремонтированных МиГ-21бис, которые являются собственностью «Одесавиаремсервиса».

«Укрспецэкспорт» стал победителем тендера, поскольку его предложение наиболее полно соответствовало запросам хорватской стороны, в том числе – по стоимости выполнения работ. Помимо Украины в тендере также участвовала румынская группа Aerostar. По состоянию на конец 2013 г. три самолета были готовы к отправке заказчику, первый МиГ-21бис был доставлен в Хорватию в начале апреля 2014 г.

В марте 2014 г. хорватское предприятие «Авиационно-технический центр ZTC» передало ВВС Хорватии два отремонтированных и модернизированных вертолета Ми-8. В этих работах участвовало также ГП «Севастопольское авиапредприятие», которое осуществляло ремонт отдельных узлов и агрегатов. Тендер на проведение этих работ «Укроборонпром» также выиграл в мае 2013 г.

Польша

В августе 2013 г. польская компания Mista, выпускающая автогрейдеры, приступила к лицензионному производству бронемашины «До-зор-Б», разработанной Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А.А. Морозова. Польская версия «Дозор-Б» получит название Oncilla. Она модифицирована для обеспечения соответствия стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите. Первый опытный образец был собран с использованием украинских комплектующих. В Mista заявили, что компания находится на заключительной стадии подписания контракта на поставку бронемашин неназванному зарубежному заказчику.

Польша начала лицензионное производство бронеавтомобиля «Дозор-Б», разработанного в ХКБМ им. А.А. Морозова.

Эфиопия

В ноябре 2013 г. «Укрспецэкспорт» распространил информацию о том, что продолжается отгрузка Эфиопии модернизированных танков T-72 в рамках контракта на поставку 200 ОБТ этого типа, подписанного в 2011 г. Соглашение стоимостью более $100 млн. стало одним из крупнейших контрактов украинского спецэкспортера за последние 15 лет. Помимо этого в 2011 г. был также подписан контракт на обслуживание и ремонт 60 танков T-72 ВС Эфиопии, реэкспортированных в 2003 г. из Йемена.

Украина поставляет Эфиопии танки T-72Б, которые модернизируются до уровня Т-72УА1 на Киевском ремонтно-механическом заводе. Модернизация включает установку двухтактного дизельного двигателя 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с сохранением старой системы охлаждения и без значительной доработки корпуса, трансмиссии с повышенным КПД, 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ, встроенной динамической защиты (ДЗ) «Нож» на башне и навесной ДЗ на корпусе.

По  информации Государственной службой экспортного контроля Украины, в 2011 г. в Эфиопию было отгружено 72 танка Т-72, 2012 г. – 99. Таким образом, в 2013 г. должны были быть поставлены еще 29 машин.

* * *

В февраль 2014 г., буквально накануне эскалации ситуации в Киеве, приведшей к крушению легитимной власти, ГК «Укроборонпром» отчитался о заключении контракта с неназванным иностранным заказчиком на поставку 50 основных боевых танков Т-64БВ-1, прошедших капитальный ремонт на ГП «Харьковский бронетанковый завод».

О том, что «Укроборонсервис» начинает маркетинговую кампанию по продвижению Т-64 на мировой рынок было объявлено в конце декабря 2013 г. 

Директор дивизиона бронетанковой, автомобильной, инженерной и специальной техники «Укроборонпрома» Вадим Федосов заявил по поводу этого контракта, что «танк стратегического прорыва» Т-64 «по ряду тактико-технических характеристик, таких как огневая мощь, защищенность, проходимость превосходит Т-72, а с элементами модернизации в версии Т-64БМ «Булат» – соответственно Т-90». Он добавил также, что «по критерию «цена-качество» модернизированные Т-64 опережают зарубежные аналоги».

Вадим Федосов отметил, что после подписания контракта на ремонт и поставку 50 танков Т-64БВ-1 объ-емы производства ГП «Харьковский бронетанковый завод» будут увеличены почти до 100 млн. гривен, что создаст новые возможности для предприятия в 2014 г. – прежде всего, на 20% увеличится численность персонала.

Вопрос о том, насколько реальны эти планы в условиях сегодняшней Украины остается открытым.

В целом вышеприведенная выборка по военно-техническому сотрудничеству Украины с зарубежными странами свидетельствует о масштабности ВТС, которое не идет ни в какое сравнение с объемом заказов, реализованных в интересах ВС Украины. Можно вспомнить и такой факт, что в период 2000-2009 гг. Украина стала лидером по поставкам подержанных истребителей, продав их в количестве 82 штук (21 машину в 2000-2004 гг. и 61 – в 2005-2009 гг.). По этому показателю Киеву удалось обогнать даже США, экспортировавших в тот же период 73 подержанных боевых самолета.

Результаты недофинансирования собственных Вооруженных Сил проявился в последние месяцы, когда Киев попытался изобразить противостояние с Россией в период подготовки и проведения референдума в Крыму, а затем решился задействовать армию для подавления народных волнений в Луганской и Донецкой областях. Отсутствие запчастей, в частности, аккумуляторов, низкий уровень исправности техники, доставшейся Украине в наследство от ВС СССР, отсутствие банальных предметов быта в лагерях мобилизованных в ВСУ граждан страны, финансирование военных приготовлений через SMS и «добровольно-принудительные» пожертвования бюджетников выглядят весьма жалко. Все это лишний раз подтверждает, что за 23 года «незалежности» на Украине так и не было построено полноценное государство, одним из признаков которого является наличие на суверенной территории национальных ВС. Все эти годы армия и флот нужны были Киеву лишь в качестве символов независимости и самостоятельности, однако прямое вмешательство западных стран и в первую очередь США во внутренние дела Украины показывают, что независимость этой державы – такая же фикция, как и боеготовность ее Вооруженных Сил.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS