Последний заповедник русского Бога войны
Какая судьба ждет Ржевский полигон: стать музеем или превратиться в стройплощадку?

В ноябре 1878 г. Военный совет Российской Империи по представлению Главного артиллерийского управления (ГАУ) утвердил проект организации Главного артиллерийского полигона (ГАП) на Охтинском опытном поле под Санкт-Петербургом.

Александр ШИРОКОРАД

Дело в том, что старый Главный полигон Военного и Морского ведомств на Волковом поле перестал удовлетворять требованиям ГАУ в отношении дальности и безопасности стрельбы. Полигон на Волковом поле был основан еще 24 февраля 1804 г. на пустыре под Петербургом, но постепенно городские постройки стали появляться и вблизи него. Позднее рядом с Волковым полем прошла линия Николаевской железной дороги.

В итоге ГАП был перенесен на восток от города.

Сейчас он находится на территории Всеволожского района Ленинградской области. На сегодняшний день его площадь составляет 740 кв. км, что примерно равно площади Москвы в пределах МКАД. Директриса стрельбы поля – 112 км. Среди военных полигон известен под названием Ржевка.

Ну а на Волковом поле в 1885 г. разместилась первая в России Военно-воздухоплавательная команда – учреждение, куда более безопасное для окрестных жителей и железной дороги.

12 августа 1886 г. Ржевку посетили старшие сыновья императора Александра III: Николай, будущий император, и Георгий. Там им показали несколько корабельных орудий, включая 305-мм пушку со стволом длинной 30 калибров (305/30-мм) для барбетных установок черноморских броненосцев «Чесма», «Синоп» и «Императрица Мария».

Командный пункт полигона постройки конца XIX века.

Несколько слов стоит сказать о коммуникациях полигона. Так, около него была проложена первая в России узкоколейная железная дорога (ширина колеи – 750 мм), которая соединила Петербург с Ладожским озером. Движение по ней началось 1 октября 1892 г. Длина Ириновской железной дороги первоначально составляла 33 км, а затем – 45 км.

От реки Охта, где был установлен большой казенный подъемный кран, до станции Военная (название говорит само за себя) на линии имелось три рельса так, чтобы по ним могли ходить вагоны как с узкой, так и с широкой колеей.

Ну а в 1900 г. Морское ведомство за свой счет проложило ветку с Обуховского сталелитейного завода (ОСЗ) прямо до «Полигонных батарей», то есть прямо с завода пушки доставлялись на морскую батарею. С Ириновской железной дорогой ветка пересекалась на станции Военная.

На Ржевке Военное и Морское ведомства впервые испытали бездымный порох и снаряды с мощными взрывчатыми веществами. Так, испытания пироксилиновых снарядов (бомб) проводились на полигоне с 1880 г.

С 1893 г. на морской батарее проводились стрельбы бездымным порохом из 305-, 229-, 152- и 47-мм корабельных орудий. По их итогам в последующем было принято решение о применении в русской артиллерии бездымного пороха.

В 1892 г. на ГАП впервые начались испытания 6-дм и 3,42-дм снарядов, начиненных мелинитом. Ну а в январе-феврале 1908 г. на полигоне впервые в России были проведены стрельбы снарядами (бомбами), начиненными тротилом. Они велись из 152/45-мм морских пушек системы Кане.

Именно на Ржевке были испытаны практически все корабельные и сухопутные орудия царской России калибром от 37 до 605 мм.

406-мм установка МП-10.

Перед Первой мировой войной началась работа по реконструкции и благоустройству полигона, продолжавшаяся и во время войны, – на это было отпущено 5 млн. рублей золотом.

Были сооружены три перемещающихся козловых подъемных крана грузоподъемностью один 150 тонн и два по 75 тонн с постройкой подкрановых путей, после чего стало возможным перемещение кранов не только для смены орудий, но и при установке броневых плит.

Значительная часть средств была выделена на строительство четырех полигонных установок для испытаний 356- и 406-мм корабельных орудий. 406-мм пушки предназначались для вооружения перспективных линкоров. В апреле 1914 г. ОСЗ был выдан заказ на изготовление 406/45-мм пушки со сроком сдачи – конец 1915 г. Параллельно такую же пушку (с небольшими изменениями) заказали британской фирме Vickers. В конце 1917 г. Англия реквизировала опытную 406-мм пушку, изготовленную заводом Vickers, а работы над обуховской пушкой были прекращены в 1918 г. при готовности около 50%.

Соответственно, на Ржевке не была достроена и полигонная установка для испытаний 406-мм орудий. Летом 1916 г. удалось достроить лишь одну полигонную установку для 356-мм орудий.

356/52-мм пушки предназначались для вооружения линейных крейсеров типа «Измаил». Первоначально Морское ведомство планировало заказать 76 таких орудий, 48 из которых должны были быть установлены на крейсера, 24 – остаться в резерве, а четыре – поступить на морской полигон. 36 орудий было заказано заводу Vickers и 40 – ОСЗ.

305-мм установка.

Для испытаний 14-дм (356-мм) орудий генерал-майор Ростислав Августович Дурляхов (до 1915 г. – Дурляхер) спроектировал специальный полигонный станок, изготовленный на Обуховском заводе. Угол вертикального наведения, допустимый станком, составлял от 0 до +40°. Станок был очень высок – 3,735 м. Радиус вращения установки составлял 11,4 м.

В 1917 г. с полигонной установки Дурляхера на Ржевке начались стрельбы из 356-мм пушки №1463, изготовленной в 1914 г. на заводе Vickers для линейных крейсеров типа «Измаил».

После революции председатель Реввоенсовета Троцкий и красные военморы решили не достраивать четыре уже спущенные на воду линейные крейсера типа «Измаил». Использовать 356/52-мм орудия для вооружения других кораблей или береговой обороны было крайне сложно. Разрабатывался проект морского монитора с двумя 356-мм пушками, проект установки батареи 356-мм пушек на горе Валдай западнее форта «Красная Горка» и т.д. Но дальше проектов дело не пошло. На мой взгляд, главный вопрос был не в финансировании, хотя и это сыграло тут свою роль, а в отсутствии станков к орудиям и в «разрухе в головах» красных военморов.

Заказ на изготовление первых четырех башенных установок для крейсера «Измаил» был выдан в 1913 г. Металлическому заводу. Работы по башням завод полностью прекратил 16 августа 1917 г., не сдав ни одной башни или хотя бы станка.

А потом полуфабрикаты к станкам и башенным установкам решили эвакуировать на баржах по Мариинской системе.

Различные варианты 305- и 356-мм подкалиберных снарядов для сверхдальней стрельбы.

В 1923 г. «органы» обратились с запросом в Реввоенсовет о металлических конструкциях невероятных размеров, разбросанных по берегам реки Волги ниже Ярославля. Местные жители, обнаружив эти конструкции, проинформировали ОГПУ, но там долго не верили, пока не убедились воочию. Факт был налицо, но ни местные, ни московские чекисты не могли понять назначения этих циклопических сооружений.

Ответ из Реввоенсовета пришел отрицательный: знать – не знаем, ведать – не ведаем. В конце концов выяснилось, что баржи с полуфабрикатами установок дошли до Ярославля, а там их оставили зимовать, точнее, попросту бросили и забыли. Время было веселое, революционное. Весенний паводок 1918 г. раскидал баржи на десятки километров вниз по матушке-Волге. Последующие ледоходы разломали деревянные баржи, а огромные железные конструкции остались на берегу.

И быть бы полигонному станку Дурляхера отправленным на лом, но тут наших артиллеристов охватила эпидемия «сверхдальней стрельбы». Почему эпидемия? Да потому, что опыты по увеличению дальности в два и даже в четыре раза проводились с подкалиберными, нарезными и полигональными снарядами с орудиями калибров 76, 122, 152 мм и т.д. Понятно, что эта кампания не обошла полигонный станок и 356-мм стволы.

В 1918 г. Косартопом (Комиссией по особым артиллерийским опытам) был сдан принципиально новый сверхдальнобойный снаряд для 356/52-мм орудий. Снаряд был назван «комбинированным». Позже такие снаряды стали именоваться подкалиберными.

Состоял снаряд из поддона и «активного» снаряда. Вес всей конструкции составлял 236 кг, а активного снаряда калибра 203 мм – 110 кг.

В 1919 г. была получена начальная скорость 1291 м/с при давлении в канале ствола 2450 кг/см2 (то есть немного больше, чем при штатном снаряде – 2120 кг/см2).

Несколько лет методом проб и ошибок шло проектирование снаряда, и, наконец, в июне 1924 г. при стрельбе 203-мм активным снарядом весом 110 кг при скорости 120 м/с была получена максимальная дальность 48,5 км. Однако в ходе этих стрельб отмечено большое рассеивание по меткости и дальности.

Руководители испытаний объяснили рассеивание тем, что крутизна нарезов штатной 356/52-мм пушки 30 калибров не обеспечивает правильного полета снарядов.

В связи с этим было решено рассверлить ствол 356/52-мм пушки до 368 мм с более крутой нарезкой. После расчетов нескольких вариантов окончательно была принята крутизна нарезов в 20 калибров.

Расточка ствола 368-мм пушки №1 была произведена в 1934 г. на заводе «Большевик». В декабре 1934 г. начались испытания пушки №1, которые оказались неудачны из-за качества снарядов.

В начале 1935 г. заводом «Большевик» были изготовлены новые 220/368-мм подкалиберные снаряды чертежей 3217 и 3218 с поясковыми поддонами. Стрельбы новыми снарядами были произведены в июне-августе 1935 г. Вес конструкции составлял 262 кг, а вес 220-мм активного снаряда – 142 кг, заряд пороха – 255 кг. На испытаниях была получена скорость 1254-1265 м/с. При стрельбе 2 августа 1935 г. получена средняя дальность 88,7 км при угле около 50°. Боковое отклонение при стрельбах составило 100-150 м.

Для дальнейшего увеличения дальности стрельбы начались работы по уменьшению веса поддона.

В конце 1935 г. были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами чертежа 6125. Вес активного снаряда составил 142 кг, а вес поддона – 120 кг, дальность стрельбы 97270 м при угле +42°. Среднее рассеивание по четырем выстрелам: боковое – 55 м, продольное – 935 м. Ожидаемая дальность при угле +50° – 110 км. Падение поддонов происходило на расстоянии 3-5 км. Всего было произведено 47 выстрелов снарядами чертежа 6125.

Далее работы продолжались по пути облегчения пояскового поддона до 112 кг (снаряд чертежа 6314).

К тому времени была закончена переделка второй 356-мм пушки. При испытаниях 368-мм пушки №2 в 1936 – начале 1937 г. снарядом чертежа 6314 были получены удовлетворительные результаты.

На их основе в марте 1937 г. были составлены таблицы стрельбы из 368-мм пушки снарядами чертежа 6314. Конструкция снаряда весила 254 кг, их них на поясковый поддон приходилось 112,1 кг, на активный снаряд 140 кг. Длина 220-мм активного снаряда составляла 5 калибров. В качестве взрывчатого вещества было использовано 7 кг тротила. При стрельбе полным зарядом в 223 кг начальная скорость составляла 1390 м/с, а дальность – 120,5 км.

Станок Дурляхера в 1936-1941 гг. не только не пустовал, но на него была очередь в буквальном смысле слова. Испытывали то новые типы стволов, то новые снаряды. Перечень всех экспериментов занял бы не одну страницу.

Но вот летом 1940 г. на Ржевке начался монтаж нового огромного полигонного станка МП-10. Дело в том, что станок Дурляхера оказался непригодным для испытаний нового суперорудия – 406-мм пушки Б-37, предназначенной для линейных кораблей проекта 23 (тип «Советский Союз»). Это орудие было самым мощным из 406-мм орудий мира и уступало лишь 460-мм пушкам японского линкора «Ямато».

Первый 406-мм ствол Б-37 был закончен в марте 1939 г. сталинградским заводом «Баррикады». Всего до июня 1941 г. было изготовлено 12 стволов Б-37. В ходе испытаний первого орудия с полигонной установки МП-10 с 6 июля по 2 октября 1940 г. было произведено 173 выстрела.

С началом войны полигонные станки были приспособлены для кругового обстрела.

Так, 406-мм установка МП-10, предназначенная для отстрела 406-мм пушек Б-37, была приспособлена для кругового обстрела. На ней установили броневой щит и улучшили систему заряжания, что позволило довести скорострельность до одного выстрела в четыре минуты. Для полигонного станка это много! Так, скорострельность 356/52-мм пушек на полигонном станке Дурляхера составляла один выстрел за 6-7 минут. Скрепленный ствол был заменен на лейнированный.

Из числа орудий, находившихся на полигоне, было сформировано шесть батарей и одна зенитная группа.

В состав 1-й батареи Научно-испытательного морского артиллерийского полигона (НИМАП) входили:

– 406-мм пушка Б-37 на установке МП-10;

– 356/56-мм пушка на полигонном станке;

– 305/52-мм пушка на полигонном станке;

– 305/40-мм пушка на полигонном станке.

Во 2-й батарее состояли:

– 180-мм качающаяся часть с крейсера типа 26бис, состоявшая из трех стволов на полигонном станке (скорострельность – 1 залп за 3 минуты);

– две 180-мм пушки Б-1-П на полигонных станках;

– одна 152/57-мм пушка Б-38 на полигонном станке.

В 3-й батарее состояло четыре 130-мм пушки Б-13.

В 4-й батарее – три 100-мм пушки Б-24БМ.

В 5-й батарее – две 100-мм пушки Б-24.

В 6-й батарее – две 120/50-мм пушки.

В этих батареях орудия находились на «родных» станках.

100-мм установка АК-100.

Первая стрельба по противнику из 406-мм установки была произведена 29 августа 1941 г. Чтобы избежать возможной паники среди населения города при боевых выстрелах орудий крупных калибров с траекторией стрельбы через город, в газете «Ленинградская правда» 22 августа 1941 г. поместили извещение: «Начиная с 22 августа, с морского полигона в Ленинграде будет производиться пробная стрельба, о чем доводится до всеобщего сведения. Военный комендант гарнизона города Ленинграда полковник Денисов».

Первые 406-мм снаряды по немецким позициям в районе совхоза «Красный бор» на колпинском направлении НИМАП летели через весь город. В январе 1944 г. во время прорыва блокады Ленинграда по врагу было выпущено 33 снаряда. Один из них попал в здание электростанции №8, занятое противником, в результате чего здание было полностью разрушено. Рядом была обнаружена воронка от 406-мм снаряда диаметром 12 м и глубиной 3 м.

Всего за время осады Ленинграда из МП-10 произвели 81 выстрел. Специально для этой установки было возобновлено производство 406-мм снарядов. Так, в 1942 г. от промышленности было получено 23 снаряда, а в 1943 г. – 88 снарядов.

356-мм пушки на полигонном станке Дурляхера также вела огонь по противнику как обычными, так и сверхдальнобойными снарядами.

406- и 356-мм орудия НИМАП успешно вели артиллерийские дуэли с германскими железнодорожными установками калибра 24-28 см.

Всего с полигонной установки было выпущено около 100 356-мм снарядов. Немецкое командование еще осенью 1941 г. поставило своим дальнобойным орудиям задачу уничтожить крупнокалиберные орудия НИМАП. На полигон обрушились сотни тяжелых снарядов. Типовой пример: днем 6 ноября 1942 г. с 17 ч. 20 мин. до 23 ч. 17 мин. на НИМАПе разорвалось 28 снарядов калибра 24-32 см. Однако ни германской артиллерии, ни авиации не удалось вывести из строя 406- и 356-мм установки Ржевки.

Последний раз орудия НИМАПа провели огонь по финским войскам на Карельском перешейке в начале июня 1944 г.

В послевоенное время полигонная установка МП-10 использовалась для испытаний различных уникальных артсистем и боеприпасов, многие из которых до сих пор числятся секретными. Так, например, в 1941-1951 гг. с установки МП-10 была испытана опытная качающаяся часть СМ-33 от 305-мм установки СМ-31. Такие установки предназначались для тяжелых крейсеров проекта 82.

Пушка СМ-31 имела лучшие в мире баллистические данные. При стрельбе обычным бронебойным или фугасным снарядом весом 467 кг начальная скорость составляла 950 м/с, а дальность стрельбы – 53 км. А при стрельбе дальнобойным снарядом весом 230,5 кг начальная скорость и дальность составляли соответственно 1300 м/с и 127 км. Кроме того, для СМ-31 проектировалась и железнодорожная установка.

К сожалению, из-за волюнтаризма Лаврентия Берии и Никиты Хрущева работы над крупнокалиберной морской артиллерией были прекращены. Я недаром первым упомянул имя Берии. Ведь именно он буквально через неделю после смерти Сталина приказал прекратить строительство крейсеров проекта 82.

Помимо испытаний снарядов и орудий на Ржевке испытывались броня и даже полномасштабные отсеки кораблей. Замечу, что еще в 1868-1869 гг. на Волковом поле был построен большой отсек британского казематного броненосца «Геркулес», по которому велись стрельбы из 9-дм пушек обр. 1867 г.

76-мм установка АК-176.

На Ржевке с конца 1880-х гг. по конец 1980-х гг. были построены десятки отсеков боевых кораблей. Они испытывались как обстрелом из орудий, так и подрывом мин, проводились имитации внутренних взрывов и пожаров. Испытывались на стендах ракеты и их модули, а также пусковые установки. Так, с 1958 г. испытывались элементы твердотопливной баллистической ракеты Д-6.

В конце 1913 г. – начале 1914 г. на Ржевке были построены отсеки линейных крейсеров типа «Измаил» и перспективных линкоров с 406-мм артиллерией. Однако из-за Первой мировой войны и революции стрельбы по ним велись с 1921 по 1927 год. По результатам этих стрельб было создано семейство новых дальнобойных снарядов калибра 100-406 мм, получивших обозначение «образца 1928 г.».

Читатель уже обратил внимание, что я постоянно именую полигон Ржевкой. Это связано с тем, что официальное название постоянно менялось, менялась и подчиненность полигона. Так, в 1926 г. после того, как нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе посетил морской полигон, последний был объеденен с Главным артиллерийским полигоном Главного артиллерийского управления Красной Армии (ГАП ГАУ КА).

В 1931 г. МАП вновь получил самостоятельность, но ненадолго, так как в 1932 г. был создан Артиллерийский Научно-Исследовательский Морской институт (АНИМИ), в штат которого вошел и полигон. Из состава АНИМИ полигон был выведен только лишь в 1937 г. и преобразован в Научно-испытательный морской артиллерийский Полигон (НИМАП).

После войны НИМАП был переименован в полигон №55 ВМС. 21 ноября 1960 г. директивой Главного штаба Сухопутных войск и ВМФ 55-й полигон (в/ч 581934) был расформирован. А работы по испытаниям корабельных и береговых систем, боеприпасов и корабельных конструкций, а также личный состав были переданы ГНИАП ГАУ Сухопутных войск.

К моменту распада СССР на Ржевке производились многочисленные интересные и крайне важные для обороны страны испытания. Так, в 1991 г. на полигоне прошли испытания ракеты и их модули:

– 3М17, 3М37, 3М65, 3М91, 3М92;

– РСЗО «Град», «Прима», «Ураган»;

– двигатели ракет «Ураган», «Кинжал», «Везувий».

Любопытно, что на полигоне производились испытания и минно-торпедного вооружения. В частности, в 1991 г. испытывались мины «Гитана» и «Макрель»; торпеды «Борт», «Бросок» и «Берилл».

На Ржевке испытывались корректируемые снаряды: 152-мм «Краснополь» с 1983 г.; 130-мм «Аврора» с 1991 г. Всего было произведено свыше 5 тысяч выстрелов корректируемых снарядов.

В 1991 г. велись стрельбы из:

– 130-мм подвижного берегового комплекса А-222-С1 «Берег» (492 выстрела);

– 130-мм корабельной универсальной установки А-192П «Армат» (98 выстрелов);

– велись приемо-сдаточные испытания пусковой установки ЗИФ-121М (24 выстрела);

– 30-мм шестиствольного автомата АК-306 (800 выстрелов).

На 1992 г. были запланированы стрельбы:

– для подготовки таблиц стрельбы А-222-С1 (600 выстрелов);

– государственные испытания А-222-С1 (2000 выстрелов);

– испытания 130-мм выстрелов с фугасно-зажигательным снарядом (30 выстрелов);

– контрольные испытания 82-мм снарядов – постановщиков тепловых помех «Ступень-М1» (30 выстрелов);

– контрольные испытания 82-мм снарядов-постановщиков радиолокационных помех «Ступень-М7» (20 выстрелов);

– предварительные испытания опытного образца 100-мм установки А-190 «Универсал» (1000 выстрелов).

Увы, с 1992 г. у нас начались хорошо известные события в экономике, армии и флоте. Испытания на Ржевке постепенно сворачивались. Материальная часть вывозилась с полигона и в подавляющем большинстве своем утилизировалась.

Так, на фотографиях 1960-1980-х гг. рядом с 406- и 356-мм установками видны многие десятки серийных и опытных артсистем. Однако летом 2009 г. автор не увидел ни одной из них. А на морской батарее осталось всего лишь несколько орудий: 130-мм АК-130, качающаяся часть 152-мм пушки Б-38, 152-мм установка МУ-2, 76-мм установка АК-726, 30-мм установка АК-306, 76-мм установка АК-176, 100-мм установка АК-100, 100-мм установка А-190 и 57-мм установки, счетверенная ЗИФ-75 и ординарная ЗИФ-71.

В конце 1990-х гг. и начале XXI века земля полигона не была приватизирована исключительно в силу своей ценности. Ее так и не сумели поделить городские власти, областные власти и военные.

Разумеется, проще всего пустить живописные земли полигона под многоэтажные городские кварталы или под коттеджные поселки. Но соответствует ли такое решение интересам государства и будущих поколений?

На мой взгляд, 356- и 406-мм полигонные установки следует отремонтировать должным образом и взять под охрану государства. Точно также следует поступить со всеми уцелевшими стволами орудий и уникальными боеприпасами, которые испытывались на этих установках. Мало того, там можно собрать огромное количество уникальных образцов пушек, ракет, торпед, мин и другого вооружения, которое готовится к утилизации на складах и полигонах РФ. Получится огромный музей, и в силу своего расположения легкодоступный для российских и иностранных посетителей.

Во-первых, это наша славная история, а, во-вторых, эти раритеты могут приносить неплохой доход. Вот, к примеру, правительства Норвегии и Дании взяли под охрану и сделали музеями не только свои старинные форты, но и береговые батареи калибра 15-38 см, построенные германскими оккупантами в 1941-1944 гг. Туда водят туристов, а те платят деньги, и не только за вход на батарею, но и в гостиницах, барах и т.д.

Поучительна судьба 305-мм германской батареи «Мирус» на острове Гернси. Эта батарея была построена немцами в 1940-1942 гг. на захваченном ими британском острове. Там были установлены четыре 12-дм пушки с русского линкора «Александр III», угнанного Врангелем в Бизерту. После войны законодательное собрание Нормандских островов решило снести батарею «Мирус», так как ее существование «нарушало права частных владельцев». Разделка пушек на металл началась 23 июня 1947 г. Однако средств на уничтожение бетонных сооружений у местных властей не хватило, а Лондон не дал. И остались бетонные развалины без пушек. Но и туда предприимчивые жители в 1950-х гг. начали водить туристов, горько сожалея об уничтожении пушек.

Наконец, не будем забывать, что полигонные установки представляют собой поистине циклопические сооружения. К примеру, глубина бетонного основания 356-мм полигонного станка составляет 3657 мм, а радиус – 8500 мм. Вес бетонного основания – 470 тонн. У МП-10 размеры железобетонного основания 12x14x3,2 м, а вес бетонного блока – 720 тонн. Таким образом, снос таких установок станет крайне дорогостоящим мероприятием. То есть на народные – бюджетные средства будут уничтожены уникальные исторические памятники, чтобы на освободившемся месте построить дачи для нуворишей?


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS