Чешские суперпушки
Как фирма «Шкода» вооружила и немцев и русских

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении с поднятым стволом.

Летом 1937 г. комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод Skoda в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Ствол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое.

Александр ШИРОКОРАД

Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то «умник» из Артуправления подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное». В конце 1930-х гг. «картузники» начали очередной поход против раздельно-гильзового заряжания.

В итоге советская сторона предложила фирме Skoda ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Skoda, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация для изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила $2,37 млн. (около 68 млн. крон).

Советская пушка Бр-17 на одном из предвоенных парадов.

На поставки опытных образцов орудий и технической документации не повлиял захват Чехословакии немцами. Фирма Skoda исправно выполняла все пункты договора с СССР.

Фирма Skoda предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня (как было запланировано) в октябре 1939 г. Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.

Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем проходили с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке на территории, оккупированной немцами.

В отчете фирмы Skoda сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0 до +50 градусов, а полным зарядом – от +16 до +50 градусов. Стоит отметить, что неустойчивость пушки при малых углах возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, Бр-17 можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы забетонировать основание орудия.

По окончании испытаний в соответствии с условиями договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.

В октябре 1940 г. из США были получены пневмошины для колес системы Skoda в количестве 54 штук (48 комплектных и 6 запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12х24, 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12х20.

Одна из немецких батарей в Нормандии, вооруженная орудием K.39, изготовленным фирмой Skoda для гитлеровской Германии.

Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом №221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 г. После заводских испытаний этот образец 9 сентября прибыл на Артиллерийский научно-исследовательский опытный полигон (АНИОП) для проведения полигонных испытаний. Стрельбы проводились с 21 сентября по 11 декабря 1940 г. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником» из разборных штанг банника, а головка «досыльника» была изготовлена в мастерских АНИОПа. «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.

Первая 305-мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе №221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода №221, другой – Skoda) и один с углубленной нарезкой.

Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр-17 были не полигонными, а полигонно-войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал.

Как известно, на базе чешских орудий на заводе «Баррикады» в Сталинграде в 1940-1941 гг. было изготовлено девять 210-мм пушек Бр-17 и три 305-мм гаубицы Бр-18.

Всего в РККА имелось девять 210-мм пушек Бр-17. В боеготовность их привели лишь в 1944 г. Тогда впервые были изданы для них Таблицы стрельбы и произведено 4,2 тысячи снарядов.

1 – основание установлено в котлован.

В декабре 1944 г. на базе четырех отдельных дивизионов 152-мм пушек Бр-2 и четырех отдельных батарей 210-мм пушек Бр-17 были сформированы три отдельных полка особой мощности (18-й гвардейский, 1-й и 2-й). В их составе имелись три двухорудийные батареи Бр-2 и одна двухорудийная батарея 210-мм пушек. К концу 1944 г. эти три полка убыли на фронт, а формирование четвертого (№20) началось лишь в 1945 г., и на фронт он не попал.

В 1945 г. 1-й пушечный полк особой мощности входил в 8-ю гвардейскую армию 1-го Белорусского фронта. В ходе сражения за Зееловские высоты и в битве за Берлин было израсходовано 930 210-мм снарядов, изготовленных в 1944 г.

2 – повозка ствола выровнена со станком.

305-мм гаубиц обр. 1939 г. (Бр-18) было изготовлено всего три штуки. Они пошли на формирование 233-го отдельного артдивизиона особой мощности, находившегося в конце войны в Московском военном округе. Судя по всему, гаубицы были небоеспособными.

Ну а фирма Skoda в течение войны исправно поставляла сверхмощные пушки калибром 210-мм Вермахту: 21 cm K.52, 21 cm K.39/40. Любопытно, что на второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз.

3 – ствол втянут в люльку лебедкой станка до упора роликов каретки в упоры консолей станка.

В 1944 г. для 21-см чешских пушек K.52 «переделанных» были созданы тяжелые 232-килограммовые оперенные снаряды. Для них фирма Skoda изготовила гладкие стволы.

В 1944-1947 гг. фирмой Skoda на основе опыта войны была создана уникальная 210-мм пушка V-3, снабженная мощным дульным тормозом. Естественно, фирма предложила свою продукцию Советскому Союзу.

Опытный образец прошел в СССР всесторонние испытания. Какое-то время несколько образцов находились на службе в Советской армии. Но документа о принятии ее на вооружение автором не найдено. Не исключено, что V-3 числились «на снабжении». В 1950 г. на русском языке было издано руководство службы V-3. Кстати, в отечественной документации пушку величали и V-3, и В-3.

210-мм пушка V-3 на позиции в боевом положении.

Кроме того, чехи предлагали СССР 305-мм гаубицу V-4, созданную на лафете орудия V-3. Ствол 305-мм гаубицы также имел дульный тормоз.

Однако в производство в СССР ни V-3, ни V-4 не запускались. Первоначально это было связано с работами Василия Грабина над большим дуплексом – 210-мм пушкой С-72 и 305-мм гаубицей С-73. Ну а к 1960 г. из-за волюнтаризма Хрущева, считавшего, что артиллерия большой и особой мощности Советской армии не нужна, были прекращены работы и над грабинскими орудиями, и по модернизации V-3.

Ствол пушки V-3 состоял из свободной трубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Казенник навинчен на кожух. Кожух надет на трубу с зазором. Дульный тормоз двухкаморный, по обеим сторонам его расположено по два окна. Крутизна нарезов постоянная.

Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором типа Банжа. Действия с затвором только вручную.

Отличительной чертой качающейся части являлось сочетание цилиндрической люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. К люльке прикреплены два зубчатых сектора механизма вертикального наведения. Механизм горизонтального наведения имел две скорости. Механизма для быстрого привода ствола в положение для заряжания не было. Тормоз отката гидравлический, расположен внизу откатывающейся части, накатник гидропневматический, расположен сверху откатывающейся части. Длина отката переменная. Уравновешивающий механизм гидропневматического типа с двумя симметричными колонками.

Буксировка ствольной повозки орудия V-3.

Основание состояло из неподвижной и вращающейся части. В боевом положении основание опускалось в котлован глубиной 600 мм. Внутри основания помещался шаровой погон, допускавший возможность поворота пушки на 360 градусов. На шаровой погон основания опирался поворотный круг, который своей верхней плоскостью соединялся со станком. По обеим сторонам поворотного круга имелась площадка для расчета.

Задняя часть поворотного круга (хоботовая опора) съемная с опорной плитой на конце. Сверху к хоботовой опоре прикреплены железные рельсы, по которым накатывалась тележка для заряжания.

Поворотный механизм имел две скорости наведения, привод ручной – система вообще не имела электродвигателей. При горизонтальном наведении надо было сначала поднять опорную плиту, а перед выстрелом опустить ее вновь.

Приспособления для заряжания включали в себя рельсовый путь, расположенный на поворотном круге основания, и тележку для заряжания. На тележку вручную укладывался снаряд и один полузаряд. При стрельбе полным зарядом второй полузаряд подносился к орудию одним номером расчета. Пять номеров расчета накатывали тележку со снарядом к орудию по рельсовому пути. На конечном участке пути наклон тележки соответствовал углу заряжания орудия, то есть составлял 7 градусов. В последний момент накатывания тележки ее опора входила в затворное гнездо ствола. Для ускорения заряжания орудию придавали две тележки. Досылку снаряда в камору производили 6-7 человек вручную с помощью прибойника.

Схема подачи боеприпасов.

Скорострельность пушки – 2 выстрела в 3 минуты. Конструкция ствола допускала такой темп в течение 30 минут. Далее темп стрельбы необходимо было снизить до одного выстрела в 3-5 минут. При стрельбе полным зарядом живучесть ствола составляля 600 выстрелов. При заряде №2 – 1300 выстрелов, а при заряде №1 – 2400 выстрелов. Стрельба без дульного тормоза разрешалась только зарядом №1. Замечу, что у чехов, как и у немцев, вес заряда увеличивался с возрастанием номера заряда, и максимальным был последний заряд, а наименьшим – заряд №1. В Красной Армии было все наоборот: самый мощный – полный заряд, затем заряд №1, а далее с увеличением номера заряд уменьшался.

Система в походном положении состояла из трех специальных повозок: повозки ствола, повозки станка, повозки основания. Ствол имел специальную повозку, а станок и основание имели только колесные хода и сами составляли корпуса повозок. Повозка прицеплялась шкворневой лапой стрелы переднего хода к тягачу.

В Чехословакии штатным тягачом служил трехосный автомобиль высокой проходимости. В СССР для возки применялись гусеничные тягачи «Ворошиловец» или АТ-Т.

Каждая повозка перевозилась отдельным тягачом с необходимыми приспособлениями для перевода системы из походного положения в боевое, с инструментом и принадлежностью для разборки и сборки отдельных групп системы и запасными частями. Приспособления, инструмент и принадлежность могли перевозиться и на отдельно выделенных автомашинах.

Корпуса ходов повозок снабжены пневматическими шинами. Хода повозок имели независимое подрессоривание на листовых рессорах.

В СССР для пушки V-3 был спроектирован новый выстрел с фугасным снарядом. Работы по нему были прекращены 15 февраля 1961 г.

Последние залпы Бр-17

Финальный аккорд в судьбе чешских пушек в СССР стал довольно неожиданным. Опытное 210-мм чехословацкое орудие с 1960-х гг. хранилось на заднем дворе Артиллерийского музея в Ленинграде. О нем вспомнили во время съемок художественного фильма «Моонзунд» по одноименному роману Валентина Пикуля. В 1987 г. пушку установили на заброшенном форте №3 в Лиепае (Либаве), где она «играла роль» 305/52-мм открытой береговой установки батареи на мысе Церель. На съемках пушка даже стреляла уменьшенными зарядами. Прислуга была целиком взята с Ржевского полигона. После съемок пушку отправили обратно в Артмузей, но на сей раз установили на открытой экспозиции перед зданием музея. Сейчас помимо Петербурга это далеко не самое распространенное орудие можно увидеть в Москве на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил и в Верхней Пышме в Музее военной техники, созданном Уральской горно-металлургической компанией.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS