Оснащение Вооруженных Сил РФ современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) является неотъемлемой частью военно-технической политики, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации в целях военно-технического обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности страны. |
Напомню, что в декабре 2010 г. президентом утверждена Государственная программа вооружения на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) с объемом финансирования мероприятий около 20 трлн. рублей, в том числе более 19 трлн. рублей, реализуемых по линии Минобороны России.
При этом в первые пять лет предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 30% от предусмотренных ассигнований, а во второй «пятилетке» – 70%.
Основной целью мероприятий ГПВ-2020 является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика ВС РФ и требований нормативных документов, на основе комплектных поставок новых отечественных современных и конкурентоспособных ВВСТ с учетом возможностей оборонно-промышленного комплекса России по реализации этих потребностей.
Для достижения указанной цели, исходя из военных угроз, состояния системы вооружения, нового облика ВС РФ, оснащенности войск (сил) и технического состояния ВВСТ, а также финансово-экономических возможностей государства, основные усилия и ресурсы направлены на:
— приоритетное оснащение современными и перспективными образцами ВВСТ стратегических сил сдерживания, соединений и воинских частей постоянной готовности;
— существенное обновление парка ВВСТ современными и перспективными образцами и обеспечение его поддержания в боеготовом состоянии;
— создание базовых информационно-управляющих систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия;
— создание научно-технического и технологического заделов для реализации базовых и критических военных технологий в целях разработки новейших систем, комплексов и образцов вооружения.
Пуск БРПЛ «Булава». |
Эти приоритеты в целом соответствуют общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы и явились основой для распределения ресурсов по направлениям техники при разработке и реализации ГПВ-2020.
Задачи, поставленные руководством страны по перевооружению ВС РФ, весьма масштабны, и в результате выполнения программных мероприятий ГПВ-2020 доля современных образцов ВВСТ в войсках должна составить к 2016 г. – 30%, а в 2020 г. –70%.
В июне-июле 2012 г. под руководством Владимира Путина проведен ряд совещаний, где подробно рассматривались вопросы, связанные с перспективами развития ВВС, Сухопутных и Воздушно-десантных войск, СЯС и ВКО, а также Военно-морского флота, в соответствии с ГПВ-2020 и реализацией намеченных планов в рамках государственного оборонного заказа.
В указанных совещаниях приняли участие руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Военно-промышленной комиссии, а также ведущих предприятий и организаций ОПК.
На совещаниях детально рассматривались такие вопросы, как текущее состояние с оснащенностью современными образцами ВВСТ видов (родов) войск (сил), результаты выполнения плановых заданий ГОЗ-2011, ход контрактования заданий ГОЗ-2012, проблемные вопросы при реализации мероприятий, предусмотренных ГПВ-2020 в рамках выполнения заданий гособоронзакза на 2011-2012 гг.
По результатам совещаний выработаны исчерпывающие меры и даны соответствующие поручения участникам, направленные на строгое соблюдение темпов переоснащения ВС РФ новой техникой.
Как и ГОЗ-2011, заказ текущего года для Минобороны России сформирован в строгом соответствии с параметрами ГПВ-2020.
Следует отметить, что наиболее значимые и крупные задания ГОЗ-2012 законтрактованы, а размещение заданий находится на завершающей стадии. В целом, по состоянию на 1 августа 2012 г. заключено государственных контрактов в объеме 95,3% от средств ГОЗ-2012, также выплачено головным предприятиям 82,4% от предусмотренных средств.
При этом по наиболее значимым заданиям заключаются многолетние контракты со сроком исполнения от 3 до 9 лет, среди них:
— контракт с ОАО «ПО «Севмаш» до 2020 г. на поставку ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 955 и 955а;
— контракт с ОАО «МИТ» до 2020 г. на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Булава»;
— контракт с ОАО «Красмаш» до 2015 г. на поставку межконтинентальных баллистических ракет «Синева»;
— контракт с ФГУП «ЦНИИ «Комета» до 2020 г. на поставку космических аппаратов ЕКС;
— контракт с Концерном ПВО «Алмаз – Антей» до 2015 г. на поставку ЗРС С-400;
— контракт с ФГУП «КБМ» до 2017 г. на поставку бригад ракетных комплексов Сухопутных войск «Искандер-М»;
— контракт с ОАО «Роствертол» до 2018 г. на поставку вертолетов Ми-28Н.
Ми-28Н. |
Применение такого подхода при контрактовании уже в 2012 г. обеспечило размещение заданий по приоритетным направлениям на весь период действия ГПВ-2020, в том числе по поддержанию и развитию СЯС в объеме 52,2% от нее, на поддержание и развитие ВВСТ войск Воздушно-космической обороны – на 36,4%, на поддержание и развитие морских сил общего назначения – на 25%.
При проведении договорной компании 2012 г. мы столкнулись с теми же проблемами, что и в прошлом году. Прежде всего, это касается ценообразования, а точнее несовершенства системы ценообразования в целом.
В соответствии с решением президента РФ от 25 ноября 2010 г. №Пр-3443 Минобороны реализует подход к ценообразованию, исключающий «накручивание» прибыли головных исполнителей на затраты сторонних организаций. Это позволяет сократить стоимость отдельных образцов на 15-20%. Такой подход требует детального анализа исходных расчетно-калькуляционных материалов (РКМ) по ценам, которые своевременно запрашивались от предприятий.
Вместе с тем, учитывая масштаб кооперации предприятий, участвующих в создании высокотехнологичных образцов ВВСТ с длительным циклом производства, а это атомные подводные лодки, ракеты, самолеты и вертолеты, радиолокационные станции и другие сложные образцы, получить «прозрачность» цен в полном объеме удается не всегда.
Несмотря на заблаговременно организованную работу Минобороны России по запросу РКМ, неспособность ряда предприятий ОПК представить расчеты, обосновывающие заявленные ими цены, является главной причиной несвоевременного размещения заданий ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012.
Примером тому является ситуация с заключением контрактов на поставку практически всех типов авиационной техники в 2011 г. Предконтрактная работа затянулась до августа месяца, что в свою очередь отодвинуло заключение основных многомиллиардных контрактов на поставку самолетов и вертолетов. Поэтому, с учетом технологического цикла изготовления образцов (12-14 месяцев самолеты, 9-10 месяцев вертолеты), в ходе уточнения ГОЗ-2011 Минобороны по согласованию с ВПК установило сроки сдачи продукции в 2012 г. при 100% авансировании поставок.
Если говорить о характерных нарушениях, допускаемых предприятиями-изготовителями при работе по заданиям гособоронзаказа, то это, в первую очередь, невыполнение взятых на себя контрактных обязательств по срокам и объемам, а также поставка некачественной продукции, по которой выставляются рекламации из войск.
Причины такого положения дел неоднократно обсуждались на различных уровнях. К основным из них относятся слабая организация работ головными исполнителями государственных контрактов, низкий уровень технологической оснащенности производств, нереализованная потребность в квалифицированном персонале, значительное количество претензий к качеству поставляемых образцов ВВСТ при проведении испытаний и приемке.
РПЛСН проекта 955. |
К сожалению, количество предъ-являемых рекламаций не снижается. За 2011 г. выставлена 2271 рекламация, а за первое полугодие 2012 г. – уже подготовлено 994 рекламации, при том, что поставка техники в войска в соответствии с условиями госконрактов намечена на четвертый квартал.
Кроме того, наблюдается рост приостановок приемки финальных образцов техники. Если в 2011 г. приемка приостанавливалась 336 раз, то в первом полугодии 2012 г. – уже 188 раз.
Но, несмотря на эти проблемы, Минобороны предпринимает все необходимые меры по выполнению установленных темпов переоснащения Вооруженных Сил современными вооружениями.
При этом основные усилия направлены на оперативную проработку дополнительных поставок современного вооружения в войска с учетом технологической готовности предприятий по их производству с сохранением общего количества закупаемой техники в рамках программного периода.
Кроме того, в обеспечение выполнения плановых заданий ГПВ-2020 Минпромторгом России реализуется ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», основной задачей которой является технологическое оснащение предприятий, осуществляющих разработку и производство приоритетных образцов ВВСТ.
Что касается предконтрактной работы по размещению заданий ГОЗ-2013, то в настоящее время организован сбор расчетно-калькуляционных материалов с выдачей заключений по ценам. Для единственных поставщиков продукции надлежащим образом регистрируются цены в ФСТ. Совместно с Рособоронпоставкой готовятся конкурсная документация и проекты государственных контрактов.
Александр Петрович СУХОРУКОВ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации