Престиж, нефть, Китай
Эти и другие мотивы побуждают Японию трансформировать силы самообороны в полноценную армию

Долгое время после окончания Второй мировой войны японская политика в области национальной безопасности базировалась на доктрине бывшего премьер-министра Сигэру Ёсиды, предусматривавшей существенное ограничение военных расходов и укрепление союза с США в целях ускоренного экономического развития страны под американским «ядерным зонтиком». В Японии и сегодня имеется немало сторонников дальнейшей ориентации  на доктрину Ёсиды и поддержания существующего статус-кво во взаимоотношениях с Вашингтоном.

Юлия КРЯЧКИНА

Вместе с тем с начала 1990-х гг. актуализировался вопрос об укреплении японских Сил самообороны. Это обусловливалось изменениями в системе международных отношений в результате распада СССР, нарастанием напряженности на Корейском полуострове, а также стремлением США повысить роль и ответственность Японии в рамках американо-японского союза.

Сегодня Япония активно участвует в миротворческих операциях по всему миру. Кроме того, в начале 2000-х гг. Япония оказывала активную поддержку силам коалиции, действовавших в Афганистане и Ираке. Каким же образом получилось, что страна, которая по Конституции не имеет права содержать вооруженные силы, активно участвует в операциях ООН по поддержанию мира и оказывает тыловую поддержку США и их союзникам в ходе проведения гуманитарных операций в различных уголках мира? На каких условиях Силы самообороны Японии участвуют в данных операциях и какие основные функции они выполняют? И самое главное, какие основные цели преследует японское руководство, направляя национальные подразделения за рубеж?

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ И ПРАВО НА САМООБОРОНУ

Созданные в 1954 г. Силы самообороны всегда избегали называть армией, памятуя о положениях 9 статьи Конституции Японии, исключающих возможность обладания полноценными вооруженными силами с наступательным потенциалом. Поэтому формально Силы самообороны являются специальной гражданской организацией, в реальности выполняющей функции вооруженных сил. Сегодня с юридической точки зрения существование Сил самообороны японское руководство трактует как реализацию неотъемлемого права каждой страны на самооборону.

Конституция Японии не регулирует вопрос о допустимости участия японских национальных подразделений в коллективной обороне. В Белой книге по обороне Японии за 2011 г. отмечается, что согласно Конституции страна обладает правом на минимальную необходимую оборону, рамки которой определяются исходя из складывающейся международной ситуации. Кроме того, сторонники расширения зарубежного присутствия Японии часто апеллируют к положениям Преамбулы Конституции Японии, в которой отмечается стремление японского народа «занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость».  Данные положения трактуются как действительное и деятельное участие в международном сотрудничестве по борьбе со стихийными бедствиями, гуманитарными катастрофами, борьбе с терроризмом и т.д. Активное участие при этом противопоставляется замкнутому существованию – невооруженному нейтралитету и неактивному пацифизму, – при котором японская сторона лишь выделяет денежные средства на поддержание действий мирового сообщества. Подобная позиция родилась как под давления со стороны США, так и под воздействием внутренних противоречий в политической элите Японии.

Силы самообороны Японии пока еще формально являются специальной гражданской организацией.

Существующие сегодня в Японии законы уже составляют хорошую базу для обеспечения зарубежных операций Сил самообороны. Формально эти законы не противоречат национальной Конституции, так как в них не признается право на использование вооруженной силы и содержится целый ряд других ограничений. Следует также отметить, что первые законы принимались при серьезном противодействии оппозиции, и их принятие во многом было связано со значимыми международными событиями, например, такими, как теракты 11 сентября 2001 г. в США. Вместе с тем сам по себе факт наличия подобного законодательства, представляющего собой, по сути, гибкую интерпретацию конституционных норм, свидетельствует о серьезном развитии оборонной политики Японии и расширении сферы ответственности Сил самообороны на протяжении 20 лет.

К таким законам следует отнести: Закон о Силах самообороны (№65 от 1954 г.); Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира (№79 от 1992 г.); Закон об особых мерах против террора (№113 от 2001 г.); Закон об особых мерах, направленных на гуманитарную и восстановительную помощь и поддержку безопасности в Ираке (№137 от 2003 г.); Закон об особых мерах технической поддержки (№1 от 2008 г.); Закон о мерах по противодействию пиратству (№55 от 2009 г.).

ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПРИСУТСТВИЯ ЯПОНИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 20 ЛЕТ

В декабре 2011 г. исполнилось 20 лет с момента формального начала осуществления Силами самообороны Японии  операций за рубежом: в декабре 1991 г. японское правительство направило в район Персидского залива группу минных тральщиков, внеся, тем самым, свой вклад в ликвидацию последствий первой войны в Заливе. 

Исходя из положений «Основных направлений программы национальной обороны», действующего законодательства Японии, а также ее обязательств перед ООН и США, все операции Сил самообороны последнего времени можно подразделить на несколько категорий:

1. Международное сотрудничество в сфере миротворчества: операции по поддержанию мира (ОПМ); гуманитарные миссии; миссии наблюдателей на выборах.

2. Логистическая и тыловая поддержка коалиционных сил в Ираке и Афганистане.

3. Международное сотрудничество по борьбе с пиратством.

В 1990-х гг. контингент Сил самообороны Японии задействовался в  миссиях и операциях по поддержанию мира в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, Восточном Тиморе. В его задачи входило оказание помощи беженцам, транспортные  услуги, осуществление восстановительных работ, предоставление консультаций,  выполнение функций наблюдателей.

В первой половине 2000-х гг. интенсивность зарубежных операций японских подразделений резко возросла в связи с присоединением Японии к антитеррористической коалиции. Теракты 11 сентября 2001 г. в США послужили для Токио стимулом к принятию решения об отправке японского контингента в Индийский океан и Ирак для оказания логистической и тыловой помощи коалиционным силам.

Операции в Индийском океане и Ираке всегда стояли особняком в общем ряду зарубежных миссий Сил самообороны. Операция японского контингента в Индийском океане в поддержку действий коалиционных сил в Афганистане проводилась с ноября 2001 г. по январь 2010 г. Ее основной задачей являлось обеспечение топливом морских судов и авиационных средств сил коалиции, предоставление транспортных услуг. Кроме того, в начале 2000-х гг. в данный перечень в соответствии с «Основным планом» проведения операции включались медицинские услуги, ремонтные работы, а также снабжение необходимым оборудованием, для чего иностранным судам разрешалось заходить в порты Японии.

Наибольший резонанс в японских политических и общественных кругах в связи с данной операцией вызвало направление в Индийский океан в составе группы национальных морских Сил самообороны эсминца УРО для участия в эскорте дозаправочных судов. Включение этого эсминца в состав эскортной группы правительство страны оправдывало необходимостью обеспечения эффективной защиты кораблей-дозаправщиков. Однако, как полагают эксперты, такое решение было принято, прежде всего, в целях проверки готовности японской общественности принять те или иные инициативы в рамках проведения национальными формированиями зарубежных операций, а также для отработки маршрутов движения японских судов в Индийском океане.

Контингент сухопутных Сил самообороны Японии участвовал в гуманитарной миссии в Ираке с 2004 по 2006 гг. В его задачи входило восстановление пунктов первичной медицинской помощи, обучение медперсонала, реконструкция жизненно важных магистралей, снабжение пресной водой. Японские воздушные подразделения находились в Ираке вплоть до 2008 г. в соответствии с «Основным планом» операции, выполняя функции по транспортировке, а также снабжению своих и коалиционных сухопутных формирований.

Особенность иракской операции Сил самообороны Японии состояла в том, что, по сути, она проводилась на территории, где не исключалась вероятность возникновения прямого вооруженного конфликта, что негативно отразилось на восприятии данной акции японским общественным мнением.

Сегодня же основными направлениями зарубежной деятельности японских подразделений стала борьба с пиратством, участие в гуманитарных миссиях, операциях по поддержанию мира.

Универсальный транспорт-снабженец морских Сил самообороны Японии «Токива» заправляет корабль ВМС США в рамках операции «Несокрушимая свобода».

СОТРУДНИЧЕСТВО С СИЛАМИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА

Участие Сил самообороны Японии в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН положило начало их зарубежному присутствию. В настоящее время данное направление является наиболее активно развивающимся и перспективным, что обусловлено наличием соответствующей правовой базы и одобрением общественности страны. Кроме того, оно способствует поддержанию позитивного имиджа Японии на мировой арене и  укреплению ее позиций в важных для японской внешней политики регионах мира.

При проведении ОПМ Силы самообороны руководствуются в первую очередь Законом о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира, принятым в 1992 г. Основная идея Закона заключается в расширении возможной сферы деятельности Сил самообороны (исключая участие в военных действиях).

Данный Закон устанавливает 5 обязательных принципов участия японских Сил самообороны в зарубежных операциях:

1. Стороны конфликта, на территории которых будет проводиться ОПМ, достигли соглашения о прекращении огня.

2. Согласие на проведение операции, как и на участие в ней Японии, дано страной, где будет проводиться операция, а также сторонами конфликта.

3. Основу ОПМ должен составлять принцип беспристрастности к сторонам конфликта.

4. В случае нарушения любого из вышеперечисленных условий Парламент Японии оставляет за собой право на вывод подразделений Сил самообороны.

5. Вооруженная сила может применяться только в случаях самообороны персонала японских подразделений, участвующих в ОПМ.

Выработка этих принципов стала, с одной стороны, необходимым компромиссом для политических партий Японии, а с другой – позволила создать базу для дальнейшего развития законодательных инициатив в сфере зарубежных операций. Наиболее важными из данных  принципов являются проведение ОПМ на территориях, где больше не ведутся боевые действия (достигнуто соглашение о прекращении огня), и ограничения на применение оружия.

В период с 1992 г. по настоящее время было проведено порядка 26 различных миссий в сотрудничестве с ООН, из них порядка 17 – гуманитарные операции и ОПМ. Японские подразделения приняли участие в миссиях в Анголе, Камбодже, Мозамбике, Сальвадоре, Руанде, на Голанских высотах, на Восточном Тиморе, в Судане. Кроме того, воздушные Силы самообороны задействовались в операциях по транспортировке афганских и иракских беженцев в период проведения в этих странах военных акций войсками многонациональной коалиции.

Основными функциями подразделений Сил самообороны в таких операциях являлись мониторинг соблюдения соглашения о прекращении огня, восстановительные работы, предоставление консультаций местным полицейским, техническая координация транспортных операций, оказание медицинской и иной помощи беженцам.

Подобные операции имеют отношение, прежде всего, к гражданской сфере. Тем не менее сотрудничество с подразделениями других стран, присутствие наблюдателей от оборонного ведомства Японии подразумевало также накопление и обмен опытом в вопросах обороны.

В активной стадии  сейчас находятся операции на Восточном Тиморе, Гаити, Голанских высотах. В январе 2012 г. японские Силы самообороны также  присоединились к операции по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи в Южном Судане. Подразделение размещено в столице Южного Судана – Джубе, и преимущественно выполняет инженерные восстановительные работы.

Таким образом, сотрудничество с ООН по линии миротворчества постоянно поддерживается японской стороной. Интерес Токио к подобным операциям обусловлен следующими факторами:

— желанием развивать свои Силы самообороны;

— намерением продемонстрировать активность Японии как члена ООН, заслуживающего включения в постоянный состав Совета Безопасности;

— определенным давлением со стороны США в целях расширения сферы деятельности Сил самообороны;

— ростом влияния Китая, в том числе на африканском континенте.

Патрульный самолет P-3C Сил самообороны Японии.

Значимость Африки для Японии объясняется среди прочего необходимостью диверсификации поставок энергоресурсов после аварии на АЭС «Фукусима» в марте 2011 г. В этой связи следует отметить, что участие подразделений Сил самообороны в гуманитарных миссиях и иных зарубежных операциях способствует налаживанию экономических связей и укреплению позиций страны на международной арене.

Нынешний кабинет министров Японии связывает дальнейшее развитие зарубежной деятельности Сил самообороны, в том числе, с ослаблением некоторых ограничений, наложенных Законом о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира. Речь идет о возможном пересмотре упомянутых выше 5 принципов участия японских подразделений в ОПМ применительно к использованию оружия. Изменение законодательства в сфере операций по поддержанию мира может способствовать превращению Сил самообороны Японии в полноценные ВС. Однако для внесения подобных поправок в действующий закон правительству необходима серьезная поддержка в парламенте, в то время как сейчас разногласия по политическому курсу страны существуют даже в рамках правящей Демократической партии. Поэтому решение вопроса о расширении ответственности Сил самообороны требует длительных консультаций и мониторинга мнения общественности, где еще очень сильны пацифистские настроения.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПИРАТСТВУ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ

Антипиратские кампании не являются для Сил самообороны чем-то абсолютно новым. Но операция в Аденском заливе отличается от других масштабами и удаленностью действий от национальных границ.

Активная деятельность по борьбе с пиратством началась в Японии еще в 2000 г., когда в стране состоялась первая региональная конференция по мерам противодействия пиратству и вооруженному захвату судов. В ее ходе среди прочего были достигнуты договоренности о проведении совместных учений с Индией, Сингапуром, Малайзией, Брунеем, Филиппинами. С японской стороны в этих учениях участвовали подразделения Береговой охраны. Кроме того, согласно договоренностям, в Академию Береговой охраны Японии приглашались иностранные студенты для прохождения стажировок.

В начале нового тысячелетия корабли японской Береговой охраны играли существенно более важную роль в обеспечении безопасности на море, в том числе и в противодействии актам пиратства, чем подразделения морских Сил самообороны. Они участвовали в операции по выдворению «шпионского» судна Северной Кореи из территориальных вод Японии в декабре 2001 г., конфликтах вокруг островов Лианкур, антипиратских акциях в Малаккском проливе.

По национальному законодательству морские Силы самообороны в данном плане обладали гораздо меньшими правами и выполняли, скорее, вспомогательные функции. Тогда не было необходимости создавать юридическую базу для их более активного привлечения к антипиратским акциям. Однако ситуация изменилась с обострением обстановки у побережья Сомали в 2009 г. Сегодня операция морских Сил самообороны Японии в Аденском заливе по противодействию пиратству находится в активной стадии и проводится на основе постоянно действующего Закона о мерах по противодействию пиратству от 2009 г., что позволяет говорить о формировании нового направления в деятельности морских сил.

При принятии решения о направлении подразделений морских Сил самообороны и подразделений Береговой охраны к побережью Сомали японское правительство руководствовалось соображениями обеспечения безопасности морских торговых путей, включая поставки энергоресурсов, обусловленными географическим положением страны.

В своем выступлении 19 июня 2009 г. по случаю принятия Закона о мерах по противодействию пиратству тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо отметил: «Совет Безопасности ООН в ряде резолюций, включая резолюцию №1816,  призвал государства направить свои военно-морские суда к побережью Сомали и в Аденский залив и принять соответствующие меры для противодействия актам пиратства. На этот призыв откликнулись многие страны и организации Европы, Северной Америки и Азии… Японское правительство также обязано начать проведение антипиратской операции у побережья Сомали, базируясь на положениях нового Закона, как можно скорее. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить безопасность на море в сотрудничестве со всем мировым сообществом». Премьер-министр еще раз подчеркнул, что «в соответствии с новым законом Япония будет иметь возможность защищать от пиратского нападения не только японские морские суда, но и суда других стран. Согласно положениям японского законодательства акт пиратства является уголовным преступлением и будет наказываться. В совокупности эти положения позволят более эффективно бороться с пиратством во взаимодействии со всеми заинтересованными странами».

Первые суда морских Сил самообороны Японии появились у побережья Сомали в целях эскорта своих торговых кораблей еще в марте 2009 г. Тогда их действия основывались на положениях Закона о Силах самообороны от 1954 г., позволяющих проводить эскортные операции. Однако полномасштабное присоединение японских подразделений к многонациональной коалиции по борьбе с пиратством в этом районе произошло в июне 2009 г. с принятием упомянутого закона о мерах по противодействию пиратству.

Как и во многих предыдущих акциях, данная операция осуществляется в тесном сотрудничестве с США. В рамках американо-японского союза была разработана классификация механизмов по борьбе с пиратством, которая первоначально отрабатывалась в Малаккском проливе, а затем накопленный опыт был перенесен в Аденский залив. Возможные механизмы борьбы с пиратством подразделяются на следующие категории:

• средства защиты на борту судна (сирены, вооруженная охрана и пр.);

• военно-морская охрана, которая включает в себя как сопровождение национальных судов, так и деятельность многонационального патруля;

• региональный антипиратский патруль, который предполагает взаимодействие многонациональных сил со странами, находящимися на побережье патрулируемого морского пространства;

• создание эффективной береговой охраны странами региона.

В случае с Аденским заливом участие в патрулировании  подразумевало постоянное присутствие подразделений японских морских Сил самообороны у побережья Сомали. Именно поэтому первое время персонал этих подразделений располагался на базе американских ВМС в Джибути. В начале 2010 г. японское правительство приняло решение о расширении участия Сил самообороны в операции. В связи с этим 23 апреля 2010 г. последовало объявление о начале обустройства пункта базирования морских Сил самообороны Японии.

Долгое время вопрос о японской зарубежной базе оставался открытым. Основными причинами являлись сильная оппозиция внутри страны и сложное положение Японии после природно-техногенной катастрофы в марте 2011 г. Тем не менее, открытие базы состоялось в Джибути в начале июня прошлого года.

Данная база, рассчитанная на 200 человек персонала, обошлась японской стороне в 4,7 млрд. иен ($58 млн.) и стала первым постоянным японским пунктом базирования за пределами страны со времен Второй мировой войны. База сооружена на арендованном у местных властей участке земли в 12 гектаров. На нем построен ангар для обслуживания авиатехники, казармы для личного состава, кафе и спортивный зал. Новый японский военный объект соседствует с американской военно-воздушной базой. Кроме того, у берегов Джибути постоянно базируются два эсминца и два патрульных самолета P-3C Сил самообороны Японии.

Японское командование постоянно подчеркивает необходимость усиления борьбы с пиратами в зоне Аденского залива, где ежегодно проходят 20 тыс. морских грузовых судов. Около 10% из них составляют танкеры и сухогрузы Японии, которые нередко подвергаются пиратским атакам. Поэтому безопасность этих вод, по мнению японского командования, имеет большое значение для страны с точки зрения ее национальных интересов.

В то же время, как полагают скептики среди японских политиков и экспертов, не следует относить операцию морских Сил самообороны в Аденском заливе к разряду приоритетных и важных, поскольку действительным приоритетом для них должна быть оборона японского архипелага. При этом обращается внимание на то, что в случае возникновения реального конфликта в АТР и перекрытия Малаккского  пролива, японский флот окажется отрезанным от архипелага и не сможет выполнить свою главную задачу.

Тем не менее, есть факты, свидетельствующие о существенных изменениях в характере военной доктрины Японии, произошедших за последнее время, и серьезности намерений по наращиванию потенциала морских и воздушных Сил самообороны страны. Одним из подтверждений является совершенствование законодательства, в соответствии с которым осуществляется операция в Аденском заливе, а также создание первой зарубежной японской военной базы. Постепенно расширяются и полномочия подразделений Сил самообороны в зарубежных операциях. И если поправки к закону о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира в части расширения полномочий по применению оружия Силами самообороны пока не приняты, то Закон о мерах по противодействию пиратству уже наделяет японские подразделения правом применять оружие в тех случаях, когда другие средства пресечения пиратского нападения исчерпаны. Кроме того, операция в Аденском заливе – это в некоторой степени продолжение крайне важных для Японии операций Сил самообороны в Индийском океане.

Чтобы сформировать некий целостный подход к зарубежным миссиям, правительству Японии потребовалось немало времени. Именно в начале XXI века для планов по расширению участия Сил самообороны в таких операциях сложилась наиболее благоприятная обстановка, так как на тот период пришлась активная фаза войн в Ираке и Афганистане и, как следствие, повышенная потребность в сотрудничестве в рамках американо-японского военно-политического союза. Зарубежные акции Сил самообороны явились показателем поступательного развития обороной политики Японии.

Пока же роль зарубежных операций в общем контексте внешней политики Японии не столь велика и на данный момент заключается  в обеспечении международного присутствия, создании позитивного имиджа миротворца, обеспечении энергетической безопасности страны.

При этом, несмотря на принятие целого ряда законодательных инициатив в сфере развития Сил самообороны в предыдущие 20 лет, сегодня сохраняется ситуация, когда японскому правительству приходится действовать в новых международных условиях по старым «правилам игры». Возрастающая острота этого противоречия требует от кабинета Ёсихико Ноды каких-то шагов по изменению устаревших, как представляется, «правил». Первым таким изменением стал пересмотр принципов экспорта вооружений в декабре 2011 г., открывший путь для развития военно-технического сотрудничества Японии со странами НАТО, Австралией и Южной Кореей. В дальнейшем не исключается и расширение полномочий Сил самообороны по использованию оружия в ходе зарубежных операций, а также их преобразование в полноценные ВС. В частности, подобному развитию ситуации способствует рост позитивного восприятия японской общественностью деятельности Сил самообороны. Такие данные отражены в последнем опросе общественного мнения, проведенном Министерством обороны Японии и опубликованном в марте 2012 г. Все это свидетельствует о том, что со временем Япония может стать полноценной военной державой.

В настоящее время география использования подразделений японских Сил самообороны совпадает с общими тенденциями региональной и глобальной политики Токио в сфере безопасности. Важными факторами, влияющими на эту политику, являются обеспокоенность как самой Японии, так и США и ряда других государств ростом влияния Китая, а также стремление японского руководства добиться более высокого положения страны в международных организациях, обеспечить ее энергетическую безопасность. Таким образом, общий контекст политики Японии способствует активизации ее силового компонента, что, по всей видимости, найдет отражение в дальнейших зарубежных операциях Сил самообороны.

Юлия Александровна КРЯЧКИНА – младший научный сотрудник РИСИ


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS