«Если нам поставят задачу заступить на боевое дежурство, мы ее выполним»
Пилотажной группе «Русские витязи» 5 апреля исполнился 21 год

О том, как сегодня живут и работают «Русские витязи», в эксклюзивном интервью журналу «Национальная оборона» рассказал начальник 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба гвардии полковник Василий ПОНОМАРЕВ.

Интервью

Денис МОКРУШИН

— Василий Федорович, бытует обывательская точка зрения, что пилотажные группы умеют только лихо исполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа, а воевать не обучены. Так ли это?

— У Центра показа авиационной техники основная задача – показ техники, и боевая составляющая ранее занимала ограниченную долю в процессе подготовки. Сейчас изменились требования к боевой подготовке со стороны командования ВВС, и на сегодняшний день у авиационных групп высшего пилотажа 237-го ЦПАТ пятьдесят процентов от программы пилотажной подготовки занимает непосредственно боевое применение.

В его рамках отрабатываем поражение наземных целей, планируем и вылеты на авиаполигоны для стрельбы по воздушным мишеням. Таким образом, летчики Центра выполняют полную программу боевого применения, необходимую пилотам истребительной авиации.

— Какие полигоны используете?

— Полигон Кушалино под Тверью. Наземный. Там есть вся необходимая мишенная обстановка. Крайний раз на нем проводили бомбометание и стрельбу по наземным целям в сумерках. Ожидаем вылета на полигон Ашулук в Астраханскую область, где будем отрабатывать задачи по воздушным целям. Там проведем и фотострельбу с помощью радиолокационного прицела ракетами Р-27Р, Р-27Т для ближнего боя, Р-73, и их боевое применение по воздушным мишеням типа «Дань», ПМ-6.

— Учебные бои внутри пилотажных групп либо «группа на группу» проводите?

— Учебные бои проводятся по плану боевой подготовки как среди однотипных самолетов, так и с самолетами разных типов, например, пара Су-27 «Витязей» против пары «Стрижей» на МиГ-29. Летчики имитируют маневрирующие цели друг для друга, отрабатывают действия в составе смешанного звена по маневрирующим и неманеврирующим целям. Для таких тренировок также используем в качестве цели самолет Ан-30Б, который базируется у нас на Кубинке и задействован в полетах по межгосударственной программе «Открытое небо».

— Летчики проходят тренировки по выживанию в экстремальных условиях?

— Конечно. Такие тренировки обязательны и проводятся по плану боевой подготовки непосредственно на территории Центра два раза в год – летом и зимой. Кроме того осуществляются сборы летного состава в специальных психофизиологических центрах по выживанию на черноморском побережье в Агое и Джубге.  В феврале этого года наши пилоты участвовали в одном из таких сборов.

— Летчики Центра привлекаются для несения боевого дежурства в системе противовоздушной обороны?

— В настоящее время личный состав и самолеты Центра показа авиационной техники к несению боевого дежурства не привлекаются. Это не означает, что мы не можем заступить на такое дежурство или не в состоянии сделать этого. Если такая задача будет поставлена, то мы ее выполним.

— Каково нынешнее состояние авиапарка 237-го ЦПАТ?

— Состояние авиапарка на сегодняшний день позволяет выполнять необходимые задачи, поставленные командованием ВВС. Конечно, есть некоторые проблемы с поставкой запасных частей, но это не означает, что полеты проводить опасно. Нет. Инженерно-авиационные службы проводят все необходимые регламентные работы на самолетах.

На данный момент мы используем пять самолетов Су-27 в составе пилотажной группы «Русские витязи» и четыре самолета МиГ-29 в пилотажной группе «Стрижи».

— Учебные спарки Су-27УБ уже отлетали свое?

— Нет, они сейчас находятся на плановом ремонте на авиационных заводах. После него вернутся в строй.

— Необходима ли модернизация самолетов Су-27, находящихся в Центре?

— Нужна или нет глубокая модернизация данных машин спорный вопрос. В пределах Российской Федерации можно летать и на тех комплексах, что сейчас имеются. С полетами за границей сложнее. Когда вылетали в Бахрейн на крайний показ в январе этого года, то во время перелета использовали самолет Ил-76 в качестве лидера группы. Так что модернизация не такая уж значимая проблема.

— Поставки новых самолетов ожидаются?

— Что они будут завтра-послезавтра я, конечно же, не скажу. Планы определяются не мной, а возможностями государства и военно-промышленного комплекса. Если будет принято решение о поставке новой техники, то мы своевременно на нее переучимся.

— Предположения, что вам поставят Як-130, имеют под собой почву? Как Вы относитесь к этим самолетам?

— Этот вопрос обсуждался много раз, и говорить, что данная идея вызывает у нас негативное восприятие – нельзя. Як-130 не хуже, чем Су-27 или МиГ-29. Этот самолет позволит формировать группы из большего числа машин в воздухе. Можно будет вернуться к достижениям времен СССР, когда в небе на показах были фигуры из звезд и прочей символики. Также Як-130 позволит использовать разноцветные огни и дымы, что востребовано публикой на показательных выступлениях.

— Сколько сейчас летчиков в пилотажных группах Центра?

— Информация о штатной численности групп не подлежит разглашению. Могу только сказать, что на сегодняшний день в полном объеме в «Русских витязях» летают четыре летчика. Те самые, что крайний раз в Бахрейне выступали (гвардии подполковники Алексеев, Щеглов, Богдан и Ерофеев. – авт.). В общих боевых порядках группы готовы летать еще два пилота. У «Стрижей» та же ситуация – «четыре плюс два».

Пока увеличивать численность пилотажных групп не планируем. Ранее были набраны молодые летчики, которые сейчас проходят плановую подготовку. Большая часть учебного времени уделяется как раз им.

— Как происходит отбор в пилотажные группы?

— Непосредственно подбором занимаются командиры групп. Либо по частям ездить приходится, либо запрашивать, чтобы к нам на отбор летчики приезжали. Кандидат должен мастерски владеть техникой пилотажа, чтоб присутствовала эдакая удаль, бравада.

Сама процедура отбора достаточно долгая. Иногда люди, попавшие в группу на первом этапе, впоследствии отсеиваются, потому что не могут действовать так, как это необходимо для слаженной работы группы. Ведь от слаженности многое зависит, малейшая ошибка будет угрожать жизни самих пилотов и зрителей на показе.

— Каков средний годовой налет в Центре?

— Налетом сильно хвастаться не приходится, но он, конечно, гораздо выше, чем десять лет назад. Сейчас у основного состава налет составляет порядка 85 часов, есть пилоты, у которых он выше 100. У остальных летчиков Центра около 50 часов годового налета.

— 3 сентября 2011 года вышел приказ министра обороны №1535 «Об утверждении Норм годового налета летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации». В частности для пилотов, летающих на Су-27 и МиГ-29, необходимая норма установлена на уровне 100 часов. Ее реально выполнить?

— Конечно, реально. В настоящее время налет в строевых частях превышает 100 часов, поэтому проблем не вижу.

— Я имею в виду 237-й ЦПАТ. Все-таки машин у вас немного и программа подготовки специфичная.

— Для Центра показа авиационной техники определена норма налета 50 часов в год. Наши летчики ее, безусловно, выполнят. 

— Возвращаясь к боевой подготовке. Те связки и каскады фигур, демонстрируемые на выступлениях пилотажными группами, применимы в реальном воздушном бою?

— Применимы. Например, плотный сомкнутый строй «ромб» – это возможность скрыть состав группы. Чем плотнее самолеты находятся в строю, тем распознать их сложнее. На локаторе они будут выглядеть как одна большая метка, и несколько самолетов враг может принять за средний бомбардировщик. При приближении такой на первый взгляд «одиночной жертвы» противника будет ждать неприятный сюрприз в виде четырех истребителей Су-27 полностью готовых к схватке в воздухе либо атаке наземной цели. Те маневры, которые выполняются во время показов на предельных режимах, могут производиться и в воздушном бою.

— Сопутствующий вопрос по предельным режимам. Правда ли, что при полетах на сверхзвуковой скорости красивую окраску с самолетов буквально «сдувает»?

— Да, есть такое. Ранее были проблемы с краской, когда те же «Стрижи» осуществляли полеты на практический потолок на сверхзвуке. Сейчас нашли компромисс, приобрели более дорогую краску, которая имеет лучшие характеристики по устойчивости, и плановые вылеты можно осуществлять без прежних проблем.

— В плотном строю группы кому тяжелее летать: ведущему или внешнему, внутреннему или хвостовому ведомому?

— Сложно всем. Нельзя говорить, что ведущим проще, им тоже сложно. Ведущий должен рассчитывать при ведении группы аэродинамические возможности всех самолетов, особенно в смешанных боевых порядках. Каждый самолет имеет небольшие отличия по аэродинамике, технике пилотирования, скорости в верхних точках восходящих фигур. Ведомым сложнее держаться в «колее», особенно замыкающим, приходится больше перемещаться. Так что, всем сложно.

— Задам вопрос, который уже несколько лет беспокоит общественность и средства массовой информации: пилотажные группы останутся на Кубинке или возможна их передислокация?

— В настоящий момент разговоры о передислокации ведутся только в СМИ и сети Интернет. Такие слухи возникли во время нашего переформирования и переподчинения 4-му Государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний, находящемуся в Липецке. Ни о каких перемещениях в ближайшее время речи просто не идет. Мы сейчас находимся на Кубинке, планируем и в дальнейшем здесь оставаться.

— Часть аэродрома Кубинка передана гражданским структурам, не мешает ли это полетам «Витязей» и «Стрижей»?

— Это еще один миф, созданный средствами массовой информации. Гражданские структуры занимают одну десятую часть площади аэродрома, всего 46 гектаров земли, и на текущий момент никакого негативного или позитивного влияния на нас не оказывают. Они вообще еще находятся на стадии развертывания. Сейчас мы делим воздушное пространство только со 121-м авиаремонтным заводом, летчики которого выполняют полеты по программе летных испытаний Су-25СМ.

— Какие показательные выступления пилотажных групп запланированы на этот год?

— В этом году будет большая и разнообразная программа показов. Но сейчас нет необходимости раскрывать все наши секреты. Ближайший показ состоится на военно-технической выставке KADEX-2012, которая пройдет в начале мая в Казахстане, в Астане. Еще планируется больше десятка показов, в том числе и к столетию Военно-воздушных сил России.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS