Месть за Перл-Харбор
Как американские пилоты ответили Японии

Армейский бомбардировщик В-25 стартует с палубы авианосца Hornet.

В тот момент, когда самолет с бортовым номером 40-2344 разбегался по палубе авианосца Hornet («Шершень»), все наблюдавшие за его взлетом затаили дыхание. Зрелище пугало и завораживало. Тяжелые девятиметровые волны накатывали на корабль. Пена бушующего океана захлестывала палубу и катила навстречу самолету. Казалось, что он вот-вот рухнет за борт. Но в последний момент машина все-таки оторвалась и взмыла в небо. Все облегченно вздохнули. Тем временем бомбардировщик B-25B Mitchell, ведомый экипажем под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, для сослуживцев и друзей откликавшегося на имя «Джимми», взял курс на Токио. Случилось это в 8 часов 20 минут утра 18 апреля 1942 г. А меньше чем через час – в 9.19 – с Hornet взлетел последний из шестнадцати B-25, участвовавших в этой дерзкой, не имеющей аналогов в истории войн на море операции.

Александр МОЗГОВОЙ

Идея отомстить японцам за вероломный налет на Перл-Харбор (см. журнал «Национальная оборона» №12/2011) витала в головах американских политических и военных деятелей сразу же после вовлечения Соединенных Штатов в войну. Впервые она была озвучена 21 декабря 1942 г. в Белом доме президентом Франклином Делано Рузвельтом на совещании с начальниками штабов Вооруженных Сил США.

Ситуация на Тихом океане в конце 1941 – начале 1942 гг. складывалась вовсе не в пользу янки. Вот как охарактеризовал ее много лет спустя один из крупнейших американских военно-морских экспертов и историков Норман Полмар: «Положение союзников на Тихом океане было отчаянным. Американский Тихоокеанский флот еще не восстановил силы после переброски части кораблей в Атлантику и разгрома в Перл-Харборе. Азиатские флоты союзников просто прекратили свое существование. Уэйк, Ява, Рабаул, Сингапур и Батаан были захвачены японцами. Коррехидор, главная крепость Манильской бухты, бомбилась и обстреливалась японцами, и не имелось ни малейшей надежды на ее спасение. Японское ударное авианосное соединение тайфуном пронеслось по Тихому океану, сметая на своем пути все. Японцы бомбили Австралию, над ней тоже нависла угроза вторжения».

Экипаж ведущего бомбардировщика В-25: второй пилот лейтенант Ричард Коль, подполковник Джеймс Дулиттл (второй слева), бомбардир штаб-сержант Фред Брэймер, штурман лейтенант Генри Поттер и стрелок штаб-сержант Пол Леонард перед рейдом на Токио.

И в это время, а точнее 10 января 1942 г., кэптен Фрэнсис Лоу, служивший заместителем начальника отдела противолодочной борьбы штаба ВМС США, доложил главкому американского флота адмиралу Эрнесту Кингу о возможности атаковать Токио силами бомбардировщиков армейской авиации (тогда ВВС как самостоятельный вид Вооруженных Сил США еще не существовали). При этом доставить их к берегам Японии надо на борту авианосцев. Дело в том, что в распоряжении Соединенных Штатов тогда не было ни одной авиабазы, взлетев с которой можно было достигнуть Страны восходящего солнца. Американская разведка знала, что на расстоянии 500 миль к востоку от Японских островов действуют многочисленные патрульные суда Императорского флота. А радиус действия палубных самолетов не превышал 300 миль. Поэтому незаметно подобраться авианосцам к логову врага было невозможно. Но если их вооружить армейскими бомбардировщиками с большой дальностью полета, удастся все-таки ударить по противнику.

Инициатива Фрэнсиса Лоу пришлась по душе адмиралу Кингу. Он приказал кэптену Дональду Дункану из отдела авиационного отдела штаба ВМС проанализировать предложение Лоу и высказать свои соображения по этому поводу. Дункан «примерил» несколько моделей армейских бомбардировщиков к палубам авианосцев. У одних был слишком значительный размах крыла, у других – большой взлетный вес, у третьих – низкая взлетная скорость, у четвертых – продолжительный пробег. Наиболее оптимальным оказался только что принятый на вооружение средний бомбардировщик

B-25В Mitchell компании North American. Размах его несколько «обрубленных» крыльев составлял 20,6 м при длине машины 16,1 м. Взлетный вес – 15200 кг, а наибольший – 19000 кг. Боевой радиус самолета достигал 2170 км, максимальная скорость – 442 км/ч, скороподъемность – 4 м/с. Он нес до 2700 кг бомб, а оборонительное вооружение состояло из двух турелей – вверху и внизу фюзеляжа, управляемых при помощи электрического привода и укомплектованных спаренными 12,7-мм пулеметами. Однако было ясно, что, взлетев с авианосца, Mitchell, названный так в честь ярого американского пропагандиста воздушной мощи Уильяма Митчелла, обратно уже сесть на палубу не сможет. Масса даже пустого B-25В и длина его пробега не позволили бы этого сделать. Поэтому для самолетов требовалось найти аэродром для приземления на материке.

Самолеты в бушующем океане с трудом отрывались от палубы Hornet.

Значит, нужно было сажать самолеты в Китае – на территории, подконтрольной партии Гоминьдан под руководством Чан Кайши. Впрочем, до времени во избежание утечки информации китайцам о прибытии самолетов не следовало сообщать.

Свои соображения кэптен Дональд Дункан изложил в 30-страничном докладе, написанном от руки. Адмирал Кинг дал «добро» и распорядился обсудить этот вопрос с генералом Генри Арнольдом, начальником штаба армейской авиации. Тот с энтузиазмом поддержал план и выделил для предстоящей операции авиаотряд, укомплектованный добровольцами под командованием подполковника Джеймса Дулиттла.

«Джимми» Дулиттл был обаятельным парнем и отличным пилотом.

Выбор командира не был случайным. Джимми считался отчаянным и одновременно хладнокровным и расчетливым летчиком. Это был обаятельный парень, который легко сходился с людьми. Он начал службу в авиации в 1917 г. Но на войну в Европе не попал. После ее окончания уволился из армии, был летчиком-испытателем, участвовал в многочисленных авиашоу. А когда снова запахло порохом, вернулся в военную авиацию.

Требовалось проверить – смогут ли B-25 взлететь с палубы плавающего аэродрома. В ту пору новейший авианосец Hornet готовился в Норфолке к переходу на Тихий океан. 1 февраля 1942 г. на борт корабля поднялся Дональд Дункан. Он спросил у командира авианосца кэптена Марка Митчера: возможно ли размещение 15 армейских бомбардировщиков Mitchell на полетной палубе его корабля. Тот подошел к макету корабля, что-то прикинул и ответил утвердительно, даже не спросив, для чего это собственно нужно.

На следующий день на палубу Hornet краном погрузили два B-25. Авианосец вышел в море. Около 13.00 первый самолет взлетел. Через некоторое время также удачно стартовал второй. Эксперимент удался!

На самолетах, назначенных к операции, демонтировали часть оборудования и вооружения, в том числе пулеметную турель на фюзеляже, которая в бою, как показал опыт, использовалась редко. Одновременно увеличили емкость топливных баков. К хвостовой части приварили по две штанги, которые изображали пулеметы, якобы защищавшие заднюю полусферу. Тем временем на аэродроме Эджлин-Филд во Флориде летчики-добровольцы под руководством лейтенанта авиации ВМС Генри Миллера учились взлетать с крошечного пространства, ограниченного размерами палубы авианосца.

Поскольку до выхода Hornet к берегам Японии никто кроме шести человек во всех Соединенных Штатах не знал о предстоящей операции, эти странные приготовления будоражили кровь и одновременно пугали своей таинственностью.

Во время перехода к точке старта.

31 марта Hornet ошвартовался в порту Аламеда под Сан-Франциско. Там на корабль погрузили 16 бомбардировщиков Mitchell. Джеймс Дулиттл счел это добрым знаком. Ведь в Аламеде он родился. А 2 апреля авианосец в сопровождении двух крейсеров, четырех эсминцев и танкера отправился в свой ставшим знаменитым поход. Тогда-то на палубе Hornet Джеймс Дулиттл и Марк Митчер рассказали морякам и летчикам о цели их предстоящей миссии. Сообщение было встречено с воодушевлением.

13 апреля на линии перемены дат на 38° северной широты отряд Hornet встретился с кораблями 16-й Оперативной группы под командованием вице-адмирала Уильяма Хэлси в составе авианосца Enterprise, двух крейсеров, четырех эсминцев и танкера. Уильям Хэлси отвечал за общее руководство операцией, а авианосец Enterprise обеспечивал авиаразведку и воздушное прикрытие соединения, поскольку истребители Hornet даже не могли подняться из ангаров на заставленную армейскими бомбардировщиками палубу.

В тысяче миль к северо-востоку от Токио авианосцы и крейсера заправились топливом, и танкеры ушли. Вскоре соединение покинули и эсминцы эскорта, поскольку запасов горючего на обратный путь им могло не хватить. Авианосцы и крейсера, напротив, с 20-узловой скоростью направились к точке старта самолетов. Предполагалось, что бомбардировщики взлетят 18 апреля после полудня на расстоянии 500 миль от Токио. К цели они должны были долететь к полуночи.

Джеймс Дулиттл и Марк Митчер (стоят на фото слева) рассказывают на палубе Hornet летчикам и морякам о предстоящей миссии.

Когда 16-я Оперативная группа приступила к выполнению задачи, наконец были проинформированы и китайцы, которым сообщили, что США направляют им партию самолетов по ленд-лизу. Они должны были приземлиться на аэродроме в Чучжоу в провинции Чжэнцзян – ближайшем пункте, не занятом японцами. Однако несколько дней в этом районе шли проливные дожди, и аэродром не мог принять эскадрилью Джимми Дулиттла. Летчики об этом так и не узнали, так как операция, вступив в решающую стадию, проводилась в режиме полного радиомолчания.

Но это была еще не главная проблема. Оказалось, что завеса японских патрульных судов находилась не на дистанции 500 миль от Японских островов, а на дальности в 650 миль. 18 апреля в 7.38 утра было замечено 70-тонное судно No.23 Nitto Maru, переоборудованное из рыболовного сейнера в патрульный корабль. Крейсер Nashville потопил его артиллерийским огнем. Но разведчик успел передать радиограмму, то есть Оперативная группа была обнаружена противником.

Японское патрульное судно No.23 Nitto Maru было замечено и потоплено крейсером Nashville, но успело передать радиограмму об обнаруженных американских кораблях.

Дулиттл и Митчер провели короткое совещание и приняли решение взлетать немедленно. Не успели они доложить об этом вице-адмиралу Хэлси, как получили от него приказ: «Поднимайте самолеты. Подполковнику Дулиттлу и его отважным парням: удачи и да хранит вас Бог!»

Как только последний самолет авиаотряда Дулиттла оторвался от палубы Hornet, дежурный офицер штаба 16-й Оперативной группы на борту авианосца Enterprise записал в вахтенном журнале: «Изменил курс на 90°, уходя из боевой зоны со скоростью 25 узлов». Скоро американские корабли оказались вне досягаемости.

А что же происходило в это время в стане противника? Японцы сразу после Перл-Харбора ожидали ответной атаки. Герой воздушного удара по Перл-Харбор капитан 1-го ранга Императорского японского флота Мицио Футида в своих мемуарах свидетельствует: «Адмирал Ямамото как командующий Объединенным флотом особенно остро ощущал свою ответственность. Внезапным нападением на Перл-Харбор он сам дал хороший пример для подражания. Он ожидал, что флот Соединенных Штатов воспользуется первой же возможностью, чтобы нанести ответный удар силами оперативных авианосных соединений». И далее продолжает: «Мысль о том, что Токио как место, где находится император, должно быть абсолютно надежно защищено от нападения с воздуха, в сознании адмирала Ямамото разрослось до размеров навязчивой идеи. Его постоянная озабоченность по этому поводу видна хотя бы из того, что позднее, когда он был занят проведением операций в юго-западном районе Тихого океана, он никогда не забывал ознакомиться с последними сводками погоды в районе Токио. Если сводка была плохой, он чувствовал облегчение».

После получения донесения от Nitto Maru, в котором говорилось, что в направлении Японских островов следуют три американских авианосца, Вооруженные Силы Страны восходящего солнца были готовы во всеоружии встретить противника. На перехват соединения врага направили мощные корабельные соединения, включая авианосцы. В воздух были подняты истребители и бомбардировщики 26-й воздушной флотилии. Но они ничего не обнаружили. Никому из японских военачальников не могла в голову прийти мысль, что американцы используют для налета не палубные штурмовики с малым радиусом полета, а армейские бомбардировщики. Поэтому противника искали не там, где он был.

Средний бомбардировщик B-25B Mitchell. 16 таких самолетов, поднявшиеся с палубы авианосца Hornet, приняли участие в налете на Токио и другие японские города 18 апреля 1942 г.

В самом Токио затеяли противовоздушные учения. И когда они были близки к завершению – в 12.15 – на город посыпались настоящие американские бомбы. Промышленные объекты атаковали десять В-25. Остальные шесть осуществили налеты на Иокогаму, Йокосуку, Нагойю, Кобе и Осаку. Каждый самолет сбросил по четыре 225-кг бомбы. Как видим, удар нельзя назвать впечатляющим. Серьезного ущерба он не принес. Погибло около 50 подданных императора, еще примерно 400 получили ранения. С потерями, понесенными американцами в Перл-Харборе, эти цифры не идут ни в какое сравнение. Но в моральном плане для американцев это была великая победа. Соединенные Штаты захлестнула волна энтузиазма.

Атака, по словам Мицио Футида, «произвела большое впечатление на военно-морских руководителей Японии и повлияла на дальнейший ход войны на море, и с этой точки зрения было бы неверно сказать, что этот налет ничего не дал или дал очень мало. Напротив, его следует расценивать как весьма успешный рейд».

Действительно, японское военное командование, напуганное «Рейдом Дулиттла», как позже стали официально называть эту операцию, вынуждено было не только отозвать с фронтов в Юго-Восточной Азии и Индийском океане несколько отлично подготовленных авиачастей для обеспечения ПВО Токио, но и поспешило изменить «рисунок» стратегии войны на море. Было решено захватить атолл Мидуэй и разгромить при этом американский флот, прежде всего его авианосные соединения. Это обернулось жестоким поражением для Японии.

Джеймс Дулиттл заслуженно стал национальным героем Соединенных Штатов.

В условиях войны детали операции возмездия скрывались не только от противника, но и от сограждан. Когда президента Рузвельта спрашивали, откуда же прилетели самолеты, бомбившие Токио, он лукаво отвечал: «Из Шангри-Ла». Так назывался волшебный город в Гималаях из модного в то время романа «Потерянный горизонт» Джеймса Хилтона. Кстати, название «Shangri-La» даже получил один из строящихся американских авианосцев. Эта и другие дерзкие воздушные атаки врага вдохновила композитора Джимми Макхью на создание песни на слова Гарольда Адамсона, которая быстро завоевала верхние строчки хит-парадов:

«Мы летим, ковыляя во мгле,

Мы ползем на последнем крыле,

Бак пробит, хвост горит, но машина летит

На честном слове и на одном крыле».

Судьба отважных парней Дулиттла сложилась по-разному. Ни один самолет не был сбит над Японией. А вот дальше стали разворачиваться драматические события. Только экипажу под командованием капитана Эдварда Йорка, потерявшему ориентацию, довелось посадить машину на военный аэродром... под Владивостоком, где самолет и экипаж интернировали, а затем в 1943 г. через Иран переправили в Соединенные Штаты.

Все другие бомбардировщики, хотя и дотянули до Китая, не смогли совершить посадку. Они или разбились во время приземления, или у них кончилось горючее, а летчики выпрыгнули с парашютами. При этом пять человек погибли, десять были захвачены японцами в плен. Трех из них казнили, а один умер в плену. Но из 80 летчиков, принявших участие в операции возмездия, 65 вернулись в строй еще во время войны.

Джеймс Дулиттл, удостоенный высшей военной награды США – Медали славы (Medal of Honor) – стал национальным героем. Он быстро продвигался по служебной лестнице, командуя в званиях бригадного генерала, генерал-майора и генерал-лейтенанта авиационными частями в боевых действиях в Средиземноморье и Западной Европе. Довелось ему повоевать и в Корее. В 1959 г. он вышел в отставку в звании полного (четырехзвездного) генерала. В 1993 г. его с почестями похоронили на мемориальном воинском Арлингтонском кладбище.

Стали национальными героями адмиралы Уильям Хэлси, Марк Митчер и Раймонд Спрюэнс, командовавший отрядом крейсеров 16-й Оперативной группы. За годы войны их авианосные соединения, если пользоваться терминологией Нормана Полмара, «тайфуном пронеслись по Тихому океану», сметая на своем пути японские корабли, авиационные и армейские части.

Средние бомбардировщики В-25 выпускались в разных модификациях всю Вторую мировую войну. Всего с конвейеров сошло 9884 машины, из которых 799 были поставлены в СССР по ленд-лизу.

Авианосец Hornet участвовал в сражении у атолла Мидуэй, где внес достойный вклад в разгром японского флота. Но это требует отдельного рассказа.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS