Дорога в океан
На Северном флоте стремятся восстановить режим плавания советского ВМФ

Кольская флотилия разнородных сил Северного флота была создана 1 июля 1982 г. как преемница Краснознаменной дивизии охраны водного района СФ, в которую входят соединения надводных кораблей и подводных лодок. На флотилию возложены задачи по обеспечению развертывания ударных сил Северного флота в Баренцевом море и решения оперативно-тактических задач в прибрежной зоне.

За последние годы интенсивность учений на Северном флоте возросла почти на четверть. Корабли флота регулярно участвуют в дальних походах в Атлантический и Индийский океаны, международных учениях «Дервиш», «Помор», «Северный орел» и FRUKUS, выполняют задачи по борьбе с пиратством в водах Аравийского моря. На данный момент один из больших противолодочных кораблей готовится к совместным с Норвегией учениям «Помор-2011».

Денис МОКРУШИН

Вот и выход в море отряда кораблей Кольской флотилии разнородных сил временно исполняющий обязанности командующего Северным флотом контр-адмирал Андрей Воложинский охарактеризовал как одну из простейших задач. «В зимний период обучения мы готовим одиночные корабли и тактические группы. Летом отрабатываем группировками сил, сообразуясь с оперативными задачами, стоящими перед флотом», – пояснил адмирал.

За ходом этих учений в рамках пресс-тура, организованного Министерством обороны Российской Федерации, наблюдали представители ведущих средств массовой информации.

ПРОСТЕЙШАЯ ЗАДАЧА

В первый день состоялся выход в море на большом противолодочном корабле «Вице-адмирал Кулаков». Спущенный на воду в 1980 г. БПК с 1990 по 2010 гг. проходил модернизацию на судостроительном заводе «Северная верфь». В ходе нее на корабле были установлены новые зенитно-ракетные комплексы, навигационная радиолокационная станция, система предупреждения о лазерном излучении. После долгого ремонта это первое учение, в котором был задействован БПК «Вице-адмирал Кулаков».

Противолодочный самолет Ил-38.

Сценарий действий отряда кораблей Кольской флотилии разнородных сил был разделен на пять взаимосвязанных эпизодов. В первом – отряд боевых кораблей, состоящий из БПК «Вице-адмирал Кулаков» и двух малых противолодочных кораблей, на маршруте развертывания прошел по очищенному от мин фарватеру, следуя за группой базовых тральщиков. Мировой опыт ведения боевых действий на море показывает, что наиболее часто минные постановки производятся на выходах из бухт и гаваней, в проливах, где корабли лишены возможности маневрировать.

Во втором эпизоде пара вертолетов Ка-27 во время ближнего противолодочного охранения кораблей занималась поиском подводной лодки с помощью опускаемых гидроакустических станций ВГС-3. Для более точного определения координат субмарины «противника», в роли которой выступила ДЭПЛ «Ярославль», в район поиска прибыл противолодочный самолет Ил-38, оснащенный радиогидролокационными буями и гидроакустическими станциями. Обнаруженная подлодка выпустила учебную практическую торпеду, после чего была накрыта залпами глубинных бомб из реактивных бомбометных установок РБУ-6000 БПК «Вице-адмирал Кулаков» и малых противолодочных кораблей. Этим завершился третий эпизод учений.

Затем отряд вступил в артиллерийский бой с условным надводным кораблем противника, который имитировали мишени, выставленные самолетом Ил-38. Стрельба велась из артиллерийских комплексов АК-100 «Кулакова» и АК-176 кораблей сопровождения. На этапе сближения была выполнена пристрелка для учета гидрометеобаллистических поправок, затем произведены два пристрелочных шквала по три выстрела в каждом и открыт сосредоточенный массированный огонь.

На завершающем этапе учений БПК атаковала пара палубных истребителей Су-33. Для отражения атаки были использованы автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630 и комплекс АК-100. АК-630, благодаря высокой скорострельности и плотности огня, позволяет уничтожать как самолеты, так и низколетящие противокорабельные ракеты. Для отвлечения управляемого оружия противника на ложные направления и срыва работы систем наведения противокорабельных ракет, корабли отряда выполнили постановку ложных целей комплексами пассивных помех ближнего рубежа.

Артиллерийская установка АК-630 БПК «Вице-адмирал Кулаков».

«КАРЕЛИЯ»: 140 ТЫСЯЧ МИЛЬ ЗА КОРМОЙ

Для ВМФ России в целом и для Северного флота в частности одна из проблемных тем – перевооружение флота. Надводных кораблей моряки-североморцы в этом году не получат. Зато подводные силы, по словам командующего подводными силами СФ контр-адмирала Игоря Мухаметшина, пополнятся тремя субмаринами.

Главная база подводных сил располагается в Гаджиево. Здесь находится штаб объединения, тренировочная база, системы базирования и пункты материально-технического обслуживания.

На берегу нам показали учебно-тренировочный комплекс подводников (УТК ПЛ) в 71-м учебном центре ВМФ. Экипаж АПЛ «Леопард» продемонстрировал сборку и проверку водой изолирующего дыхательного аппарата «Ида-М», который используется для аварийного покидания подводной лодки. В спасательном снаряжении подводника ССП-М в специальном бассейне моряки отрабатывали использование контейнера КАС-150, позволяющего продержаться на поверхности воды до обнаружения поисковой группой.

На УТК построена система, имитирующая покидание подводной лодки через шлюзовые устройства. Моряк в спасательном костюме погружается в бассейн на первом этаже здания, а всплывает на поверхность на шестом, поднимаясь на 15 метров вверх.

Наглядно была показана и ликвидация внештатных ситуаций на субмарине, в ходе которых подводники тушили пожар и заделывали пробоины в отсеках лодки.

Подводники тренируются не только на берегу, но и выполняют боевые задачи в море. У атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Карелия» за 22 года службы – свыше 140 тысяч миль за кормой, а это – около 20 боевых походов, более 14 ракетных стрельб. В январе 2010 г. завершилась модернизация «Карелии», в ходе которой лодка получила торпедно-ракетный комплекс ТВР-671 РТМ и 16 баллистических ракет РСМ-54 «Синева». Также снижена шумность и усилены возможности по обнаружению кораблей противника.

На сегодняшний день атомные субмарины проекта 667БДРМ, к которому относится и «Карелия», являются основой морской составляющей ядерной триады России.

Огонь ведет реактивная бомбометная установка РБУ-6000 БПК «Вице-адмирал Кулаков».

В ОЖИДАНИИ «МиГа»

Единственный в России полк палубной авиации вооружен следующими типами самолетов: истребителями корабельного базирования Су-33, двухместными учебно-боевыми истребителями Су-27УБ и палубными учебно-тренировочными самолетами Су-25УТГ. Три типа летательных аппаратов необходимы для последовательно обучения молодого летчика. Вначале он тренируется на комплексном тренажере летчика КТЛ 33-К, потом на сухопутном аэродроме, летая с инструктором на Су-25УТГ, затем на нем же выполняет первые полеты с корабля. Получив определенную практику, обучаемый пересаживается на тяжелый учебный истребитель Су-27УБ и, лишь освоив его, допускается к одиночным полетам на боевом Су-33.

План боевой подготовки на 2011 г. плотный. Весной весь летный состав отрабатывает навыки на наземном инженерно-техническом комплексе авиации НИТКА в Крыму, имитирующем палубу авианосца. Затем с июля по сентябрь летная подготовка на «Адмирале Кузнецове». На данный момент только 13 летчиков имеют опыт полетов с корабля, но принято решение, что этим летом даже молодые лейтенанты должны будут наработать не менее 10 взлетов/посадок на палубу. В конце года ожидается боевой поход авиагруппы на «Адмирале Кузнецове» в Средиземное море.

По словам командира полка полковника Евгения Кузнецова, для подготовки пилота палубной авиации

1-го класса необходимо 4-5 лет интенсивной учебы. Сейчас годовой налет летчиков в среднем составляет 80-90 часов, у инструкторов – 120-150 часов, что является достаточно хорошим результатом. Но идеальным является инструкторский налет для всех…

Простым примером необходимости большого опыта, а значит и общего налета, служит пояснение полковника Кузнецова: «Во время выполнения фигур высшего пилотажа нагрузка на организм пилота составляет 6-7 единиц, но по сравнению с посадкой на палубу авианосца это пустяк. Вам нужно попасть в 36-ти метровый отрезок палубы между первым и четвертым тросами аэрофинишера с заданным углом глиссады в 4 градуса, при этом отклонение от осевой линии должно быть не более трех метров. А длина посадочной полосы на «Адмирале Кузнецове» всего 205 метров».

Кроме интенсивной боевой подготовки душу пилотам греет и ожидаемое в 2012 г. перевооружение на новые палубные многоцелевые истребители МиГ-29К.

Подводные силы Северного флота преобразованы 10 февраля 2010 г. из 11-й и 12-й эскадр атомных подводных лодок. Состоят из соединений атомных подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных баллистическими ракетами, и различных видов многоцелевых ракетных и торпедных АПЛ.

«Тактический десант может применяться на морском побережье за передним краем обороны противника, – говорит командующий Береговыми войсками Герой России гвардии полковник Андрей Гущин. – Поэтому подготовка морской пехоты строится с учетом и сухопутной, и морской составляющей».

Если входящий в состав полка батальон морской пехоты десантируется только с моря, то десантно-штурмовой батальон и разведывательно-десантная рота могут действовать не только с моря и на суше, но и с воздуха.

«Для десантирования парашютным способом мы используем морскую авиацию – самолеты Ан-12, Ан-26 и вертолеты Ми-8МТ, – объясняет командир полка полковник Игорь Маслов. – Норма прыжков на каждого военнослужащего пять раз в год, при проведении учений – шесть».

Воздушно-десантный комплекс полка устроен также, как и в любом подразделении ВДВ: стапели подвижных систем, на которых отрабатываются действия парашютистов в воздухе, трамплины, обучающие правильности приземления, низковысотный макет вертолета для тренировки отделения от летательного аппарата и высотный макет самолета, позволяющий подготовить парашютиста к действиям с момента отделения от машины до приземления. Попутно отрабатывается начало ведения боя перед приземлением, когда матрос открывает огонь еще находясь в воздухе.

279-й отдельный корабельный истребительный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова был сформирован 15 сентября 1973 г. на аэродроме Саки в Крыму, а в 1976 г. передислоцирован на аэродром «Североморск-3» (Мурманская область). Во время боевых походов тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» самолеты полка базируются на нем.

Подготовка к десантированию на морское побережье с техникой отрабатывается ежемесячно либо с привлечением сил Северного флота, либо на макете большого десантного корабля на полигоне.

Главной проблемой, как и во многих частях, является сокращение доли контрактников. Если ранее весь десантно-штурмовой батальон полка был контрактным, то сейчас доля таких военнослужащих невелика. В основном контрактнослужащие остались на должностях сержантов, да полковой взвод снайперов полностью ими укомплектован.

Об этой же проблеме говорит и контр-адмирал Андрей Воложинский: «Тяжело осваивать специальность при годе службы. Поэтому мы с удовольствием услышали, что принято решение об увеличении численности контрактников. На подводных лодках будет находиться до 100% контрактный состав. По надводным кораблям этот процент доведен до семидесяти, с перспективой до ста в ближайшие годы». В береговых же частях планируется комплектовать контрактниками те должности, которые обеспечивают боеготовность этих частей.

Матросы БПК «Вице-адмирал Кулаков» швартуют корабль у пирса в Североморске.

Затронул Воложинский и вопрос снижения численности личного состава, упомянув, что сокращено 15% военнослужащих и 17% гражданского персонала. Ввиду этого из 509 новоприбывших в 2010 г. молодых лейтенантов распределены 441, причем лишь треть из них – как офицеры. Остальные вынуждены принять должности рядового и старшинского состава. Командование обещает, что эти лейтенанты в преимущественном порядке будут назначаться на офицерские должности.

Еще одной застарелой болячкой флота является квартирный вопрос. Он активно решается в последнее время, но давит груз накопившихся за предыдущие годы проблем. Это легко заметить по данным, приведенным контр-адмиралом Воложинским: «Порядка 3256 квартир выделено в 2009-2010 гг. для увольняемых в запас военнослужащих, но потребность флота в жилье в 2011 г. составляет около 2250 квартир». Отделка и сдача квартир находится на жестком контроле у министра обороны, но ликвидировать отставание, накопившееся за долгие годы, довольно проблематично.

61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк морской пехоты преобразован 1 декабря 2009 г. из одноименной бригады. Наряду с ракетно-артиллерийской бригадой организационно входит в состав Береговых войск Северного флота.

И все-таки в словах командующего звучит оптимизм: «В целом хотел бы отметить, что интенсивность плавания, полетов самолетов возросла. Это результат того, что более системно выстроены отношения по восстановлению технической готовности кораблей, регулярно выделяются средства на эти цели. Амбициозные планы по возвращению к режиму плавания советского флота есть, и они претворяются в жизнь. Я рассчитываю, что мы с этой задачей справимся».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS