Не допустить отставания
О тенденциях защиты особо важных объектов от средств воздушного нападения

Система ПВО Iron Dom.

Бурное развитие авиации и ракетостроения после окончания Второй мировой войны вызвало ответный рост средств противовоздушной обороны. Появление управляемого ракетного оружия ПВО, первоначально только в варианте управления ракетой по командам базовой системы, а в конце 50-х годов прошлого столетия и с использованием самонаведения, существенно повысило вероятность поражения цели управляемыми ракетами, в том числе на больших и малых высотах и на больших дальностях.

Иосиф АКОПЯН

Игорь КОРОТЧЕНКО

Непрерывная модернизация разработанных систем и комплексов ПВО обычно была направлена на увеличение дальности поражения, расширение границ высотности и улучшение помехозащищенности. Однако средства воздушного нападения продолжали эволюционировать: увеличивалась дальность пуска ракет, их маневренность, повышалась точность инерциального управления с использованием спутниковой навигации, пассивного самонаведения на источники радиоизлучения, создавались комбинации средств точного наведения. В итоге средства нападения получили определенное преимущество над средствами защиты.

Испытательный пуск ракеты комплекса ПВО МНТК, разрабатывающегося компанией Lockheed Martin.

Кроме того, в локальных войнах, когда возможны обстрелы повстанцами важных объектов с малого расстояния из минометов, систем залпового огня, применение БЛА в варианте «комикадзе», артобстрелы – защита от этих поражающих средств управляемыми ракетами высокой стоимости неэффективна, так как боезапас ЗУР ограничен и весьма высока их стоимость.

Поэтому рядом ведущих западных компаний в настоящее время проводятся работы по созданию малогабаритных дешевых ракет, обеспечивающих защиту объектов в ближней зоне (2-3 км) по принципу «пуля по пуле». Боезапас таких ракет должен быть очень большим (сотни единиц), чтобы обеспечить защиту от массированного налета, а цена выстрела должна быть на порядок и более ниже цены управляемой ракеты средней дальности.

Очевидно, что такая малогабаритная ракета должна быть всепогодной, с радиолокационной головкой самонаведения (полуактивной или активной), с очень малым временем готовности к пуску из холодного состояния (не более 1 секунды), а метод наведения должен быть предельно упрощен с учетом того, что атакующие цели в ближней зоне летят на охраняемый объект «лоб в лоб».

Лидером в создании таких систем и ракет сегодня является компания Lockheed Martin (США), разрабатывающая комплекс ПВО МНТК (Miniature Hit-to-Kill). Ракета-перехватчик имеет длину 69 см, диаметр 5 см, заявленная масса около 3 кг. Неконтактный взрыватель и боевая часть отсутствуют, поражение должно обеспечиваться прямым попаданием в цель.

Министерство обороны США финансирует данный проект в объеме $700 млн. в период 2014-2018 гг. Ракеты пакетируются в пусковые контейнеры по 135 штук, на автомобильном шасси размещаются 3 контейнера, то есть 405 ракет. Управляются ракеты радиолокационной головкой самонаведения (на первом этапе разработки – полуактивной, на втором – активной). Ожидаемая стоимость такой ракеты при серийном производстве порядка $20 тысяч (в ценах 2006 г).

Антенная система РГС вынесена на поверхность обтекателя, что позволяет избавиться от синхронной ошибки, вносимой обтекателем, и резко снизить его стоимость. При таком построении луч РГС жестко связан с корпусом ракеты, и это требует специального формирования контура управления ракетой, позволяющего уменьшить до приемлемой величины синхронную ошибку, создаваемую «рысканием» ракеты в полете.

В качестве базового радиолокатора в системе применен закупленный у компании Saab Systems подвижный многолучевой радар Giraffe AMB 740, обеспечивающий круговой обзор пространства со скоростью 60 об/мин. Испытания системы МНТК ведутся с конца 2013 г.

Испытания ЗРК C-RAM.

Компания Raytheon (США) разрабатывает ракету AI3 (Accelerated Improved Intercept Initiative) для перехвата неуправляемых ракет, артиллерийских снарядов и мин в системе C-RAM (Counter-rocket, Artillery and Mortar). AI3 создается как модификация ракеты AIM-9M Sidewinder класса «воздух-воздух». Работы по контракту ведутся с 2012 г. Управляется ракета радиолокационной головкой самонаведения. Ожидается контракт на производство 754 таких ракет.

В Израиле при финансировании из американского бюджета и технической поддержке фирмой Raytheon компания Rafael разработала систему ПВО Iron Dom («Железный купол»). Система включает в себя радар ELTA EL/M-2084 для обнаружения целей и управления огнем, пусковые установки с 20 ракетами Tamir каждая. Ракета оснащена радиолокационной ГСН, приемником сигналов коррекции от системы, дистанционным взрывателем и боевой частью. По израильским данным, вероятность перехвата неуправляемой ракеты противника одной ракетой Tamir более 85% на дальностях поражения от 4 до 70 км. Диаметр ракеты Tamir –16 см, длина – 3 м, масса – 90 кг, максимальная скорость полета – 700 м/с.

Впечатляет объем финансирования программы. США в 2013-2016 гг. выделили $1,28 млрд. при собственных вложениях Израиля в этот проект $230 млн. Предполагается, что Вашингтон рассматривает возможность производства системы «Железный купол» для собственных нужд.

Сопоставляя проекты MHTK, AI3 и Tamir, можно сделать вывод, что ракеты AI3 и Tamir имеют достаточно большую дальность стрельбы и могут считаться ракетами средней дальности, в то время как ракета МНТК, используемая только в ближней зоне, имеет упрощения, позволяющие заметно снизить ее стоимость.

Характерно, что успешное продвижение проекта МНТК вызвало всплеск критических высказываний в западных СМИ о системе «Железный купол». Ставится под сомнение заявленная вероятность поражения цели, критикуется время готовности к пуску из холодного состояния, способность поражать низколетящие цели, требование, чтобы цель имела полетное время не менее 15 секунд и т.п. Вероятно, перспектива защиты особо охраняемых объектов в ближней зоне будет связана именно с системами типа МНТК.

Решением задачи защиты особо охраняемых объектов в ближней зоне занимаются и профильные предприятия ОПК России. В интересах укрепления обороноспособности страны наша система воздушно-космической обороны не должна допустить отставания в этой важнейшей области.

Ракета AI3.

Иосиф Григорьевич АКОПЯН – доктор технических наук, академик РАРАН

Игорь Юрьевич КОРОТЧЕНКО – член Общественного совета при Министерстве обороны РФ


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS