В серийном производстве на предприятиях Компании «Сухой» находятся истребитель Су-35, бомбардировщик Су-34. Вошло в финальную стадию создание перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50) – об этом недавно заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. «В этом году мы получаем десятый и одиннадцатый образцы, которые будут подключены к испытаниям, и в будущей Госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы у нас запланирована первая серийная закупка самолетов Т-50», – сказал Юрий Борисов в ходе очередного посещения Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал Компании «Сухой»). |
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Многофункциональный истребитель пятого поколения (ПАК ФА, Т-50) предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника.
Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. К настоящему времени проведены испытания всех составных частей ПАК ФА, завершается первый этап его государственных испытаний. Сейчас в летных испытаниях участвуют восемь летных образцов.
На сегодняшний день подтверждены характеристики устойчивости и управляемости нового самолета на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Проводится отработка бортового оборудования и комплекса авиационного вооружения. Также проведены успешные работы по дозаправке топливом в полете и исследованию различных конфигураций самолета. Проведенные экспериментальные работы позволяют считать характеристики самолета одними из лучших в своем классе.
Авиационный комплекс пятого поколения Т-50. |
Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.
Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Зимой этого года Компания «Сухой» приступила к летным испытаниям принципиально новой вычислительной системы самолета Т-50, которая приходит на смену БЦВМ «Багет». Новая система – в разы надежнее и мощнее. Важно отметить и то, что БЦВМ впервые в российской практике создана компанией-разработчиком самолета. Вычислительная система построена на базе отечественных многоядерных микропроцессоров и новой, отечественной же операционной системы реального времени.
В интегрированной структуре бортового оборудования самолета Т-50 на центральный компьютер возлагаются функции управления системами самолета, применения вооружения, обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота. Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система управления берет на себя управление почти всеми ключевыми приборами машины: РЛС, системой навигации и связи. Ранее для этого применялись отдельные вычислители.
Обмен данными производится не по традиционным, медным проводам, а по волоконно-оптическим каналам. Это позволяет в разы увеличить скорость и объем передачи данных, на порядок уменьшить вес кабельной сети и качественно повысить ее помехоустойчивость. Если передача данных по медному кабелю дает скорость порядка 10-100 МБит/с, то по оптоволокну почти в тысячу раз больше – 8 ГБит/с. Сетевая структура комплекса повышает надежность работы всех приборов – при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение систем на другой блок, а использование централизованного процессора позволило почти в два раза снизить вес прибора. Применение многоядерных микропроцессоров позволяет получить почти неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования.
ПАК ФА имеет широкую номенклатуру вооружения как класса «воздух-воздух», так и класса «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач.
Истребитель пятого поколения обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря низкому уровню заметности в РЛ, ИК и видимом диапазонах.
Многофункциональный истребитель Су-35С. |
Размещенная на ПАК ФА вспомогательная силовая установка обеспечивает высокую автономность базирования, снижение расхода топлива при наземных отработках и экономию ресурса маршевых двигателей. Использование бортовой кислорододобывающей установки обеспечивает практически неограниченное время полета и исключение наземной заправки кислородом. А применение на самолете системы взрывобезопасности нейтрального газа генераторного типа в совокупности с другими мероприятиями позволило не только обеспечить автономность базирования, но и реализовать беспрецедентные характеристики боевой живучести самолета.
Комплекс технических решений, заложенный в ПАК ФА, позволил получить качественно новый уровень характеристик и обеспечить превосходство над всеми современными самолетами данного класса.
Совместно с Республикой Индия ведется работа по созданию истребителя пятого поколения – перспективного многофункционального истребителя (ПМИ, FGFA). Первый этап работ по проекту ПМИ успешно завершен – разработан эскизно-технический проект. В ходе работ российская сторона провела обучение индийских специалистов, предоставила необходимое программное обеспечение для создания единой рабочей среды. Согласован объем опытно-конструкторских работ, парафирован контракт на ОКР.
Т-50 пока летает с двигателями первого этапа, известными под обозначением «изделие 117С». Это глубокая тягово-ресурсная модернизация двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф/ФП с электронно-цифровой системой автоматического управления. По своим техническим характеристикам «изделие 117С» близко к турбореактивному двухконтурному двигателю с форсажем пятого поколения. Серийное производство ПАК ФА также начнется с моторами этого типа. Однако российские двигателестроители разрабатывают и новый ТРДД. В начале мая 2017 г. генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков заявил, что испытания ПАК ФА с двигателем второго этапа «начнутся в ближайшее время».
ПАК ФА как самый совершенный самолет в линейке «Сухого» начиная с 2020 г. станет основным продуктом компании на рынке авиационный техники.
Как заявил в мае 2017 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, поставки Т-50 в войска начнутся с 2019 г.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ Су-35
Помимо программы создания ПАК ФА для Компании «Сухой» одним из основных приоритетов является производство сверхманевренного многофункционального истребителя поколения 4++ Су-35 (Су-35С в модификации для ВКС России).
В настоящее время проводится завершающий этап государственных совместных испытаний самолета. В ходе летных испытаний были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики самолета и комплекса бортового оборудования, а также характеристики сверхманевренности, проверены устойчивость и управляемость машины, подтверждены параметры силовой установки и работоспособность навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км/ч, на высоте – 2400 км/ч, потолок – 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей РЛСУ в режиме «воздух-воздух» – до 400 км, что существенно превышает аналогичный показатель стоящих на вооружении самолетов. РЛС с фазированной антенной решеткой имеет большую дальность обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение до 30 и атака до восьми воздушных целей, сопровождение четырех и атака двух наземных целей с возможностью одновременного обзора воздушного и наземного пространства). Бортовая оптико-локационная станция позволяет обнаруживать и сопровождать несколько воздушных целей на дальности до 80 км.
Су-35. |
Все работы, связанные с государственными испытаниями нового истребителя, проходят в соответствии с утвержденным планом. Успешно проведены испытания режимов боевого применения, в том числе с реальными пусками управляемых ракет и сбросом свободнопадающих авиабомб.
Полученные в ходе испытаний результаты позволяют уже сегодня сделать вывод о том, что Су-35/Су-35С обладает значительно лучшими летно-техническими характеристиками по сравнению со стоящими на вооружении зарубежными машинами-аналогами, а установленный комплекс бортового оборудования позволяет решать широкий круг задач, определенных тактико-техническим заданием. Заложенные в самолете характеристики существенно превосходят возможности тактических истребителей поколения 4 и 4+ типа Rafale и Eurofighter Typhoon, современных модификаций F-15, F-16 и F/А-18, а также самолета пятого поколения F-35 и позволят эффективно противодействовать самому совершенному истребителю ВВС США F-22A.
На самолете Су-35/Су-35С применены многие технологии пятого поколения, разработанные для «старшего брата» – ПАК ФА. Фактически Су-35 изначально являлся своего рода платформой для их отработки. Прежде всего, это новый комплекс бортового оборудования, интегрированный на базе информационно-управляющей системы, технологии обеспечения ситуационной осведомленности в сферическом информационном поле в реальном масштабе времени за счет использования возможностей комплекса средств связи, радиолокационных, оптико-электронных обзорных и разведывательных систем самолета, а также наземных систем управления различного уровня. Су-35 комплектуется двигателями «изделие 117С» – это те же моторы первого этапа, с которыми пойдет в серийное производство ПАК ФА.
По состоянию на 2017 г. Компания «Сухой» выполняет контракт на поставку ВКС РФ партии самолетов сроком до 2020 г. и партии самолетов для ВВС НОАК сроком до 2018 г. Переговоры о поставках истребителей этого типа также ведутся с рядом других иностранных заказчиков.
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК Су-32/34
Фронтовой бомбардировщик Су-34 (экспортная модификация – Су-32) составляет основу ударной мощи российской фронтовой авиации. Он является достойной сменой всепогодного фронтового бомбардировщика Су-24М. Разработка и серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34 является одной из приоритетных программ Компании «Сухой».
Фронтовые бомбардировщики Су-34. |
Серийное производство самолета организовано на Новосибирском авиазаводе им. В.П. Чкалова – филиале Компании «Сухой». Компания «Сухой» уже поставила российским военным значительное число таких самолетов. В настоящее время выполняется контракт от февраля 2012 г., предусматривающий поставку Министерству обороны РФ 92 Су-34.
Су-34. |
В условиях огневого и информационного противодействия самолет независимо от времени суток и метеоусловий способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. По боевым возможностям он относится к поколению самолетов 4+. Наличие на нем системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами дало возможность летчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника. Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков, наряду с комфортной кабиной экипажа, обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до 10 часов без потери работоспособности экипажа. Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолета построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные.
Самолет отличают высокие летно-технические и маневренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолетами. На Су-34 используется высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» большой дальности с обеспечением многоканального применения. Он оборудован высокоинтеллектуальной системой радиолокационного противодействия и обороны. Су-34 обладает развитой системой боевой живучести, в том числе на нем установлена бронированная кабина экипажа. В настоящее время идет плановое наращивание боевого потенциала самолетов за счет включения в состав вооружения новых АСП.
По отзывам летчиков и штурманов, машина имеет хорошую эргономику, удобна в пилотировании, что обусловлено широкой автоматизацией полета от взлета, полета к цели, боевого применения и до посадки.
На фронтовом бомбардировщике Су-34 установлено восемь мировых рекордов, в том числе высоты горизонтального полета с нагрузкой 5000 кг.
Таковы основные на сегодняшний день производственные программы Компании «Сухой». В заключение важно отметить, что и Су-35С, и Су-34 строевых частей ВКС РФ успешно прошли главную для любой боевой техники проверку – в реальных боевых условиях. Привлечение этих самолетов к антитеррористической операции ВС РФ в Сирии показало выдающиеся боевые характеристики новой авиатехники отечественного производства, а также позволило выявить те недостатки, которые невозможно отследить в ходе полигонных испытаний. Авиастроители уже работают над внедрением в жизнь замечаний авиаторов. Так что сегодня серийные самолеты «Сухого» по полному праву могут гордиться маркой «проверено в бою».