В предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам объем продаж новых многоцелевых истребителей может составить 890 штук на сумму $114 млрд. |
МИРОВОЙ РЫНОК НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО СТРАНАМ-ЭКСПОРТЕРАМ
В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 325 новых истребителей общей стоимостью $25,2 млрд., а также поставлено 86 бывших в употреблении машин на $460 млн.
Рост поставок новых истребителей в 2017-2020 гг. по сравнению с 2013-2016 гг. составит 173,85% в количественном выражении, а в стоимостном выражении – 352,3%. Некоторый спад экспорта в предыдущие годы был связан, прежде всего, с переносом графика поставок заказчикам истребителей F-35 Lightning II и с задержками с подписанием ряда контрактов по уже проведенным или ведущимся длительное время тендерам.
Второе место в мире по объему экспорта многоцелевых истребителей занимает Россия. |
Теперь наблюдается небывалый рост экспорта в сегменте истребителей. В 2013-2016 гг. средняя потребность в новых многоцелевых истребителях на мировом рынке составила 81 ед. в год. В 2017-2020 гг. ежегодный спрос увеличится до 223 ед. Новые заказы во многом связаны с обострением ситуации на Ближнем Востоке.
По методике Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) в категорию «новые» включены поставки новых истребителей, лицензионные программы, а также поставки самолетов из состава ВВС стран-экспортеров, модернизированных с продлением срока эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового истребителя того же типа на тот же период времени, но не менее $20 млн. за единицу.
Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимают США (452 истребителя на сумму $65,226 млрд.). По стоимостному параметру США также на первом месте с большим отрывом от конкурентов. В 2013-2016 гг. на экспорт было поставлено всего 87 истребителей на сумму $9,432 млрд., объем поставок в 2017-2020 гг. сейчас оценивается в 365 новых машин на $55,794 млрд. США имеют самый крупный пакет экспортных контрактов как на период 2017-2020 гг., так и после 2020 г. (без учета того, что у Вашингтона есть хорошие шансы на победу в ряде крупнейших международных тендеров).
Второе место в рейтинге за период 2013-2020 гг. занимает Россия (347 истребителей на сумму $22,18 млрд.). В 2013-2016 гг. Россией был экспортирован 131 самолет на $6,285 млрд. Во втором четырехлетнем периоде (2017-2020 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 216 ед. на $15,895 млрд.
Что касается отрыва США от России, то в дальнейшем он только увеличится, поскольку с 2017 г. и далее ежегодно будет возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. Кроме того, Соединенные Штаты имеют высокие шансы на продажу F-35 еще ряду стран. Тем не менее за последние два года появляются сообщения о том, что многие страны, ранее приобретавшие исключительно истребители западного производства (например, ОАЭ), теперь намереваются купить российские самолеты. Это несколько нивелирует сложившуюся тенденцию отставания РФ от США.
Третье место за период 2013-2020 гг. по количественному параметру, в основном за счет поставок Пакистану истребителей JF-17 Thunder, занимает КНР (135 машин на $ 3,64 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) Китаем на экспорт было поставлено 55 истребителей на сумму $1,34 млрд., в 2017-2020 гг. объем поставок, в том числе Мьянме, составит не менее 80 JF-17 на $2,3 млрд.
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2016 гг. |
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2017-2020 гг. |
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2020 гг. |
Четвертое место с первыми экспортными заказами на истребители Rafale для Египта, Катара и Индии (официальный контракт с Нью-Дели пока не заключен) занимает Франция (78 машин на $21,271 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено шесть новых самолетов Египту на сумму $1,575 млрд. (с учетом поставок запасных частей и вооружения на весь жизненный цикл). В 2017-2020 гг. текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 72 ед. на сумму $19,696 млрд.
Дальнейшие экспортные перспективы истребителя Rafale компания Dassault Aviation также связывает с регионом Ближнего Востока.
Пятое место по количественному параметру у Великобритании (60 машин на сумму $10,707 млрд.). В 2013-2016 гг. Лондон продолжал поставки Eurofighter Typhoop Саудовской Аравии (40 самолетов на $6,256 млрд.). В 2017-2020 гг. основной объем экспорта этих истребителей придется на Саудовскую Аравию и Оман (20 машин на $4,451 млрд.).
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2016 гг. |
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2017-2020 гг. |
Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2020 гг. |
Шестое место с экспортом истребителей JAS 39 Gripen занимает Швеция (32 машины на $3,367 млрд.). В 2013-2016 гг. в Таиланд было поставлено шесть самолетов на сумму $317 млн. На второй четырехлетний период (2017-2020 гг.) портфель заказов составляет 26 истребителей на сумму $3,05 млрд. Кроме того, Швеция получила крупный контракт от ВВС Бразилии, поставки по которому выходят за рамки рассматриваемого периода. Таким образом, у Стокгольма есть крупный потенциальный «задел» на перспективу. Также следует учитывать, что JAS 39 Gripen выбран ВВС Словакии и Ботсваны.
Седьмое место с единственной экспортной продажей истребителей Eurofighter Typhoop Кувейту занимает Италия (28 машин на сумму около $8 млрд.). Поставки запланированы на 2019-2021 гг., поэтому до конца рассматриваемого периода Рим, по всей видимости, успеет передать заказчику 18 истребителей стоимостью $5,143 млрд.
Восьмое место с первым экспортным контрактом на поставку Нигерии разработанных совместно с Китаем трех истребителей JF-17 block 2 на сумму около $75 млн. занимает Пакистан.
По тендерам, результаты которых пока не подведены, в расчетный период (2017-2020 гг.) ожидаются экспортные поставки 90 новых многоцелевых истребителей на сумму $7,594 млрд., что не должно существенно сказаться на положении в рейтинге главных мировых экспортеров в данном сегменте. В число потенциальных покупателей истребителей в этот период могут войти Болгария, Вьетнам, Малайзия, Перу, Румыния, Таиланд, Индия, Иран и Шри-Ланка.
МИРОВОЙ ЭКСПОРТ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО КОМПАНИЯМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимает компания Lockheed Martin – 306 машин на сумму $41,172 млрд., на втором месте производители истребителей марки «Су» (Компания «Сухой» и Корпорация «Иркут», подсчет проведен суммарно по обеим компаниям) – 256 машин на $17,826 млрд. Третье место занимает Boeing – 146 истребителей на сумму $24,054 млрд. (здесь и далее учтены программы, поставки по которым частично или полностью запланированы на четырехлетний период до 2020 г. включительно).
Места с четвертого и далее по количественному параметру занимают китайская Chengdu – 135 машин ($3,640 млрд.), РСК «МиГ» – 91 машина ($4,353 млрд.), Dassault Aviation – 78 машин ($21,270 млрд.), Eurofighter – 78 машин ($15,849 млрд.), Saab – 32 машины ($3,367 млрд.), PAC – три машины ($75 млн.).
В целом общемировой экспорт новых многофункциональных истребителей за период 2013-2020 гг. ЦАМТО оценивает (с учетом еще не завершенных тендеров) в 1215 машин на сумму $139,2 млрд.
Прошедший четырехлетний период 2013-2016 гг.
Первое место по количественному параметру в 2013-2016 гг. заняли производители истребителей «Су» («Сухой» и «Иркут») – 104 машины на сумму $4,932 млрд., второе место – Lockheed Martin – 70 машин на сумму $7,263 млрд. Третье место заняла компания Chengdu – 55 машин на сумму $1,34 млрд.
F-35 Lightning II. |
Места с четвертого и далее распределились так: Eurofighter – 40 машин ($6,256 млрд.), РСК «МиГ» – 27 машин ($1,353 млрд.), Boeing – 17 машин ($2,168 млрд.), Dassault Aviation – 6 машин ($1,575 млрд.), Saab – 6 машин ($317 млн. долл.).
Предстоящий четырехлетний период 2017-2020 гг.
Расчет на предстоящий период, безусловно, носит вероятностный характер: многие поставки могут быть перенесены, а планируемые контракты не подписаны, либо подписаны с опозданием. На суммарный баланс мировых поставок повлияют и многие другие факторы, в том числе экономические и политические.
С учетом этого, первое место по количественному параметру в 2017-2020 гг. займет компания Lockheed Martin – 236 машин на сумму $33,909 млрд., второе – компании «Сухой» и «Иркут» вместе с 152 истребителями на сумму $12,894 млрд., третье – Boeing с 129 машинами на $21,886 млрд.
Далее последуют Chengdu – 80 машин ($2,3 млрд.), Dassault Aviation – 72 машины ($19,695 млрд.), РСК «МиГ» – 64 машины ($3 млрд.), консорциум Eurofighter – 38 машин ($9,594 млрд.), Saab – 26 машин ($3,05 млрд.), PAC – 3 машины ($75 млн. долл.).
По тендерам, результаты которых пока не подведены, ожидаемый объем поставок составляет 90 машин на сумму $7,594 млрд.
Оценка положения производителей истребителей «Су»
В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) общая доля компаний «Сухой» и «Иркут» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 32%, в стоимостном отношении – 19,57%.
В 2013-2016 гг. инозаказчикам было поставлено 104 новых истребителя марки «Су» на сумму $4,932 млрд.
Доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) составит 17,08%, в стоимостном отношении – 11,31% (здесь учтены все возможные поставки, в том числе те, по которым переговоры продолжаются. Вполне возможно, что часть из них не будет реализована, например с Венесуэлой).
Если все заявленные программы будут реализованы, в 2017-2020 гг. инозаказчикам будут поставлены 152 новых истребителей марки «Су» стоимостью $12,894 млрд.
В целом за восьмилетний период 2013-2020 гг. доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов составит 21,07%, в стоимостном отношении – 12,81%.
МиГ-29М2. |
Оценка положения РСК «МиГ»
В 2013-2016 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 8,31%, в стоимостном отношении – 5,37%. Инозаказчики получили 27 новых истребителей на сумму $1,353 млрд.
В предстоящий четырехлетний период доля РСК «МиГ» составит 7,19%, в стоимостном отношении – 2,63% (в случае реализации пока замороженного контракта с Сирией).
С учетом этого, в 2017-2020 гг. прогнозируется поставка на внешний рынок 64 новых «МиГов» на $ 3 млрд.
В целом в 2013-2020 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов может составить 7,49%, в стоимостном отношении – 3,13%.
JF-17 Thunder. |