Россия на мировом рынке многоцелевых истребителей
Сегодня наблюдается небывалый рост экспорта в сегменте истребителей

В предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам объем продаж новых многоцелевых истребителей может составить 890 штук на сумму $114 млрд.

Дмитрий ДАНИЛКОВИЧ

Владимир ШВАРЕВ

МИРОВОЙ РЫНОК НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО СТРАНАМ-ЭКСПОРТЕРАМ

В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 325 новых истребителей общей стоимостью $25,2 млрд., а также поставлено 86 бывших в употреблении машин на $460 млн.

Рост поставок новых истребителей в 2017-2020 гг. по сравнению с 2013-2016 гг. составит 173,85% в количественном выражении, а  в стоимостном выражении – 352,3%. Некоторый спад экспорта в предыдущие годы был связан, прежде всего, с переносом графика поставок заказчикам истребителей F-35 Lightning II и с задержками с подписанием ряда контрактов по уже проведенным или ведущимся длительное время тендерам.

Второе место в мире по объему экспорта многоцелевых истребителей занимает Россия.

Теперь наблюдается небывалый рост экспорта в сегменте истребителей. В 2013-2016 гг. средняя потребность в новых многоцелевых истребителях на мировом рынке составила 81 ед. в год. В 2017-2020 гг. ежегодный спрос увеличится до 223 ед. Новые заказы во многом связаны с обострением ситуации на Ближнем Востоке.

По методике Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) в категорию «новые» включены поставки новых истребителей, лицензионные программы, а также поставки самолетов из состава ВВС стран-экспортеров, модернизированных с продлением срока эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового истребителя того же типа на тот же период времени, но не менее $20 млн. за единицу.

Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимают США (452 истребителя на сумму $65,226 млрд.). По стоимостному параметру США также на первом месте с большим отрывом от конкурентов. В 2013-2016 гг. на экспорт было поставлено всего 87 истребителей на сумму $9,432 млрд., объем поставок в 2017-2020 гг. сейчас оценивается в 365 новых машин на $55,794 млрд. США имеют самый крупный пакет экспортных контрактов как на период 2017-2020 гг., так и после 2020 г. (без учета того, что у Вашингтона есть хорошие шансы на победу в ряде крупнейших международных тендеров).

Второе место в рейтинге за период 2013-2020 гг. занимает Россия (347 истребителей на сумму $22,18 млрд.). В 2013-2016 гг. Россией был экспортирован 131 самолет на $6,285 млрд. Во втором четырехлетнем периоде (2017-2020 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 216 ед. на $15,895 млрд.

Что касается отрыва США от России, то в дальнейшем он только увеличится, поскольку с 2017 г. и далее ежегодно будет возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. Кроме того, Соединенные Штаты имеют высокие шансы на продажу F-35 еще ряду стран. Тем не менее за последние два года появляются сообщения о том, что  многие страны, ранее приобретавшие исключительно истребители западного производства (например, ОАЭ), теперь намереваются купить российские самолеты. Это несколько нивелирует сложившуюся тенденцию отставания РФ от США.

Третье место за период 2013-2020 гг. по количественному параметру, в основном за счет поставок Пакистану истребителей JF-17 Thunder, занимает КНР (135 машин на $ 3,64 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) Китаем на экспорт было поставлено 55 истребителей на сумму $1,34 млрд., в 2017-2020 гг. объем поставок, в том числе Мьянме, составит не менее 80 JF-17 на $2,3 млрд.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2016 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2017-2020 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей в 2013-2020 гг.

Четвертое место с первыми экспортными заказами на истребители Rafale для Египта, Катара и Индии (официальный контракт с Нью-Дели пока не заключен) занимает Франция (78 машин на $21,271 млрд.). В первый четырехлетний период (2013-2016 гг.) было поставлено шесть новых самолетов Египту на сумму $1,575 млрд. (с учетом поставок запасных частей и вооружения на весь жизненный цикл). В 2017-2020 гг. текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, составляет 72 ед. на сумму $19,696 млрд.

Дальнейшие экспортные перспективы истребителя Rafale компания Dassault Aviation также связывает с регионом Ближнего Востока.

Пятое место по количественному параметру у Великобритании (60 машин на сумму $10,707 млрд.). В 2013-2016 гг. Лондон продолжал поставки Eurofighter Typhoop Саудовской Аравии (40 самолетов на $6,256 млрд.). В 2017-2020 гг. основной объем экспорта этих истребителей придется на Саудовскую Аравию и Оман (20 машин на $4,451 млрд.).

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2016 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2017-2020 гг.

Распределение долей рынка новых многоцелевых истребителей по компаниям-производителям в 2013-2020 гг.

Шестое место с экспортом истребителей JAS 39 Gripen занимает Швеция (32 машины на $3,367 млрд.). В 2013-2016 гг. в Таиланд было поставлено шесть самолетов на сумму $317 млн. На второй четырехлетний период (2017-2020 гг.) портфель заказов составляет 26 истребителей на сумму $3,05 млрд. Кроме того, Швеция получила крупный контракт от ВВС Бразилии, поставки по которому выходят за рамки рассматриваемого периода. Таким образом, у Стокгольма есть крупный потенциальный «задел» на перспективу. Также следует учитывать, что JAS 39 Gripen выбран ВВС Словакии и Ботсваны.

Седьмое место с единственной экспортной продажей истребителей Eurofighter Typhoop Кувейту занимает Италия (28 машин на сумму около $8 млрд.). Поставки запланированы на 2019-2021 гг., поэтому до конца рассматриваемого периода Рим, по всей видимости, успеет передать заказчику 18 истребителей стоимостью $5,143 млрд.

Восьмое место с первым экспортным контрактом на поставку Нигерии разработанных совместно с Китаем трех истребителей JF-17 block 2 на сумму около $75 млн. занимает Пакистан.

По тендерам, результаты которых пока не подведены, в расчетный период (2017-2020 гг.) ожидаются экспортные поставки 90 новых многоцелевых истребителей на сумму $7,594 млрд., что не должно существенно сказаться на положении в рейтинге главных мировых экспортеров в данном сегменте. В число потенциальных покупателей истребителей в этот период могут войти Болгария, Вьетнам, Малайзия, Перу, Румыния, Таиланд, Индия, Иран и Шри-Ланка.

МИРОВОЙ ЭКСПОРТ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРЕСЧЕТЕ ПО КОМПАНИЯМ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Первое место по количественному параметру за период 2013-2020 гг. занимает компания Lockheed Martin – 306 машин на сумму $41,172 млрд., на втором месте производители истребителей марки «Су» (Компания «Сухой» и Корпорация «Иркут», подсчет проведен суммарно по обеим компаниям) – 256 машин на $17,826 млрд. Третье место занимает Boeing – 146 истребителей на сумму $24,054 млрд. (здесь и далее учтены программы, поставки по которым частично или полностью запланированы на четырехлетний период до 2020 г. включительно).

Места с четвертого и далее по количественному параметру занимают китайская Chengdu – 135 машин ($3,640 млрд.), РСК «МиГ» – 91 машина ($4,353 млрд.), Dassault Aviation – 78 машин ($21,270 млрд.), Eurofighter – 78 машин ($15,849 млрд.), Saab – 32 машины ($3,367 млрд.), PAC – три машины ($75 млн.).

В целом общемировой экспорт новых многофункциональных истребителей за период 2013-2020 гг. ЦАМТО оценивает (с учетом еще не завершенных тендеров) в 1215 машин на сумму $139,2 млрд.

Прошедший четырехлетний период 2013-2016 гг.

Первое место по количественному параметру в 2013-2016 гг. заняли производители истребителей «Су» («Сухой» и «Иркут») – 104 машины на сумму $4,932 млрд., второе место – Lockheed Martin – 70 машин на сумму $7,263 млрд. Третье место заняла компания Chengdu – 55 машин на сумму $1,34 млрд.

F-35 Lightning II.

Места с четвертого и далее распределились так: Eurofighter – 40 машин ($6,256 млрд.), РСК «МиГ» – 27 машин ($1,353 млрд.), Boeing – 17 машин ($2,168 млрд.), Dassault Aviation – 6 машин ($1,575 млрд.), Saab – 6 машин ($317 млн. долл.).

Предстоящий четырехлетний период 2017-2020 гг.

Расчет на предстоящий период, безусловно, носит вероятностный характер: многие поставки могут быть перенесены, а планируемые контракты не подписаны, либо подписаны с опозданием. На суммарный баланс мировых поставок повлияют и многие другие факторы, в том числе экономические и политические.

С учетом этого, первое место по количественному параметру в 2017-2020 гг. займет компания Lockheed Martin – 236 машин на сумму $33,909 млрд., второе – компании «Сухой» и «Иркут» вместе с 152 истребителями на сумму $12,894 млрд., третье – Boeing с 129 машинами на $21,886 млрд.

Далее последуют Chengdu – 80 машин ($2,3 млрд.), Dassault Aviation – 72 машины ($19,695 млрд.), РСК «МиГ» – 64 машины ($3 млрд.), консорциум Eurofighter – 38 машин ($9,594 млрд.), Saab – 26 машин ($3,05 млрд.), PAC – 3 машины ($75 млн. долл.).

По тендерам, результаты которых пока не подведены, ожидаемый объем поставок составляет 90 машин на сумму $7,594 млрд.

Оценка положения производителей истребителей «Су»

В прошедший четырехлетний период (2013-2016 гг.) общая доля компаний «Сухой» и «Иркут» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 32%, в стоимостном отношении – 19,57%.

В 2013-2016 гг. инозаказчикам было поставлено 104 новых истребителя марки «Су» на сумму $4,932 млрд.

Доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в предстоящий четырехлетний период (2017-2020 гг.) составит 17,08%, в стоимостном отношении – 11,31% (здесь учтены все возможные поставки, в том числе те, по которым переговоры продолжаются. Вполне возможно, что часть из них не будет реализована, например с Венесуэлой).

Если все заявленные программы будут реализованы, в 2017-2020 гг. инозаказчикам будут поставлены 152 новых истребителей марки «Су» стоимостью $12,894 млрд.

В целом за восьмилетний период 2013-2020 гг. доля российских производителей истребителей «Су» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов составит 21,07%, в стоимостном отношении – 12,81%.

МиГ-29М2.

Оценка положения РСК «МиГ»

В 2013-2016 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей составила 8,31%, в стоимостном отношении – 5,37%. Инозаказчики получили 27 новых истребителей на сумму $1,353 млрд.

В предстоящий четырехлетний период доля РСК «МиГ» составит 7,19%, в стоимостном отношении – 2,63% (в случае реализации пока замороженного контракта с Сирией).

С учетом этого, в 2017-2020 гг. прогнозируется поставка на внешний рынок 64 новых «МиГов» на $ 3 млрд.

В целом в 2013-2020 гг. доля РСК «МиГ» в количественном объеме мирового экспорта новых самолетов может составить 7,49%, в стоимостном отношении – 3,13%.

JF-17 Thunder.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS