Ян НОВИКОВ: «Мы безусловно выполним задачу по созданию технической основы воздушно-космической обороны страны»
Главная задача Концерна – обеспечение технической реализации государственного проекта создания системы воздушно-космической обороны страны

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Ян Валентинович, свидетельствует ли факт открытия Концерном ВКО «Алмаз – Антей» двух новых производственных площадок о том, что наложенные на него международные санкции не оказали никакого влияния на экономический потенциал концерна, и вам удалось адаптироваться к работе в новых экономических условиях?

— Санкционное давление Запада без сомнения оказало влияние на экономическую деятельность Концерна. Значительно выросли наши расходы на импортозамещение комплектующих изделий и материалов, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, в 2014 году финансирование проводимых Концерном НИОКР в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы» составило чуть менее 2 миллиардов рублей, и 50% этих НИОКР проводилось за счет бюджетных средств. В 2015 году доля финансирования НИОКР за счет бюджета снизилась в разы, при этом объем работ, мягко говоря, не уменьшился. В текущем году финансирование НИОКР Концерна осуществляется практически полностью за счет собственных средств. Но в то же время мы активно набираем компетенции по многим направлениям, которые раньше не входили в зону нашей деятельности.

Ян Новиков – генеральный директор Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

— Как много средств понадобилось на строительство новых заводов?

— Что касается заводов в Нижнем Новгороде и Кирове, в их строительство на сегодняшний день вложено 74 миллиарда рублей. Но правильнее было бы вести речь не только о строительстве этих двух новых производственных площадок. Концерном в 2012-2016 годах осуществляется масштабная инвестиционная программа – помимо Кировского машиностроительного предприятия и Нижегородского завода 70-летия Победы, в Санкт-Петербурге создается Северо-западный региональный центр. Работы по перечисленным мной инвестиционным проектам на сегодня практически завершены. Совокупный объем инвестиций в эти три объекта на данный момент составляет около 120 миллиардов рублей, из которых 104 миллиарда – собственные средства Концерна.

— Остались ли в составе Концерна предприятия с нерешенными финансовыми проблемами?

— Да, действительно, в состав Концерна входит заметное количество так называемых проблемных предприятий. Напомню только последнюю ситуацию с вхождением в наш состав Брянского автомобильного завода. Предприятие досталось нам в предбанкротном состоянии.

— А как обстоят дела с закупкой нового оборудования?

— Чтобы приступить к масштабному производству новейших средств ПВО и ПРО, Концерну потребуется значительный объем финансовых ресурсов для увеличения совокупных производственных возможностей наших предприятий, на разработку технологического процесса изготовления продукции, проектирование специальной оснастки, инструментов и приспособлений. С 2015 по 2020 годы в рамках инвестиционной программы Концерна как интегрированной структуры запланировано вложение более 46 миллиардов рублей собственных средств в техническое перевооружение и модернизацию производства. Часть оборудования мы, конечно, закупаем за рубежом, но альтернативу западным компаниям Концерн нашел. Мы начали более активно вести закупки у азиатских коллег, что позволило продолжать работу без особых потерь. Активно наращивает свои возможности и отечественный станкопром.

Что касается элементной базы, то ситуация здесь примерно такая же. Во-первых, идет программа импортозамещения. Большинство иностранных компонентов, которые раньше использовались при изготовлении техники, мы успешно заменили на отечественные аналоги. Кроме того, у нас есть возможность заказывать изготовление разработанной у нас элементной базы за рубежом. Аналогичный подход активно используют и американцы, и европейцы.

— Привлекаете ли кредитные средства для закупки оборудования?

— Объем привлеченных кредитов не только на закупку оборудования, но и по всем перечисленным выше проектам и задачам очень велик. И уже в ближайшие пять лет Концерну необходимо практически полностью рассчитаться с кредиторами. Погашение кредитов должно осуществляться в том числе и за счет доходов от продаж продукции новых заводов – начиная с 2017 года.

Пик работ по завершению Концерном основных ОКР и мероприятий по подготовке и освоению производства перспективных вооружений приходится на 2016-2018 годы. В этот же срок мы должны завершить проведение квалификационных испытаний установочной партии целого ряда новых образцов.

Главная задача Концерна – обеспечение технической реализации государственного проекта создания системы воздушно-космической обороны страны.

— На чем собираетесь экономить?

— Процентные выплаты по привлеченным кредитам для финансирования инвестиционных проектов, о которых я сказал выше, а также расходы на выросший управленческий аппарат, расходы на освоение производства на новых объектах вынуждают Концерн вводить жесткую экономию средств – в первую очередь за счет кардинального снижения непроизводительных расходов. Одними из шагов в этом направлении станут запланированные на второй квартал текущего года очередное изменение организационной структуры и оптимизация штатной численности управляющей компании. По итогам оптимизации структуры Концерна штатная численность головной компании будет сокращена примерно на 30%. Причем это не примитивное сокращение каждого третьего работника «головного офиса». Хотя сокращение точно будет, но в основном это выведение из головной компании уже сформировавшихся самодостаточных направлений бизнеса.

С преобразованием нас в Концерн воздушно-космической обороны возник ряд новых задач, требующих концентрации ресурсов, управленческих усилий, полномочий и ответственности. Увеличилось количество входящих в Концерн предприятий. Существенно вырос объем государственного оборонного заказа. Расширились компетенции и продуктовая линейка. Запланированное изменение организационной структуры Концерна призвано учесть эти изменения и структурировать зоны ответственности руководителей и подразделений для оптимального решения стоящих перед нами задач.

Сразу отмечу, что, несмотря на все трудности, мы приложим максимум усилий для того, чтобы сохранить и нарастить интеллектуальный, кадровый и производственный потенциал предприятия. Конечно, сокращение персонала – не единственная мера. На сегодняшний день в стадии завершения находится оптимизация системы закупок. Кроме того, мы рассматриваем возможность продажи отдельных непрофильных объектов недвижимости. Есть и другие меры. Но, независимо от них, подчеркну – безусловное и своевременное выполнение контрактных обязательств в рамках государственного оборонного заказа сегодня является задачей особой важности. И, несмотря на экономические санкции со стороны западных стран, Концерн выполнит в необходимые сроки поставленную перед ним задачу по созданию технической основы воздушно-космической обороны (ВКО) страны. Главным залогом успеха в этом деле является наш сплоченный 125-тысячный коллектив: ученые, инженеры, конструкторы, программисты. На самом деле уровень квалификации наших работников очень высок. В команде Концерна трудятся два академика РАН, восемь членов-корреспондентов отраслевых академий наук, 145 докторов наук и 904 кандидата наук. С таким кадровым составом нам по плечу любая задача.

Руководство Концерна ВКО «Алмаз – Антей» намерено приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить и нарастить интеллектуальный и кадровый потенциал.

— А какие еще задачи стоят сейчас перед Концерном?

— Прежде всего – это обеспечение технической реализации государственного проекта создания системы воздушно-космической обороны государства. Нам предстоит объединить в единую замкнутую научно-производственную систему весь спектр технологий создания вооружения ВКО, в том числе в области создания перспективных огневых средств, средств разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, системы управления ВКО и единой системы ремонта, гарантийного и сервисного обслуживания.

Краеугольным камнем в основу решения этой задачи лег указ президента России об образовании на базе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» Акционерного общества «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей». С этой целью в Концерне проводится ряд структурных преобразований с включением в нашу команду новых профильных предприятий и оптимизацией их деятельности, ведется технологическое перевооружение производства, создаются специализированные региональные научно-производственные центры, строятся новые заводы, которые уже в ближайшее время обеспечат массовое производство вооружений перспективных типов, в состав Концерна вливаются новые предприятия.

Что касается наших обязательств в рамках гособоронзаказа – мы планируем увеличить темпы работ по целому ряду государственных контрактов, заключенных с Минобороны России.

— Как продвигаются работы по созданию зенитной ракетной системы С-500?

— Почти вся информация по этой системе на сегодняшний день является закрытой. Могу только сказать, что наше предприятие является головным исполнителем работ по созданию единой системы воздушно-космической обороны страны. В рамках этой темы, в частности, в плановом порядке решается задача создания единой системы зенитного ракетного оружия нового поколения. Эта работа ведется широкой кооперацией предприятий Концерна по единому замыслу в рамках заданий Министерства обороны России.

В рамках масштабной инвестиционной программы Концерна ВКО «Алмаз – Антей» помимо новых заводов в Кирове и Нижнем Новгороде создается также Северо-западный региональный центр в Санкт-Петербурге.

Подчеркну, что продукция Концерна не ограничивается тематикой ПВО-ПРО. Мы являемся лидерами в деле создания и производства радиолокационных средств, производим востребованные средства обеспечения боевых действий Сухопутных войск – РЛС наземной разведки, широко известны за рубежом и составляют основу отечественных систем управления воздушным движением производимые в Концерне средства организации и управления воздушным движением: аэродромные радиолокационные комплексы «Лира-А10», «Утес-Т», ДМРЛ-С, МВРЛ «Аврора», автоматизированные системы управления воздушным движением «Синтез», «Топаз», «Вега». Все крупные центры управления воздушным движением страны, в том числе один из крупнейших в Европе – Московский центр, комплектуются в основном аппаратурой производства нашего Концерна.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS