«Самый смертельный танк в мире», или страсти по «Армате» 2
Даже явные недруги нашей страны вынуждены признавать достоинства российских бронированных машин нового поколения

Если бы существовал мировой рейтинг новинок военной техники, то, безусловно, в 2015 г. в нем первое место занял бы танк Т-14 на базе единой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата». Еще до его демонстрации, а также тяжелой боевой машины пехоты Т-15, созданной на той же платформе, на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне специалисты и знатоки бронетанковой техники у нас в стране и за рубежом горячо обсуждали революционные достоинства детищ Уралвагонзавода (см. публикацию «Страсти по «Армате» в журнале «Национальная оборона» №4/2015).

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

После парада поток комментариев увеличился многократно. «Несмотря на западный нажим и санкции, Россия смогла создать эту новую линию военной техники, – заявил американский политолог Майкл Кофман, который много лет проработал в Университете национальной обороны США. – На Западе ничего подобного, то есть серьезной работы над танком нового поколения, и близко нет, поэтому страны Запада выставлены в позорном свете». По его словам, в плане обороноспособности «Россия никуда не делась и не слабеет».

Танк Т-14 на базе единой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата».

Высокую оценку «Армате» дал и аналитик британского Международного института стратегических исследований Джозеф Демпси. В интервью корреспонденту ТАСС в Нью-Йорке он заметил, что Т-14 – первый танк нового поколения, при этом «цена одного такого серийного танка составит около $5 млн., в то время как самый современный американский танк M1 Abrams обходится в $7,5 млн.». «Это одна из новейших и наиболее оригинальных конструкций танков за более чем двадцать лет», – подчеркивает американский портал Vice News.

«Это единственный танк, в котором экипаж из трех человек окружен защитной оболочкой, он также оснащен дистанционно управляемой пушкой с автоматической системой перезарядки», – отмечает американское агентство Associated Press. «Новые машины сконструированы с чистого листа и представляют собой самое большое изменение в российских боевых бронированных машинах с 1960-1970-х гг.», – считает эксперт известной издательско-аналитической группы IHS Jane's, специализирующейся на военных вопросах, Николас де Ларринаг. Ему вторит японский англоязычный журнал The Diplomat, назвавший Т-14 «самым смертельным танком в мире». Он пишет, что российские бронированные машины на платформе «Армата» демонстрируют «полный разрыв с наследием советской эпохи в системах вооружений».

Необитаемая башня танка Т-14.

Авторитетная американская газета Army Times отмечает, что «Армата» значительно превосходит последние модернизированные образцы американского танка Abrams по вооруженности, защищенности и скорости. Российский танк с тремя членами экипажа, отмечает издание, может вести огонь из 125-мм пушки с темпом стрельбы до 12 выстрелов в минуту несколькими типами боеприпасов, включая управляемые ракеты с дальностью поражения целей до 8000 метров. Высокотехнологичное оборудование Т-14 включает камеры кругового обзора, тепловые датчики, а также комплекс активной защиты «Афганит», который, как подчеркивает Army Times, использует радары для обнаружения подлетающих снарядов, а также реактивных гранат и ликвидации с их помощью ракет. Особое внимание американское издание, ориентированное главным образом на читателей из среды военнослужащих Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты США, акцентировало на безопасности и удобстве экипажа, которые обеспечиваются «многослойной бронированной капсулой». Ходовая часть бронированной платформы, замечает Army Times, способна без особого труда поддерживать вес на 15 т больший, чем у нынешнего Т-14, что позволит модернизировать танк в направлении увеличения мощности оружия и усиления средств его защиты.

Опытный танк «объект 195» со 152-мм пушкой.

Между тем унифицированная тяжелая гусеничная платформа создана в рекордно короткие сроки. «Если многие эксперты утверждают, что машина была разработана кто за пять лет, кто – за семь, кто – за четыре года, то я, как первоисточник, говорю: произошло это в течение двух лет», – заявил генеральный директор Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко. По словам руководителя УВЗ, у Уралвагонзавода, разумеется, был «технический задел инженерной мысли», который позволил построить инновационную боевую машину в сжатые сроки. Очевидно, он имел в виду разработки по «объекту 195» (танку

Т-95), танку Т-90СМ «Прорыв» и ряду других машин Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. Однако, безусловно, Т-14 – абсолютно новая машина. Это подтверждают и зарубежные военные эксперты.

Бронетранспортер Т-15 на базе единой унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата».

Т-14 – первый в мире «умный» танк с открытой архитектурой «цифрового электронного борта». Цифровая сеть обмена информацией охватывает все агрегаты, комплексы вооружения и многочисленные подсистемы. С ее помощью экипаж в реальном масштабе времени может контролировать работу всей машины и управлять ею. В случае внедрения на танк какого-либо нового прибора или образца оружия, благодаря открытому характеру бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), они без труда «впишутся» в общую электронную сеть.

Новая аппаратура связи, навигации и управления позволяет экипажам танков видеть всю оперативно-тактическую обстановку в режиме онлайн и взаимодействовать с пунктами управления, другими армейскими подразделениями в единой системе автоматизированного управления боем. «Интеграция различных вычислительных, информационных и коммуникационных ресурсов в единое информационное пространство является основой принципиально новой концепции ведения войны, известной как сетенцентрическая, – говорит Василий Борисов, научный директор концерна «Созвездие», в котором создана такая система для Т-14. – Успех в вооруженной борьбе достигается не за счет превосходства по численности и огневой мощи, а в результате быстроты получения и передачи информации о противнике и последующем его уничтожении».

Наличие БИУС и системы сетецентрического ведения боевых действий позволит, по мнению французской газеты Direct Matin, уже в обозримом будущем создать полностью роботизированный безэкипажный танк. Конструкторы из Нижнего Тагила не скрывают, что работы в этом направлении уже ведутся. Не грех перенять опыт танкостроителей и представителям других оборонных отраслей. Например, кораблестроителям, которые нуждаются в компактных интегрированных средствах контроля и управления на малых кораблях и катерах, а также сетецентрических системах.

Необитаемая башня БТР Т-15.

Нельзя не остановиться и на средствах защиты танка. Они не ограничиваются только бронекапсулой для экипажа и комплексом активной защиты «Афганит». Сам танк и тяжелая БМП Т-15 выполнены из особо прочной броневой стали, созданной на волгоградском заводе «Красный Октябрь». Как сообщил генеральный директор этого предприятия Валерий Явецкий, «в настоящее время работа по ее совершенствованию продолжается, и мы в этом направлении наращиваем усилия». Танк покрыт металлокерамическими пластинами разработки новосибирского предприятия «НЕВЗ-Керамикс», которые обеспечивают защиту в более чем полтора раза лучшую, если сравнивать с обычной гомогенной броней.

«Армата» оснащена и новым комплексом динамической защиты (ДЗ) разработки московского НИИ стали и сплавов, который не имеет мировых аналогов и превосходит ДЗ «Контакт-1», «Контакт-5» и «Реликт-9». Он имеет значительно более эффективные возможности против бронебойных подкалиберных оперенных снарядов, в том числе против новейших БОПС DM53 и DM63 разработки немецкой фирмы Rheinmetall и противотанковых ракет с фугасными боеголовками. При этом срабатывание реактивной брони не оказывает отрицательного воздействия на электронику и другое оборудование танка. В кормовой части Т-14 дополнительно размещаются панели решетчатой брони, обеспечивающей защиту от 60-70% известных выстрелов РПГ.

Танк Т-14 на Параде Победы.

Позаботились создатели танка не только о средствах защиты, но и удара. Помимо дальнобойной ПТУР из новой 125-мм пушки 2А82 можно вести огонь снарядами повышенного могущества, в том числе созданными специалистами «Росатома». Они эффективны против всех видов бронетехники. Боеприпасы также гарантированно должны уничтожать любые долговременные оборонительные сооружения.

Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, для Т-14 разрабатывается 152-мм пушка с еще более мощным зарядом. Такими пушками, которые, по словам Дмитрия Рогозина, способны пробивать гомогенную броню толщиной в метр, судя по всему, будут оснащаться не все танки этой модели, а только часть из них. Ведь их боезапас уменьшится, а стоимость каждой машины вырастет. Танки Т-14/152 будут использовать для прорыва особо защищенных рубежей обороны противника. Заделы по таким бронированным машинам и их орудиям у Уралвагонзавода уже имеются. Достаточно вспомнить об опытном танке «объект 195» со 152-мм пушкой.

Разумеется, у недоброжелателей «Арматы» нашлись поводы для критики. Собственно она ведется по двум направлениям. Первое связано с эпизодом, случившимся на репетиции парада Победы, когда один из танков Т-14 неожиданно остановился. Второе – с высокой ценой танка по сравнению с моделями предыдущих поколений.

Уралвагонзаводовцы не скрывают, что новая машина еще сырая. Ее государственные испытания даже и не начинались. Да, она проста в вождении (не случайно американское агентство Associated Press приводит слова одного из тех, кому посчастливилось управлять Т-14, он сказал, что танк «приятен и легок в управлении, как современный внедорожник»), но это еще не означает, что «Армата» проста. По оценкам специалистов, требуется как минимум год, а то и полтора-два, чтобы экипаж освоил машину (см. журнал «Национальная оборона» №7/2015). А танкисты, принимавшие участие в параде, начали осваивать машины только в феврале-марте. Несомненно, сыграл свою роль и «генеральский фактор». Молодые воины явно перенервничали в присутствии министра обороны и других высших военных чинов. Вот и произошел сбой. Но на то она и репетиция, чтобы выявлять недоработки и исправлять их.

Что же касается стоимости новых бронированных машин, то она и не должна быть такой же, по какой закупаются аналоги предыдущего поколения. В военном деле внедрение инноваций нельзя сравнивать с появлением на рынке новых мобильных телефонов и прочих гаджетов, рассчитанных на многомиллионную армию потребителей. Кроме того, танки и БМП, представленные на параде в Москве, фактически, штучные опытные экземпляры. Когда Уралвагонзавод выйдет на серийное производство, а Вооруженным Силам Российской Федерации до 2020 г. предполагается поставить 2300 танков Т-14, то цена каждой единицы начнет снижаться. Она будет падать и из-за того, что на унифицированной базе будет налажена сборка бронемашин и другого назначения. Например, БМП Т-15.

Наряду с танком Т-14 она обладает выдающимися качествами. На ней в отличие от танка моторное отделение расположено не сзади, а спереди. Такая компоновка еще больше защищает трех членов экипажа и девять бойцов десанта от огневого воздействия противника. БМП будет использоваться для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений в качестве основного многоцелевого боевого средства, в том числе в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. 30-мм автоматическая пушка 2А42 и спаренный с нею 7,62-мм пулемет предназначены для борьбы с живой силой, легкобронированными целями на дальностях до 1500 м и воздушными объектами, летящими на высотах до 2000 м и на дальности до 2500 м. Две сдвоенные пусковые установки ПТУР «Корнет-Д» размещены по бортам необитаемого боевого модуля «Эпоха». Они поражают бронетехнику на дальности до 10 км. По желанию заказчика, как сообщил заместитель генерального директора НПК «Уралвагонзавод» по специальной технике Вячеслав Халитов, БМП может оснащаться модулем с 57-мм автоматической пушкой высокой баллистики А220М разработки НИИ «Буревестник», входящего в состав Корпорации «УВЗ», а также иными системами вооружения.

Моторное отделение бронетранспортера Т-15 находится спереди, а не сзади, как на танке Т-14.

Танк Т-14 на платформе «Армата» обладает неограниченным потенциалом для модернизации и создания других бронированных машин. Как сказал Олег Сиенко, на базе унифицированной платформы возможна разработка до 30 типов образцов бронетехники. В их числе самоходные артиллерийские установки и ЗРК, боевые машины огневой поддержки, командно-штабные машины, обширное семейство инженерной техники.

Весьма вероятно, первой с шасси танка Т-90 на «Армату» «пересядет» новейшая уралвагоновская САУ 2С35 «Коалиция-СВ», созданная НИИ «Буревестник». Она предназначена для уничтожения тактических ядерных комплексов, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. САУ оснащена автономным агрегатом электропитания, системами спутниковой навигации, скрытой передачи данных и связи, эффективными приборами отображения информации. Для экипажа созданы условия комфортного обитания. Артиллерийская установка способна поражать цели на расстоянии до 70 км. Для нее разработаны высокоточные боеприпасы нового поколения, а скорострельность увеличена в полтора раза по сравнению с САУ того же калибра «Мста-С».

Не случайно американский портал Vice News указывает, что Россия вернула миру «моду на танки». По свидетельству немецкой газеты Die Welt, Германия намерена совместно с Францией разработать проект нового основного боевого танка. Более того, речь идет о создании совместного предприятия по выпуску таких машин. Однако их серийные образцы появятся не раньше 2030 года, то есть у российских танкостроителей есть большая фора для совершенствования Т-14, Т-15 и других машин на базе «Арматы».

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ».

«Продукт передовой, заинтересованность есть, наши конкуренты все взбодрились, – сказал о новой бронетехнике УВЗ Олег Сиенко. – Наверное, это тоже определенный раздражитель для многих, чтобы обновить свой парк подобной техники. Кто технологически готов, будет двигать такие разработки, кто не готов, наверное, будут нашими клиентами». Но пока не будут реализованы поставки Т-14 и Т-15 для нужд российских Вооруженных Сил, экспорт «армат» маловероятен. Хотя уже недвусмысленную заинтересованность в приобретении Т-14 и других машин этого семейства выразили Индия, Китай, Египет, ряд государств Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Мировая премьера танка Т-14, тяжелой БМП Т-15 и САУ «Коалиция-СВ» состоится на юбилейной Х Международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo 2015 (RAE 2015). По согласованию с департаментом Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа эти образцы будут представлены на охраняемой и огороженной площадке. До встречи в Нижнем Тагиле!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS