Ян НОВИКОВ: «С-400 – не последнее слово в наших разработках»
В преддверии авиасалона МАКС-2015 генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» Ян НОВИКОВ рассказал журналу «Национальная оборона» о перспективах работы компании на внешних рынках и направлениях развития в сегменте гражданской продукции.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Ян Валентинович, недавно стало известно о том, что компания «Рособоронэкспорт» заключила контракт с КНР на поставку ЗРС С-400. Если принято решение разрешить экспорт этой системы, поставки которой ВС РФ еще не завершены, значит у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть в резерве еще более совершенные разработки?

— Да, договоренность о поставке С-400 в Китай является признаком того, что это не последнее слово в наших разработках. Но вместе с тем я хочу отметить, что это современная система с большим ресурсом. По аналогии с системой С-300 «Фаворит» можно предположить, что она верой и правдой прослужит не одно десятилетие. Говорить более конкретно о новых разработках я не могу по понятным причинам.

Генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» Ян Новиков.

— «Алмаз – Антей» традиционно очень активно участвует в выставках вооружения, приводящихся в Индии: Aero India и Defexpo. Каковы перспективы концерна на этом рынке сегодня?

— Индия действительно является одним из самых крупных и приоритетных партнеров России в области ВТС.

Во-первых, большая часть средств ПВО, стоящих на вооружении ВС Индии, – российского или советского производств. В той или иной степени им требуется ремонт или модернизация с продлением срока эксплуатации на 5-12 лет. Этому направлению деятельности обе страны придают очень большое значение, так как оно предоставляет возможность взаимовыгодного сотрудничества российского ОПК с индийской промышленностью в рамках выдвинутой индийским руководством программой развития экономики страны с конкретно поставленной задачей – «производи в Индии».

Во-вторых, Россия готова поставлять в Индию новейшие средства ПВО, включая созданные в рамках делового сотрудничества с индийскими компаниями. К примеру, на международной выставке Defexpo 2014 Концерн представил натурный образец ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», установленный на автомобильном шасси индийской компании ТАТА Motors.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна презентовались ЗРС большой дальности «Антей-2500» и С-400 «Триумф». Экспозиции Концерна на этих двух выставках вызвали нескрываемый интерес индийских военных. Следует отметить, что Концерн готов оказать ВС Индии всестороннюю практическую помощь и содействие в укреплении обороноспособности страны, в частности и путем построения эффективной системы ПВО-ПРО.

— Украинский кризис стал причиной существенного охлаждения отношений между Россией и Западом, в первую очередь – США. Одним из символов «похолодания» стала война санкций. В санкционный список попал и Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Санкции, введенные против оборонной промышленности РФ, заставили ее работать лучше?

— Санкции сработали, как гром в известной поговорке про русского мужика. Особенно обострилась проблема импортозамещения. О ней и раньше было много разговоров, но при этом использование импортной элементной базы только расширялось. Создать точные по всем параметрам отечественные аналоги интегральных схем практически не представляется возможным, а любое отклонение сразу потребует изменения конструкции радиотехнических устройств. Отсюда большие сложности. Но поскольку вопрос встал ребром, то решить его придется. Путь один – согласованные действия микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции. В этом смысле можно сказать, что работать придется лучше. В первую очередь должна повыситься унификация технических решений, чтобы сократить до минимума используемую элементную базу. Здесь тоже предстоит перейти от слов к делу.

Можно предположить, что на федеральном уровне в ближайшее время будут приняты решения по ужесточению контроля за использованием предприятиями бюджетных средств по линии государственного оборонного заказа. При этом очень важно избежать перегибов, чтобы не парализовать работу вовсе. Иначе о повышении эффективности говорить не придется.

ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ» в экспозиции выставки Defexpo 2014.

— Сегодня выдвигаются идеи создания Евразийской системы воздушно-космической обороны. Разделяете ли вы мнение о том, что в основе процесса евразийской интеграции должны лежать, прежде всего, интересы совместной безопасности?

— Вопросы политической и военной безопасности сейчас очень тесно переплетены. Мир вступил в фазу серьезных геополитических преобразований, последствия которых трудно спрогнозировать, но несомненно, что евразийская интеграция должна распространяться и на систему военной безопасности. Я не думаю, что создание единой ВКО является главным направлением этого союза, но с учетом опыта современных войн я уверен, что условие это необходимое.

Работы по созданию систем ВКО активно ведутся с переменной эффективностью в США и у нас уже полвека. Сейчас имеется устойчивое мнение, что создать всеобъемлющую систему защиты территории от массированного ядерного удара не представляется возможным. Но в условиях войн с применением обычного оружия система ВКО способна противостоять воздушным и космическим средствам поражения. На это и нацелена работа всего многотысячного коллектива Концерна.

— Давайте перейдем к гражданской продукции, изготавливающейся на предприятиях Концерна. Каковы приоритетные направления развития в этом сегменте?

— Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит, главным образом, тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции. В нашем случае это система управления воздушным движением, в которой центральное место занимают радиолокационные средства и система АСУ.

Наиболее актуальными на современном этапе являются направления укрупнения центров управления воздушным движением (УВД) и внедрения перспективных технологий связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (концепция СNS/АТМ Международной организации по гражданской авиации).

Из-за протяженности границ Российской Федерации и прилегающих морских акваторий международные воздушные трассы имеют разрывы в радиолокационном поле, достигающие 500 км и более. В этих условиях при неразвитой наземной инфраструктуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока особую актуальность приобретает технология автоматического зависимого наблюдения, реализующая сбор координатной информации по данным бортовых приемников сигналов глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАСС) летательных аппаратов, ее обработку и передачу летящим вблизи воздушным судам и в центры УВД. В настоящее время создается современная разветвленная сеть авиационной фиксированной электросвязи и ретрансляции данных, в том числе через каналы спутниковой связи.

Вторым показательным примером продукции гражданского назначения являются метеолокаторы, разработанные и выпускаемые Лианозовским электромеханическим заводом. Они выполнены на таком высоком научно-техническом уровне, что с успехом конкурируют на мировом рынке, что с высокотехнологичной продукцией гражданского назначения бывает нечасто.

Почти на всех предприятиях концерна присутствует гражданская тематика, но пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги. Возможно, в современных условиях ситуация изменится к лучшему.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна ПВО «Алмаз – Антей» презентовались ЗРС «Антей-2500» и С-400 «Триумф».

— Вы сказали, что одним из основных направлений в сегменте гражданской продукции для Концерна является работа по созданию центров управления воздушным движением, среди которых – и московский центр, являющийся одним из крупнейших в Европе. Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. По своим характеристикам он соответствует европейским требованиям?

— Концерн определен головным исполнителем ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в нашей стране. При решении данной задачи Концерн очень тесно взаимодействует с Росавиацией и другими государственными структурами.

Изначально заданные Росавиацией требования к функциональным возможностям комплексов средств автоматизации организации воздушного движения нового центра значительно превышают аналогичные требования, сформулированные Евроконтролем (европейская авиационная власть) для своих передовых центров управления воздушным движением. Новый центр должен в значительной степени снизить экономические издержки в условиях прогнозируемого роста авиаперевозок за счет внедрения новых технологий организации воздушного движения и постепенного наращивания их потенциала, в том числе путем интеграции этих технологий. Так, применение автоматизированного обмена данными по каналам «диспетчер-пилот» позволит сократить речевой радиообмен и снизить загрузку диспетчеров. Более совершенные компьютерные средства автоматизации обеспечат кратко- и среднесрочный прогноз потенциальных конфликтов между воздушными судами и их своевременное разрешение диспетчерами, что значительно повысит безопасность полетов. Средства поддержки упорядочения потоков прилетающих и вылетающих судов помогут сократить время ожидания ими с включенными двигателями команд на взлет, сократить очереди на посадку и более точно выдерживать установленное расписание вылетов и прилетов. Автоматическая передача пилотам информации о местоположении летательных аппаратов в локальных зонах вокруг точек их местоположения будет способствовать обеспечению более высокой безопасности полетов за счет достижения осведомленности пилотов о воздушной обстановке вблизи их воздушных судов.

— В последние годы в России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» является одним из лидеров этого процесса. Как развивается эта программа?

— Действительно, в этом деле наш Концерн занимает лидирующие позиции. Уже введена в эксплуатацию большая часть вновь построенного в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Здесь на промышленную площадку с единой инфраструктурой сводятся пять питерских дочерних обществ Концерна. Замечу, что этот грандиозный по масштабам проект стоимостью 22,5 миллиарда рублей реализован на заемные средства банка ВТБ. В результате его реализации все пять предприятий выходят на новый уровень технологий и организации труда, что позволит существенно повысить качество продукции и радикально – производительность труда. Не случайно в СЗРЦ побывали все высшие должностные лица руководства страны, представители отрасли и заказчиков.

Еще два крупных машиностроительных завода мы строим в Нижнем Новгороде и в Кирове, на территориях существующих предприятий. По плану продукцию они будут давать с 2016 года. По нашим оценкам, более рациональным является путь строительства новых предприятий, нежели коренная модернизация существующих столетней давности.

Одной из главных проблем новых предприятий является кадровое обеспечение. К ее решению мы приступили заранее, создав колледж для подготовки рабочих и согласовав программы подготовки инженерных кадров с региональными вузами.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» лидирует в деле создания новых промышленных площадок.

— Ян Валентинович, работая в Концерне ПВО «Алмаз – Антей» с момента его создания вы, безусловно, накопили обширный управленческий опыт. Какие из инструментов корпоративного строительства вы считаете наиболее эффективными в современных условиях?

— В прежние годы заботы руководителя оборонного предприятия сводились к неукоснительному выполнению плановых заданий, прежде всего по линии государственного оборонного заказа. Теперь генеральный директор вдобавок к этому должен обеспечить экономическую устойчивость предприятия.

При работе с акционерными обществами главным инструментом управления являются, как известно, советы директоров. Однако в тех случаях, когда головная компания владеет полным пакетом акций, такой механизм во многом теряет свою значимость. На первое место выходит непосредственное общение с руководителями дочерних обществ. Ежедневно я встречаюсь с несколькими директорами, кроме этого действует система отчетов директоров дочерних обществ и проведения ежегодных сборов. Недавно был создан Корпоративный совет директоров, задачей которого является выработка решений стратегического и тактического уровней. Это механизмы прямого действия. Периодическая отчетность дочерних обществ подвергается в головной компании тщательному анализу, по результатам которого также принимаются управленческие решения.

Нами были разработана и выполнена программа технического перевооружения дочерних обществ, создан и успешно функционирует Корпоративный фонд НИОКР. Сегодня предприятия укомплектованы руководящими кадрами высокого уровня, и замена директоров осуществляется системно в рамках кадровой ротации. Решением правления формируется кадровый резерв руководителей. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников мы создали Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз – Антей».

Сейчас в центре внимания головной компании – программа стратегического развития и входящая в нее программа инновационного развития. Все это вкупе обеспечивает действенную систему контроля и управления.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS