Недремлющее небесное око
Аэростаты против крылатых ракет

Под брюхом аэростата DT-1 – гондола с радаром.

В годы Первой и Второй мировых войн воюющие стороны в качестве одного из средств ПВО использовали аэростаты. Наиболее широко они применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других важных объектов. Аэростаты играли роль «заборов», с которыми сталкивались и получали повреждения летевшие на малой высоте атакующие дирижабли и самолеты противника. Некоторые из них гибли от такого соприкосновения. Однако высотные бомбардировщики легко преодолевали эти препятствия.

Федор ДИАНОВ

Об аэростатах вспомнили в США, когда в арсеналах других государств появились крылатые ракеты (КР) подводных лодок Club-S и их китайские аналоги. Своевременно обнаружить такие ракеты крайне сложно, так как подлетают они к цели на малой высоте, а само направление атаки трудно предугадать.

Аэростаты заграждения в районе Лондона в годы Первой мировой войны.

Вспомнили в США и об Иране, который хотя пока и не располагает такими ракетами, но имеет средства их доставки и, вполне возможно, в обозримом будущем обзаведется КР. И тогда большинство прибрежных городов Соединенных Штатов, включая Вашингтон и Нью-Йорк, окажутся под прицелом Тегерана.

Почему возникла идея использовать аэростаты для борьбы с крылатыми ракетами? Эти аппараты, оснащенные радарами, – прекрасные средства обнаружения низколетящих целей. В январе 1996 г. Пентагон создал объединенное управление по аэростатам (Aerostat Joint Project Office), в которое вошли представители армии, ВМС и ВВС США. Координатором программы стало армейское Командование космической и стратегической обороны (U.S. Army Space and Strategic Defense Command). 30 января 1998 г. был подписан 300-миллионный контракт с компанией Raytheon на разработку Объединенной высотной сетевой системы обнаружения и защиты от крылатых ракет (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System – JLENS).

Raytheon разработала требуемую систему достаточно простой схемы. Она состоит из двух 74-метровых привязных начиненных негорючим гелием аэростатов DT-1, управляемых и контролируемых с наземных мобильных платформ. Эти «воздушные баллоны» оснащены радиолокационными станциями Х-диапазона, имеющими обзор 360°. Аппараты поднимаются на высоту 3000-3500 м, где могут бессменно находиться до 30 суток. Радар массой около 3,5 т, размещенный под брюхом одного DT-1, предназначен для обнаружения целей на дальности до 550 км, а второй – для наведения средств поражения. Связь с носителями армейских, морских и авиационных ракет ПВО-ПРО осуществляется посредством стандартного протокола Link 16. JLENS совместима и интегрируется с системами воздушного наблюдения и управления AWACS, JSTARS и E-2C, а также с корабельными АСБУ Aegis.

Радар аэростата способен контролировать воздушное пространство в диапазоне 360°.

В качестве опции компания Raytheon предлагает оснащать каждый комплекс JLENS станциями излучения GPS-подобных сигналов – так называемых «псевдолитов», что позволит построить на рубежах обороны высокоточное навигационное поле. Оно будет дополнять сигналы GPS-спутников или действовать независимо от них, что повышает гибкость и устойчивость системы. Последнее особенно важно в условиях подавления противником спутниковой GPS-группировки.

Пентагон дал «добро» концепции, разработанной Raytheon, и подписал с компанией в 2008 г. контракт на $1,4 млрд. на производство двух комплектов JLENS. Их испытания начались в прошлом году.

30 апреля 2012 г. на полигоне в районе озера Грейт Лейк-Солт в штате Юта состоялись испытания комплекта аэростатов совместно с армейским ЗРК Patriot. Система JLENS уверенно обнаружила низколетящую цель, имитировавшую крылатую ракету, передала данные батарее ЗРК. Та первым же пуском уничтожила мишень. «Когда такие системы, как JLENS, Patriot и другие работают вместе, возможности ПВО и ПРО значительно повышаются, – заявил представитель компании Raytheon Дэйв Галла. – Если говорить проще, наша система обороны становится более мощным фактором защиты Вооруженных Сил, гражданского населения и критически важных объектов инфраструктуры».

ЗРК Patriot успешно отработал с системой JLENS.

В сентябре прошлого года на полигоне в штате Нью-Мексико успешно прошли испытания JLENS, сопряженной с корабельным зенитным ракетным комплексом большой дальности Standard Missile-6 (SM-6). ЗУР, наведенная «небесным оком», уверенно поразила крылатую ракету-цель.

Наконец, 17 июля этого года на полигоне в Юте состоялись испытания JLENS и авиационных средств поражения крылатых ракет. Один из аэростатов обнаружил низколетящую противокорабельную ракету, другой в реальном масштабе времени передал, используя каналы Link 16, данные о ней истребителю F-15E. Тот засек цель и выпустил по ней ракету AIM-120C7 AMRAAM класса «воздух-воздух», которая и сбила мишень. Кстати, у ЗУР SM-6 и AMRAAM головки самонаведения идентичны. По словам того же Дейва Галла, таким образом «система JLENS дает новый способ защиты кораблей ВМС США и их союзников, а также морских коммуникаций от ударов ПКР».

Но для отдельных кораблей эта система, включающая два 74-м аппарата с приданым оборудованием, несомненно, слишком громоздка. Поэтому предусматривается метод группового целеуказания. То есть какой-нибудь один или два корабля станут носителями JLENS, а сами аэростаты будут передавать данные сразу нескольким кораблям или боевым единицам всего оперативного флота. В апреле этого года в носителя аэростата, но не DT-1, а более скромного – TIF-25K – был превращен скоростной транспортный катамаран 4-го флота Swift. Официально сообщалось, что его «баллон» используется для выявления маршрутов наркоторговцев и контрабандистов в Карибском бассейне. Может быть, оно и так, но почему-то кажется, что у него есть и другие – более важные задачи. Создается впечатление, что Swift опробывается в качестве корабля-матки аппаратов типа JLENS.

Истребитель F-15E атакует цель ракетой AMRAAM.

Скоростной катамаран Swift используется в качестве носителя аэростата TIF-25K.

По мнению американских экспертов, первоочередное значение имеет развертывание JLENS в районе Персидского залива, то есть в зоне ответственности 5-го американского оперативного флота. И это связано не только с иранской ядерной угрозой, но и с тем обстоятельством, что Исламская Республика обладает большим количеством небольших катеров, которые представляют серьезную угрозу ВМС США. А вот аэростаты JLENS, как показали эксперименты у Восточного побережья Соединенных Штатов, отлично их видят. Оказалось, что они способны отслеживать сотни движущихся целей не только в воздухе, но и на море и земле, в том  числе мобильные пусковые установки оперативно-тактических и тактических ракет, и выдавать целеуказание разнообразным средствам поражения.

Корабельная ЗУР SM-6 хорошо сопрягается с JLENS.

И все-таки своя рубашка ближе к телу. Как бы ни беспокоили Вашингтон военные приготовления Ирана, безопасность территории США ставится выше. По данным Лек-сингтонского института, в сентябре 2014 г. начнется развертывание первых подразделений JLENS, которые обеспечат контроль Восточного побережья Соединенных Штатов от Нью-Йорка до Ричмонда.

А всего планируется закупить 12 серийных комплектов JLENS на сумму $1,6 млрд. По сравнению с другими вооружениями, приобретаемыми американским военным ведомством, это немного. На данное обстоятельство и делает акцент компания Raytheon, продвигая свой новый товар. Аэростаты при эксплуатации требуют небольших расходов. По сравнению с аналогичными комплексами на самолетах они на 500-700% экономичнее. Ведь у них нет экипажа, им не нужно топлива и т.д. И трудозатраты на 50% меньше тех, что необходимы для обслуживания самолетов.

И все-таки у Объединенной высотной сетевой системы обнаружения и зашиты от крылатых ракет есть ахиллесова пята. Несмотря на то, что ее создатели рекламируют свое детище как всепогодное, нередкие ураганные ветры на Восточном и Западном побережье США, а также осенние катаклизмы в Мексиканском заливе не дадут гарантированно эксплуатировать JLENS круглогодично. То есть потенциальный противник сможет найти «кротовую нору» для внезапного удара.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS