|
Под брюхом аэростата DT-1 – гондола с радаром. |
В годы Первой и Второй мировых войн воюющие стороны в качестве одного из средств ПВО использовали аэростаты. Наиболее широко они применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других важных объектов. Аэростаты играли роль «заборов», с которыми сталкивались и получали повреждения летевшие на малой высоте атакующие дирижабли и самолеты противника. Некоторые из них гибли от такого соприкосновения. Однако высотные бомбардировщики легко преодолевали эти препятствия. |
Об аэростатах вспомнили в США, когда в арсеналах других государств появились крылатые ракеты (КР) подводных лодок Club-S и их китайские аналоги. Своевременно обнаружить такие ракеты крайне сложно, так как подлетают они к цели на малой высоте, а само направление атаки трудно предугадать.
Аэростаты заграждения в районе Лондона в годы Первой мировой войны. |
Вспомнили в США и об Иране, который хотя пока и не располагает такими ракетами, но имеет средства их доставки и, вполне возможно, в обозримом будущем обзаведется КР. И тогда большинство прибрежных городов Соединенных Штатов, включая Вашингтон и Нью-Йорк, окажутся под прицелом Тегерана.
Почему возникла идея использовать аэростаты для борьбы с крылатыми ракетами? Эти аппараты, оснащенные радарами, – прекрасные средства обнаружения низколетящих целей. В январе 1996 г. Пентагон создал объединенное управление по аэростатам (Aerostat Joint Project Office), в которое вошли представители армии, ВМС и ВВС США. Координатором программы стало армейское Командование космической и стратегической обороны (U.S. Army Space and Strategic Defense Command). 30 января 1998 г. был подписан 300-миллионный контракт с компанией Raytheon на разработку Объединенной высотной сетевой системы обнаружения и защиты от крылатых ракет (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System – JLENS).
Raytheon разработала требуемую систему достаточно простой схемы. Она состоит из двух 74-метровых привязных начиненных негорючим гелием аэростатов DT-1, управляемых и контролируемых с наземных мобильных платформ. Эти «воздушные баллоны» оснащены радиолокационными станциями Х-диапазона, имеющими обзор 360°. Аппараты поднимаются на высоту 3000-3500 м, где могут бессменно находиться до 30 суток. Радар массой около 3,5 т, размещенный под брюхом одного DT-1, предназначен для обнаружения целей на дальности до 550 км, а второй – для наведения средств поражения. Связь с носителями армейских, морских и авиационных ракет ПВО-ПРО осуществляется посредством стандартного протокола Link 16. JLENS совместима и интегрируется с системами воздушного наблюдения и управления AWACS, JSTARS и E-2C, а также с корабельными АСБУ Aegis.
Радар аэростата способен контролировать воздушное пространство в диапазоне 360°. |
В качестве опции компания Raytheon предлагает оснащать каждый комплекс JLENS станциями излучения GPS-подобных сигналов – так называемых «псевдолитов», что позволит построить на рубежах обороны высокоточное навигационное поле. Оно будет дополнять сигналы GPS-спутников или действовать независимо от них, что повышает гибкость и устойчивость системы. Последнее особенно важно в условиях подавления противником спутниковой GPS-группировки.
Пентагон дал «добро» концепции, разработанной Raytheon, и подписал с компанией в 2008 г. контракт на $1,4 млрд. на производство двух комплектов JLENS. Их испытания начались в прошлом году.
30 апреля 2012 г. на полигоне в районе озера Грейт Лейк-Солт в штате Юта состоялись испытания комплекта аэростатов совместно с армейским ЗРК Patriot. Система JLENS уверенно обнаружила низколетящую цель, имитировавшую крылатую ракету, передала данные батарее ЗРК. Та первым же пуском уничтожила мишень. «Когда такие системы, как JLENS, Patriot и другие работают вместе, возможности ПВО и ПРО значительно повышаются, – заявил представитель компании Raytheon Дэйв Галла. – Если говорить проще, наша система обороны становится более мощным фактором защиты Вооруженных Сил, гражданского населения и критически важных объектов инфраструктуры».
ЗРК Patriot успешно отработал с системой JLENS. |
В сентябре прошлого года на полигоне в штате Нью-Мексико успешно прошли испытания JLENS, сопряженной с корабельным зенитным ракетным комплексом большой дальности Standard Missile-6 (SM-6). ЗУР, наведенная «небесным оком», уверенно поразила крылатую ракету-цель.
Наконец, 17 июля этого года на полигоне в Юте состоялись испытания JLENS и авиационных средств поражения крылатых ракет. Один из аэростатов обнаружил низколетящую противокорабельную ракету, другой в реальном масштабе времени передал, используя каналы Link 16, данные о ней истребителю F-15E. Тот засек цель и выпустил по ней ракету AIM-120C7 AMRAAM класса «воздух-воздух», которая и сбила мишень. Кстати, у ЗУР SM-6 и AMRAAM головки самонаведения идентичны. По словам того же Дейва Галла, таким образом «система JLENS дает новый способ защиты кораблей ВМС США и их союзников, а также морских коммуникаций от ударов ПКР».
Но для отдельных кораблей эта система, включающая два 74-м аппарата с приданым оборудованием, несомненно, слишком громоздка. Поэтому предусматривается метод группового целеуказания. То есть какой-нибудь один или два корабля станут носителями JLENS, а сами аэростаты будут передавать данные сразу нескольким кораблям или боевым единицам всего оперативного флота. В апреле этого года в носителя аэростата, но не DT-1, а более скромного – TIF-25K – был превращен скоростной транспортный катамаран 4-го флота Swift. Официально сообщалось, что его «баллон» используется для выявления маршрутов наркоторговцев и контрабандистов в Карибском бассейне. Может быть, оно и так, но почему-то кажется, что у него есть и другие – более важные задачи. Создается впечатление, что Swift опробывается в качестве корабля-матки аппаратов типа JLENS.
Истребитель F-15E атакует цель ракетой AMRAAM. |
Скоростной катамаран Swift используется в качестве носителя аэростата TIF-25K. |
По мнению американских экспертов, первоочередное значение имеет развертывание JLENS в районе Персидского залива, то есть в зоне ответственности 5-го американского оперативного флота. И это связано не только с иранской ядерной угрозой, но и с тем обстоятельством, что Исламская Республика обладает большим количеством небольших катеров, которые представляют серьезную угрозу ВМС США. А вот аэростаты JLENS, как показали эксперименты у Восточного побережья Соединенных Штатов, отлично их видят. Оказалось, что они способны отслеживать сотни движущихся целей не только в воздухе, но и на море и земле, в том числе мобильные пусковые установки оперативно-тактических и тактических ракет, и выдавать целеуказание разнообразным средствам поражения.
Корабельная ЗУР SM-6 хорошо сопрягается с JLENS. |
И все-таки своя рубашка ближе к телу. Как бы ни беспокоили Вашингтон военные приготовления Ирана, безопасность территории США ставится выше. По данным Лек-сингтонского института, в сентябре 2014 г. начнется развертывание первых подразделений JLENS, которые обеспечат контроль Восточного побережья Соединенных Штатов от Нью-Йорка до Ричмонда.
А всего планируется закупить 12 серийных комплектов JLENS на сумму $1,6 млрд. По сравнению с другими вооружениями, приобретаемыми американским военным ведомством, это немного. На данное обстоятельство и делает акцент компания Raytheon, продвигая свой новый товар. Аэростаты при эксплуатации требуют небольших расходов. По сравнению с аналогичными комплексами на самолетах они на 500-700% экономичнее. Ведь у них нет экипажа, им не нужно топлива и т.д. И трудозатраты на 50% меньше тех, что необходимы для обслуживания самолетов.
И все-таки у Объединенной высотной сетевой системы обнаружения и зашиты от крылатых ракет есть ахиллесова пята. Несмотря на то, что ее создатели рекламируют свое детище как всепогодное, нередкие ураганные ветры на Восточном и Западном побережье США, а также осенние катаклизмы в Мексиканском заливе не дадут гарантированно эксплуатировать JLENS круглогодично. То есть потенциальный противник сможет найти «кротовую нору» для внезапного удара.