«Тритон» увидит все
В Калифорнии начались полеты опытных образцов высотных беспилотных летательных аппаратов MQ-4C Triton

Они предназначены для разведки, рекогносцировки и наблюдения за обширными морскими акваториями в интересах ВМС. Предполагается, что БЛА смогут находиться в воздухе до 30 часов, преодолевать за это время до 21300 км и работать на высотах более 18000 м.

Александр ФЕДОРОВ

Первый полет прототипа морского БЛА-разведчика состоялся 22 мая. Машина стартовала в 7.10 утра местного времени с заводского аэродрома корпорации Northrop Grumman в Палмдейле, за 1 час 20 минут совершила несколько кругов в районе военно-воздушной базы Эдвардс и благополучно села в точке взлета.

Беспилотник создан корпорацией Northrop Grumman на базе стратегического разведывательного БЛА RQ-4 Global Hawk, который состоит на вооружении ВВС США. Американским Военно-воздушным силам с 1998 г. поставлено 42 машины этой модели. Аппарат недешевый. Стоимость каждого RQ-4 с учетом затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляет $222,7 млн. ($131,4 млн. – за серийный БЛА), а суммарно финансирование программы до 2014 г. включительно выльется в $10 млрд.

БЛА RQ-4 Global Hawk, состоящий на вооружении ВВС США, стал прототипом MQ-4C Triton.

Длина Global Hawk – 14,5 м, размах крыла – 39,9 м, то есть больше, чем у лайнеров семейства Boeing 737. Взлетный вес тоже немаленький – 14628 кг. Малошумный турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce F137-RR-100 позволяет развивать скорость в 575 км/ч. В конструкции машины широко использованы stealth-технологии. Малая заметность для РЛС и большая высота полета делают БЛА RQ-4 малоуязвимыми от средств поражения.

Схема действия MQ-4C Triton при обеспечении действий ударного авианосного соединения.

Global Hawk принадлежит несколько мировых рекордов в классе беспилотных летательных аппаратов. Стартовавший 21 марта 2001 г. RQ-4 провел в воздухе 30 часов, 24 минуты и 1 секунду. Та же машина установила рекорд высоты полета – 19928 м. Эти достижения были зарегистрированы и утверждены Международной авиационной федерацией (FAI).

Минуло чуть более месяца и был установлен другой, хотя и неофициальный, но более практический рекорд. 24 апреля 2001 г. Global Hawk, взлетевший с авиабазы Эдинбург в Австралии, за 22 часа беспосадочного полета пересек Тихий океан и приземлился в США. Дистанция составила 13219,86 км.

Именно этот полет привлек внимание американских военно-морских авиаторов. Они объявили тендер на создание дальнего беспилотного морского разведчика в рамках программы Broad Area Maritime Surveillance – BAMS («Широкоохватное наблюдение за морем»). В конкурсе приняли участие корпорация Boeing с беспилотной версией пассажирского самолета бизнес-класса Gulfstream G550, корпорация Lockheed Martin в паре с компанией General Atomics Mariner, которые предложили создать совершенно новую машину, и Northrop Grumman с оморяченным вариантом RQ-4 Global Hawk. В апреле 2008 г. Пентагон объявил победителя. Им оказался, как и предсказывали эксперты, BAMS корпорации Northrop Grumman. Впрочем, руководство Boeing не хотело мириться с поражением и опротестовало итоги тендера, обратившись с жалобой в контрольное управление администрации США. Но оно лишь подтвердило победу Northrop Grumman.

22 апреля 2008 г. Министерство обороны США подписало с этой компанией контракт на $1,16 млрд. на создание дальнего беспилотного разведчика, который позже получил название Triton и обозначение MQ-4C. В соответствии с контрактом эта фирма должна была разработать и изготовить два полностью экипированных опытных образца (демонстратора).

Предполагается, что БЛА MQ-4C будут тесно взаимодействовать с патрульными самолетами P-8A.

По конструкции, габаритам и внешнему виду Triton мало чем отличается от Global Hawk. Некоторые изменения коснулись носовой и нижней части фюзеляжа, где разместилось электронное оборудование, предназначенное для обнаружения морских целей. В носовой части MQ-4C находится  оптоэлектронная камера, которая с высокой разрешающей способностью «видит» надводные цели и в реальном масштабе времени передает их изображение в центр управления БЛА. Под «брюхом» беспилотника разместилась РЛС AN/ZPY-3 с активной фазированной антенной решеткой, позволяющей производить с большой высоты и на большую дальность обзор водной поверхности на 360°. На борту разведчика имеется ЭВМ, хранящая в своей памяти видео- и электронные образы боевых кораблей и судов военно-морских и гражданских флотов. То есть потребитель в пункте управления получает уже вполне «осознанную» информацию об обстановке на том или ином участке театра действий. В соответствии с сетецентрической концепцией этой же информацией в полной мере могут воспользоваться операторы штабов разного уровня, а также экипажи пилотируемых американских самолетов и кораблей. Triton также располагает развитыми средствами связи, детекторами обнаружения сигналов РЛС и прибором определения местоположения судов, оснащенных передатчиками  автоматической идентификационной системы AIS. Вероятно, на эти БЛА в качестве средства самообороны будет устанавливаться аппаратура радиоэлектронного противодействия.

«Тритоны» смогут работать в дуэте и с палубными самолетами ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye.

«Предназначенные для замены существующих разведывательных самолетов такие системы, как Triton, дадут возможность нам осуществлять мониторинг океанских акваторий с гораздо большей эффективностью и продолжительностью», – заявил после первого полета MQ-4C кэптен Джеймс Хук, менеджер программы BAMS от командования морских авиационных систем ВМС США. Тут надо заметить, что предполагается работа «тритонов» в паре с новейшими патрульными самолетами P-8A Poseidon, которые начинают поступать на вооружение базовой авиации американского флота на замену самолетов P-3 Orion, а также палубными самолетами дальнего обнаружения и наведения E-2D Advanced Hawkeye. Варианты их взаимодействия могут быть самыми разными. Например, Triton обнаруживает выход на боевую службу подводной лодки и передает информацию на находящийся поблизости Poseidon. Тот, обладая средствами слежения за субмаринами в подводном положении (магнитометр, гидроакустические буи и т.д.), берет на сопровождение цель и в случае надобности уничтожает.

Испытания «тритонов» будут продолжены.

ВМС США планируют заказать 68 БЛА Triton. Они будут развернуты на Гавайях, на островах Гуам в Тихом океане и Диего-Гарсия в Индийском, авиабазах Поинт-Мугу в Калифорнии, Джексонвил во Флориде и Сигонелла в Италии.

Ну а пока испытания беспилотных разведчиков продолжаются. Сейчас они происходят в Палмдейле, а потом их перенесут на летно-испытательную базу  авиации ВМС США Патаксент-Ривер в штате Мэриленд. Но уже Вашингтон ведет переговоры с Австралией и Индией, которые выразили заинтересованность в приобретении этих БЛА.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS