Исчезающая система
Россия рискует потерять производство уникального понтонного парка, скопированного ведущими странами мира

Исследования, проведенные специалистами Научно-исследовательского инженерного института Сухопутных войск (НИИИ СВ) во главе с Юрием Глазуновым в течение 1948 г. по теме «Механизированный мостовой парк», позволили разработать весьма необычную и многообещающую конструкцию.

Камиль ЯНБЕКОВ

Благодаря объединению в одном автоматически раскладывающемся понтонном блоке водоизмещающих элементов, несущих конструкций и элементов проезжей части, была решена задача ускоренной сборки паромов и наплавных мостов. Их конструкция обеспечивала создание проезжей части, превосходящей по ширине все существующие аналоги. При этом резко сокращались личный состав расчетов и количество транспортных автомобилей.

И хотя внедрение новой компоновки понтонных парков проходило чрезвычайно тяжело, созданная НИИИ СВ (в настоящее время НИИЦ СИВ ФГКУ «3 ЦНИИ» Минобороны России) и заводом №342 (в настоящее время ОАО «Окская судоверфь» г. Навашино) конструкция, названная понтонно-мостовой парк ПМП, позволила многократно превзойти по эффективности лучшие иностранные аналоги того времени, такие как понтонный парк М4Т6 (США), понтонный парк 16/30/50 (ФРГ), понтонный парк «Хольплаттен» 50/80 (ФРГ) и другие. ПМП был принят на вооружение ВС СССР в 1960 г.

Создатель парка ПМП Юрий Глазунов (в центре).

Одновременно с созданием нового переправочного средства была решена задача рациональной универсализации нескольких классов понтонных парков. В ПМП оказались объединены существовавшие ранее легкие, тяжелые и специальные понтонные парки. Хотя ПМП был сложнее и дороже каждого отдельно взятого из перечисленных парков, сопоставление затрат на его реализацию и содержание с аналогичными затратами на приведенные классы парков однозначно говорило в пользу ПМП.

Впервые потенциал ПМП был продемонстрирован на показных учениях, проходивших в 1960 г. южнее г. Киева в присутствии членов Политбюро ЦК КПСС во главе с Никитой Хрущевым и представителей высшего командования ВС стран Варшавского договора. Хрущеву предложили посмотреть переправу танкового подразделения через Днепр, он поморщился, предполагая, что наведение переправы займет много времени. Но когда стальная лента наплавного моста была стремительно протянута через реку и по мосту загромыхали танки, он пришел в восторг. Тут же было дано распоряжение наградить создателей моста, возглавляемых автором-инициатором Юрием Глазуновым.

Патент на принципиальное решение ПМП оформлен в США, где он производится под названием Ribbon bridge.

Серийное производство парка было развернуто на заводе №342 в городе Навашино, а также на Сретинском, Угличском, Красноярском машиностроительных заводах. По имеющимся данным, только в СССР  было изготовлено более 220 комплектов ПМП – не считая его модификаций ПМП-М, ППС-84, ПП-91 и ПП-2005 (в состав комплекта ПМП входят 32 речных и 4 береговых звена с автомобилями, две выстилки с автомобилями).

Кроме инженерных войск Советской Армии, ПМП поставлялся в 20 стран: ГДР, Албанию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Югославию (под войсковым индексом КРМ-71), Монголию, на Кубу, в Китай, Вьетнам, Финляндию, Египет, Сирию, Ирак, Иран, Афганистан, Индию, Анголу, Кампучию, а также в Объединенные Арабские Эмираты.

Ноу-хау ПМП состоит в объединении в одном понтонном блоке водоизмещающих элементов, несущих конструкций и элементов проезжей части .

После сбрасывания на воду понтонный блок раскладывается автоматически.

Из воспоминаний Юрия Глазунова известно, что после поступления ПМП в ГДР, где его применение производилось в непосредственной близости от находящихся в ФРГ оккупационных воск США, американские специалисты сразу же оценили его возможности. Ими был снят фильм об оборудовании переправы из материальной части парка.

ПМП активно использовался в ходе арабо-израильских войн. В своей статье «Через Эльбу и Везер» немецкий военный инженер Петер Уде пишет: «По многим свидетельствам, ПМП эффективно использовался египетскими войсками во время форсирования Суэцкого канала в ходе войны 1973 г. За одну ночь они навели 10 таких мостов через водную преграду, и хотя все это проходило под интенсивными атаками с воздуха, модульная конструкция ПМП позволяла египетским инженерам быстро заменять поврежденные понтоны и даже в случае необходимости сплавлять целые мосты по каналу в район, определенный для переправы».

Известно, что благодаря использованию именно тактических возможностей ПМП египетским войскам удалось необычайно быстро переправиться через канал и достичь первоначального успеха в операции. Однако в ходе этой войны комплекты ПМП достались Израилю как боевые трофеи.

Из-за служебных недоразумений и излишней закрытости разработки международный патент на ПМП не оформлялся. Юрий Глазунов говорил, что при обращении с ходатайством о получении международного патента на техническое решение ПМП к начальнику инженерных войск ВС СССР генералу Виктору Харченко был получен отказ, мотивированный тем, что военной технике патент не нужен. В результате патент на принципиальное решение ПМП оформили США. Там не только наладили производство аналога ПМП – Ribbon bridge (RB) и его модификацию Improved Ribbon Bridge (IRB), но поставили эти парки ряду стран (в том числе Нидерландам и Республике Корея), а ФРГ наряду с парком была продана и лицензия на его производство.

А так раскладывает немецкий мост FSB.

Как говорится, найдите 10 отличий от моста ПМП.

В 1990 гг. на одном из учений стран НАТО присутствовал начальник инженерных войск генерал-полковник Владимир Кузнецов. Во время наводки моста из американского комплекта Ribbon Bridge главнокомандующий войсками НАТО в Европе похвалился Кузнецову «своим» понтонным парком. Однако тот заметил, что парк-то советский и его автор Юрий Николаевич Глазунов – его подчиненный. Американский генерал усомнился в услышанном и сказал, что наведет справки. На следующий день он принес свои извинения, признав, что американские специалисты, мягко говоря, заимствовали свой парк у русских.

Но нашлись и другие «специалисты», заявлявшие, что парк ПМП вовсе не советского происхождения. В 1993 г. командир 80-й саперной бригады бундесвера полковник Эрнст-Георг Кром заявил корреспонденту «Красной Звезды» Вадиму Маркушину, что «в годы войны русские завладели немецкими чертежами именно такого вот самораскладывающегося моста. Позже внедрили в своих инженерно-саперных войсках, ну и поставляли друзьям-партнерам, арабам в том числе. Во время шестидневной арабо-израильской войны 1967 г. один из мостов был взят в качестве трофея и, в конце концов, оказался у американцев. Те его слегка усовершенствовали и пустили в серийное производство. Потом предложили эти мосты союзникам-немцам. Не бесплатно, конечно. Так что пользуются теперь бундесверовские понтонеры импортным изделием, которое, с другой стороны, вроде бы свое, отечественное».

От себя отмечу, что автор этой легенды полковник Кром, вероятно, забыл, что именно русские сумели создать лучшие танки Второй мировой войны, а также превзошли немецкую промышленность по объему выпуска боевой техники и в конечном итоге разгромили немецкую военную машину. Однако вернемся к парку ПМП и его модификациям.

С 1977 г. аналог ПМП производится немецкой фирмой EWK для бундесвера, где он получил обозначение Faltschwimmbrucke (FSB). Для армий других стран предназначен экспортный вариант парка – FSB-E. На базе FSB был разработан и прошел испытания более совершенный парк, получивший обозначение FSB 2000. Также в ФРГ изготавливается и точная копия советского ПМП (за исключением средств моторизации и базовых шасси). Копии ПМП состоят на вооружении армий Бельгии, Португалии, Канады, Турции, Австралии, Бразилии, Швеции, Нигерии, Сингапура, Голландии, Египта.

По состоянию на 2013 г. помимо Германии близкие аналоги (зачастую просто копии) ПМП производятся в США, Чехии, Китае (Тип 79 и Тип 79А), Сингапуре, Японии (Тип 92) и активно поставляются на экспорт. В целом ПМП, его копии и модификации (не учитывая страны СНГ) производятся и состоят на вооружении в 38 странах мира. По имеющимся сведениям, география их производства и продажи постоянно расширяется.

Иная картина наблюдается в Российской Федерации. Из четырех производителей парков типа ПМП к настоящему времени в России остался только один – ОАО «Окская судоверфь». Заказы на современные аналоги ПМП – понтонные парки ПП-91 и ПП-2005 от российского Министерства обороны не поступают. Учитывая последние тенденции, нельзя исключить, что в недалеком будущем  лучший в мире понтонный парк ПМП, созданный русским инженерным гением, мы будем покупать за границей. Единственную надежду на спасение производства ПМП в России отечественные специалисты связывают с произошедшей сменой руководства в Министерстве обороны РФ.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS