Беспилотники: итоги и тенденции 2011 года
Минобороны России демонстрирует прагматичный подход к оснащению армии БПЛА

Беспилотные авиационные системы, роль которых в российских Вооруженных Силах еще недавно была минимальной, а место практически неопределенным, в последнее время получили хороший импульс к развитию.

Денис ФЕДУТИНОВ

2011 г. в этом плане начался позитивно. В конце предыдущего 2010 г. российским Минобороны в два этапа: сначала в нижегородском Гороховце, а затем в подмосковном Алабино были проведены сравнительные испытания беспилотных систем мини-класса. В 2011 г. предполагались закупки трех отобранных комиссией Сухопутных войск систем, созданных компаниями «Эникс», ZALA и СТЦ.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Понятно, что как компаниям-разработчикам, так и заказчику хотелось бы ускорить процесс поставок беспилотников в войска. Однако постановка на вооружение новых для армии систем – дело не быстрое. Необходимо соблюсти все существующие формальности, связанные с прохождением государственных испытаний по линии Минобороны. К сожалению, в бюджете военного ведомства средств на эти нужды в текущем году предусмотрено не было. Соответственно, компании были вынуждены пойти на покрытие этих расходов за свой счет. По имеющимся данным, пока процесс еще не завершен. Тем не менее, остаются надежды, что затраченные усилия окажутся не напрасными, и запланированная закупка по каждому из отобранных комплексов в размере обещанных нескольких десятков единиц все-таки будет осуществлена.

Опыт зарубежных ВС показывает, что мини-БЛА в наши дни становятся традиционным средством разведки в подразделениях на уровне рота-взвод. Оперативность развертывания и независимость от других источников развединформации делает БЛА этого класса одним из наиболее эффективных инструментов оперативной разведки «за холмом». Так что, думается, в случае налаживания конструктивного диалога между предприятиями промышленности и военным ведомством, успешного развития данного направления в нашей стране, объемы закупок могут составить сотни и даже тысячи единиц.

БЛА Searcher Mk II в Кубинке.

На очереди – рассмотрение российскими военными вопроса о приобретении более тяжелых БЛА тактического класса, которые являются одними из наиболее востребованных в мире. Но если в классе мини-БЛА российские компании предлагают множество систем, то здесь выбор гораздо скромнее. Помимо двух вариантов «Типчака», раработанных рыбинским конструкторским бюро «Луч», это БЛА «Инспектор-601» компании «Аэрокон», уже поставлявшийся иностранным заказчикам, а также БЛА «Дозор-100» питерской компании «Транзас». За прошедший год «Дозор-100» был существенно усовершенствован. Он, в частности, был оснащен аппаратурой АЗН-В, предназначенной для осуществления полетов в общем воздушном пространстве с другими пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами.

БЕСПИЛОТНОЕ ВТС

В 2010 г. работа Минобороны по приобретению БЛА велась параллельно как с отечественными предприятиями промышленности, так и с зарубежными компаниями. Эта линия была продолжена и в 2011 г. Так, в подмосковной Кубинке израильскими специалистами была завершена подготовка российских операторов и техников. Осенью иностранные беспилотники были использованы в крупномасштабных оперативно-стратегических учениях «Центр-2011». Израильские системы Searcher MkII получили неплохие отзывы не только со стороны военных эксплуатантов, но и со стороны ряда представителей отечественной промышленности. Многие специалисты, в частности, отметили их хорошую отработанность как комплексов.

Параллельно с эксплуатацией израильских БЛА в российских Вооруженных Силах в 2011 г. реализовывался проект по организации сборочного производства этих систем в нашей стране. Соответствующее соглашение было подписано руководством израильской компании IAI и российской ОПК «Оборонпром» в присутствии министра промышленности и торговли Виктора Христенко. В течение года сборочное производство было развернуто на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Уже на авиасалоне МАКС-2011 можно было увидеть «обрусевший» БЛА Searcher MkII под названием «Форпост».

Позитивный для компании IAI опыт выхода на российский рынок послужил своеобразным сигналом и для других израильских разработчиков беспилотных систем. В частности, в 2011 г. представительства в России появились у компаний BlueBird Aero Systems и Innocon.

«Обрусевший» Searcher Mk II на салоне МАКС-2011.

Развитие ВТС в области беспилотной техники не обошло стороной и вертолетные комплексы. Еще в начале 2011 г. стало известно о контактах ростовской компании «Горизонт» с австрийской фирмой Schiebel, создавшей один из наиболее коммерчески успешных беспилотных комплексов Camcopter S-100. Как пояснил во время парижского авиасалона Le Bourget 2011 руководитель компании «Горизонт» Игорь Хохлов, в нашей стране будет создано сборочное производство БЛА Camcopter. В подтверждении этого австрийский беспилотник можно было видеть на стенде и на открытой площадке компании «Горизонт» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. К сожалению, компании не удалось получить разрешение на проведение полетов в рамках салона: в нашей стране подобные вопросы решаются «со скрипом». За рубежом же Camcopter можно было увидеть в действии на Le Bourget 2011, а позднее и на авиационном и морском салоне LIMA 2011 в Малайзии. Между тем, Camcopter благодаря высокой надежности за достаточно короткий период был сертифицирован в России, и уже в октябре состоялись успешные испытания этого БЛА на Черном море, где была продемонстрирована возможность его применения с борта корабля.

РОССИЙСКИЕ MALE

Еще после заключения первой российско-израильской сделки многие эксперты сделали вывод о том, что закупленные БЛА, очевидно, не закроют потребности российских военных по всему спектру необходимых систем.

Географические масштабы нашей страны, а также задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, формируют потребность в аппаратах большой продолжительности полета, так называемого MALE-класса. Понимая это, российские военные проявляли интерес также к более крупным системам разработки IAI – Heron. Однако разрешения на их продажу России так и не было получено.

Очевидно поэтому осенью 2011 г. Минобороны РФ провело тендер на средневысотные БЛА большой продолжительности полета и габаритов, близких к американским аппаратам Predator и Reaper.

По-видимому, решение по конкурсу не было простым. Симптоматично, что Минобороны отказало прежним «фаворитам»: концерну «Вега», который имеет статус головного предприятия по комплексам БЛА в России, но снискало не лучшие отзывы в этой области у военных, а также компании «Туполев», которая в нашей стране имеет самый длительный стаж работ в области беспилотных систем, но находится сейчас в весьма сложной кадровой и технологической ситуации. Не получила желаемого заказа и РСК «МиГ», несколько лет назад блеснувшая на МАКСе премьерой перспективного ударного БЛА. Военные отдали предпочтение предприятиям, положительно проявившим себя в условиях рыночной экономики. Это разработчик высокотехнологичных электронных систем «Транзас», которому  поручили создание меньшего из двух беспилотников MALE-класса, и один из основных поставщиков воздушных мишеней для Минобороны РФ – казанская компания «Сокол», которой предстоит построить «русский Reaper».

БЛА «Дозор-100» компании «Транзас».

ПРАГМАТИЧНЫЙ ПОДХОД

В целом, в части развития БЛА в нашей стране 2011 г. выдался довольно удачным. Несмотря на то что ожидавшиеся закупки так пока и не начались, тем не менее, был создан ряд необходимых предпосылок для дальнейшего более активного оснащения Вооруженных Сил России современными разведывательными и разведывательно-ударными системами на базе БЛА.

Заказчик в лице Минобороны демонстрирует достаточно взвешенный и прагматичный подход, сочетающий заказ имеющихся на рынке российских БЛА с импортом тех типов беспилотноков, которые отсутствуют в продуктовых линейках российских компаний. Ну, а при невозможности первого и второго – делается заказ на разработку соответствующих систем под требования заказчика.

Создается ощущение, что помимо абстрактного желания иметь на вооружении беспилотные системы мирового уровня, в этом году в Минобороны РФ сформировалось понимание того, как именно этого добиться. Соответственно, в 2011 г. МО РФ демонстрировало четкую артикуляцию своих требований к промышленности и волю к тому, чтобы добиться от ОПК конечного результата.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS