|
Модернизированная БМП-3. |
Учитывая опыт эксплуатации боевых машин пехоты в странах с жарким климатом, а также предъявляемые к ним современные требования по боевым возможностям, российскими специалистами была разработана комплексная программа модернизации боевой машины пехоты БМП-3. В первую очередь она нацелена на увеличение боевой эффективности, повышение комфорта и улучшение взаимодействия экипажа с самой машиной, включая ее интеграцию в систему управления C4I. |
Многолетняя практика использования БМП-3 показала, что в основном выход ее узлов и агрегатов из строя вызван не дефектами изготовления или конструктивными недостатками, а, как правило, вследствие нарушения правил обслуживания и эксплуатации машины.
Для решения этой проблемы, а также с целью интеграции БМП-3 в систему управления C4I, на машину устанавливается электронный помощник водителя и оператора, который позволяет в аудиовизуальном режиме информировать экипаж о функционировании систем машины. В частности, сигнализирует о состоянии систем шасси БМП-3, о проблемах с системой заряжания или блоком дальномера, о состоянии цепей силового питания систем, небезопасных режимах работы вооружения и т.д. (всего более 100 сообщений). Только одна функция – автоматический контроль готовности системы управления огнем к запуску управляемой ракеты позволяет предотвратить неизбежные в прошлом потери дорогостоящих ПТУР.
Ханиф Хайдарович МИНГАЗОВ – генеральный директор ОАО «НПО «Электромашина», доктор экономических наук. |
С помощью устанавливаемого на модернизированной машине интегрированного дисплея водителя экипаж может получать инструкции по проведению технического обслуживания, войскового ремонта и другую эксплуатационную документацию. На мониторе водителя выводится изображение обзорных камер, а также картографические информационные системы. Система оборудована энергонезависимой памятью произошедших событий типа «черный ящик» для анализа выявленных неисправностей систем или неверных действий экипажа.
Комплект цифровой бортовой аппаратуры ЭПВО модернизированной БМП-3 позволяет собирать и передавать в цифровом виде для системы управления C4I в реальном масштабе времени информацию о расходных ресурсах (боеприпасы, топливо и т. д.) и техническом состоянии машины.
Интенсивность современных боевых операций, высокий уровень рабочей нагрузки и опыт применения БМП-3 в странах Персидского залива вызвали необходимость доработки машины в части улучшения эргономических характеристик. Для обеспечения комфортных условий обитания экипажа модернизированная БМП-3 оборудована башенным кондиционером с электроприводом и кондиционером-энергоагрегатом с малогабаритным дизелем для отделения десанта и механика-водителя.
Кондиционер-энергоагрегат работает независимо от штатных систем машины и создает комфортные условия для работы боевого расчета при температуре окружающей среды свыше +50°С. Кроме того, вырабатываемая генератором энергоагрегата электрическая мощность при заглушенном основном двигателе обеспечивает работу систем вооружения, наблюдения и аппаратуры связи, а также производит автоматическую зарядку аккумуляторных батарей. Кондиционирование и электроснабжение осуществляется как в движении, так и на стоянке. На плаву в случае отказа основного двигателя энергоагрегат обеспечивает работу водооткачивающих насосов, что позволяет длительное время поддерживать плавучесть машины, сохранять функционирование систем жизнеобеспечения до подхода помощи, а при необходимости вести наблюдение и огонь по противнику. На длительных стоянках и в обороне энергоагрегат снижает заметность машины для средств обнаружения противника, экономит ресурс основного двигателя и минимизирует расход топлива.
С целью экономичного и малошумного электроснабжения аппаратуры сигнализации, связи и наблюдения на машине может быть использован переносной дизельный автономный энергоагрегат мощностью 2 кВт, который устанавливается вне машины на расстоянии до 15 м.
Малогабаритный дизельный энергоагрегат ДЭА-2. Баллистический вычислитель ВБЦ-88. |
Расположение кондиционера-энергоагрегата на БМП-3. |
Кроме людей в экстремальных условиях жаркого климата страдает и техника. Так, значительное число поломок дизельного двигателя связано с его перегревом из-за неправильного выбора механиком-водителем режима (передачи) для движения. При движении по песчаной местности при температуре +50°С требуется поддержание высоких оборотов двигателя и внимательное наблюдение за его температурой, превышение которой выводит двигатель из строя. И хотя все механики-водители хорошо знают об этом, в условиях сложной трассы перегрева далеко не всегда удается избежать. Чтобы решить эту проблему, а также улучшить динамические показатели, на БМП-3 устанавливается автомат переключения передач АПП-688. Он предназначен для автоматического переключения передач в зависимости от дорожных условий и величины загрузки двигателя. Это позволяет работать двигателю в зоне максимального КПД с оптимальной температурой охлаждающей жидкости при среднем расходе топлива. Если же перегрев проявляется, то алгоритм АПП-688 оптимизирует движение БМП-3 на более высоких оборотах двигателя, улучшая тем самым охлаждение двигателя.
Применение АПП-688 значительно повышает динамику машины. Время разгона до 60 км/ч сокращается в среднем на 16%, за счет чего 400-метровый участок трассы машина проходит на 8% быстрее, чем в ручном режиме. Кроме того, по запасу хода машина в автоматическом режиме на пройденный километр по пересеченной местности потребляет на 7,5% меньше топлива, чем при ручном переключении передач.
Место водителя на модернизированной БМП-3. |
Кондиционер-энергоагрегат и автомат переключения передач, установленные в МТО на БМП-3. |
Следует отметить, что конструкция трансмиссии, АПП-688 и органов управления БМП-3 позволяют механику-водителю в любое время переключать передачи вручную с помощью рычага, расположенного перед рулевой колонкой.
Что касается огневой мощи, то она может быть повышена за счет модернизации системы управления огнем. Так, на БМП-3 устанавливается цифровой баллистический вычислитель ВБЦ-88, предназначенный для работы как с существующими, так и с любыми новыми типами боеприпасов российского или зарубежного производства. Мощный процессор обеспечивает расчет углов прицеливания и бокового упреждения при различных условиях стрельбы. При подключении вычислителя к цифровой метеостанции поправки на прицеливание определяются автоматически с учетом данных метеоусловий (температуры воздуха и заряда, атмосферного давления, скорости и направления ветра).
Вышеперечисленные конструкторские изменения могут проводиться как на вновь заказываемых машинах, так и на уже находящихся в эксплуатации непосредственно в условиях ремонтных мастерских заказчика.
В заключение следует отметить, что применение на БМП-3 новых систем, а также более мощного двигателя УТД-32, нового панорамного прицела командира, автомата сопровождения цели, средств защиты и других новинок позволяет российской боевой машине пехоты иметь превосходство над всеми зарубежными аналогами.
ОАО «НПО «Электромашина»
Россия, 454119, Челябинск,
ул. Машиностроителей, 2