Третий претендент
Китай поднял в воздух прототип самолета пятого поколения.

Демонстрация прототипа китайского самолета пятого поколения, случившаяся 11 января в городе Чэнду, центре китайского боевого авиастроения, наделало много шума. Шутка ли, КНР, которая как уверяют эксперты, не обладает целым рядом ключевых технологий в области создания современных боевых авиакомплексов, внезапно вступила в суперэлитарный клуб стран, уже создавших истребитель будущего, который до начала этого года состоял всего из двух членов – США и России.

Илья КЕДРОВ

 

Начало летных испытаний было обставлено очень по-китайски. Сперва, в качестве затравки, в интернете появились первые якобы шпионские фотографии новой машины очень плохого качества. Затем, после полета, в сеть выложили большое количеств изображений, на которых китайскую новинку уже можно подробно рассмотреть. Они также преподносились, как «шпионские», однако нет никакого сомнения в том, что это вполне официально санкционированный соответствующими ведомствами КНР «слив» важной информации. Вместе с тем, какие-либо официальные данные о ТТХ нового самолета отсутствуют, поэтому знатокам и любителям авиации остается только строить предположения на основе имеющихся фотографий. Толком не ясно даже, как называется самолет. Известно несколько его обозначений и громких имен, вроде «Черного орла». Наиболее распространенное обозначение новой машины – J-20.

О том, что Китай работает над созданием собственного самолета пятого поколения, известно уже не менее 10 лет. В конце 2009 г. было сделано официальное заявление, подтверждавшее проведение НИОКР в этом направлении. И вот, в начале 2011 г. самолет поднят в воздух. Важно отметить, что информация о первом полете J-20 была распространена в момент пребывания в Пекине министра обороны США Роберта Гейтса.

Во внешности нового китайского самолета можно обнаружить общие черты и с F-22, и с ПАК ФА, и c F-35. Говорить о том, что в Китае скопировали свой самолет с известных фотографий российской и американских машин в данном случае вряд ли уместно. Как правило, самолеты одного поколения имеют очень много общего во внешности. К тому же по аэродинамической схеме J-20 не похож на своих собратьев по поколению. Он построен по схеме «утка» с задним размещением крыла и цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ЦПГО). По габаритам J-20 крупнее F-22 и ПАК ФА. По всей видимости, он примерно на 5 метров длиннее и на несколько тонн тяжелее.

Вместе с тем, очевидно, что китайские разработчики тщательно изучали и перенимали зарубежный опыт. Причем некоторые особенности конструкции J-20 свидетельствуют о том, что особое внимание они уделили так и не реализованному в серийном производстве проекту многофункционального фронтового истребителя РСК «МиГ» 1.44, также построенного по схеме «утка» с применением ЦПГО. Но, повторимся, J-20 не является прямой копией какого-либо зарубежного образца. Это самостоятельная разработка китайских инженеров, выполненная под решение конкретных задач, поставленных перед авиастроителями военными.

Рисунок Андрея Жирнова.

В первый полет машина отправилась окрашенной, поэтому оценить объем использованных в конструкции композитных материалов не представляется возможным. Естественно, что на этапе начала летных испытаний на J-20 не установлена и большая часть бортовой электроники, необходимой современному боевому самолету. Насколько Китай продвинулся в деле создания современных локаторов с активной фазированной решеткой неизвестно, хотя такие работы, конечно, ведутся. В связи с первым полетом J-20 некоторые эксперты упоминают РЛС с АФАР Тип 1475. Однако за пределами расположенного в Нанкине НИИ электронных технологий, где разрабатывается этот радар, вряд ли кто-то имеет реальное представление о степени готовности и характеристиках упомянутого изделия. Скорее всего, до появления работоспособной китайской БРЛС с АФАР, отвечающей требованиям пятого поколения, пройдет еще не один год.

Среди очевидных успехов китайского ОПК, продемонстрированных на примере J-20, можно отметить наличие на самолете беспереплетного фонаря кабины пилота. Этот элемент конструкции считается важным для машины пятого поколения, поскольку способствует снижению радиолокационной заметности. На F-22 и F-35 также установлены беспереплетные фонари, в России же эту технологию пока не освоили.

Весьма любопытным представляется вопрос о том, с какими двигателями полетел J-20. Предположений на этот счет есть два: либо на китайском самолете установлена пара российских «изделий 117С», либо – один из вариантов WS-10 китайского производства. В пользу первого варианта высказывались некоторые зарубежные специалисты, однако его почти со стопроцентной уверенностью можно отбросить. Продажа КНР «изделий 117С» возможна только действительно большой партией, но о таких крупных контрактах обычно становится известно СМИ. А на сегодня какая-либо информация о поставках Китаю двигателей этого типа отсутствует. Значит, J-20 взлетел на китайских двигателях из семейства WS-10. Они созданы «по мотивам» отечественных АЛ-31Ф и частично собираются из поставляющихся из России запчастей, однако как по паспортным характеристикам, так и по ресурсу уступают современным российским образцам. Как уже писал журнал «Национальная оборона», для доведения до ума ТРДД семейства WS-10 Китаю потребуется еще не мене 5 лет.

Створки отсека для вооружения не просматриваются.

Сообщалось, что накануне взлета J-20 председатель КНР Ху Цзиньтао наградил руководителя группы разработчиков двигателя WS-10G, оснащенного цифровой системой управления FADEC. Считается, что именно этот двигатель предназначен для китайского самолета пятого поколения.

Интересно отметить также, что на фотографиях у стоящего J-20 сопла двигателей выглядят совсем не так, как у летящего. Это, по всей видимости, свидетельствует либо о том, что после выкатки и пробных пробежек по аэродрому в декабре прошлого года силовая установка на самолете была заменена, либо о том, что нам показали два разных прототипа.

На фотографиях J-20 снизу совершенно не просматриваются створки внутреннего отсека вооружения. То ли на прототипе они вовсе отсутствуют, то ли китайские «споттеры в штатском» посчитали нужным заретушировать их перед публикацией изображений – не ясно. Но как бы то ни было, в средней части самолета имеется достаточно большое пространство для размещения крупных авиационных средств поражения, в частности дальнобойных ракет класса «воздух-поверхность». Относительно большие габариты J-20 и, соответственно, наличие места для размещения тяжелых ракет на внутрифюзеляжной подвеске, возможно, свидетельствуют о том, что эта машина видится китайским военным в первую очередь в роли ударного самолета, маневренные и скоростные характеристики которого могут быть до некоторой степени принесены в жертву способностям поражать важные сухопутные объекты и крупные надводные цели.

Беспереплетный фонарь, индикатор прямой видимости в кабине – внешне у J-20 все так, как и должно быть у самолета пятого поколения.

В целом, китайское авиастроение пока находится в самом начале пути создания национального самолета пятого поколения. До того, как машина появится на вооружении ВВС НОАК, пройдет никак не меньше 10 лет.

Напомним, что в соответствии с российской программой создания ПАК ФА, установочная партия должна быть готова в 2013 г., а поставки в войска начаться в 2015-м. Другими словами, российский истребитель пятого поколения появится на рынке раньше китайского конкурента, что, естественно, играет на руку России как одному из крупнейших экспортеров боевой авиационной техники. Вместе с тем, учитывая неоспоримые успехи Китая в авиастроении, надо понимать, что запас по времени у отечественного авиастроения довольно ограниченный. Поэтому запаздывание в реализации программы ПАК ФА в перспективе грозит серьезными потерями на рынке и общим ослаблением оборонного потенциала страны. В последние годы АХК «Сухой» под руководством Михаила Погосяна демонстрирует весьма заметные успехи в создании и продвижении на рынок новых образцов авиатехники. Поэтому, по всей видимости, нам удастся сохранить комфортный временной зазор с КНР в области создания самолета пятого поколения. Но расслабляться в такой обстановке недопустимо.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS