Созидатели кораблей
Важное направление деятельности Зеленодольского ПКБ – создание проектов для экспортных заказов

МРК «Град Свияжск» – головной проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского ПКБ.

Когда в конце 1949 г. при заводе №340 в Зеленодольске было образовано конструкторское бюро, никому и в голову не могло прийти, что со временем оно превратится в одну из ведущих проектных организаций в области военного кораблестроения  не только в России, но и в мире. Ведь перед этим ЦКБ ставилась достаточно скромная задача – обеспечивать конструкторское сопровождение серийно строящихся на заводе №340 больших морских охотников проекта 122бис, разрабатывать варианты их модернизации и по возможности создавать новые корабли такого же назначения.

Однако очень быстро проявился новаторский характер коллектива ЦКБ №340 (ныне – Зеленодольское ПКБ). Конструкторы этого предприятия первыми внедрили в военное кораблестроение газотурбинные установки. Довольно быстро промышленность освоила выпуск малых охотников проекта 201. На нескольких заводах в короткие сроки было построено 185 кораблей этого типа разных модификаций. Им на смену пришли малые противолодочные корабли проекта 204 с уникальными гидромоторами, которые были способны развивать 40-узловый ход, сторожевые корабли проектов 159 и 35, ставшие «рабочими лошадками» на флотах. Наконец, в недрах бюро родился великолепный проект 1124 «Альбатрос». Эти МПК и сегодня составляют основу наводных сил ближней морской зоны ВМФ РФ. А во второй половине 80-х годов прошлого века появился проект 11540 «Ястреб» – сторожевого корабля океанской зоны. Для ВМФ СССР планировалось построить около 100 этих СКР. Но в трудное постсоветское время в строй вошли только два – «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», которые с честью несут Андреевский флаг по всему Мировому океану.

Благодаря неукротимой энергии и выдающемуся таланту первого главного конструктора и начальника ЦКБ – Александра Кунаховича, важным направлением деятельности Зеленодольского ПКБ стала разработка уникальных скоростных кораблей. В их числе самые большие корабли на подводных крыльях – МПК проектов 1141 и 11451 «Сокол», развивавшие 65-узловый ход. Еще более высокую скорость показывал катер «Циклон» с аэродинамической разгрузкой.

Важное направление деятельности Зеленодольского ПКБ – создание проектов для экспортных заказов. Уже в начале 50-х годов прошлого века БМО проекта 122бис собирались в КНР по технической документации бюро. За рубеж массово поставлялись экспортные модификации МО проекта 201, МПК проекта 204, СКР проектов 159 и 1159 «Ягуар».

Не уронили зеленодольцы престиж предприятия и в постсоветскую эпоху. Первым надводным кораблем нового проекта, пополнившим ВМФ РФ, стал ракетный корабль «Татарстан» проекта 11661К. За ним последовал малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 «Буян», открывший серию из трех единиц. А сейчас серийно строятся малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», обладающие огромным ударным потенциалом поражения противника на море и на суше. Успешно реализуются экспортные заказы. ВМС Вьетнама получили два фрегата типа «Гепард-3.9», в настоящее время по несколько измененному проекту на Зеленодольском заводе имени Горького строятся еще два корабля для того же заказчика.

Журнал «Национальная оборона» сердечно поздравляет славный коллектив Зеленодольского ПКБ с юбилеем и желает ему процветания и новых успехов в создании замечательной военно-морской техники!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS