Главный конструктор
К 100-летию со дня рождения академика Александра Давидовича Надирадзе

Исполняется 100 лет со дня рождения Александра Давидовича Надирадзе – выдающегося деятеля ракетной техники, основоположника нового направления в области создания подвижных грунтовых ракетных комплексов с твердотопливными ракетами.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

Александр Давидович родился 20 августа 1914 г. в городе Гори в семье учителя. Его отец Давид Иосифович окончил Суриковское училище в Москве, мать Наталья Георгиевна Переверзева за участие в революционной работе была выслана из Орла в Баку, где они и познакомились.

Конструкторскую деятельность А.Д. Надирадзе начал лаборантом в авиамодельной лаборатории Грузинского совета Осоавиахима, где оформил первое свое изобретение в области летательных аппаратов (а.с. 28786, 1934 г.). После завершения учебы в Закавказском индустриальном институте (1936 г., Тбилиси) А.Д. Надирадзе поступает на самолетостроительный факультет МАИ им. С. Орджоникидзе, который оканчивает с отличием в 1940 г.

Поступив в 1940 г. инженером-конструктором в ЦАГИ, А.Д. Надирадзе разрабатывает и доводит до испытаний очередное свое изобретение – вездеходное шасси на воздушной подушке для взлета и посадки самолетов (а.с. 7287/312458).

В эти годы зародилось сотрудничество А.Д. Надирадзе с выдающимися учеными, будущими академиками Г.П. Свищевым, С.А. Христиановичем, Я.Б. Зельдовичем.

ПГРК «Темп-С».

В 1951 г. в КБ-2 он создает первую советскую метеорологическую ракету МР-1. Ракета выгодно отличалась от известных аналогов тем, что на парашюте спасался корпус двигательной установки (ДУ), которой мог использоваться вновь. В середине 1950-х гг. Александр Давидович – главный конструктор управляемых авиабомб в КБ-2/ГСНИИ-642, разработка которых завершилась успешно проведенными испытаниями и принятием первой советской управляемой авиабомбы на вооружение в 1955 г. По рекомендации Сергея Павловича Королева Александр Давидович переводится в НИИ-1.

С 1958 г. А.Д. Надирадзе – начальник СКБ в составе НИИ-1 по созданию первой отечественной твердотопливной управляемой ракеты на дальность 500 км, получившей название «Темп». Начиная с 1961 г. А.Д. Надирадзе – директор – главный конструктор научно-исследовательского института №1, с 1966 г. получившего название Госпредприятие «Московский институт теплотехники» (МИТ).

Приход А.Д. Надирадзе в НИИ-1 и разработка баллистической ракеты «Темп» определили начало нового, по сути новационного направления развития отечественного ракетостроения, в основу которого были положены создаваемые твердотопливные крупногабаритные двигательные установки, которые по мере их совершенствования в течение 5-7 лет позволили обеспечить повышение энергетических возможностей создаваемых ракет и увеличить максимальную дальность стрельбы вплоть до межконтинентальной.

С момента прихода в СКБ и особенно после 1961 г. Александр Давидович сосредоточил усилия возглавляемого им коллектива на создании остро необходимого Советской Армии нового класса вооружения – мобильных оперативно-тактических ракет и комплексов фронтового назначения, предназначенных для доставки ядерных боеприпасов на соответствующих театрах военных действий. Эти ракеты имели неоспоримые преимущества перед жидкостными по своим боевым и эксплуатационным характеристикам в составе подвижных ракетных комплексов (более высокий уровень живучести, малые времена боеготовности, высокие пожаро- и взрывобезопасность, более длительные сроки хранения и др.).

Была начата и быстро пошла разработка ракетного комплекса «Темп» на колесном шасси. Здесь проявились гениальные черты Александра Давидовича. Не впадая в эйфорию от первых удачных пусков, он настоял на необходимости уточнения направления работ – переходу к созданию более перспективного смесевого твердого топлива двигательных установок, более современным методам проектирования, конструирования и отработки, в целом – к следующему смелому шагу в деле создания более мощных баллистических ракет.

В первую очередь это относится к двухступенчатой твердотопливной баллистической ракете «Темп-С», которая была разработана и успешно прошла летные испытания в составе подвижного грунтового ракетного комплекса.

Эта и все другие ракеты, разработанные под руководством и при непосредственном участии А.Д. Надирадзе, были оборудованы решетчатым оперением.

Характерной чертой Александра Давидовича было то, что в начале разработки он не боялся закладывать предельные характеристики по всем параметрам ракет, двигательных установок и компонентов комплекса, определяющих в целом ее технический уровень.

Комплекс «Пионер».

О его способностях выжимать запасы из смежников ходили легенды. Такой подход к проектированию сложных технических систем давал свои положительные результаты. Достаточно привести только один пример. Для комплекса «Темп-С» коллективом КБ Минского автозавода под руководством Бориса Львовича Шапошника было специально создано четырехосное автомобильное шасси МАЗ-543. При собственной массе 20 тонн оно имело такую же грузоподъемность (соотношение 1:1). Это было великое достижение.

В 1966 г. ракетный комплекс «Темп-С» был принят на вооружение. За создание комплекса Московский институт теплотехники был награжден орденом Ленина. Александру Давидовичу Надирадзе, его заместителям В.И. Гоголеву и Б.Н. Лагутину были присвоены звания лауреатов Ленинской премии.

Александр Давидович ставит перед собой и коллективом еще более сложную задачу по созданию подвижного грунтового комплекса с твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности с моноблочной головной частью. После проведения глубоких научных и проектно-конструкторских проработок, в 1967 г. начинается опытно-конструкторская разработка ракетного комплекса «Темп-2С».

На уровне министра оборонной промышленности было принято два важных решения. Во-первых, о назначении НИИ АП (Н.А. Пилюгин) головным разработчиком системы управления (вместо ЦНИИАГ). Во-вторых, основным из двух альтернативных вариантов – колесного и гусеничного – определили колесное шасси разработки КБ Минского автозавода (Б.Л. Шапошник).

В процессе летных испытаний комплекса «Темп-2С» было проведено 30 пусков. Совместные с заказчиком летные испытания были завершены в декабре 1974 г. залповым пуском двух ракет в акваторию Тихого океана. Тем самым завершилась разработка первого в мире ПГРК с межконтинентальной баллистической ракетой.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение Советской Армии постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 декабря 1975 г. За его создание Московский институт теплотехники был награжден вторым орденом Ленина. Александру Давидовичу Надирадзе присвоили звание Героя Социалистического труда.

Несмотря на кажущееся относительно скромное развертывание комплекса «Темп-2С», он явился базовым для дальнейшего создания еще более перспективных баллистических ракет и ракетных комплексов, повышения уровня их технического совершенства, повышения эффективности боевого применения, расширения области использования, накопления опыта боевой эксплуатации.

В начале 1970-х гг. перед главным конструктором была поставлена задача создать новый боевой ракетный комплекс с ракетой средней даль-ности. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать баллистическую ракету, обладающую высокой боевой эффективностью, самоходную пусковую установку, способную перевозить ракеты по дорогам, обеспечивая пуск с любой точки маршрута движения при малых временах боевой готовности.

Разработку комплекса, получившего название «Пионер», предстояло осуществить в сжатые сроки – примерно за два года.

Многие технические решения, заложенные в конструкцию ракеты, были «пионерскими». Помимо отработанных узлов и систем внедрялись новая боевая ступень с разделяющейся головной частью (РГЧ), включающая три боевых блока с обеспечением их разведения по индивидуальным целям.

Первый пуск ракеты «Пионер» состоялся 21 сентября 1974 г. и был исключительно удачным. На отработку и доводку систем ракеты и подвижного грунтового ракетного комплекса потребовалось немного более года. После 21-го пуска 9 января 1976 г. цикл испытаний был завершен.

11 марта 1976 г. вышло постановление о принятии комплекса «Пионер» на вооружение ВС СССР.

В процессе проведения летных испытаний РК «Пионер» начались проектно-конструкторские проработки по его модернизации с целью улучшения летно-технических характеристик.

Ракета «Пионер-УТТХ» успешно прошла летные испытания десятью пусками с 10 августа 1979 г. по 17 декабря 1980 г. и была принята на вооружение 23 апреля 1981 г.

В 1982 году А.Д. Надирадзе был вторично удостоен звания Героя Социалистического труда.

Александр Давидович неустанно работал над дальнейшим развитием и усовершенствованием ракетного комплекса «Пионер» – «Пионер-3».

Летные испытания «Пионера-3» начались вполне успешно, но были прерваны в связи с подписанием СССР и США Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Последние годы жизни и творческой деятельности А.Д. Надирадзе были ознаменованы созданием еще двух ракетных комплексов на базе ракеты-носителя «Пионер-УТТХ». К ним относится комплекс с командной ракетой (шифр «Горн»), обеспечивающий в процессе полета головной части передачу на землю кодовой информации и команд на запуск находящихся в позиционных районах боевых ракет. Также был разработан комплекс, оснащенный неядерной головной частью, по которому были проведены полные циклы отработки и летных испытаний. Оба этих комплекса были приняты на вооружение Советской Армии.

Следует отметить, что в 1984 г. был выпущен эскизный проект по РК с малогабаритной МБР «Курьер», уникальной по своим летно-техническим характеристикам. Она была разработана как первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в три раза меньше, чем у ранее разработанной МИТ ракеты «Темп-2С»!

Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системе управления. По техническому уровню «Курьер» не уступал заокеанскому аналогу.

К сожалению, эта работа не была доведена до своего завершения.

В соответствии с договоренностями между политическими лидерами США и России 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной МБР «Курьер» и ее заокеанского аналога МБР Midgetman были прекращены.

Облик и уровень полученных основных характеристик уникального высокомобильного и малозаметного РК с малогабаритной ракетой «Курьер» до сих пор остаются непревзойденными в отечественной и зарубежной практике ракетостроения, а оставшееся от этой работы наследие в виде бесценного опыта в подходе, методах проектирования и отработки, а также созданная технологическая и производственная база явились основой для разработки ОАО «Корпорация «МИТ» в последующие годы нового поколения ракет и ракетных комплексов различных типов. И в этом большая заслуга лично Александра Давидовича.

Венцом жизни и творческой деятельности Александра Давидовича Надирадзе явилась разработка проекта нового стратегического подвижного комплекса с трехступенчатой МБР «Тополь».

Совместные летные испытания ракеты «Тополь» начались 8 февраля 1983 г. пуском на полигоне Плесецк. По результатам в целом успешного хода испытаний 28 декабря 1988 г. было принято постановление правительства №1275-3400 о серийном производстве «Тополя». Первая часть, вооруженная комплексами «Тополь», заступила на боевое дежурство в районе города Йошкар-Ола 23 июня 1985 г. Комплекс был официально принят на вооружение 1 декабря 1988 г., то есть примерно через один год после безвременной кончины А. Д. Надирадзе.

Ракетный комплекс «Тополь» обладает уникальными качествами. При его создании применены высокие технологии, новейшие разработки отечественной науки и техники. Конструктивные решения, материалы и топлива ДУ, аппаратура комплекса были самыми современными.

ПГРК «Тополь» стал венцом творческой деятельности Александра Давидовича Надирадзе.

Проведенная разработка и пуски ракет подтвердили правильность технических решений, заложенных в конструкцию элементов комплекса и их высокую надежность. Работы по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов «Тополь» обеспечат возможность их нахождения на боевом дежурстве до 2017-2018 гг.

Успешное завершение работ по подвижному ракетному комплексу с ракетой «Тополь», проложивших путь к созданию в дальнейшем целого семейства «Тополей», явилось своего рода памятником главному конструктору Александру Давидовичу Надирадзе.

Под руководством и при его непосредственном личном творческом участии Московским институтом теплотехники были разработаны 11 ракетных комплексов, семь из которых были приняты на вооружение. Эти РК охватывали широкий диапазон дальностей стрельбы: малой, средней, межконтинентальной. Среди них – уникальный РК «Тополь», более 25 лет находящийся на боевом дежурстве РВСН.

В процессе проведения работ формировалась и крепла кооперация организаций-разработчиков во главе с выдающимися руководителями-соратниками А.Д. Надирадзе, такими как Б.П. Жуков, В.Д. Протасов, Н.А. Пилюгин, С.Г. Кочарянц, В.Г. Садовников, Б.Л. Шапошник. За эти годы МИТ вырос в крупный научно-технический, конструкторско-технологический центр. Его трудовой коллектив за заслуги перед страной был дважды награжден орденом Ленина.

Создание уникальных мобильных комплексов с управляемыми баллистическими твердотопливными ракетами радикально изменило структуру Ракетных войск стратегического назначения в сторону их усиления, повышения живучести и боевой эффективности РК, подготовило базу для их дальнейшего совершенствования и развития.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS