Многофункциональный титан
Государственному материаловедческому центру ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» – 75 лет

В этом году ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» отмечает свое 75-летие. Особое место среди главных научных направлений работы института с начала 50-х годов прошлого века занимает создание материалов для морского судостроения, в том числе титановых сплавов.

Алексей ОРЫЩЕНКО

Основными преимуществами титановых сплавов для морской техники являются:

• высокая удельная прочность;

• коррозионная стойкость в морской воде (стойкость к коррозионному растрескиванию для высокопрочных сплавов);

• отсутствие склонности к хрупкому разрушению;

• немагнитность;

• работоспособность при широком спектре условий нагружения при длительном ресурсе;

• технологичность сплавов на металлургическом и судостроительном переделах;

• возможность сварки без охрупчивания зоны термического влияния;

• обеспечение высоких служебных свойств в крупногабаритных полуфабрикатах и сварных соединениях.

Алексей Сергеевич ОРЫЩЕНКО – генеральный директор ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», доктор технических наук

Институт «Прометей» специализируется в области создания корпусных титановых сплавов, сплавов для судового машиностроения, а также разработки технологических процессов для изготовления из них различных видов полуфабрикатов. Разработан ряд корпусных титановых сплавов с пределом текучести в интервале от 600 до 900 МПа, сплавов для судовой энергетики с пределом текучести в интервале от 250 до 450 МПа и сплавов для судового машиностроения с пределом текучести в интервале от 450 до 850 МПа. В настоящее время проводятся исследовательские разработки по созданию свариваемого сверхпрочного титанового сплава с пределом текучести более 1100 МПа для перспективных образцов глубоководных транспортных систем.

Разработаны и освоены на предприятиях Российской Федерации технологические процессы изготовления полуфабрикатов для морской техники, в том числе: листы, плиты, штамповки, поковки, прутки кованые и катаные, полособульбовые профили, горяче- и холодно-деформируемые трубы, баллоны высокого давления, фасонные отливки.

На все виды полуфабрикатов разработаны специальные технические условия.

Из разработанных материалов изготовлена серия подводных лодок, серия обитаемых глубоководных аппаратов и станций специального назначения («Рифт-1», «Рифт-2», «Русь», «Консул»), а также глубоководные спасательные аппараты «Бестер» и «Приз».

Расширяется область применения титановых сплавов в атомной энергетике. Титановые сплавы, разработанные институтом, применяют для теплообменного оборудования атомных электростанций, в которых в качестве охлаждающей среды используется морская вода.

Обитаемый ГА «Русь».

В титановом исполнении разработаны парогенераторы для судовых транспортных установок. Использование парогенераторов в судовых транспортных атомных энергетических установках позволило резко увеличить их ресурс до 60 тысяч часов.

Разработаны специальные реакторные установки малой мощности и ограниченного ресурса. Применение титановых сплавов для атомных энергетических установок малой мощности определяется следующими свойствами разработанных институтом титановых сплавов:

• высокая коррозионная стойкость в воде и паре до температуры 350 °С;

• радиационная стойкость при Tобл. = 260-270 °С;

• низкая склонность к радиационному распуханию;

• низкая активируемость и высокий темп снижения наведенной активности;

• практически двукратное снижение веса металлоконструкций реакторных установок.

Спасательный ГА «Бестер».

Разрабатываются реакторные установки интегрального типа малой мощности. В настоящее время ведутся работы по созданию из титана корпуса атомного реактора транспортных установок. Перспективным научным направлением применения титана в судовом машиностроении является создание новых защитных покрытий и разработка технологических процессов их формирования.

Атомный ледокол «Россия».

В «ЦНИИ КМ «Прометей» создан ряд научных школ, в том числе и научная школа по разработке и производству материалов из титановых сплавов. Наличие научной школы обеспечивает перспективные разработки в области титановых сплавов и подготовку кадров для решения задач по созданию высокоэффективных материалов для морского судостроения, атомной энергетики и для других отраслей техники.

mail@crism.ru

www.crism-prometey.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS