Ветеран, поэт, гражданин
В 2014 г. ожидается два юбилея: Радия Федоровича – 90 лет со дня рождения и 50 лет окончания им МВТУ им. Н.Э. Баумана

Радий Федорович Ченцов. Февраль 1979 г., Москва.

Проходят годы, и все меньше остается людей, которые прожили сложную и тяжелую жизнь, спасли мир от коричневой чумы и продолжают отдавать все силы и знания во имя развития и процветания своей Родины. Одним из них является Радий Федорович Ченцов.


Родился он 15 октября 1924 г. в Москве, в районе Арбата, где жил и учился до 1934 г. Его родители – коммунисты по убеждению, врачи по образованию. В 1934 г. по путевке ЦК ВКП(б) они были направлены в Казахстан налаживать систему здравоохранения. В марте 1938 г. отца арестовали и осудили на 10 лет «как организатора антиправительственных группировок». Мать, избежавшая ареста, сумела отправить сына в Москву, где он жил один до 1940 г.

Арест отца стал для Радия жизненной катастрофой. Свое состояние он стал выражать в стихах, давая выход отчаянию и непониманию происходящего.

Зло свершилось! Как теперь мне жить?

На глаза людей как появляться?

И какому богу мне служить?

И каким святыням поклоняться?

1938 г.

С тех пор все пережитое, все события, мысли, впечатления он отражает в стихах. На сегодня их почти тысяча – стихотворный дневник за 75 лет.

А жизнь шла своим чередом. В классе у пятерых арестованы родители. Среди них Артем Веселый, Шалва Окуджава (отец Булата). С Булатом Радий подружился на всю жизнь.

В 1941 г. он окончил 9 классов, и вскоре началась война. Мать призвали в армию как военврача, а так как в Москве жить ему было не с кем, мать втолкнула его в поезд на Алма-Ату, где работали их друзья. Там Радий окончил 10-й класс и в 1942 г. был призван в армию. И началась армейская жизнь с клеймом ЧСИР (член семьи изменника Родины). Сначала он попал в Ашхабадское пехотное училище, потом в 75-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Командиром отделения провоевал всю Курскую битву.

Под лавиной стальной плоть живая рвалась,

От солдатских сердец бронь горела, дымясь.

И земля на дыбы в вихре адовых дней

Поднялась до небес, солнце скрыв от людей.

1943 г.

В последовавшем затем наступлении получил два ранения и контузию. Лечился в госпитале в Казани.

На Курской дуге тишина.

Притихла в надежде Европа.

Подсчеты ведет старшина

У взрытого взрывом окопа…

Казань, госпиталь, 1943 г.

После излечения стал курсантом Казанского танкового училища. По окончании его в 1944 г. воевал в Прибалтике в составе 35-й Гвардейской танковой бригады. В ее же составе участвовал в разгроме японцев в Маньчжурии. Клеймо ЧСИРа не давало возможности ни поступить в академию, ни демобилизоваться.

Тень подозрения (бред ненужный)

Стояла за моей спиной.

Вдвойне тяжка была мне служба,

Втройне тяжел был каждый бой!

1945 г.

1945 г. Командир танкового взвода.

После войны служил на Камчатке, в Прикарпатье, в Бердичеве. Очередная попытка прорваться в академию или демобилизоваться окончилась безрезультатно.

В 1954 г. женился, родилась дочь.

В том же году был полностью реабилитирован его отец. И тут же Радия приняли в партию, но совсем пропало его стремление к военной карьере. «Аукнулась» контузия, стал глохнуть и в 1958 г. был демобилизован по состоянию здоровья. Сразу поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана на кафедру «Колесные и гусеничные машины». Стал студентом и вернулся на Арбат.

Виноват пред тобой, виноват!

Не суди меня очень строго.

Я вернулся к тебе, мой Арбат.

Снова я у родного порога.

По окончании в 1964 г. МВТУ добросовестно, по-армейски трудился в различных учреждениях, занимавшихся космической и оборонной тематикой, активно сотрудничал с Московским институтом теплотехники, почувствовал радость творческого труда. Однако в 1986 г. совсем оглох, никакая аппаратура уже не помогала. Пришлось уйти на пенсию. Появилось свободное время, чтобы уделять внимание семье, осмысливать происходящие изменения в стране и в мире, писать стихи.

Мои стихи – моя стихия.

Я только с ними разберусь.

Хорошие или плохие –

Они мне в радость или в грусть.

Не все перемены в стране, армии, мире Радию по душе, но оптимизм ветерана не покидает:

Не верю! Снова птица-тройка

Помчится шляхом перемен.

С почтеньем мир посторонится

И Русь поднимется с колен.

В 2014 г. ожидается два юбилея: Радия Федоровича – 90 лет со дня рождения и 50 лет окончания им МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Как хорошо, что есть такие люди, которые истинными патриотами России проживают с ней все невзгоды и радости, верны своей альма-матер – МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Спасибо Радию Федоровичу за все, что он сделал в своей жизни.

Друзья-сокурсники надеются на дружеские встречи, дающие положительные эмоции на долгое время.

Желаем Радию Федоровичу здоровья, бодрости и долгих лет жизни.

Спасибо, что сегодня есть еще, на кого равняться, с кого брать пример молодым!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS