Начались летные испытания двигателя второго этапа для истребителя Су-57
Первое летное испытание нового мотора – одна из финальных вех во всей программе разработки российского истребителя пятого поколения.

Первый полет российского истребителя пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа состоялся 5 декабря 2017 г. в ЛИИ им. М.М. Громова. Испытания прошли штатно: на различных режимах двигатель отработал 37 минут, из них 17 минут – в полете.

Пилотировал летающую лабораторию Герой Российской Федерации шеф-пилот Компании «Сухой» Сергей Богдан. Полет прошел в соответствии с условиями полетного задания.

Двигатель второго этапа для Су-57 («Изделие-30») создается в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации, головным разработчиком является ОКБ имени А.М. Люльки. При его создании были применены новейшие технологии и материалы, использование которых позволило достичь технических требований, предъявляемых к силовой установке пятого поколения. Двигатель разрабатывается под руководством генерального конструктора – директора ОКБ им. А.М. Люльки Евгения Марчукова. В соответствии с указом президента России Владимира Путина, в декабре 2017 г. он награжден орденом Почета.

Пока на летающей лаборатории установлен только один мотор пятого поколения. Оснащение Су-57 полностью новой силовой установкой – с двумя ТРДД «Изделие-30» – дело самого ближайшего будущего. Однако первое летное испытание нового мотора – одна из финальных вех во всей программе разработки российского истребителя пятого поколения, свидетельствующая о скором успешном завершении этого проекта.

Одна из важнейших особенностей двигателя второго этапа для Су-57 – увеличение удельной тяги, что обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость, а за счет уменьшения удельного расхода топлива улучшена экономичность двигателя. Силовая установка оснащена интегрированной интеллектуальной системой управления «самолет-двигатель», максимально информативной и удобной для летчика.

«Изделие 30» – это полностью новая разработка российских двигателестроителей, созданная с нуля в постсоветскую эпоху. Надо отметить, что на сегодняшний день готовые авиадвигатели пятого поколения есть только у США, а образцов, воплощенных в металле, кроме как у США и России, нет больше ни у кого. 

«Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы – уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели», – заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Напомним, что свой первый полет истребитель Су-57 совершил с турбореактивным двухконтурным форсажным двигателем с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (ранее известным как «изделие 117»), который представляет собой глубокую тягово-ресурсную модернизацию двигателя АЛ-31ФП, устанавливающегося на истребители семейства Су-27/30. С этим же ТРДД истребитель пятого поколения будет запущен в серийное производство. После завершения создания двигателя второго этапа он заменит в производственной программе АЛ-41Ф1.